|
|
В Южно-Сахалинске сейчас вечер 18:48
|
|
Нас ожидает культурная революция. |
В 1878 году присяжные заседатели Санкт-Петербургского окружного суда под
председательством А.Ф.Кони, руководствуясь требованием судебной присяги о
нравственной ответственности, вынесли оправдательный приговор Вере Засулич,
которая стреляла и ранила московского градоначальника Трепова. За что
стреляла? За моральное унижение высоким должностным лицом простого
политзаключенного в тюрьме. В России вопросы морали и нравственности
являются вековой основой русского народа. Пушкин писал об уродливости внешне
усвоенных европейских идей и форм в почвенной среде России и самобытной
красоте русской души, проистекающей из духа народного: «Уверуйте в дух
народный и от него единого ждите спасения и будете спасены».
Созидательная часть двадцатого века следовала постулату Ленина: политика не
может не иметь первенства над экономикой. Была диктатура пролетариата. Тем
не менее, Сталин придавал огромное значение сфере культуры в период
модернизации страны. Конец двадцатого и начало этого века проходят под
другим знаменем: макроэкономика и развлекательные масс-медиа превыше
суверенной политики, реальной экономики и национальной культуры. Времена
изменились, но в России не стоит ждать чуда от унифицированного средства –
представительной демократии. Кроме большого числа миллиардеров и социального
расслоения общества она ничего не породила. И через почти два десятка лет
после ее устаканивания богатые тупо богатеют, бедные продолжают вымирать, а
социальная инфраструктура – разрушается. Беспризорники, нищие трудящиеся,
африканская продолжительность жизни…Постреформенные времена общего развития
наступят только лишь тогда, когда культурная, политическая и
социально-экономическая элита начнет отчетливо осознавать разницу между
правовой обязанностью, моральным долгом и нравственной ответственностью и
действовать с нравственным вдохновением.
России нужен культурологический переход. И любой переход должен идти по
принципу формирования общественного сознания: сначала было слово. И эти
слова сегодня – русский народ, культура, нравственность, мораль. Надо
определяться с категориями.
Казалось бы, задача не сложная – есть масса словарей, кодексов, религиозных
источников. Здесь любого ожидает откровение – а нет этих понятий. Обыденный
житейский опыт дает множество примеров употребления слов русский, мораль,
нравственность. А что же энциклопедисты? Словарно-энциклопедические
источники - Большая Советская Энциклопедия 1952 г., Энциклопедический
словарь 1953-55 гг., Советский Энциклопедический Словарь 1987 г., Большой
Энциклопедический Словарь 1997 г., словарь Брокгауза и Эфрона и др. -
страдают изъятием отдельных принципов морали или их искажением в угоду
конкретно-исторических предпочтений государства, разделением понятий морали
и нравственности формально-условно, по латинообразующей основе. В целом,
полное смешение этих понятий как одной формы общественного сознания. Русский
человек, русский народ – на эти понятия наложено табу цивильным
просвещением.
Надо создавать задел. Для общественного восприятия предлагаются следующие
формулировки.
Русский народ России – поддерживаемое юридическим правом саморегулируемое
нравственными основами и моральными нормами сообщество русских на территории
России (состоящее из граждан России, которые определяют себя
многонациональным (многокровным) русским человеком, говорят и пишут на
русском языке и проживают на территории России в третьем поколении), имеющее
общие цели государственного социально-культурного, общественно-политического
и социально-экономического развития Государства-Родины-Отечества, признающее
солидарность и коммунитарность, взаимопомощь и взаимовыручку, кооперацию и
синергетическое сотрудничество в качестве морально-нравственной основы
достижения целей и исполнения задач государственно-общественного развития.
Культура – духовный уровень развития народа, который обеспечивается
искусством, художественным и народным творчеством, наукой, спортом,
образованием, просвещением и который воплощается в предметно-материальных
носителях (орудия труда, здания и сооружения, технологии, жилища,
инфраструктура, предметы повседневного обихода, средства транспорта и связи,
архитектурно-дизайнерская продукция, научно-образовательная продукция,
культурно-общественная продукция, образцы искусства, живописи, скульптуры,
литературные произведения, издательская продукция, сооружения
культурологического биосоциального природопользования) и передается в таких
носителях последующим поколениям.
Общественное сознание - совокупность идей, мнений и убеждений в теософской,
научной, правовой и культурной формах. Общественное сознание является
объективной силой как катализатор деятельности личности, общества и
государства.
Мораль – нормативно-литературная сфера культурной формы общественного
сознания, вносимая государством, общественно-политическими структурами и
религиозными объединениями с целью влияния на индивидуальное сознание через
формализованные или прописные нормы, принципы, категории и критерии чести,
долга, обязанности, ответственности, достоинства, репутации, этики и
эстетики.
Нравственность – подсознательный уровень ощущений и чувств культурной формы
общественного сознания, формируемый государственными органами, религиозными
объединениями и организациями культуры через информационно-психологическую
среду и созидание предметно-материальных культурологических носителей для
мотивации благоощущения, благочестия и благотворчества.
В морали используются категории добра и зла. Для нравственности эти
категории сложнее – благо и вред. Не всякое добро во благо и не всякое зло
во вред. Общество должно уметь самовоспитываться через наказание своих
выродков.
Высшая форма нравственности - это любовь: к человеку, семье, своим
соотечественникам, родине. Воинские подвиги Матросова, Гастелло, защитников
Брестской крепости, панфиловцев под Москвой, ленинградцев, сталинградцев и
сотен тысяч советских людей в годы войны в тылу и на фронте – высшее
проявление нравственности, то есть любви к своей родине-отечеству и народу.
Отечественные войны выигрывал народ, а не государство с чиновником и
регулярной армией. Наполеон совершил роковую ошибку – начал клеймить
русского крестьянина в свое подданство. И армия, сдавшая Москву, не смогла
потом его догнать до Парижа. Гитлеровские войска, пусть и якобы внезапным
нападением, разгромили регулярную красную армию в первые месяцы и захватили
больше двух миллионов военнопленных. Но осуществление идеи славянского
рабства на оккупированных территориях инициировало такую самоотдачу и
самоотверженность отмобилизованного русско-советского народа на фронте и в
тылу, что верховный жрец нацистской идеологии и, по совместительству,
проводник мировых финансовых кругов вместе с самой мощной военной машиной
того времени бесславно закончил в берлинском логове.
Нравственные устои русского народа, закаленного в тысячелетней борьбе за
выживание с суровой природой и государственным опричником, не сломить
внешним силовым воздействием. Возмездие гарантировано стойкостью внутренних
убеждений, способностью ассимилировать слабых и стальной волей к терпению и
преодолению.
Подъем уровня морали и нравственности обеспечивается развитием духовной
сферы культуры. Но без политико-экономических возможностей воплощения
достигнутого духовного уровня в предметно-материальных носителях призывы к
культурному совершенствованию останутся благостной утопией. Нужна
демократическая директория созидания с системой безопасности
информационно-психологической среды общества. Диктат нужен не к политическим
противникам. Он нужен к безудержной тяге обогащения и потребительства, к
получению потребительского наслаждения любым путем и средствами. Быть
богатым в природных условиях России – это не достижение, а индивидуальный
позор безнравственности и аморальности. Социал-дарвинизм финансового успеха
в нашей холодной стране недопустим – он обрекает на преждевременную смерть
пусть и слабого, но ближнего, своего, соотечественника.
В перспективе общественное созидание в России должно быть организовано
диктатом стратегических проектов в реальной экономике: культурологическая
социальная инфраструктура, ресурсосберегающая и интеллектуальная
электроника, освоение ресурсной базы морских глубин, производство новых
материалов в условиях невесомости космоса, термоядерная энергетика…
Ждать этого придется долго. Пока нет организации начального этапа. Не
определены даже на уровне культурной сферы категории морали и
нравственности, не разработаны схемы государственного культурологического
целеполагания. К примеру, есть Глобальный договор ООН об общих принципах и
ценностях, который предусматривает социальную ответственность
предпринимательства. Но есть и полный провал с раскрытием этих общепринятых
норм международного права в нашем федеральном законодательстве. Ясно, что
нынешнему правящему финансово-правовому сословию, погрязшему в беспутно
нажитой роскоши, любая ответственность за культурологическое развитие
социума – непотребная ересь.
Из-за деградированного духовного уровня нынешних политико-финансовых ловцов
удачи без насилия не обойтись. Реальная историческая практика подтверждает
тезис В.И.Ленина: важнейшие вопросы в жизни народа решаются только силой.
Сила нужна, чтобы правовые нормы начали уступать прописной морали. А
прописная мораль, выполняя свое назначение, будет постепенно вытесняться
чувственно-ощущаемой нравственностью. Народам России предстоит рывок от
систем рыночной экономики к стратегической экономике. Ведь развитые страны
мира уже сегодня переходят от стратегических к творческим системам
управления. Мы отстаем на концептуальном уровне юридического права лет на
25-30: программно-целевая организация, индикативное планирование,
стратегическое управление.
А России нужно занять достойное место в будущей латино-евразийской дуге:
Россия, Китай, Индия, страны латиноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР –
Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай; Андское соглашение – Чили, Боливия,
Колумбия, Эквадор, Венесуэла).
В феврале 1985-го академик Ю. А. Овчинников встречался на Кубе с Фиделем
Кастро, который с горечью говорил о том, что все его юношеские мечты так и
не сбылись. Когда он творил революцию на Кубе, то не знал, насколько
несовершенен человек. С сегодняшними людьми далеко не уйдешь. Можно
совершать какие угодно социально-экономические эксперименты, менять форму
организации - капитализм, социализм - но при сегодняшней мотивации, при
нынешнем психологическом портрете человека все выльется в одно и то же.
Кастро признал: социализма не получается. Раньше казалось: сделай революцию,
возьми власть - и люди поймут, что их счастье заключается в том, чтобы
творить, строить, созидать. А они не понимают. Человек слаб, ему подавай
банальные потребительские радости. И потому, мол, он решил: все усилия
сосредоточить на том, чтобы дать кубинцам образование мирового уровня и
создать на Кубе отличную систему здравоохранения.
Я думаю, в России еще появится политическая сила, которая заявит о
приоритете культуры над политикой и экономикой вместе с юридическим правом
как инструментом частного обогащения отдельных групп со времен Римской
империи. Культурная революция и диктатура созидания – все еще впереди. |
Андрей Кузьмин
Южно-Сахалинск |
|
|
|