Персональный сайт
Кузьмина Андрея Геннадьевича
краснодипломированного инженера-экономиста.

  ЭН-79-1

Для посетителей:
Главная
Фотогалерея
Резюме



Обратная связь:
Гостевая
 
Новости:








E-mail: kuzmin@sato.ru




 
В Южно-Сахалинске сейчас вечер 18:48

Нас ожидает культурная революция.

     В 1878 году присяжные заседатели Санкт-Петербургского окружного суда под председательством А.Ф.Кони, руководствуясь требованием судебной присяги о нравственной ответственности, вынесли оправдательный приговор Вере Засулич, которая стреляла и ранила московского градоначальника Трепова. За что стреляла? За моральное унижение высоким должностным лицом простого политзаключенного в тюрьме. В России вопросы морали и нравственности являются вековой основой русского народа. Пушкин писал об уродливости внешне усвоенных европейских идей и форм в почвенной среде России и самобытной красоте русской души, проистекающей из духа народного: «Уверуйте в дух народный и от него единого ждите спасения и будете спасены».
     Созидательная часть двадцатого века следовала постулату Ленина: политика не может не иметь первенства над экономикой. Была диктатура пролетариата. Тем не менее, Сталин придавал огромное значение сфере культуры в период модернизации страны. Конец двадцатого и начало этого века проходят под другим знаменем: макроэкономика и развлекательные масс-медиа превыше суверенной политики, реальной экономики и национальной культуры. Времена изменились, но в России не стоит ждать чуда от унифицированного средства – представительной демократии. Кроме большого числа миллиардеров и социального расслоения общества она ничего не породила. И через почти два десятка лет после ее устаканивания богатые тупо богатеют, бедные продолжают вымирать, а социальная инфраструктура – разрушается. Беспризорники, нищие трудящиеся, африканская продолжительность жизни…Постреформенные времена общего развития наступят только лишь тогда, когда культурная, политическая и социально-экономическая элита начнет отчетливо осознавать разницу между правовой обязанностью, моральным долгом и нравственной ответственностью и действовать с нравственным вдохновением.
     России нужен культурологический переход. И любой переход должен идти по принципу формирования общественного сознания: сначала было слово. И эти слова сегодня – русский народ, культура, нравственность, мораль. Надо определяться с категориями.
     Казалось бы, задача не сложная – есть масса словарей, кодексов, религиозных источников. Здесь любого ожидает откровение – а нет этих понятий. Обыденный житейский опыт дает множество примеров употребления слов русский, мораль, нравственность. А что же энциклопедисты? Словарно-энциклопедические источники - Большая Советская Энциклопедия 1952 г., Энциклопедический словарь 1953-55 гг., Советский Энциклопедический Словарь 1987 г., Большой Энциклопедический Словарь 1997 г., словарь Брокгауза и Эфрона и др. - страдают изъятием отдельных принципов морали или их искажением в угоду конкретно-исторических предпочтений государства, разделением понятий морали и нравственности формально-условно, по латинообразующей основе. В целом, полное смешение этих понятий как одной формы общественного сознания. Русский человек, русский народ – на эти понятия наложено табу цивильным просвещением.
     Надо создавать задел. Для общественного восприятия предлагаются следующие формулировки.
     Русский народ России – поддерживаемое юридическим правом саморегулируемое нравственными основами и моральными нормами сообщество русских на территории России (состоящее из граждан России, которые определяют себя многонациональным (многокровным) русским человеком, говорят и пишут на русском языке и проживают на территории России в третьем поколении), имеющее общие цели государственного социально-культурного, общественно-политического и социально-экономического развития Государства-Родины-Отечества, признающее солидарность и коммунитарность, взаимопомощь и взаимовыручку, кооперацию и синергетическое сотрудничество в качестве морально-нравственной основы достижения целей и исполнения задач государственно-общественного развития.
     Культура – духовный уровень развития народа, который обеспечивается искусством, художественным и народным творчеством, наукой, спортом, образованием, просвещением и который воплощается в предметно-материальных носителях (орудия труда, здания и сооружения, технологии, жилища, инфраструктура, предметы повседневного обихода, средства транспорта и связи, архитектурно-дизайнерская продукция, научно-образовательная продукция, культурно-общественная продукция, образцы искусства, живописи, скульптуры, литературные произведения, издательская продукция, сооружения культурологического биосоциального природопользования) и передается в таких носителях последующим поколениям.
     Общественное сознание - совокупность идей, мнений и убеждений в теософской, научной, правовой и культурной формах. Общественное сознание является объективной силой как катализатор деятельности личности, общества и государства.
     Мораль – нормативно-литературная сфера культурной формы общественного сознания, вносимая государством, общественно-политическими структурами и религиозными объединениями с целью влияния на индивидуальное сознание через формализованные или прописные нормы, принципы, категории и критерии чести, долга, обязанности, ответственности, достоинства, репутации, этики и эстетики.
     Нравственность – подсознательный уровень ощущений и чувств культурной формы общественного сознания, формируемый государственными органами, религиозными объединениями и организациями культуры через информационно-психологическую среду и созидание предметно-материальных культурологических носителей для мотивации благоощущения, благочестия и благотворчества.
     В морали используются категории добра и зла. Для нравственности эти категории сложнее – благо и вред. Не всякое добро во благо и не всякое зло во вред. Общество должно уметь самовоспитываться через наказание своих выродков.
     Высшая форма нравственности - это любовь: к человеку, семье, своим соотечественникам, родине. Воинские подвиги Матросова, Гастелло, защитников Брестской крепости, панфиловцев под Москвой, ленинградцев, сталинградцев и сотен тысяч советских людей в годы войны в тылу и на фронте – высшее проявление нравственности, то есть любви к своей родине-отечеству и народу.
     Отечественные войны выигрывал народ, а не государство с чиновником и регулярной армией. Наполеон совершил роковую ошибку – начал клеймить русского крестьянина в свое подданство. И армия, сдавшая Москву, не смогла потом его догнать до Парижа. Гитлеровские войска, пусть и якобы внезапным нападением, разгромили регулярную красную армию в первые месяцы и захватили больше двух миллионов военнопленных. Но осуществление идеи славянского рабства на оккупированных территориях инициировало такую самоотдачу и самоотверженность отмобилизованного русско-советского народа на фронте и в тылу, что верховный жрец нацистской идеологии и, по совместительству, проводник мировых финансовых кругов вместе с самой мощной военной машиной того времени бесславно закончил в берлинском логове.
     Нравственные устои русского народа, закаленного в тысячелетней борьбе за выживание с суровой природой и государственным опричником, не сломить внешним силовым воздействием. Возмездие гарантировано стойкостью внутренних убеждений, способностью ассимилировать слабых и стальной волей к терпению и преодолению.
     Подъем уровня морали и нравственности обеспечивается развитием духовной сферы культуры. Но без политико-экономических возможностей воплощения достигнутого духовного уровня в предметно-материальных носителях призывы к культурному совершенствованию останутся благостной утопией. Нужна демократическая директория созидания с системой безопасности информационно-психологической среды общества. Диктат нужен не к политическим противникам. Он нужен к безудержной тяге обогащения и потребительства, к получению потребительского наслаждения любым путем и средствами. Быть богатым в природных условиях России – это не достижение, а индивидуальный позор безнравственности и аморальности. Социал-дарвинизм финансового успеха в нашей холодной стране недопустим – он обрекает на преждевременную смерть пусть и слабого, но ближнего, своего, соотечественника.
     В перспективе общественное созидание в России должно быть организовано диктатом стратегических проектов в реальной экономике: культурологическая социальная инфраструктура, ресурсосберегающая и интеллектуальная электроника, освоение ресурсной базы морских глубин, производство новых материалов в условиях невесомости космоса, термоядерная энергетика…
     Ждать этого придется долго. Пока нет организации начального этапа. Не определены даже на уровне культурной сферы категории морали и нравственности, не разработаны схемы государственного культурологического целеполагания. К примеру, есть Глобальный договор ООН об общих принципах и ценностях, который предусматривает социальную ответственность предпринимательства. Но есть и полный провал с раскрытием этих общепринятых норм международного права в нашем федеральном законодательстве. Ясно, что нынешнему правящему финансово-правовому сословию, погрязшему в беспутно нажитой роскоши, любая ответственность за культурологическое развитие социума – непотребная ересь.
     Из-за деградированного духовного уровня нынешних политико-финансовых ловцов удачи без насилия не обойтись. Реальная историческая практика подтверждает тезис В.И.Ленина: важнейшие вопросы в жизни народа решаются только силой. Сила нужна, чтобы правовые нормы начали уступать прописной морали. А прописная мораль, выполняя свое назначение, будет постепенно вытесняться чувственно-ощущаемой нравственностью. Народам России предстоит рывок от систем рыночной экономики к стратегической экономике. Ведь развитые страны мира уже сегодня переходят от стратегических к творческим системам управления. Мы отстаем на концептуальном уровне юридического права лет на 25-30: программно-целевая организация, индикативное планирование, стратегическое управление.
     А России нужно занять достойное место в будущей латино-евразийской дуге: Россия, Китай, Индия, страны латиноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР – Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай; Андское соглашение – Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор, Венесуэла).
     В феврале 1985-го академик Ю. А. Овчинников встречался на Кубе с Фиделем Кастро, который с горечью говорил о том, что все его юношеские мечты так и не сбылись. Когда он творил революцию на Кубе, то не знал, насколько несовершенен человек. С сегодняшними людьми далеко не уйдешь. Можно совершать какие угодно социально-экономические эксперименты, менять форму организации - капитализм, социализм - но при сегодняшней мотивации, при нынешнем психологическом портрете человека все выльется в одно и то же. Кастро признал: социализма не получается. Раньше казалось: сделай революцию, возьми власть - и люди поймут, что их счастье заключается в том, чтобы творить, строить, созидать. А они не понимают. Человек слаб, ему подавай банальные потребительские радости. И потому, мол, он решил: все усилия сосредоточить на том, чтобы дать кубинцам образование мирового уровня и создать на Кубе отличную систему здравоохранения.
     Я думаю, в России еще появится политическая сила, которая заявит о приоритете культуры над политикой и экономикой вместе с юридическим правом как инструментом частного обогащения отдельных групп со времен Римской империи. Культурная революция и диктатура созидания – все еще впереди.

Андрей Кузьмин
Южно-Сахалинск