Персональный сайт
Кузьмина Андрея Геннадьевича
краснодипломированного инженера-экономиста.

  ЭН-79-1

Для посетителей:
Главная
Фотогалерея
Резюме



Обратная связь:
Гостевая
 
Новости:








E-mail: kuzmin@sato.ru




 
В Южно-Сахалинске сейчас утро 8:49

Гуманитарный социализм?


     В работе «Социализм или анархизм?» И.В.Сталин рассматривал три направления социализма: марксизм, анархизм и реформирмизм. Марксизм в Россию внесла «Группа освобождения труда» Плеханова. Русским анархистам Бакунину и Кропоткину весомую политическую организацию создать не удалось – хотя на путь практики встал Н.Махно в Украине.
     Какие социалистические идеи дала нам Европа? Марксизм – Г.Бабеф, К.Маркс, Ф.Энгельс. Анархизм – П.Прудон, Ф.Лассаль, Ж.Гюйо, Е.Дюринг, И.Мост, В.Гассельман, Д.Гильом, В.Теккер, У.Годвин, М.Штирнер. Муниципальный социализм - К.Грюн, Ф.Лассаль, Ф.Ланге. Интегральный социализм - П.Бусс, Б.Мелон. Катедер-социализм - К.Робертус, А.Вагнер, А.Шеффле. Социал-демократия - К.Хехберг, Э.Бернштейн, К.Шрамм, К.Каутский, В.Либкнехт, А.Бебель. Утопический социализм - К.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуен, О.Конт, Т.Компанелла, Т.Мор.
     Что мы могли сотворить сами? Ленинизм-сталинизм – В.Ленин, И.Сталин. Народничество общинное - Н.Чернышевский, Н.Добролюбов, А.Герцен, П.Лавров, Г.Лопатин, Н.Даниельсон, Л.Гартман, Н.Морозов, В.Засулич, П.Ткачев, А.Желябов. Богословское благолепие - Макарий Великий, Исаак Сириянин, Серафим Саровский, Сименон Новый Богослов. Русский анархизм – Л.Толстой, М.Бакунин, П.Кропоткин.
     Особое место занимали славянофилы-культурологи - В.Соловьев, И.Ильин, А.Лосев, В.Розанов, Д.Мережковский, И.Аксаков, Н.Данилевский, К.Леонтьев, Н.Страхов, Н.Бердяев, С.Булгаков, П.Флоренский, Вл.Эрн, М.Гершензон, П.Струве.
     Проект строительства коммунизма 22-го съезда КПСС к 1980 году не состоялся. Социалистическая идея понесла сокрушительный удар недоверия. Война в Афганистане, падение цен на нефть, череда техногенных катастроф, антиалкогольная компания привели к значительным финансово-бюджетным трудностям. Советский проект пал. Хотя были до того времена и потруднее - которые народ терпеливо превзнемогал и преодолевал – моральный дух перспективы и веры в патернализм власти перевешивал все материальные неурядицы. Фиксированная 20-ти летняя временная отметка светлого коммунистического будущего – вклад волюнтариста Н.Хрущева в разрушение СССР. Прав оказался основатель РФ В.И. Ленин, когда говорил: «Никто и ничто не сможет дискредитировать нашу работу, кроме нас самих».
     К 1990 году государственный долг СССР достиг астрономической цифры 60 млрд. долларов. Россия производила в 1990 г. 60,5% валового национального продукта СССР, давала 90% нефти, 70% газа, 56% угля, 92% древесины и т. д. Появилась мысль, что для улучшения жизни русских надо сбросить с себя балласт союзных республик. Первым эту мысль сформулировал А.И. Солженицын. В письме «Как нам обустроить Россию?» он призывал русских предоставить другие народы СССР собственной судьбе, сохранив союз только с Украиной и Белоруссией – славянскими народами. А дальше все было делом техники – процесс пошел.
     В 1993 году Конституцией был продекларирован символ «нового коммунизма» - социальное государство. Для сдержек-противовесов ввели сразу два государственных понятия нравственности: западное – обеспечение юридических прав и свобод граждан; российское – обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. Причем п.3 ст.55 Конституции определяет приритет российской нравственности.
     Параметры и сроки построения социального государства доминирующая в начале нынешнего века электорально-демократическая партия «Единая Россия» не устанавливает – исторический урок извлечен. И в госполитике пока сделан упор на укрепление западной нравственности (обеспечение прав и свобод гражданина) и стратификацию общества (высший, средний, простой классы и асоциальный люмпен).
     Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл дал определение нравственности как непричинение ущерба Божьей твари. Неоднозначный подход. Ценность человеческой жизни - это предоставленная ему богом возможность стать рабом божьим. Иначе говоря, человеческая жизнь становится ценностью только тогда, когда она посвящена служению богу – для вечной блаженной жизни за гробом. То, что к вере не относится, оказывается вне сферы нравственной оценки. И вообще, выбор человеком для себя того или иного кодекса морали (613 заповедей Торы, 2762 хадиса ислама, десять заповедей православия) объективно определяется социально-историческими условиями его жизни и литературно-философским опытом предшествуюших поколений. А по богословию никакие коллективы людей душой – общественным сознанием - не обладают. Исходя из этого догматического принципа, христианство без всяких оговорок придает первенствующее значение личности перед человеческими коллективами, перед обществом.
     Поскольку христианских богословов занимает отношение человека к богу, а не к обществу, постольку они равнодушны к вопросам реальной социальной свободы. Сегодня церковь призывает «воспринимать собственность как дар Божий» и утверждает, что Священное Писание признает право человека на собственность», ссылаясь при этом на Ветхий Завет («Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», 2001, гл.VII, Собственность). На 8 Всемирном Русском Народном Соборе 4 февраля 2004 года был принят свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании "Честь выше прибыли". И что дало благолепие социуму? Количество миллиардеров в России начало стремительно увеличиваться. Усилия РПЦ дают сбой – богословский идеал имеет конфессиональное выражение, да и государство у нас светское.
     Тем не менее, христианские моральные каноны "знать, соблюдать и творить истину" позволяют концептуально определить нравственность как чувственно-осознанное, подсознательное стремление к благоощущению, благочестию и благотворчеству. Кропоткин в полемике с толстовщиной вывел основной принцип-отличие от западной нравственности: не всякое добро - во благо, но не всякое зло – во вред. Но непротивление злу есть его поощрение.
     В советский период был широко распространен лозунг-призыв: совесть – лучший контролер. Разница в понимании российской совести и западного гуманного сознания, добра и блага, зла и вреда, свобода гражданина в рамках юридической нормы и свобода человека в координатах морали-нравственности – этого одного достаточно, чтобы не относить Россию к части Европы.
     Вопрос о защите общественной нравственности всегда волновал депутатов. В ноябре 1995 года Госдума отклонила законопроект "О государственной политике в области сексуальной культуры и охраны общественной нравственности", предполагавший создание при Минздраве общественных комиссий. Закон "О государственной защите нравственности и здоровья граждан и об усилении контроля за использованием продукции сексуального характера", принятый Думой в апреле 1999 года, был отклонен президентом Б.Ельциным. Та же судьба постигла и закон "О Высшем совете по защите нравственности телевизионного вещания и радиовещания", который был принят Госдумой в марте 1999-го.
     Законопроект "О защите общественной нравственности" был подготовлен Виктором Зоркальцевым (КПРФ) в июне 1998 года. Однако рассмотреть его в Думе второго созыва, контролировавшейся левыми, депутаты не успели, а сформированное в третьей Думе центристское большинство относилось к подготовленным коммунистами законопроектам весьма критически. Тем не менее после серьезной корректировки документа, предпринятой его автором весной 2003 года, он был вынесен на рассмотрение нижней палатой и включен в план осенней сессии… и снят с рассмотрения аж в 2007 году.
     По мнению В.Зоркальцева, нравственность означает "исторически сложившуюся и признаваемую большинством граждан совокупность традиций, устойчивых норм и критериев социального поведения на основе понятия общественного блага". Подлежали защите следующие нормы общественной нравственности: «право каждого на личное и семейное счастье», «право на счастливое детство», «право на достойную старость», «соборность, общинность солидарность, коллективизм», «труд как призвание и внутренняя потребности, как право и долг человека», «воинский долг как долг перед родными и близкими, детьми и пожилыми», «уважение к русскому народу и иным народам, исторически сплотившимся вокруг него в единое федеративное государство», «уважение к общенациональной истории Отечества, к символам исторической памяти», «уважение к мировоззрениям предшествующих поколений, к исторически сложившимся и признанным сегодня обществом религиям», «мирная жизнь в Отечестве, добрососедские и мирные отношения с другими государствами». Эти нормы следовало использовать в образовательном процессе и в финансируемых за счет государственного бюджета творческих произведениях и культурных мероприятиях. Все бы ничего, но Зоркальцев смешал основы нравственности и общие нормы морали в одну форму общественного сознания. В российском же обществе исторически уровень нравственного развития оценивался по отношению к детям, женщинам, старикам, инвалидам и другим представителям ослабленных социальных групп.
      На основе серии экспериментов в ряде регионов России в 2005 году было подготовлено и реализовано идеологическое обеспечение государственного строительства и местного самоуправления на основе понятия «нравственность». Результаты исследований были представлены в администрацию Президента РФ и были использованы в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ в 2005 году. С 2006 года многие  социально-политические субъекты стали активно использовать понятие «нравственность» в своих выступлениях. Возник задел национальных проектов.
     31 марта 2006 года в Санкт-Петербурге  при Петровской академии наук и искусств (ОСБ ПАНИ) было создано отделение социальных технологий, общественной безопасности  и начал развиваться проект «Институт нравственности», разработанный Научно-исследовательской лабораторией № 4 Военного инженерно-космического института имени А.Ф. Можайского под руководством доктора военных наук, профессора Чигирева В.А. и психолога Юнацкевича П.И. С 2007 года нравственный вопрос взяла на вооружение политическая партия «Единая Россия». По материалам "Института нравственности" партией выпущена работа «Идеология Путина: идеология нравственности», автор – соучредитель «Единой России». Ю.Ф. Гашенко.
     Почти одновременно президент Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Вербицкая написала письмо Владимиру Путину, в котором призывала его заняться контролем над нравственностью в СМИ. По мнению Вербицкой, отечественные средства массовой информации наносят "неизмеримый" ущерб духовности, недостаточно "пропагандируют исполнение воинского долга" и работу милиции и спецслужб. Штаб-квартиру комиссии по нравственности в СМИ Вербицкая предложила разместить собственно в СПбГУ, а в состав комиссии пригласить патриарха Алексия II, генерала Валентина Варенникова, актрису Римму Маркову, художника Илью Глазунова, тренера Виктора Тихонова, писателя Даниила Гранина, директора Эрмитажа Михаила Пиотровского… ну и себя, соответственно.
     Губернатор Карелии С.Катанандов в 2007 году внес на рассмотрение Госдумы законопроект о защите нравственности. Законопроект получил одобрение парламентского комитета по законности и правопорядку, но большинством голосов депутаты все же его отклонили.
     Президент России Д.А.Медведев во многих выступлениях привлекал внимание общественности к проблемам нравственности. Супруга С.В. Медведева возглавила попечительский совет целевой комплексной программы «Духовно-нравственная культура  подрастающего поколения России», руководство которой осуществляет иеромонах Киприан (Ященко).
     В Центре проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования с 2010 года разрабатывался проект федерального закона «О защите нравственности, психического здоровья и психологического состояния потребителей продукции СМИ, Интернета, издательской деятельности».
     После усилий Г.Н.Селезнева по созданию «Партии возрождения России» на базе положений ст.7 Конституции на российский принцип государственной нравственности наложено негласное табу. Слишком многим не интересно, чтобы политика социального государства была направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Где достойная жизнь – физическое, психическое, социальное и материальное благополучие человека; свободное развитие – физическое, психическое и культурное развитие человека. По бюджетным параметрам социального государства и каждой составляющей конституционных понятий «достойная жизнь», «свободное развитие» можно развернуть в одном законе по защите нравственности объемный комплекс конкретных мер. Можно то можно, только кому это надо в современной макроэкономической игре по корпоративно-частному распилу России?
     В. И. Ленин, полезным и, соответственно, нравственным считал все то, что способствует победе и упрочению коммунизма.
     Сегодня нравственным следует считать все то, что способствует построению социального государства.
     Академик Д.С.Лихачев оставил духовное завещание - документ под названием «Декларация прав культуры» (Санкт-Петербург, 1996 г.). Статья 1 Декларации гласит: «Под культурой понимается сотворенная человеком материальная и духовная среда обитания, а также процессы создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества». В Декларации вводится понятие гуманитарной культуры, т.е. культуры, ориентированной на развитие созидательных начал в человеке и обществе, сказано, что культура представляет главный смысл и глобальную ценность существования как народов, так и государств.
     Фактическое состояние информационно-психологической среды российского общества и убогая созидательная мотивация электоральной демократии требуют культурной революции. Не пора ли КПРФ или Справедливой России переходить на идеологию гуманитарного многонародного российского социализма как объективного вызова системе электоральной демократии Единой России в рамках одной парламентской конституционной задачи - построение социального государства?
     Перепись 2002 определила семь народов РФ: русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне. Скоро перечень народов, многочисленных национальностей, национальностей и народностей будет уточнен по результатам прошедшей переписи. Электоральной нации россиян по Единой России можно противопоставить могонародную российскую нацию на результатах переписи и правосубъектности народов по статьям 5 (равноправие и самоопределение народов) и 9 (земля и другие природные ресурсы – основа жизни и деятельности народов) Конституции РФ. Бюджетные отношения привести в нравственный порядок можно очень быстро – была бы политическая воля – даже сегодня имеется ст.34 Бюджетного кодекса по бюджетированию, ориентированному на результат.

Андрей Кузьмин
Южно-Сахалинск