|
|
В Южно-Сахалинске сейчас 23:03
|
|
Что ждет строительный комплекс Сахалина? |
Освоение нефтегазовых ресурсов Западной
Сибири и строительство нефтегазопроводов до Европы в советский период
70-80-ых годов позволили России перейти на путь рыночной экономики. Осталось
в прошлом эхо мобилизационной экономики, когда на Сахалине я, как главный
экономист предприятия с 5-ю ПБУ и 25 морскими судами, получал зарплату на
уровне боцмана.
На совещании 20 марта т.г. в Южно-Сахалинске В.В.Путин сказал: «…перед нами
стоит ряд задач: формирование новых индустриальных центров, прокладка новых
транспортных коридоров, обустройство городов и поселков на территории
Восточной Сибири и Дальнего Востока и т.д. Важным является формирование
современной социальной инфраструктуры, создание новых рабочих мест…При этом
нужно не только добывать нефтегазовые ресурсы, но и перерабатывать их,
создавать нефтехимические производства».
(http://www.er65.ru/ru/news/7200/36/).
Есть ли на Сахалине финансово-нормативные предпосылки для решения указанных
задач? Имеются. И заложены они были давно, еще на стадии разработки текстов
СРП. Как сегодня это зафиксировано?
СРП-1 предусматривает право Консорциума при распоряжении углеводородами,
которые добываются в рамках СРП или на любой площади шельфа Сахалина, на
строительство и эксплуатацию газоперерабатывающих заводов, заводов по
сжижению газа, газобензиновых заводов, нефтеперерабатывающих заводов,
хранилищ и терминалов.
Создание инфраструктуры вокруг зарезервированных участков земли
промышленного строительства – задача области. В приложении Е Дополнение 7 «Общие
вопросы» СРП-2 для подобных целей предусмотрено условие Российской Стороне
по созданию «Сахалинской Комиссии».
В СРП-1 закреплено согласие Иностранных Сторон Консорциума на содействие
администрации Сахалинской области в получении кредитов в нероссийских банках,
предназначенных для развития социальной инфраструктуры Сахалинской области,
с возвратом кредитов из доходов Сахалинской области, получаемых от участия в
проекте. Главный доход СО – это денежная прибыль, начисленная от реализации
всей прибыльной продукции.
По данным сайта Минпромэнерго доходы российской стороны за срок действия СРП
до 2045 года составят 102 млрд.долларов при цене нефти в 31 долл\баррель. По
условиям СРП в пользу Сахалинской области распределяется доля ставки налога
на прибыль в 22% из общей в 35% по СРП-1 и 22% в пользу области из общей в
32% по СРП-2. И даже Бюджетным кодексом РФ в пользу области предусмотрено
распределение 65% налога на прибыль, так как операторы проектов расположены
в Южно-Сахалинске.
В соответствии с СРП-2 Российская Сторона (правительство РФ и администрация
Сахалинской области) имеет право вести переговоры и заключать соглашения,
относящиеся к залогу выручки от продажи направляемой ей доли углеводородов.
Право на долю углеводородов СО и сегодня закреплено ст.40 ФЗ «О
континентальном шельфе» и не аннулированными договорами с правительством РФ
времен Фархутдинова И.П.
Условия СРП-1 (ст.15.7) и СРП-2 (ст.14 (с)) по получению 60% роялти в
натурально-объемном виде и Договор между правительством РФ и администрацией
СО от 03.04.97 по отнесению в собственность области 50% государственой доли
ликвидной продукции создают предпосылки для переработки углеводородов на
территории области и получения нефтегазохимической продукции с высокой
добавленной стоимостью. Что это за продукция? На территории РФ
нефтегазохимические комплексы сегодня производят: метанол, этанол, этилен и
полиэтилен низкого давления, диметилэфир, легкие топлива и присадки,
флотское топливо, минеральные удобрения, строительные облицовочные и
отделочные материалы, трубы и фиттинги для ЖКХ, полипропилены, пластмассу
для изготовления тары, посуды и укрывных материалов…
ПСО может привлечь кредиты развития в объеме расчетной доли прибыли с учетом
временного дисконта под очевидную гарантию-готовность операторов проектов
обеспечить освоение месторождений. Привлечь куда? В структуру,
правосубъектность которой определена условиями СРП-2 – Фонд развития
инфраструктуры СО. Вариативная форма собственности ФРИСО позволяет обойти
некоторые неоптимальные положения ФЗ-94 по процедуре государственного заказа
и соблазны запустить целевые инфраструктурные средства будущих поколений на
текущие расходы.
Именно не условия СРП по раздельности, а синтез вышеприведенных положений
обоих СРП создает правовые основания для становления системы
частно-государственного партнерства в реальном деле развития социальной
инфраструктуры Сахалина. Неизменность условий СРП закреплена федеральным
законом «О СРП» и Бюджетным кодексом РФ. Субъективную дезориентацию вносит
глава БК РФ по специальным налоговым режимам, к которым некоторые деятели
причисляют и наши СРП. Но специальными налоговыми режимами считаются только
те СРП, которые вступили в силу после принятия ФЗ «О СРП». Сахалин сия
колониальная чаша миновала – СРП-1,2 «проскочили» до принятия закона, а
дальнейшие инициативы по разделу продукции были свернуты.
Пора бы ускорить продвижение финансово-правовых предпосылок СРП для
комплексного развития Сахалинской области. Региональный ВРП за счет
мультипликативного эффекта может достичь 40 тыс.долл\чел по сравнению со
среднероссийскими 9,8 тыс.долл\чел, а доход областного бюджета с 27 тыс.руб.
на человека при 502 тыс.жителей 2008 года до 120 тыс.руб. на человека при 3
млн.жителей к 2030 году. Это все с лихвой перекрывает кредитные издержки.
Зачем нам задавать верхнюю планку роста островного населения? Все еще
действует президентская программа переселения соотечественников из стран
ближнего зарубежья – надо бы помочь своим. Силовые министерства и казачьи
общества вполне могут поддержать инициативы области по привлечению
демобилизованной молодежи и свободных контрактников. Свежая отечественная
кровь Сахалину нужна, но пока условий для переселения и производительной
занятости нет. А ведь только благоприятная по климатическим условиям и
ледовому режиму юго-западная оконечность Сахалина может принять сотни тысяч
переселенцев для морекультурной сферы – с активизацией
научно-исследовательской и профессионально-образовательной деятельности.
Еще в начале XX в. Артуром Пигу была выдвинута теория "провалов рынка", в
соответствии с которой существует экономическое пространство, где отношения
частной собственности неприемлемы, а предпринимательская деятельность
нецелесообразна. Имеются определенные виды товаров и услуг, которые рыночная
система вообще не намерена производить, поскольку их особенности резко
противоположны особенностям товаров индивидуального потребления. Такие
товары и услуги называют государственными или общественными благами. Эти
блага неделимы, они состоят из таких крупных единиц, что не могут быть
проданы индивидуальным покупателям. Получение выгоды от общественных благ
заключается не в их купле-продаже, как это происходит в случае с
индивидуальными товарами, а в их производстве, причем полученные выгоды
достаются всему обществу в целом.
Социальная инфраструктура Сахалина – это именно тот сектор
государственно-общественных благ, где обычные рыночные механизмы не работают
и необходимо государственное вмешательство. От депутатов облДумы потребуется
принятие областного закона по развитию социальной инфраструктуры,
определяющего на основе Конституции РФ понятие социальной инфраструктуры и
правоустанавливающего отношения со строительным комплексом на долгосрочную
перспективу.
Кроме того, необходимым условием пообъектной программы развития социальной
инфраструктуры является проработка регионального демографического проекта с
учетом природно-климатических и географических факторов, социокультурной
модели и соответствующего социокультурного проекта развития СО как основы
консолидации регионального сообщества. Строительство отдельных
социокультурных объектов должно быть отнесено к культурологическому фактору
национального престижа – рынок и потребительские вожделения отдельных групп
населения здесь своей роли не играют.
И что же следует ожидать строительному комплексу Сахалина при
синергетическом частно-государственном партнерстве в деле обустройства
области?
Масштабных заказов по развитию социальной инфраструктуры Сахалина – на
300-500 млрд.рублей в среднесрочной перспективе. Разумеется, не без
конкуренции со стороны инфраструктурных совместных предприятий, которые
могут быть созданы при участии инвесторов наших СРП.
Подготовки к масштабным инженерным изысканиям, к разработке новейших
проектов по объектам социальной инфраструктуры, которые будут учитывать
современные требования культурологического дизайна и ландшафтной архитектуры.
Лимит СРП в 150 млн.долларов на проектные цели по социальной инфраструктуре
не расходовался.
Организации на новом уровне промышленности строительных материалов,
передвижных механизированных колонн для работы в северной, центральной,
южной и курильской районированных территориях.
Нового уровня отношений с государственной службой заказчика (инспекцией
строительного надзора) и с государственными дирекциями районированных
территорий.
Ну и, естественно, всем вместе предстоит разрешить кадровый вызов при
осуществлении широкомасштабного социального обустройства Сахалинской области.
Пора переламывать пораженческие, потребительско-иждивенческие настроения,
управленческую дезинтеграцию, социальную апатию и выходить на виток
национального социально-культурного развития всей нашей области.
Русский мыслитель В.Розанов в 19 веке писал: «Может быть, народ наш и плох,
но он – наш, наш народ, и это решает все».
|
Андрей Кузьмин
Южно-Сахалинскк |
|
|
|
|