Персональный сайт
Кузьмина Андрея Геннадьевича
краснодипломированного инженера-экономиста.

  ЭН-79-1

Для посетителей:
Главная
Фотогалерея
Резюме



Обратная связь:
Гостевая
 
Новости:








E-mail: kuzmin@sato.ru




 
В Южно-Сахалинске сейчас ночь 0:42

На войне без потерь не бывает.

     В.В.Путин публично признал распад СССР как крупнейшую геополитическую катастрофу 20-го века. Надо полагать, ощущение этого поражения во многом мотивировало его прошлые маневры.
     Летом 1996 г. группа банкиров заключила с президентом Ельциным сделку. Они обязались оказать ему финансовую и медийную поддержку в борьбе за переизбрание на второй срок, а в обмен получили в залог самые доходные российские компании, прежде всего в сырьевом секторе. Договоренность заключалась в следующем: если Ельцин победит на выборах, они получат эти активы в полное владение. Так и случилось. Для замещения государственных расходов разработали и внедрили механизм ГКО.
     Питерская группа ученых и политиков еще до выборов 1996 года присматривалась к китайскому опыту и разработала свою схему обеспечения финансово-политической независимости России: российские компании экспортируют нефть на Запад; российское правительство отбирает у них сверхприбыль за счет налогообложения; на полученную валюту приобретаются ценные бумаги западных государств и фондов; под залог этих бумаг по согласованию с администрацией президента РФ российские компании кредитуются в западных банках.
     В чем смысл такой схемы и где оправдание определенных расходов на западное финансовое посредничество? В основу был положен тезис, что западные финансовые институты в то время лучше умели с максимальной отдачей вкладывать капиталы, чем их недоразвитые российские аналоги и тем более российское государство с его аппаратной коррупцией и дезинтегрированным общественным сознанием путей развития. Подобная схема представлялась как минимально рискованный способ инвестирования внешнеторгового профицита.
     Осуществление своей программы Путин начал с того, что преподнес себя олигархам в качестве защитника. Он заверил их, что: признает итоги сделки 1996 г. (напомнив одновременно, что практически никто в стране, кроме него, не считает их права собственности легитимными); он не намерен лишать их имущества и даже преподнесет им некоторую компенсацию в виде «плоской» шкалы налогообложения; отношения олигархов с государством будут полностью пересмотрены - все олигархи будут равноудалены от власти и капитал-связи обнуляются; регулятор будет один - путинский Кремль; корпорации отказываются от попыток влияния на политический процесс, но получают защиту от «раскулачивания» через партбольшинство в законодательном органе страны. Другими словами, свободный олигархический капитализм отменялся и ему на смену приходило президентское регулирование.
     На встрече в июле 2000 г. Путин, сидя с олигархами за одним столом, изложил им остальные правила поведения. Они могут и дальше обогащаться. В ответ олигархи должны согласиться на новый режим налогообложения, главная цель которого состоит в перераспределении средств в пользу федеральных властей. Этот режим им необходимо строго соблюдать - полностью платить все положенные налоги - и не пытаться его изменить. Кроме этого, Путин наметил ряд других ориентиров для деятельности олигархов. Среди них было указание активнее учитывать национальные интересы России в своей экономической деятельности за рубежом. Другими словами, олигархи сохраняют права собственности, но они не носят гарантированного характера и всегда зависят от доброй воли Кремля.
     Единственный серьезный и открытый вызов путинской модели был брошен через два года. Используя терминологию «Золотого теленка», нарушителем конвенции «детей лейтенанта Шмидта» стал Ходорковский-Паниковский. С подачи Березовского начала прорабатываться схема ухода ЮКОСа от «кремлевского регулятора» под прикрытие мировой корпорации №1 – Эксон – с передачей существенного объема прав недропользования. План Ходорковского по всем пунктам вступал в противоречие с путинской моделью и означал корпоративный раздел России. В 2003 г. сам Ходорковский был осужден и отправлен изучать матчасть уранового рудника под Читой. С тех пор никто не пытался бросить вызов неформальной договоренности в Кремле.
     В январе 2000 г. валютные резервы страны составляли всего 8,5 миллиардов долларов, а ее внешняя задолженность достигала 133 миллиардов. Для Путина выплата этих долгов имела целеполагающую роль - вернуть России статус полностью суверенного государства. Именно этот мотив остался после крушения СССР, который распался не в результате военного поражения. Союз рухнул, поскольку утратил реальный политический суверенитет из-за полной потери финансовой самостоятельности и соответствующих значительных изменений в культурном и политическом общественном сознании. Реальной была и вероятность дальнейшего распада уже России.
     Повышение мировых цен на нефть с 10 долларов за баррель в 1998 г. до 140 долларов в 2008 г. принесло России гигантские дополнительные доходы - на 650 миллиардов долларов больше, чем за годы правления Ельцина. Нефтегазовое богатство «перетекло» и в другие сектора, прежде всего за счет увеличения потребительских расходов. Мощный рост среднедушевых доходов послужил катализатором для розничной торговли, строительной отрасли и сектора недвижимости.
     На риторическом уровне Путин и его помощники регулярно говорили о необходимости решения глубоко укоренившихся проблем российской экономики - недостаточно развитой и ветшающей инфраструктуре, устаревших основных фондах, кризисе в сфере демографии и здоровья населения - но словами все в основном и ограничивалось. Реальных дел было немного. Чиновники уплотнялись в непробиваемый кастовый слой коррупции, бездействия и высокомерного пренебрежения нуждами народонаселения. Большинство из этих проблем сегодня лишь усугубились по сравнению с началом президентского срока Путина.
     По средней продолжительности жизни Россия по-прежнему занимает одно из последних мест среди промышленно развитых стран. Показатели смертности среди мужчин в возрасте 18-30 лет сравнимы с возрастной группой старше сорока или пятидесяти в США, Западной Европе и Японии. Макроэкономический рост увеличил убыль населения России. Уровень смертности среди мужчин в возрасте 26-55 лет при Путине даже выше, чем при Ельцине. Общая численность населения России в годы его пребывания у власти сокращалась быстрее, чем в ельцинскую эпоху. Какие бы меры по улучшению здоровья населения ни принимала власть, все они бледнеют по сравнению с тем, что, напротив, не делается и что могло бы быть реально сделано.
     К концу 2007 г. государственный внешний долг сократился до 37 миллиардов долларов. Поворотным моментом стал январь 2005 г., когда Россия - на три с половиной года раньше срока - полностью выплатила задолженность Международному валютному фонду. В 2005 г. валютные резервы увеличились на 55 миллиардов долларов, в 2006 г. - на 120 миллиардов, в 2007 г. - на 170 миллиардов. В результате к середине 2008 г. их объем составил почти 600 миллиардов долларов. По этому показателю Россия уступала только Китаю и Японии. А поскольку значительную часть этих средств она вложила в американские государственные облигации, Россия, наряду с этими странами, стала одним из ведущих «финансистов» дефицита текущего баланса США. Таким образом, всего за десять лет положение радикально изменилось. Конечно, восстановление финансового суверенитета страны за столь короткий срок стало возможным благодаря росту нефтяных цен, но важную роль сыграла и сосредоточенность Путина на достижении этой цели.
     Путин со своей питерской командой предполагал риски глубокого провала основы всей западной финансовой системы – долларовой макроэкономики США. Все же, мировой финансовый кризис угрожает парализовать тот самый механизм, при помощи которого Россия диверсифицировала свои риски. Лишившись посредничества Запада в перекредитовании для погашения накопившихся корпоративных долгов, Россия сама оказалась в ситуации острого финансового кризиса на фоне убыли трудоспособного населения, коллапса сфер производительной занятости населения, разрушения ЖКХ и другой социальной инфраструктуры.
     На обывательском уровне сложился стереотип насчет Медведева: он пробрался на политический олимп из-за давних дружеских связей с Путиным. Так то оно так, но из близкого окружения именно Медведев выделился разработкой стратегии вывода рубля на роль резервной региональной валюты. Надо иметь в виду, что во многом новые формы основной резервной мировой валюты сегодня определяют три страны-донора: Китай, Япония, Россия. Сегодня сила за Азией и вероятной азиатской валютой АКЮ.
     Россия пока ищет реальные приводные ремни решения фундаментального вопроса: как улучшить демографическую ситуацию в наших природно-климатических и географических условиях с независимой политикой и экономикой, определяемой таким непредсказуемым фактором, как цена на нефть? Общий подход сформулирован – инновационная экономика и национальные проекты. Но как убедить определенные слои общества отказаться от неуемной тяги к глянцевой роскоши и элементарного бюджетного паразитирования? Как перераспределить средства в постиндустриальное социальное накопление с культурологическими сферами занятости, биосоциальными отношениями с окружающей средой, ландшафтной архитектурой массового жилищного и дорожного строительства? Возврат к жесткой социализации вряд ли обеспечит мотивацию труда в масштабных кластерах некоторых постиндустриальных секторов: космос, термоядерный синтез, освоение океанских глубин, нанотехнологии, генная инженерия, ресурсоэнергосбережение. Сталинские шарашки и трудовые армии сегодня уже невозможны. Очевидно, что мобилизационные методы промышленно-индустриального развития остались в прошлом. Уровень задач сегодня несколько другой.
     Отстой России в гавани макроэкономической стабильности закончен – ветер переменился. ЕдРо свою задачу исполнила и управляющей партии необходима новая конфигурация. Предстоит перезагрузка – не только в отношениях с США. Обостряется разворот жесткой глобальной корпоративной войны с реальными бомбежками и отдельными оранжевыми всплесками. Стране предстоит еще вновь побороться за право оставаться единым и суверенным многонародным государством. Желающих превратить Россию в трофейную территорию стратегических зон хозяйствования ТНК предостаточно.
Пока невозможно предсказать, какую реальную форму примет политическая целесообразность. Но ведь как-то же придется псевдодемократическую оранжевую дурь обуздывать и умерить ненасытную прожорливость чиновничьей братии – и на войне без потерь не бывает. Надо видеть стратегию. А тактика в России принимает порой причудливые формы.
     Своей макроэкономической политикой Путин восстановил политический суверенитет России, утраченный во второй половине восьмидесятых. И он его не отдаст.
     Медведев поднялся к вершинам власти на стратегии превращения рубля в резервную региональную валюту и национальных проектах: ему возраст позволяет смотреть на 25-30 лет вперед и он не сильно увяз в предрассудках поколения либеральных пораженцев.
     Сахалинская область как субъект РФ располагает человеческим, финансово-правовым и природным потенциалом для выхода в региональные лидеры нового культурологического тренда развития многонародной России. Но пока монетарным балом правит субъективная мотивация островного чиновничества в части конкретизации долгосрочных стратегий государственно-общественного развития и его массовая бездеятельность. Синие стригуны(крабы) объедают острова. У народонаселения Сахалина есть свои вызовы для преодоления. И я полагаю, федеральный центр в культурологическом прорыве сахалинцам поможет.
 

Андрей Кузьмин
Южно-Сахалинск