|
|
В Южно-Сахалинске сейчас день 9:31
|
|
Стройиндустрия и нравственность. |
На IV Всероссийской
научной конференции «Власть и общество в России: традиции и современность»
12 июня 2008 года в Рязани исполнительный директор Института нравственности
Е.Ф. Матвейчук представил доклад: «Ротация управленческих кадров на основе
принципа нравственности».
В Конституции РФ говорится: «Права и свободы человека и гражданина могут
быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это
необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и
безопасности государства» (статья 55, пункт 3). Иными словами, по
Конституции РФ общественная значимость нравственности поставлена на более
высокий уровень, чем юридические права и свободы человека.
Послание президента Федеральному собранию в 2005 году выделило проблему
нравственности. 31 марта 2006 года в Санкт-Петербурге при Петровской
академии наук и искусств (ОСБ ПАНИ) было создано отделение социальных
технологий и начал развиваться проект «Институт нравственности».
Ученые сделали вывод: у нас сегодня монопольно господствует безнравственная,
общественно-опасная идеология “обогащения любой ценой” – что следует
расценивать двояко: или как демонстративное нарушение Конституции РФ, или
как сигнал о необходимости замены деструктивной для государства и общества
идеологии на созидательную. Ученые предлагают осуществлять политическую
просветительскую деятельность исходя из общего нравственного принципа: все
во благо, ничего в ущерб гражданам, обществу и государству. В общем, самые
благие намерения… в наше турбулентное время.
В 1961 году 22-ой съезд КПСС заявил о построении коммунизма за 20 лет. Это и
был хрущевский волюнтаризм. В конце 80-ых общество отказало в доверии
коммунистической идеологии, а в 90-ых в Конституции закрепили идеологическое
многообразие. Но одновременно были сняты рамки для сдерживания агрессивной
безнравственности потребительского общества. Вера во всевластие денег стала
доминирующей идеологией, охватившей и сам госаппарат.
Российское гуманистическое целеобразование потерпело сокрушительный удар.
Как следствие – коррупция: культурная деградация, моральное разложение
аппарата государственного и муниципального управления, взятки, непрерывный
передел собственности, упадок занятости в реальном секторе, вывод активов за
границу, кризис атмосферы общественного доверия… Правовые регуляторы буксуют
из-за необходимости их периодической юридической фиксации в условиях
объективных многообразных общественных трансформаций. Отмечается резкое,
порой неприемлемое для социального восприятия возрастание затрат на
управленческо-правовое регулирование с системой санкций.
Истоки всех проблем в системных блоках государства – культура, политика,
экономика - сокрыты в нравственных основах. Западное и российское понимание
нравственности существенно различаются. В Европе нравственно-идеологическим
обеспечением послужила социальная доктрина эмпирика Дж. Локка (1632-1704).
Она основана на идее частного права и предполагает социальную атомизацию
общества, в котором каждый человек руководствуется стремлением остаться в
живых, получить чувственное удовольствие и удовлетворить жадность. Эта
доктрина отводила погоне за наживой роль основной движущей силы человеческой
деятельности. Так формировалось мировоззрение «человека экономического» А.
Смита (1723-1790) – эгоистичного существа, стремящегося извлечь для себя
наибольшую выгоду.
Европейская школа естественного права в своей модели демократии
позаимствовала основы этики из греческих рабовладельческих полисов.
Развитием стали новые критерии этического измерения политики и
государственности: права человека как универсальная категория, основанная на
свободе и равенстве в рамках юридической нормы права, и принципы правового
государства – электоральная демократия, разделение властей, верховенство
права, судебное разрешение споров.
Английский язык понятия нравственности и морали «уравнивает»: нравственность
по-английски – morality (moral life – добродетельная жизнь; moral philosophy
– этика; moral behaviour – нравственное поведение и т.д.). Англосаксы
считают, что естественная нравственность не нуждается в санкции, идеологии,
контроле для элиты, а для остальных – закон и суд.
Российская же многовековая школа мыслителей отличает чувственные
нравственные основы от прописных моральных принципов.
Литературно-философский подход к нравственности обобщается в следующем: не
всякое добро - во благо, но не всякое зло – во вред; сильные должны помогать
государству, а государство обязано заботиться о слабых. Разница в понимании
российской совести и западного гуманного сознания, добра и блага, зла и
вреда, ущерба и урона, свободы гражданина в рамках юридической нормы и
свободы человека в нравственно-моральных координатах, нравственности и этики
– этого вполне достаточно, чтобы не относить консервативную Россию к
либеральной Европе с ее общими этическими ценностями. У нас духовная
координата выше – что есть объективная необходимость в наших суровых
природно-климатических и географических условиях.
Диалектика выделяет в обществе два всеобщих: деньги как всеобщий эквивалент
обмена и нравственность как чувственно-осознанная потребность творить благо.
В 1992 году финансовая система страны была децентрализована и Россия стала
членом МВФ и МБРР. На верхнем уровне финансов России властвовал частный ЦБ
РФ как государство в государстве с расходами на собственное содержание,
сопоставимыми с расходами на госуправление всей страны. На втором – сеть
подконтрольных коммерческих банков. Такое положение привело к дефолту конца
90-ых. В.В.Путин, став президентом в 2000 году, сразу предпринял попытку
национализировать Центральный банк, но тот состав Думы его не поддержал.
Началась борьба с олигархами – и в 2002 руководство Центробанка стало
подотчетно Госдуме, в федеральный бюджет сегодня перечисляется 80 процентов
прибыли этого банка. Суверенная российская демократия начала потеснять
электоральную демократию общего рынка. На очереди реализация прямого
нравственного призыва с кадровой ротацией и уплотнением общественного
сознания до степени воли в деле реального социального развития.
О какой светской нравственности заявляет российское государство?
Основатель РФ 1918 года В. И. Ленин нравственным считал все то, что
способствует победе и упрочению коммунизма. Та государственная
нравственность была с примесью иезуитства, где цель оправдывала средства.
С 1993 года государственная нравственность - построение социального
государства в рамках ст.7 Конституции РФ. После либеральной реформации 90-ых
председатель Госдумы 2002 года Г.Н.Селезнев инициировал создание «Партии
возрождения России» на базе положений этой статьи. Проект не был реализован.
Во-первых, лидеры отдельных политических движений не сочли перспективным
рассматривать российскую нравственность за основу консолидации национальных
политических сил. Во-вторых, потребительское общество существенно
деградировало в созидательной мотивации и не захотело воспринимать
традиционно-российское: достойная жизнь и свободное развитие человека
создаются политикой социального государства, а не конкурентной борьбой
каждого с каждым и одной команды против других.
Тем не менее, в высшем руководстве страны возникло понимание, что нужен
культурологический импульс. Ранее академик Д.С.Лихачев оставил духовное
завещание - документ под названием «Декларация прав культуры» (Санкт-Петербург,
1996). Статья 1 Декларации гласит: «Под культурой понимается сотворенная
человеком материальная и духовная среда обитания, а также процессы создания,
сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей,
способствующих возвышению человека и гуманизации общества». В Декларации
вводится понятие гуманитарной культуры, т.е. культуры, ориентированной на
развитие созидательных начал в человеке и обществе, сказано, что культура
представляет главный смысл и глобальную ценность существования как народов,
так и государств.
С момента своего идеологического зарождения вопросами нравственности
вплотную занималась политическая партия «Единая Россия». В 2000 году Совбез
РФ принимает Доктрину информационной безопасности РФ по четырем составляющим
национальных интересов в информационной сфере. По материалам "Института
нравственности" в 2007 году была выпущена работа «Идеология Путина:
идеология нравственности». В 2009 году принимается Стратегия национальной
безопасности РФ 2020. В разделе «культура» к стратегическим целям
национальной безопасности отнесено развитие культурного потенциала регионов
Российской Федерации и поддержка региональных инициатив в сфере культуры.
Решение задач обеспечения национальной безопасности в сфере культуры в
среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается за счет признания
первостепенной роли традиционной культуры для возрождения и сохранения
культурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единства
многонационального народа.
Защита нравственности – федеральная компетенция. Но Сахалинской области –
через конституционное совместное ведение в общих вопросах культуры -
предстоит укрепление нравственных основ посредством внедрения региональной
культурологической модели, через осуществление принципов
государственно-общественного и государственно-частного партнерства, в
котором не этические кодексы, а своды нравственных принципов и моральных
норм будут формировать государственные органы власти.
Что из созидательной нравственности социального государства и инициатив
руководства страны следует для строительного комплекса Сахалина?
Государственно-частное партнерство или синергия в деле обустройства
социальных объектов, укрепляющих национальные нравственно-культурные основы
общества по социокультурной модели «государство-вдохновитель». Денег у
государства достаточно. И что за объекты?
А.Региональные социокультурные центры по всем восьми направлениям общих
вопросов культуры: художественное, историческое, экологическое,
политическое, профессиональное, физкультурно-спортивное,
социально-психологическое, духовно-нравственное.
Б.Социальная инфраструктура - по структуре понятий «достойная жизнь» и
«свободное развитие человека», нормах СРП и обоснованием по нерыночному
фактору «национально-государственного престижа»:
1)районные сооружения для массовой физической культуры и спорта;
2)социально-культурные районные центры: коррекционно-реабилитационная и
психосоциальная деятельность, профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, социальная помощь семье и детству; студии эстетического
и экологического воспитания детей, поддержки культурно-исторического
наследия и зодчества, художественно-промышленного и ландшафтного дизайна;
3)социальное жилье отличительного культурологического дизайна,
ландшафтно-архитектурные инфраструктурные коммуникации для перспективных
участков массового строительства индивидуального жилья и социальных объектов
на изъятых из оборота землях для общественных нужд;
4)объекты культурного наследия, защитная и вспомогательная инфраструктура
исконной среды обитания и традиционного природопользования родовых общин,
родовых хозяйств, национальных хозяйств на территориях исконной среды
обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народностей
Севера;
5)многофункциональные районные дома культуры: с библиотекой,
выставочно-концертным залом, кружковыми комнатами для детей и взрослых,
обрядовым и тренажерным залом, интернет-студией, медицинским пунктом,
почтой, пунктом социальной помощи, отделением финансовых организаций,
творческими мастерскими по изготовлению сувенирной продукции и изделий
художественных промыслов;
6)районные природные парки (как фактор развития туризма, занятости населения
в лесонаждении, звероразведении и рекультивации земель);
7)морские порты региональной категории, портопункты и причальные сооружения
для аквакультурного маломерного флота, морского туризма и отдыха;
8)инфраструктура сохранения и восстановления промысловой биопродуктивности,
биоразнообразия внутренних морских вод и пресноводных внутренних водоемов,
пригодных для заводского, садкового и пастбищного выращивания промысловых
объектов, заводы и фермы по воспроизводству, искусственному разведению,
экспериментальному и товарному выращиванию водных биологических ресурсов;
9)инфраструктура, прилегающая к площадкам: промышленных объектов шельфовых
проектов и нефтегазохимического комплекса; порто-базе обеспечения морского
бурения и зимнего отстоя ПБУ; центра информационно-технологического
обеспечения воспроизводства углеводородной базы во внутренних морских водах
и территориальном море; водолазно-медицинского
производственно-технологического центра; промышленных объектов по
производству строительных материалов, изделий и конструкций для сферы
жилищно-коммунального комплекса, мостостроительства, портостроительства и
др.;
10)муниципальные газораспределительные сети и блочные муниципальные
теплоэлектрогазогенераторы;
11)профессионально-технические образовательные и социально-культурные
образовательно-воспитательные заведения по специальностям эксплуатации
социальной инфраструктуры, обслуживания средств связи и информатики,
воспроизводства лесных и водных биоресурсов, народного зодчества,
художественно-промышленного и графического дизайна, ландшафтной архитектуры,
обслуживания ресурсосберегающей электроники, освоения аквасферы и
эксплуатации маломерного флота, воспроизводства, искусственного разведения и
товарного выращивания водных биологических ресурсов, разведения и адаптации
к дикой природе и природным паркам отдельных видов животного мира;
12)инфраструктура обеспечения гражданской, общественной и государственной
защищенности населения.
Нравственная культура выдвигает инженеров-созидателей в авангард. Какую
мораль в перспективном деле обустройства Сахалина надо бы воспринять
строителям Сахалина? Завет из статьи «Вопросы жизни» русского хирурга
Н.И.Пирогова: «Без вдохновения – нет воли, без воли – нет борьбы, а без
борьбы – ничтожество и произвол». |
Андрей Кузьмин
Южно-Сахалинск |
|
|
|
|