Персональный сайт
Кузьмина Андрея Геннадьевича
краснодипломированного инженера-экономиста.

  ЭН-79-1

Для посетителей:
Главная
Фотогалерея
Резюме



Обратная связь:
Гостевая
 
Новости:








E-mail: kuzmin@sato.ru




 
В Южно-Сахалинске сейчас ночь 5:19

Что ждет строительный комплекс Сахалина?


     Освоение нефтегазовых ресурсов Западной Сибири и строительство нефтегазопроводов до Европы в советский период 70-80-ых годов позволили России перейти на путь рыночной экономики. Осталось в прошлом эхо мобилизационной экономики, когда на Сахалине я, как главный экономист предприятия с 5-ю ПБУ и 25 морскими судами, получал зарплату на уровне боцмана.
     На совещании 20 марта т.г. в Южно-Сахалинске В.В.Путин сказал: «…перед нами стоит ряд задач: формирование новых индустриальных центров, прокладка новых транспортных коридоров, обустройство городов и поселков на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока и т.д. Важным является формирование современной социальной инфраструктуры, создание новых рабочих мест…При этом нужно не только добывать нефтегазовые ресурсы, но и перерабатывать их, создавать нефтехимические производства». (http://www.er65.ru/ru/news/7200/36/).
     Есть ли на Сахалине финансово-нормативные предпосылки для решения указанных задач? Имеются. И заложены они были давно, еще на стадии разработки текстов СРП. Как сегодня это зафиксировано?
     СРП-1 предусматривает право Консорциума при распоряжении углеводородами, которые добываются в рамках СРП или на любой площади шельфа Сахалина, на строительство и эксплуатацию газоперерабатывающих заводов, заводов по сжижению газа, газобензиновых заводов, нефтеперерабатывающих заводов, хранилищ и терминалов.
     Создание инфраструктуры вокруг зарезервированных участков земли промышленного строительства – задача области. В приложении Е Дополнение 7 «Общие вопросы» СРП-2 для подобных целей предусмотрено условие Российской Стороне по созданию «Сахалинской Комиссии».
     В СРП-1 закреплено согласие Иностранных Сторон Консорциума на содействие администрации Сахалинской области в получении кредитов в нероссийских банках, предназначенных для развития социальной инфраструктуры Сахалинской области, с возвратом кредитов из доходов Сахалинской области, получаемых от участия в проекте. Главный доход СО – это денежная прибыль, начисленная от реализации всей прибыльной продукции.
     По данным сайта Минпромэнерго доходы российской стороны за срок действия СРП до 2045 года составят 102 млрд.долларов при цене нефти в 31 долл\баррель. По условиям СРП в пользу Сахалинской области распределяется доля ставки налога на прибыль в 22% из общей в 35% по СРП-1 и 22% в пользу области из общей в 32% по СРП-2. И даже Бюджетным кодексом РФ в пользу области предусмотрено распределение 65% налога на прибыль, так как операторы проектов расположены в Южно-Сахалинске.
     В соответствии с СРП-2 Российская Сторона (правительство РФ и администрация Сахалинской области) имеет право вести переговоры и заключать соглашения, относящиеся к залогу выручки от продажи направляемой ей доли углеводородов. Право на долю углеводородов СО и сегодня закреплено ст.40 ФЗ «О континентальном шельфе» и не аннулированными договорами с правительством РФ времен Фархутдинова И.П.
     Условия СРП-1 (ст.15.7) и СРП-2 (ст.14 (с)) по получению 60% роялти в натурально-объемном виде и Договор между правительством РФ и администрацией СО от 03.04.97 по отнесению в собственность области 50% государственой доли ликвидной продукции создают предпосылки для переработки углеводородов на территории области и получения нефтегазохимической продукции с высокой добавленной стоимостью. Что это за продукция? На территории РФ нефтегазохимические комплексы сегодня производят: метанол, этанол, этилен и полиэтилен низкого давления, диметилэфир, легкие топлива и присадки, флотское топливо, минеральные удобрения, строительные облицовочные и отделочные материалы, трубы и фиттинги для ЖКХ, полипропилены, пластмассу для изготовления тары, посуды и укрывных материалов…
     ПСО может привлечь кредиты развития в объеме расчетной доли прибыли с учетом временного дисконта под очевидную гарантию-готовность операторов проектов обеспечить освоение месторождений. Привлечь куда? В структуру, правосубъектность которой определена условиями СРП-2 – Фонд развития инфраструктуры СО. Вариативная форма собственности ФРИСО позволяет обойти некоторые неоптимальные положения ФЗ-94 по процедуре государственного заказа и соблазны запустить целевые инфраструктурные средства будущих поколений на текущие расходы.
     Именно не условия СРП по раздельности, а синтез вышеприведенных положений обоих СРП создает правовые основания для становления системы частно-государственного партнерства в реальном деле развития социальной инфраструктуры Сахалина. Неизменность условий СРП закреплена федеральным законом «О СРП» и Бюджетным кодексом РФ. Субъективную дезориентацию вносит глава БК РФ по специальным налоговым режимам, к которым некоторые деятели причисляют и наши СРП. Но специальными налоговыми режимами считаются только те СРП, которые вступили в силу после принятия ФЗ «О СРП». Сахалин сия колониальная чаша миновала – СРП-1,2 «проскочили» до принятия закона, а дальнейшие инициативы по разделу продукции были свернуты.
     Пора бы ускорить продвижение финансово-правовых предпосылок СРП для комплексного развития Сахалинской области. Региональный ВРП за счет мультипликативного эффекта может достичь 40 тыс.долл\чел по сравнению со среднероссийскими 9,8 тыс.долл\чел, а доход областного бюджета с 27 тыс.руб. на человека при 502 тыс.жителей 2008 года до 120 тыс.руб. на человека при 3 млн.жителей к 2030 году. Это все с лихвой перекрывает кредитные издержки.
     Зачем нам задавать верхнюю планку роста островного населения? Все еще действует президентская программа переселения соотечественников из стран ближнего зарубежья – надо бы помочь своим. Силовые министерства и казачьи общества вполне могут поддержать инициативы области по привлечению демобилизованной молодежи и свободных контрактников. Свежая отечественная кровь Сахалину нужна, но пока условий для переселения и производительной занятости нет. А ведь только благоприятная по климатическим условиям и ледовому режиму юго-западная оконечность Сахалина может принять сотни тысяч переселенцев для морекультурной сферы – с активизацией научно-исследовательской и профессионально-образовательной деятельности.
     Еще в начале XX в. Артуром Пигу была выдвинута теория "провалов рынка", в соответствии с которой существует экономическое пространство, где отношения частной собственности неприемлемы, а предпринимательская деятельность нецелесообразна. Имеются определенные виды товаров и услуг, которые рыночная система вообще не намерена производить, поскольку их особенности резко противоположны особенностям товаров индивидуального потребления. Такие товары и услуги называют государственными или общественными благами. Эти блага неделимы, они состоят из таких крупных единиц, что не могут быть проданы индивидуальным покупателям. Получение выгоды от общественных благ заключается не в их купле-продаже, как это происходит в случае с индивидуальными товарами, а в их производстве, причем полученные выгоды достаются всему обществу в целом.
     Социальная инфраструктура Сахалина – это именно тот сектор государственно-общественных благ, где обычные рыночные механизмы не работают и необходимо государственное вмешательство. От депутатов облДумы потребуется принятие областного закона по развитию социальной инфраструктуры, определяющего на основе Конституции РФ понятие социальной инфраструктуры и правоустанавливающего отношения со строительным комплексом на долгосрочную перспективу.
     Кроме того, необходимым условием пообъектной программы развития социальной инфраструктуры является проработка регионального демографического проекта с учетом природно-климатических и географических факторов, социокультурной модели и соответствующего социокультурного проекта развития СО как основы консолидации регионального сообщества. Строительство отдельных социокультурных объектов должно быть отнесено к культурологическому фактору национального престижа – рынок и потребительские вожделения отдельных групп населения здесь своей роли не играют.
     И что же следует ожидать строительному комплексу Сахалина при синергетическом частно-государственном партнерстве в деле обустройства области?
     Масштабных заказов по развитию социальной инфраструктуры Сахалина – на 300-500 млрд.рублей в среднесрочной перспективе. Разумеется, не без конкуренции со стороны инфраструктурных совместных предприятий, которые могут быть созданы при участии инвесторов наших СРП.
     Подготовки к масштабным инженерным изысканиям, к разработке новейших проектов по объектам социальной инфраструктуры, которые будут учитывать современные требования культурологического дизайна и ландшафтной архитектуры. Лимит СРП в 150 млн.долларов на проектные цели по социальной инфраструктуре не расходовался.
     Организации на новом уровне промышленности строительных материалов, передвижных механизированных колонн для работы в северной, центральной, южной и курильской районированных территориях.
     Нового уровня отношений с государственной службой заказчика (инспекцией строительного надзора) и с государственными дирекциями районированных территорий.
     Ну и, естественно, всем вместе предстоит разрешить кадровый вызов при осуществлении широкомасштабного социального обустройства Сахалинской области.
     Пора переламывать пораженческие, потребительско-иждивенческие настроения, управленческую дезинтеграцию, социальную апатию и выходить на виток национального социально-культурного развития всей нашей области.
     Русский мыслитель В.Розанов в 19 веке писал: «Может быть, народ наш и плох, но он – наш, наш народ, и это решает все».

 

Андрей Кузьмин
Южно-Сахалинскк