|
|
В Южно-Сахалинске сейчас день 17:31
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту закона Сахалинской области «О развитии социальной инфраструктуры Сахалинской области при реализации СРП». |
Согласно пессимистическому варианту
прогноза ООН численность населения России к 2050 году составит 96 миллионов
84 тысячи человек, согласно оптимистическому - 113 миллионов 137 тысяч
человек. Об этом говорится в докладе о развитии человеческого потенциала в
России, подготовленном в рамках программы развития ООН. По прогнозу же
российского Госкомстата, эти показатели составят 77 миллионов 162 тысячи
человек (пессимистический прогноз) и 122 миллионов 634 тысячи человек
(оптимистический прогноз).
По определению Всемирного банка, бедным в России
считается человек, который может тратить не более 3,5 доллара в день (сверх
расходов на жилье, образование детей, транспорт, связь и товары длительного
пользования). Сопоставляя сведения по доходам сахалинцев, потребительской
корзине, прожиточному минимуму можно сделать вывод, что в большинстве
районов области на Сахалине формируется социальный слой потомственных
бедных. А, например, в Московском зоопарке только дневной рацион питания
очкового медведя составляет 10 долларов в день, амурского тигра – 21 доллар
в день.
За десять прошедших лет в нашей области(Программа
развития и совершенствования сети автомобильных дорог Сахалинской области)
количество населенных пунктов уменьшилось с 353 до 237, что явно указывает
на деградацию системы расселения Сахалинской области. С исчезновением
населенных пунктов забрасываются или резко теряют продуктивность прилегающие
сельхозугодья, что является одной из причин развала агропромышленного
комплекса. Уровень пространственного единства районов составляет 18,8 %,
уровень транспортной дискриминации населения – 76,6%. Надежными
дорожно-транспортными связями с областным и районными центрами обеспечено
только 52 из 237 населенных пунктов, то есть 271 тыс. человек лишена
возможности в полной мере воспользоваться конституционным правом свободы
передвижения. Потребительские свойства 1375 км автомобильных дорог, или
63,2% всей сети автомобильных дорог общего пользования, не отвечают
нормативным требованиям. На дорогах Сахалинской области себестоимость
перевозок в 2-2,5 раза выше, чем на дорогах центральной части России.
Неудовлетворительная транспортная доступность части территории Сахалинской
области, особенно в центральных и северных районах, при низком качестве
автомобильных дорог является причиной ряда негативных социальных
последствий: сдерживание развития культуры и образования,
неудовлетворительное медицинское и бытовое обслуживание, сокращение
свободного времени за счет увеличения времени пребывания в пути к месту
работы и социальным объектам, увеличение затрат на личный автотранспорт,
снижение качества и увеличение стоимости товаров и услуг из-за трудности их
доставки, снижение продуктивности сельскохозяйственного производства и т. п.
К дате первой отгрузки СПГ для Сахалинской области
сложатся финансово-правовые условия для инвестирования около 500 млрд.рублей
(примерно 17 млрд.долл. из 75 млрд.долл. только налога на прибыль) в
социальную инфраструктуру в среднесрочной перспективе и создания предпосылок
для кратного роста численности населения области за счет естественного роста
численности и миграционных процессов.
По данным официального сайта Минпромэнерго доходы
российской стороны за срок действия СРП до 2045 года составят 102
млрд.долларов при цене нефти в 31 долл\баррель. По условиям СРП в пользу
Сахалинской области распределяется доля ставки налога на прибыль в 22% из
общей в 35% по СРП-1 и 22% в пользу области из общей в 32% по СРП-2.
Бюджетным кодексом РФ в пользу области предусмотрено распределение 65%
налога на прибыль, так как операторы проектов расположены в Южно-Сахалинске.
За период эксплуатации месторождений проектов
«Сахалин-1,2» распределение части прибыли в пользу Сахалинской области
оценивается в 72-75 млрд.долларов при средней цене нефти сорта Оман в 35
долл/баррель. Есть надежды и на получение завуалированной доли прибыльной
продукции в натуральной форме, что предусмотрено условиями СРП и выводит
область из спорного правового поля Бюджетного кодекса.
Пунктом 4 ст.21 СРП-1 закреплено право Консорциума при
распоряжении Углеводородами, которые добываются в рамках СРП или на любой
площади шельфа Сахалина, на строительство и эксплуатацию
газоперерабатывающих заводов, заводов по сжижению газа, газобензиновых
заводов, нефтеперерабатывающих заводов, хранилищ и терминалов.
Создание инфраструктуры вокруг зарезервированных
участков земли промышленного строительства – дело администрации СО. В
приложении Е Дополнение 7 «Общие вопросы» СРП «Сахалин-2» для подобных целей
предусмотрено условие Российской Стороне по созданию «Сахалинской Комиссии».
Пунктом 3 ст.32 СРП-1 закреплено согласие Иностранных
Сторон Консорциума на содействие Администрации Сахалинской области в
получении кредитов в нероссийских банках, предназначенных для развития
социальной инфраструктуры Сахалинской области, с возвратом кредитов из
доходов Сахалинской области, получаемых от участия в СРП-1. Главный доход СО
– это денежная прибыль, начисленная от реализации всей прибыльной продукции.
Пунктом 4 (j) приложения А СРП-2 к затратам инвестора
относятся перечисления в фонд развития инфраструктуры – взносы в фонд
развития Сахалина и платежи на возмещение ранее понесенных расходов на
геологоразведочные работы. Данное положение СРП определяет правомочность
создания частно-государственной областной финансово-проектной некоммерческой
организации «Сахалинская областная госкорпорация «Фонд развития
инфраструктуры (Сахалина)» (ФРИС) и соответствующий областной орган
исполнительной власти «государственная служба заказчика».
В соответствии с пунктом (d) ст.3 СРП-2 Российская
Сторона (правительство РФ и администрация Сахалинской области) имеют право
вести переговоры и заключать соглашения, относящиеся к залогу выручки от
продажи направляемой ей доли углеводородов. Право на долю углеводородов СО и
сегодня закреплено ст.40 ФЗ «О континентальном шельфе» и не аннулированными
договорами с правительством РФ времен Фархутдинова И.П. – достаточное
подтверждение для западных банков. Изменения законодательства коснулись
распределения стоимостного эквивалента прибыльной продукции и не затрагивают
разделения натуральных объемов.
Условия СРП-1 (ст.15.7) и СРП-2 (ст.14 (с)) по
получению роялти в натурально-объемном виде создают предпосылки для
переработки сахалинской доли углеводородов на территории области и получения
нефтегазохимической продукции с высокой добавленной стоимостью.
Администрация Сахалинской области правосубъектна
привлечь кредиты развития в объеме расчетной доли прибыли с учетом дисконта
по банковской ставке кредитования. Именно не условия СРП по раздельности, а
синтез вышеприведенных положений обоих СРП создает правовые основания для
закрепления системы частно-государственного партнерства в реальном деле
развития социальной инфраструктуры Сахалина.
Для видения депутатов СОД предлагаются возможные
предметно-очевидные направления деятельности ФРИС и государственной службы
заказчика СО.
На основе природно-климатического и географического
районирования на Сахалине можно выделить четыре районированные территории:
1. Северо-сахалинская (север-Ноглики) – 20 тыс. кв.км;
2. Центрально-сахалинская (Ноглики-Взморье-Ильинский) –
30 тыс. кв.км;
3. Южно-сахалинская (Взморье-Ильинский-юг) – 26 тыс.
кв.км.
4. Курильская – 15,6 тыс. кв.км
Исходя из того, что в силу природно-климатических и
географических условий проживания наиболее благополучна южная часть острова,
которая и была ограничена кольцевым железнодорожным сообщением в японский
период, за основу развития человеческого потенциала области необходимо брать
именно южную часть.
Сопоставимая плотность населения на относительно
неразвитом прибрежном севере Хоккайдо – 68 человек на кв.км. – в десять раз
больше сахалинской (6,6). Следовательно, вполне обоснованно можно ставить
долгосрочную цель развития южной части Сахалина в создании
социально-культурных и социально-экономических условий для 1,5 млн. жителей
до 2030-го года ( 58 чел/кв.км) и увеличения плотности населения в до 40-а
чел/кв.км ( 2,7-3,0 млн. человек) к 2045-му году по всей области.
Основой стратегии социального (социально-культурного и
социально-экономического) развития является: аквакультурное заселение
юго-западной оконечности острова, разработка морских месторождений по
проектам «Сахалин – 1,2», подготовка запасов углеводородов по шельфовым
проектам «Сахалин – 3-9» и по мелким и средним структурам территориального
моря, согласованное с инвесторами проекта «Сахалин-1» месторасположение
строительства нефтегазохимических и газобензиновых заводов, отгрузочных
терминалов и сроки их строительства, газораспределительная региональная
система.
ВРП Сахалина может быть достигнут 40 тыс.долл\чел по
сравнению со среднероссийскими 9,8 тыс.долл\чел, а доход областного бюджета
с 27 тыс.руб. на человека при 502 тыс.жителей 2008 года до 120 тыс.руб. на
человека при 3 млн.жителей к 2030 году.
Вниманию депутатов, для общего видения вне рамок
законопроекта возможных направлений вложения средств в инфраструктуру
Сахалина, предлагается вероятная разработка ФРИСО для проектных заданий по
подготовке готовой проектной продукции по объектам социальной
инфраструктуры:
1.территории традиционного природопользования северной части Сахалина;
2.природные парки с разведением диких животных и пушных зверей от
Остромысовки до Новиково;
3.социально-экономическое обустройство юго-западной оконечности Сахалина:
• |
порты, причалы и другие гидросооружения региональной
категории для маломерного флота в Таранае, Кирилово, бухте Морж, мысе
Крильон, мысе Кузнецова, бухте Комои, мысе Виндис, Шебунино, островах
Рифовые, мысе Богдановича, мысе Лопатина; Горнозаводске, Амурском, Селезнево,
Перепутье, Луговке, Китосии, Поярково; |
• |
инфраструктура судостроительных и судоремонтных
мощностей в Корсакове, Невельске и Холмске для ремонта рыболовецких среднетоннажных сейнеров и
траулеров, строительства и обслуживания маломерного флота для прибрежного
рыболовства, разведения и воспроизводства водных биоресурсов, аквакультуры; |
• |
рыборазведение лососевых пород и гражданское
обустройство долин рек (от Анивы до Холмска): Таранай, Ольховатка, Бачинская, Копилка, Урюм, Ульяновка,
Кура, Найча, Могучи, Анастасия, Атласовка, Петровка, Ирша, Буча, Фастовка,
Замирайловка, Кузнецовка, Виндис-Междуречье, Рифлянка, Горбуша, Луза,
Брусничка, Оленусь, Вольная, Обутонай, Луговка, Китосия, Шебунинка, Китовая,
Лопатинка, Амурская, Селезневка, Бережная, Казачка, Невельская, Ловецкая,
Сокольники, Салют, Калинка, Сова, Зырянская, Правда, Чусовка; |
• |
дорожное строительство до вышеуказанных
гидросооружений и объектов рыбоводства; |
• |
железная дорога по кольцу: Южно-Сахалинск, Дачное, Анива, Кириллово (с
веткой до Атласово), Шебунино, Холмск, Южно-Сахалинск; |
• |
инфраструктура береговой переработки
морепродуктов; |
• |
инфраструктура поселений с береговой переработкой
морепродуктов вблизи перспективных биоресурсных площадей в незамерзающих районах моря Анивского
залива и Татарского пролива; |
• |
пункты приема дикоросов и водных биоресурсов; |
4.полная реконструкция города Южно-Сахалинск в ландшафтной градостроительной
планировке, застройке, комплексном благоустройстве для потенциального
расселения не менее 300 тыс. человек:
• |
с блочными газоэлектротеплонагревателями; |
• |
общественными рекреационными зонами – объектами
информационно-культурного, социально-культурного и спортивного
назначения, природным парком долины Туристов и предгорий пика
Чехова; |
• |
модернизированной до федерального уровня горнолыжной базой «Горный
воздух»; |
• |
научно-образовательным, научно-исследовательским,
информационно-культурным и инженерно-проектным комплексом зданий; |
• |
социальным просторным и комфортным жильем в домах и микрорайонах
индивидуальной планировки с ландшафтной архитектурой, благоприятной
социальной инфраструктурой и привлекательным внешним окружением; |
• |
взлетно-рулевочными полосами в сторону залива Анива (с отсыпкой подушки
материалами утилизации старых зданий Южно-Сахалинска), зданиями и
сооружениями нового аэропорта; |
• |
укрытием городской свалки (с отсыпкой площади строительными
материалами утилизации старых зданий и сооружений) для размещения
мусороперерабатывающего производства; |
• |
транспортной развязкой с долгосрочными капитальными дорогами общего
пользования (областными и муниципальными) на железобетонной основе. |
5.инфраструктура газохимического комплекса (предположительно на территории
шахты Новиково) с отгрузочными терминалами готовой продукции: минеральных
удобрений и полимеров, легкого топлива и диметилэфира; капроновых труб,
облицовочных, отделочных, укрывных, утеплительных и других строительных
материалов и изделий для ЖКХ, пластмассовой тары;
6.инфраструктура электронно-сборочных заводов в Южно-Сахалинске и Долинске:
газонагревательные приборы, бытовая электроника, коммунальные КИП и
автоматика, средства индивидуальной спутниковой связи;
7.инфраструктура сооружений скважинно-промысловой нефтепереработки в
Охинском и Ногликском районах на истощенных месторождениях;
8.инфраструктура областной базы океанического рыболовства в Корсакове и
областной базы тралового флота в Невельске с модернизированными портовыми
сооружениями под приобретение большого океанического и среднего рыболовного
флота;
9.инфраструктура судоремонтных мощностей в Корсакове, Холмске, Невельске для
строительства и ремонта среднего и маломерного рыболовного флота;
10.инфраструктура береговой базы (включая водолазно-технологический и
медицинский комплекс) в Озерске, морского порта региональной категории
рыбного и специализированного назначения для зимнего отстоя ПБУ и судов
охотоморской нефтегазоразведки в Озерске,;
11.инфраструктура цеха ЖБИ КПД по изготовлению причальных блоков;
12.инфраструктура областного интегрированного комплекса промышленности
строительных материалов и областных передвижных строительно-механизированных
предприятий;
13.инфраструктура агропромышленного комплекса в Аниве;
14.инфраструктура сферы постиндустриального развития: воспроизводство
природных ресурсов – лесные, водные, морские и другие биоресурсы; аквасфера;
ресурсосберегающая электроника и технологии; благоприятная среда обитания;
промышленно-гражданская архитектура;
16.мореходные училища для массового привлечения подростков и молодежи при
обучении судовождению и эксплуатации большого, среднего и маломерного
морского флота;
17.средние профессионально-технические образовательные и
социально-культурные образовательно-воспитательные заведения для массового
привлечения молодежи при обучении по специальностям эксплуатации
общественной инфраструктуры, средств связи и информатики, воспроизводству
лесных и водных биоресурсов, зодчеству предметно-материальных объектов
культуры, дизайну производственных и непроизводственных зданий и сооружений,
обслуживанию ресурсосберегающей электроники.
Концепция законопроекта разработана на основе синтеза отдельных положений
Конституции РФ, СРП «Сахалин-1» и СРП» Сахалин-2», федеральных законов,
общепризнанных норм и принципов ООН, рекомендаций Мирового банка на встрече
во Флоренции 1999 г. и решений ЮНЕСКО в Стокгольме 1998 г. по поддержке
опережающего культурологического развития.
Концепция законопроекта предусматривает государственно-общественный переход
от системы ситуационного корпоративно-отраслевого рыночного управления к
долгосрочным программно-целевым методам государственного рыночного
стратегического и творческого управления культурологическим социальным
развитием.
Концепция законопроекта предусматривает одновременное действие двух схем
(кластеров) обустройства Сахалина:
А) частно-государственная: НКО «Фонд развития инфраструктуры» - региональный
демографический проект(РДПС) –– программа развития социальной
инфраструктуры(ИС2040) – облДума – кредиты нероссийских банков -
государственная служба заказчика - дирекции строящихся предприятий, ГУПы,
инфраструктурные СП и другие подрядные организации;
Б) государственная: программы администрации - облДума – бюджет –
государственная служба заказчика – дирекции строящихся предприятий, ГУПы,
инфраструктурные СП и другие подрядные организации.
Концепция законопроекта сформирована правоустановлением определения
социальной инфраструктуры, финансово-правовых и
организационно-управленческих основ привлечения прямых инвестиционных
кредитов в соответствии с условиями и терминологией СРП, правовых форм
объединения усилий частно-государственного финансового проектирования и
государственного регулирования при организации целевого использования
финансовых средств и создания конкурентной подрядной среды в сфере
социального инфраструктурного обустройства территории Сахалинской области. |
Андрей Кузьмин
Южно-Сахалинск |
|
|
|
|