Персональный сайт
Кузьмина Андрея Геннадьевича
краснодипломированного инженера-экономиста.

  ЭН-79-1

Для посетителей:
Главная
Фотогалерея
Резюме



Обратная связь:
Гостевая
 
Новости:








E-mail: kuzmin@sato.ru




 
В Южно-Сахалинске сейчас вечер 19:00

Философия законотворчества.

     Я закончил в 1984 году инженерно-экономический факультет Московского института нефтехимической и газовой промышленности им. И.М.Губкина. Разумеется, была и история КПСС, и марксистско-ленинская философия, и научный коммунизм с госэкзаменом. После института занимался организацией, планированием и управлением морскими поисково-разведочными работами на шельфе Сахалина. Советский коллектив в 2500 человек на импортной технике - плавучие буровые установки и специализированные вспомогательные суда – обеспечил открытие и подсчет запасов нефти и газа по всем тем пяти месторождениям, которые сегодня осваиваются по проектам «Сахалин – 1,2». В реформенные времена отдельные недальновидные и жадные менеджеры Роснефти решили «срубить» быстрые деньги – флот и ПБУ распродали по цене судолома, коллектив распустили на выживание. Темп поисково-разведочного бурения при привлечении дорогостоящего зарубежного подряда сократился кратно. В результате ожидаемые ресурсы углеводородов по перспективным структурам на шельфе Сахалина, Камчатки и Чукотки не были переведены в доказанные запасы ни по одному месторождению, рентабельному к разработке. Но не будем о грустном – вопрос о философии.
     С позиции прошедших лет задаю вопрос – была ли польза от изучения общественных наук на факультете с инженерной специализацией? Если рассматривать инженерный труд как применение общетеоретических знаний к реальному производственному процессу, к оптимальному использованию человеческого потенциала – то полезность развития научного общественного мышления несомненна. Не зря, например, убеждали, что философия – мать всех наук. Жаль только, что преподаватели тех лет не намекнули, что марксистско-ленинская философия в виде диамата и истмата ограничивается формационной теорией развития человечества. Это уже потом самому пришлось доходить, что есть и другие теории мирового развития – стадийная, цивилизационная, ориенталистская. И каждой теории присущ свой философский аппарат, свои методы исследования и объяснения общественных процессов.
     Возникает вопрос. Занимался морским поисково-разведочным бурением. Начали добывать нефть и газ с сахалинского шельфа. Завод по сжижению газа и нефтегазопроводы построили. Скоро начнется раздел продукции и будут получены доходы в бюджет. Зачем философия вообще? Есть юридическое правовое поле как конкретное. Есть куча депутатов разных уровней – давай только предложения, обращения. Рассмотрят электоральные избранники. Предложили поработать консультантом в облДуме. Поработал, вник в законотворчество и законодательство. В части использования доходов от эксплуатации морских месторождений попал в правовой тупик. Срок эксплуатации шельфовых месторождений на Сахалине по действующим СРП – до 2042 года. Нормами СРП предусмотрена возможность кредитования под развитие социальной инфраструктуры на миллиарды долларов. Однако законодатель регулирует только сложившиеся общественные отношения. И отдельного депутата волнует только срок его полномочий – не нужно ему забивать себе голову правоустанавливающими нормами на длительную перспективу.
     А по человечески объяснили – время такое, все живут прагматизмом или сиюминутной выгодой. Даже если примут долгосрочную стратегию, она не будет иметь реальной ценности – следующий созыв отменит или изменит финансирование уже в своих интересах. Бюджетный кодекс не предусматривает долгосрочного переходящего финансирования, хотя целевые программы отраслевого направления есть. Нужен механизм бывшего Госплана по стратегическому целевому управлению: программно-целевая организация, индикативное планирование, целевое управление. В общем, разработал я три законопроекта по стратегическому управлению. Два приняли в первом чтении. Сменился состав облДумы – и во второе чтение законопроекты даже не выносили. Они просто затерялись – у правящей ЕдРо возникли более срочные текущие установки. Ну а сегодня вообще настали времена «тришкиного кафтана» глобального кризиса в пользу финансово-банковского сектора экономики.
     Появилось время на спокойное теоретическое исследование. Кризис пройдет – и роль стратегического управления в искалеченном менагерами (эффективными менеджерами) и прочей люмпен-элитой реальном секторе будет только возрастать. Причем понадобится определенная ломка при переходе от рыночных к стратегическим системам управления. А если учитывать то обстоятельство, что ведущие страны мира переходят от стратегических к творческим системам управления – Россия отстает в прикладных организационно-управленческих разработках на 25-30 лет. Нужна адекватная теоретическая база.
     Вспомнил про философию. Что там нового? Поисковая система Интернета на запрос «философия, наука» выдает тысячи ссылок: философия физики, философия биологии, философия математики, философия психологии и т. п. Есть упоминание концепции философии науки - кан-таганская, гегельянская, марксистсколенинская, позитивистская, натурфилософская, гуссерлианская, прагматистская, радикальноконструктивистская, аналитическая, постмодернистская и т. д. - как применение объяснительного ресурса той или иной общей философской доктрины к пониманию науки и научного познания.
     Что за доктрины общей философии? Это материализм, идеализм, эмпиризм, трансцендентализм, философия культуры, философия жизни, структурализм, аналитическая философия, прагматизм, рациональная теология и телеология и т. д. Есть и философия юридического права: юридический позитивизм-легизм (официально-властное, принудительно-обязывающее установление), естественно-правовая (юснатуралистическая со смешением с моралью, религией), либертарно-юридическая (либерализм как свобода в рамках закона – которую я бы назвал зашоренной, подчас безнравственной и аморальной, свободой). После Гегеля (и до наших дней) философией права и государства как научной и учебной дисциплиной занимаются в основном юристы; представители же философии, если и обращаются к философско-правовой тематике, то по преимуществу - в рамках истории философии права. Показательно, что на философских факультетах вообще не преподается такая дисциплина, как философия права, и нет современного учебника (не говоря уже о каком-то самостоятельном философско-правовом учении) по философии права, подготовленного специалистом-философом. В результате в среде юристов на психологическом уровне торжествует скептицизм, догматизм и цинизм. Вот так и живем – в правовом государстве.
     В самом общем виде под философией понимают деятельность, направленную на постановку и рациональное разрешение наиболее общих вопросов, касающихся сущности знания, человека и мира. Просматривается возврат на греческую основу – любовь к мудрости. Игра разума. Каждое из двух утверждений — «философия — это наука» и «философия не является наукой» — имеет своих сторонников. Примерно, как спорт и шахматы. В.И.Вернадский до конца жизни считал философию не наукой, а совершенно особой сферой духовной человеческой деятельности, важной, нужной, несомненно влияющей на развитие научных исследований, но принципиально отличающейся от них дедуктивным способом мышления. Философия арсеналом эмпирических, легко проверяемых фактов не обладает, она оперирует отвлеченными понятиями, следовательно, это не наука. «Наука, вскрывая новое, ломает старые философские представления, указывает [конкретный] путь. Дело в том, что в истории философии наблюдается явление, невозможное для научной мысли в наше время: наука одна для всего человечества, философий, по существу, несколько, развитие которых шло независимо в течение тысячелетия, долгих веков и долгих поколений».
     Когда прочитал у ученых мужей из материалов ХII междисциплинарной конференции «Наука. Философия. Религия» от 25-26 ноября 2008 г. в подмосковном наукограде Дубна что «тройственный союз религии, философии и науки являются единственно правильным путем развития современной цивилизации» и «говорить о том, что наука доказала, что Бога нет — антинаучно» - стало грустно. Тупик намечается. Не особо обнадежили материалы V Российский философский конгресс "Наука. Философия. Общество" от 25–28 августа 2009 г. в г. Новосибирске.
     Оптимизма придало объявление на сайте http://ilyenkov.org/ о ХII Международной научной конференции «Ильенковские чтения 2010» в г. Киеве 13-14 мая 2010 года. Чем лично меня привлекает советский философ Эвальд Васильевич Ильенков? Своими исследованиями метода материалистической диалектики. Именно из его работ стал понятен способ обработки эмпирических данных или снятие-обобщение от индивидуального, единичного, обособленного, отдельного, сложного, общего к всеобщему. Понятна логика нисхождения от всеобщего к абстрактному и восхождения от абстрактного к конкретному.
     Что означает для меня путь к конкретному? В действительности конкретное воплощается в юридических нормах права: правоустанавливающие, регулирующие, запрещающие, разрешающие. В соответствии с классической установкой: бытие определяет сознание. Ну хорошо, сознание определили. А развиваться как? Подход законодательного сословия понятен - стихийно: пусть ученые выделываются на бюджетные крохи, двигают научно-технический прогресс, предлагают другие формы общественных отношений, избиратели с обращениями суетятся. Когда большинству будет понятен путь и оно само пойдет, ломая устаревшую легитимную систему, то тогда уж правоведы позитивно очнуться и закрепят новый порядок в новых законах. Хотя конечно, революции не нужны и надо бы все эволюционно достигать - устойчивое развитие называется. Законников для того бюджет и содержит, чтобы настроения электората улавливать и юридическую систему без спешки регулировать.
    Предлагал областным законодателям - так закрепите в праве эволюционные долгосрочные цели, чтобы был маяк для ориентира исполнительной ветви власти и импульс для формирования общественного сознания развития. Ответ – это невозможно, это возврат к советской системе планирования. И начинается сказка про белого бычка. Ты про диалектический переход от плановой к рыночной и далее к стратегической экономике, а тебе в ответ – мы, может, закон и примем, но исполнительная власть его не воспримет. Почему?
     Да потому, что закон не может регулировать будущие отношения – только сложившиеся. Вот если высшее должностное лицо – президент, губернатор – что предложит, тогда может и подумаем пару лет в перспективе продления депутатских полномочий. И вообще, не приставай с развитием. Пути развития определяет тот, кто финансовую кровь нашему экономическому телу дает – Минфин и Центробанк РФ как структурное подразделение Федеральной резервной системы. И объем этой крови определяется по факту – в зависимости от экспортной выручки. Экспортные возможности России концентрируются на нефти с газом и другом сырье. Остальной реальный сектор обречен на неуклонную деградацию. Такова система и плетью обуха не перешибешь.
     И чем философия здесь помочь может? Философское сообщество может повлиять на сферу юридического права пояснением, что на привычном конкретном (бытие определяет сознание) жизнь не заканчивается. От конкретного следует нисхождение к реальному. Ибо общественное сознание определяет будущее общественное бытие.
     Какая философия определяет предметно-очевидное созидание, нисхождение от конкретного к реальному? Феноменология или феноменологический метод Гуссерля: принцип адекватной очевидности как синтез идентификации сигнитивной и интуитивной интенций. Кто такой Гуссерль?
     Гуссерль Эдмунд (1859 – 1938) – немецкий математик, логик и философ. Учился в Лейпцигском университете. Феноменология - это философский метод или философская система, предложенная Эдмундом Густавом Гуссерлем в его монументальной работе «Логические Исследования», которую он опубликовал в трех томах с 1900 по 1913 года. Феноменология - это философия сознания как развитие традиционного рационализма. Гуссерль предполагал, что поток сознания всегда направлен к предмету. Исходной и фундаментальной характеристикой сознания поэтому является предметность. Сознание предметно потому, что оно интенционально (intentio - стремление). На каждом шагу сознание являет собой непрерывный выход за свои собственные пределы - выход к предмету. Интенциональность не наличествует, она функционирует. Интенциональность сознания невозможно описать как нечто постоянное, как субстанцию. Сознание формирует смысл о предмете. В интенциональности сознания, т.е. смыслоформирующей направленности к предмету, впервые возникает феномен сознания, в отличие от явления сознания. Гуссерль говорит о трех основных структурных характеристиках интенциональных актов: форме, качестве и материи.
     Как Гуссерль описывал составляющие своего принципа? В строгом смысле «очевидность» выражается как доступности вещи. «Адекватная очевидность - полная данность предмета». Принцип адекватной очевидности: единство значения и смысла. Это отказ от беспочвенных и утопичных фантазий, реальность предмета-цели с точки зрения имеющихся и потенциально возможных ресурсов. Законы должны наполняться только теми нормами, которые адекватны государственно-общественным возможностям и морально-нравственным основам при достижении целей. Цель, устанавливаемая в праве, должна быть реально достижимой. Объективное пространство, объективное время и вместе с ними объективный мир действительных вещей и процессов – это посыл Гуссерля. Сигнитивная интенция – разработка формы или логико-грамматических актов: номинативных (понятие) и пропозициональных (ролевое назначение). Интуитивная интенция – наполнение формы адекватным содержанием при помощи трех интуиций: чувственное восприятие, воображение, умозрение. Это оценка места и роли сигнитивного (формального) акта, соотношение целого и частного, рядорасположенность сигнитивных актов, их следование друг за другом, категории, действия, претерпевания.
     Гуссерль в «Картезианских размышлениях» говорит о синтезе идентификации. Под ним он имеет в виду следующее. Интенциональный объект конституируется путем синтеза его восприятий, повторяющихся в имманентном времени трансцендентального субъекта. Синтез идентификации состоит в том, что каждое из непрерывно следующих друг за другом восприятий (интенциональных переживаний) относится к соответствующему ему объекту. Отнесение интенциональных переживаний к соответствующим им объектам упорядочивает то, что Гуссерль называет трансцендентальным опытом. Любое отнесение того или иного интенционального переживания к соответствующему объекту представляет собой синтез идентификации в гуссерлевском смысле: с точки зрения его существования, с точки зрения его желательности или нежелательности, с эстетической точки зрения, с позиции необходимого действия и т. п. «Никакая мыслимая теория не может заставить нас усомниться в принципе всех принципов: любое дающее из самого первоисточника созерцание есть правовой источник познания… В принципе (в априори безуслов¬ной сущностной всеобщности) любому «истинно сущему» предмету соответствует идея возможного сознания, в каком сам предмет схватываем первозданно, а при¬том совершенно адекватно… очевидность является результатом процесса совпадения подразумеваемого с созерцаемым… объективный мир – это результат нашей субъективной деятельности». С понятием времени, или длительности, Гуссерль связывает такой характер восприятия окружающего мира как очевидность.
     Интуиция воображения: «Помимо репродуктивной у воображения есть еще и продуктивная функция; оно бывает и продуктивным. Продуктивное воображение делится на два вида: это — предвосхищение, или антиципация, и чистая фантазия. В самом деле, у меня есть способность предвосхищать грядущие события и обстоятельства, т. е. воображать, какими они могут быть. Я воображаю их всегда в модальности возможности; это существенно. Ведь то, что я предполагаю, может осуществиться, а может и не осуществиться или может оказаться не таким или не совсем таким, каким я его предположил. Тем не менее способность предвосхищать будущее является для меня жизненно важной и необходимой. На ее основании я строю свои планы и придумываю проекты, а также, будучи членом человеческого сообщества, назначаю время встреч с другими, принимаю перед ними те или иные обязательства. Короче говоря, она лежит в основе моей деятельности, делая ее «зрячей» и осмысленной. Конечно, планы и проекты могут не осуществиться, встречи не состояться, обязательства быть нарушенными, однако на основании собственного и общечеловеческого опыта, а также разного рода теоретических соображений, я, как правило, могу более или менее верно оценить вероятность возникновения тех или иных обстоятельств. Разумеется, часто случаются и абсолютно непредсказуемые события, и все же антиципация — это единственный имеющийся в моем распоряжении прожектор, могущий бросить свой луч во тьму грядущего с целью осветить предстоящий мне путь. В собственном смысле слова антиципация предвосхищает относительно отдаленные от данного мига события».
     Интуиция восприятия: «…объект возникает сначала в воображении и лишь спустя некоторое время в результате определенного рода усилий переходит в область действительности и становится доступным чувственному восприятию. Так, картина сначала возникает в воображении художника, и только потом он пишет ее красками на холсте. И паровоз возник вначале в воображении Стефенсона; лишь позже и лишь в результате того, что он в нем возник, было налажено производство паровозов. Всякий антиципированный объект, независимо от того, способен он стать действительным или нет, может попасть в область воспоминаний. Тот же Стефенсон до того, как смог воплотить свой проект паровоза в жизнь, все время вспоминал о нем».
     Если следовать Гуссерлю, то надо давать определение общественного сознания. Обобщение разных источников позволяет предложить следующее. Общественное сознание - совокупность идей, мнений и убеждений в теософской, научной, правовой и культурной формах. Общественное сознание является объективной силой как катализатор деятельности личности, общества и государства.
     А где же философия? А философия является неотъемлемой частью культурной формы общественного сознания. К сожалению, пока как пассивно-созерцательный ее элемент. Философам пора заняться юристами. Ибо государственное управление социально-культурным развитием – комплекс мер органов государственной власти, направленный на повышение духовного уровня развития населения через поддержку сфер искусства, науки, культуры, спорта, образования, общественного просвещения, информационного обеспечения стратегий культурологического развития в целях воплощения достигнутого уровня духовного развития в предметно-материальных носителях (орудия труда, здания и сооружения, технологии, жилища, производственная и социальная инфраструктура, предметы повседневного обихода, средства транспорта и связи, архитектурно-дизайнерская продукция, научно-образовательная продукция, культурно-общественная продукция, образцы искусства, живописи, скульптуры, литературные произведения, издательская продукция с прописными морально-нравственными нормами и принципами по формированию творческо-гуманистического общественного сознания, сооружения культурологического биосоциального природопользования и т.п.) и передаче его в таких носителях последующим поколениям.
     Нужна интенция или поток общественного сознания к предметно-очевидному культурологическому созиданию.

Андрей Кузьмин
Южно-Сахалинск