Персональный сайт
Кузьмина Андрея Геннадьевича
краснодипломированного инженера-экономиста.

  ЭН-79-1

Для посетителей:
Главная
Фотогалерея
Резюме



Обратная связь:
Гостевая
 
Новости:








E-mail: kuzmin@sato.ru




 
В Южно-Сахалинске сейчас вечер 22:31

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту закона Сахалинской области
«О развитии социальной инфраструктуры Сахалинской области при реализации СРП».

     Согласно пессимистическому варианту прогноза ООН численность населения России к 2050 году составит 96 миллионов 84 тысячи человек, согласно оптимистическому - 113 миллионов 137 тысяч человек. Об этом говорится в докладе о развитии человеческого потенциала в России, подготовленном в рамках программы развития ООН. По прогнозу же российского Госкомстата, эти показатели составят 77 миллионов 162 тысячи человек (пессимистический прогноз) и 122 миллионов 634 тысячи человек (оптимистический прогноз).
     По определению Всемирного банка, бедным в России считается человек, который может тратить не более 3,5 доллара в день (сверх расходов на жилье, образование детей, транспорт, связь и товары длительного пользования). Сопоставляя сведения по доходам сахалинцев, потребительской корзине, прожиточному минимуму можно сделать вывод, что в большинстве районов области на Сахалине формируется социальный слой потомственных бедных. А, например, в Московском зоопарке только дневной рацион питания очкового медведя составляет 10 долларов в день, амурского тигра – 21 доллар в день.
     За десять прошедших лет в нашей области(Программа развития и совершенствования сети автомобильных дорог Сахалинской области) количество населенных пунктов уменьшилось с 353 до 237, что явно указывает на деградацию системы расселения Сахалинской области. С исчезновением населенных пунктов забрасываются или резко теряют продуктивность прилегающие сельхозугодья, что является одной из причин развала агропромышленного комплекса. Уровень пространственного единства районов составляет 18,8 %, уровень транспортной дискриминации населения – 76,6%. Надежными дорожно-транспортными связями с областным и районными центрами обеспечено только 52 из 237 населенных пунктов, то есть 271 тыс. человек лишена возможности в полной мере воспользоваться конституционным правом свободы передвижения. Потребительские свойства 1375 км автомобильных дорог, или 63,2% всей сети автомобильных дорог общего пользования, не отвечают нормативным требованиям. На дорогах Сахалинской области себестоимость перевозок в 2-2,5 раза выше, чем на дорогах центральной части России. Неудовлетворительная транспортная доступность части территории Сахалинской области, особенно в центральных и северных районах, при низком качестве автомобильных дорог является причиной ряда негативных социальных последствий: сдерживание развития культуры и образования, неудовлетворительное медицинское и бытовое обслуживание, сокращение свободного времени за счет увеличения времени пребывания в пути к месту работы и социальным объектам, увеличение затрат на личный автотранспорт, снижение качества и увеличение стоимости товаров и услуг из-за трудности их доставки, снижение продуктивности сельскохозяйственного производства и т. п.
     К дате первой отгрузки СПГ для Сахалинской области сложатся финансово-правовые условия для инвестирования около 500 млрд.рублей (примерно 17 млрд.долл. из 75 млрд.долл. только налога на прибыль) в социальную инфраструктуру в среднесрочной перспективе и создания предпосылок для кратного роста численности населения области за счет естественного роста численности и миграционных процессов.
     По данным официального сайта Минпромэнерго доходы российской стороны за срок действия СРП до 2045 года составят 102 млрд.долларов при цене нефти в 31 долл\баррель. По условиям СРП в пользу Сахалинской области распределяется доля ставки налога на прибыль в 22% из общей в 35% по СРП-1 и 22% в пользу области из общей в 32% по СРП-2. Бюджетным кодексом РФ в пользу области предусмотрено распределение 65% налога на прибыль, так как операторы проектов расположены в Южно-Сахалинске.
     За период эксплуатации месторождений проектов «Сахалин-1,2» распределение части прибыли в пользу Сахалинской области оценивается в 72-75 млрд.долларов при средней цене нефти сорта Оман в 35 долл/баррель. Есть надежды и на получение завуалированной доли прибыльной продукции в натуральной форме, что предусмотрено условиями СРП и выводит область из спорного правового поля Бюджетного кодекса.
     Пунктом 4 ст.21 СРП-1 закреплено право Консорциума при распоряжении Углеводородами, которые добываются в рамках СРП или на любой площади шельфа Сахалина, на строительство и эксплуатацию газоперерабатывающих заводов, заводов по сжижению газа, газобензиновых заводов, нефтеперерабатывающих заводов, хранилищ и терминалов.
     Создание инфраструктуры вокруг зарезервированных участков земли промышленного строительства – дело администрации СО. В приложении Е Дополнение 7 «Общие вопросы» СРП «Сахалин-2» для подобных целей предусмотрено условие Российской Стороне по созданию «Сахалинской Комиссии».
     Пунктом 3 ст.32 СРП-1 закреплено согласие Иностранных Сторон Консорциума на содействие Администрации Сахалинской области в получении кредитов в нероссийских банках, предназначенных для развития социальной инфраструктуры Сахалинской области, с возвратом кредитов из доходов Сахалинской области, получаемых от участия в СРП-1. Главный доход СО – это денежная прибыль, начисленная от реализации всей прибыльной продукции.
     Пунктом 4 (j) приложения А СРП-2 к затратам инвестора относятся перечисления в фонд развития инфраструктуры – взносы в фонд развития Сахалина и платежи на возмещение ранее понесенных расходов на геологоразведочные работы. Данное положение СРП определяет правомочность создания частно-государственной областной финансово-проектной некоммерческой организации «Сахалинская областная госкорпорация «Фонд развития инфраструктуры (Сахалина)» (ФРИС) и соответствующий областной орган исполнительной власти «государственная служба заказчика».
     В соответствии с пунктом (d) ст.3 СРП-2 Российская Сторона (правительство РФ и администрация Сахалинской области) имеют право вести переговоры и заключать соглашения, относящиеся к залогу выручки от продажи направляемой ей доли углеводородов. Право на долю углеводородов СО и сегодня закреплено ст.40 ФЗ «О континентальном шельфе» и не аннулированными договорами с правительством РФ времен Фархутдинова И.П. – достаточное подтверждение для западных банков. Изменения законодательства коснулись распределения стоимостного эквивалента прибыльной продукции и не затрагивают разделения натуральных объемов.
     Условия СРП-1 (ст.15.7) и СРП-2 (ст.14 (с)) по получению роялти в натурально-объемном виде создают предпосылки для переработки сахалинской доли углеводородов на территории области и получения нефтегазохимической продукции с высокой добавленной стоимостью.
     Администрация Сахалинской области правосубъектна привлечь кредиты развития в объеме расчетной доли прибыли с учетом дисконта по банковской ставке кредитования. Именно не условия СРП по раздельности, а синтез вышеприведенных положений обоих СРП создает правовые основания для закрепления системы частно-государственного партнерства в реальном деле развития социальной инфраструктуры Сахалина.
     Для видения депутатов СОД предлагаются возможные предметно-очевидные направления деятельности ФРИС и государственной службы заказчика СО.
     На основе природно-климатического и географического районирования на Сахалине можно выделить четыре районированные территории:
     1. Северо-сахалинская (север-Ноглики) – 20 тыс. кв.км;
     2. Центрально-сахалинская (Ноглики-Взморье-Ильинский) – 30 тыс. кв.км;
     3. Южно-сахалинская (Взморье-Ильинский-юг) – 26 тыс. кв.км.
     4. Курильская – 15,6 тыс. кв.км
     Исходя из того, что в силу природно-климатических и географических условий проживания наиболее благополучна южная часть острова, которая и была ограничена кольцевым железнодорожным сообщением в японский период, за основу развития человеческого потенциала области необходимо брать именно южную часть.
     Сопоставимая плотность населения на относительно неразвитом прибрежном севере Хоккайдо – 68 человек на кв.км. – в десять раз больше сахалинской (6,6). Следовательно, вполне обоснованно можно ставить долгосрочную цель развития южной части Сахалина в создании социально-культурных и социально-экономических условий для 1,5 млн. жителей до 2030-го года ( 58 чел/кв.км) и увеличения плотности населения в до 40-а чел/кв.км ( 2,7-3,0 млн. человек) к 2045-му году по всей области.
     Основой стратегии социального (социально-культурного и социально-экономического) развития является: аквакультурное заселение юго-западной оконечности острова, разработка морских месторождений по проектам «Сахалин – 1,2», подготовка запасов углеводородов по шельфовым проектам «Сахалин – 3-9» и по мелким и средним структурам территориального моря, согласованное с инвесторами проекта «Сахалин-1» месторасположение строительства нефтегазохимических и газобензиновых заводов, отгрузочных терминалов и сроки их строительства, газораспределительная региональная система.
     ВРП Сахалина может быть достигнут 40 тыс.долл\чел по сравнению со среднероссийскими 9,8 тыс.долл\чел, а доход областного бюджета с 27 тыс.руб. на человека при 502 тыс.жителей 2008 года до 120 тыс.руб. на человека при 3 млн.жителей к 2030 году.
     Вниманию депутатов, для общего видения вне рамок законопроекта возможных направлений вложения средств в инфраструктуру Сахалина, предлагается вероятная разработка ФРИСО для проектных заданий по подготовке готовой проектной продукции по объектам социальной инфраструктуры:
   1.территории традиционного природопользования северной части Сахалина;
   2.природные парки с разведением диких животных и пушных зверей от Остромысовки до Новиково;
   3.социально-экономическое обустройство юго-западной оконечности Сахалина:
порты, причалы и другие гидросооружения региональной категории для маломерного флота в Таранае, Кирилово, бухте Морж, мысе Крильон, мысе Кузнецова, бухте Комои, мысе Виндис, Шебунино, островах Рифовые, мысе Богдановича, мысе Лопатина; Горнозаводске, Амурском, Селезнево, Перепутье, Луговке, Китосии, Поярково;
инфраструктура судостроительных и судоремонтных мощностей в Корсакове, Невельске и Холмске для ремонта рыболовецких среднетоннажных сейнеров и траулеров, строительства и обслуживания маломерного флота для прибрежного рыболовства, разведения и воспроизводства водных биоресурсов, аквакультуры;
рыборазведение лососевых пород и гражданское обустройство долин рек (от Анивы до Холмска): Таранай, Ольховатка, Бачинская, Копилка, Урюм, Ульяновка, Кура, Найча, Могучи, Анастасия, Атласовка, Петровка, Ирша, Буча, Фастовка, Замирайловка, Кузнецовка, Виндис-Междуречье, Рифлянка, Горбуша, Луза, Брусничка, Оленусь, Вольная, Обутонай, Луговка, Китосия, Шебунинка, Китовая, Лопатинка, Амурская, Селезневка, Бережная, Казачка, Невельская, Ловецкая, Сокольники, Салют, Калинка, Сова, Зырянская, Правда, Чусовка;
дорожное строительство до вышеуказанных гидросооружений и объектов рыбоводства;
железная дорога по кольцу: Южно-Сахалинск, Дачное, Анива, Кириллово (с веткой до Атласово), Шебунино, Холмск, Южно-Сахалинск;
инфраструктура береговой переработки морепродуктов;
инфраструктура поселений с береговой переработкой морепродуктов вблизи перспективных биоресурсных площадей в незамерзающих районах моря Анивского залива и Татарского пролива;
пункты приема дикоросов и водных биоресурсов;
   4.полная реконструкция города Южно-Сахалинск в ландшафтной градостроительной планировке, застройке, комплексном благоустройстве для потенциального расселения не менее 300 тыс. человек:
с блочными газоэлектротеплонагревателями;
общественными рекреационными зонами – объектами информационно-культурного, социально-культурного и спортивного назначения, природным парком долины Туристов и предгорий пика Чехова;
модернизированной до федерального уровня горнолыжной базой «Горный воздух»;
научно-образовательным, научно-исследовательским, информационно-культурным и инженерно-проектным комплексом зданий;
социальным просторным и комфортным жильем в домах и микрорайонах индивидуальной планировки с ландшафтной архитектурой, благоприятной социальной инфраструктурой и привлекательным внешним окружением;
взлетно-рулевочными полосами в сторону залива Анива (с отсыпкой подушки материалами утилизации старых зданий Южно-Сахалинска), зданиями и сооружениями нового аэропорта;
укрытием городской свалки (с отсыпкой площади строительными материалами утилизации старых зданий и сооружений) для размещения мусороперерабатывающего производства;
транспортной развязкой с долгосрочными капитальными дорогами общего пользования (областными и муниципальными) на железобетонной основе.
     5.инфраструктура газохимического комплекса (предположительно на территории шахты Новиково) с отгрузочными терминалами готовой продукции: минеральных удобрений и полимеров, легкого топлива и диметилэфира; капроновых труб, облицовочных, отделочных, укрывных, утеплительных и других строительных материалов и изделий для ЖКХ, пластмассовой тары;
     6.инфраструктура электронно-сборочных заводов в Южно-Сахалинске и Долинске: газонагревательные приборы, бытовая электроника, коммунальные КИП и автоматика, средства индивидуальной спутниковой связи;
     7.инфраструктура сооружений скважинно-промысловой нефтепереработки в Охинском и Ногликском районах на истощенных месторождениях;
     8.инфраструктура областной базы океанического рыболовства в Корсакове и областной базы тралового флота в Невельске с модернизированными портовыми сооружениями под приобретение большого океанического и среднего рыболовного флота;
     9.инфраструктура судоремонтных мощностей в Корсакове, Холмске, Невельске для строительства и ремонта среднего и маломерного рыболовного флота;
     10.инфраструктура береговой базы (включая водолазно-технологический и медицинский комплекс) в Озерске, морского порта региональной категории рыбного и специализированного назначения для зимнего отстоя ПБУ и судов охотоморской нефтегазоразведки в Озерске,;
     11.инфраструктура цеха ЖБИ КПД по изготовлению причальных блоков;
     12.инфраструктура областного интегрированного комплекса промышленности строительных материалов и областных передвижных строительно-механизированных предприятий;
     13.инфраструктура агропромышленного комплекса в Аниве;
     14.инфраструктура сферы постиндустриального развития: воспроизводство природных ресурсов – лесные, водные, морские и другие биоресурсы; аквасфера; ресурсосберегающая электроника и технологии; благоприятная среда обитания; промышленно-гражданская архитектура;
     16.мореходные училища для массового привлечения подростков и молодежи при обучении судовождению и эксплуатации большого, среднего и маломерного морского флота;
     17.средние профессионально-технические образовательные и социально-культурные образовательно-воспитательные заведения для массового привлечения молодежи при обучении по специальностям эксплуатации общественной инфраструктуры, средств связи и информатики, воспроизводству лесных и водных биоресурсов, зодчеству предметно-материальных объектов культуры, дизайну производственных и непроизводственных зданий и сооружений, обслуживанию ресурсосберегающей электроники.
     Концепция законопроекта разработана на основе синтеза отдельных положений Конституции РФ, СРП «Сахалин-1» и СРП» Сахалин-2», федеральных законов, общепризнанных норм и принципов ООН, рекомендаций Мирового банка на встрече во Флоренции 1999 г. и решений ЮНЕСКО в Стокгольме 1998 г. по поддержке опережающего культурологического развития.
     Концепция законопроекта предусматривает государственно-общественный переход от системы ситуационного корпоративно-отраслевого рыночного управления к долгосрочным программно-целевым методам государственного рыночного стратегического и творческого управления культурологическим социальным развитием.
     Концепция законопроекта предусматривает одновременное действие двух схем (кластеров) обустройства Сахалина:
     А) частно-государственная: НКО «Фонд развития инфраструктуры» - региональный демографический проект(РДПС) –– программа развития социальной инфраструктуры(ИС2040) – облДума – кредиты нероссийских банков - государственная служба заказчика - дирекции строящихся предприятий, ГУПы, инфраструктурные СП и другие подрядные организации;
     Б) государственная: программы администрации - облДума – бюджет – государственная служба заказчика – дирекции строящихся предприятий, ГУПы, инфраструктурные СП и другие подрядные организации.
     Концепция законопроекта сформирована правоустановлением определения социальной инфраструктуры, финансово-правовых и организационно-управленческих основ привлечения прямых инвестиционных кредитов в соответствии с условиями и терминологией СРП, правовых форм объединения усилий частно-государственного финансового проектирования и государственного регулирования при организации целевого использования финансовых средств и создания конкурентной подрядной среды в сфере социального инфраструктурного обустройства территории Сахалинской области.

Андрей Кузьмин
Южно-Сахалинск