Персональный сайт
Кузьмина Андрея Геннадьевича
краснодипломированного инженера-экономиста.

  ЭН-79-1

Для посетителей:
Главная
Фотогалерея
Резюме



Обратная связь:
Гостевая
 
Новости:








E-mail: kuzmin@sato.ru




 
В Южно-Сахалинске сейчас ночь 5:15

Диктатура созидания: от дуализма к тринитаризму.

     Я закончил в 1984 году инженерно-экономический факультет МИНХ и ГП им. И.М.Губкина. Разумеется, была и история КПСС, и марксистско-ленинская философия, и научный коммунизм с госэкзаменом.
     С позиции прошедших лет задаю вопрос – была ли польза от изучения общественных наук на факультете с инженерной специализацией? Если рассматривать инженерный труд как применение общетеоретических знаний к реальному производственному процессу, к оптимальному использованию человеческого потенциала – то полезность развития научного общественного мышления несомненна. Жаль только, что преподаватели тех лет не намекнули, что марксистско-ленинская философия в виде диамата и истмата ограничивается формационной теорией развития человечества. Это уже потом самому пришлось раскрывать другие теории мирового развития – стадийная, цивилизационная, ориенталистская.
     На Сахалине был советский этап морского поисково-разведочного бурения. Начали с иностранным инвестором добывать нефть и газ с сахалинского шельфа. Завод по сжижению газа и нефтегазопроводы построили. Скоро начнется раздел продукции. Изначально идея соглашений о разделе продукции продвигалась под громким лозунгом: создание показательного социально-экономического эффекта от освоения морских месторождений на территории Сахалинской области. Основа для этого в условия СРП заложена – фонд развития инфраструктуры, программа развития социальной инфраструктуры, содействие иностранного инвестора в получении кредитов в счет будущих доходов под реальную долгосрочную программу.
     Обычная россиянская практика – давно нефть и газ с сахалинского шельфа за бугор качаем, а программы развития социальной инфраструктуры нет и народ массово выезжает в европейскую часть страны. Бюджетный кодекс не предусматривает закрытых разделов социального развития, хотя целевые программы отраслевого направления есть. А правоустанавливать внебюджетный фонд с объемами частно-государственного партнерства, которые сопоставимы с общим областным бюджетом, депутаты боятся: примем закон, откроется кредитная линия и…все разворуют.
     Вообще-то, налогоплательщик законодателей с разными контролерами содержит, чтобы соответствующее качество законов обеспечивать. Хотя конечно, нужно не макроэкономическое МЭРТ, а единый федеральный орган стратегического управления: индикативное планирование (на основе ООН-овских индексов развития человеческого потенциала), программно-целевая организация госсектора, целевая вместо функциональной схема управления с государственной службой заказчика объектов реального сектора.
     Так или иначе, но есть системное явление рыночной деградации страны. А системе может противостоять только другая система – с более научно-обоснованной стратегией. Кризис пройдет – и роль стратегического управления в искалеченном макроэкономикой и люмпен-элитой реальном секторе будет только возрастать. Причем понадобится определенная ломка при переходе от рыночных к стратегическим системам управления. Ведущие страны мира переходят от целевых стратегических к творческим системам управления – системам с большой долей нематериальных активов в виде интеллектуальной продукции. Россия отстает в правовых и организационно-управленческих разработках на 25-30 лет. Нужен прорыв. А для рывка нужна диктатура созидания. Но для осмысления подходов к диктату требуется адекватная философская база социального развития.
     Чем живет философия? Поисковая система Интернета на запрос «философия, наука» выдает тысячи ссылок: доктрины философии, философия физики, философия биологии, философия математики, философия психологии и т. п. Есть упоминание концепции философии науки - кан-таганская, гегельянская, марксистсколенинская, позитивистская, натурфилософская, гуссерлианская, прагматистская, радикальноконструктивистская, аналитическая, постмодернистская и т. д.
     Что за доктрины общей философии? Это материализм, идеализм, эмпиризм, трансцендентализм, философия культуры, философия жизни, структурализм, аналитическая философия, прагматизм, рациональная теология и телеология и т. д. Есть и философия юридического права: юридический позитивизм-легизм (официально-властное, принудительно-обязывающее установление), естественно-правовая (юснатуралистическая со смешением с моралью, религией), либертарно-юридическая (либерализм как свобода в рамках закона – которую я бы назвал зашоренной, подчас безнравственной и аморальной, свободой).
     После Гегеля (и до наших дней) философией права и государства как научной и учебной дисциплиной занимаются в основном юристы. Показательно, что на философских факультетах вообще не преподается такая дисциплина, как философия права, нет современного учебника (не говоря уже о каком-то самостоятельном философско-правовом учении «Цель в праве») по философии права, подготовленного специалистом-философом. В результате в среде юристов на психологическом уровне торжествует скептицизм, догматизм и цинизм. Так, примерно, и все живем – в правовом государстве.
     В.И.Вернадский до конца жизни считал философию не наукой, а совершенно особой сферой духовной человеческой деятельности, важной, нужной, несомненно влияющей на развитие научных исследований, но: «…в истории философии наблюдается явление, невозможное для научной мысли в наше время: наука одна для всего человечества, философий, по существу, несколько, развитие которых шло независимо в течение тысячелетия, долгих веков и долгих поколений». С моей точки зрения, это важно: возможна обособленная русско-российская философия созидания и свой собственный народно-национальный путь.
     Встретил материалов ХII междисциплинарной конференции «Наука. Философия. Религия» от 25-26 ноября 2008 г. в подмосковном наукограде Дубна. Выделил, что «тройственный союз религии, философии и науки являются единственно правильным путем развития современной цивилизации». Просмотрел материалы V Российский философский конгресс "Наука. Философия. Общество" от 25–28 августа 2009 г. в г. Новосибирске. Отметил объявление на сайте http://ilyenkov.org/ о ХII Международной научной конференции «Ильенковские чтения 2010» в г. Киеве 13-14 мая 2010 года.
     Чем лично меня привлекает советский философ Эвальд Васильевич Ильенков? Своим исследованием метода материалистической диалектики. Именно из его работ стал понятен способ обработки эмпирических данных или снятие-обобщение от индивидуального, единичного, обособленного, отдельного, сложного, общего к всеобщему. Понятна логика нисхождения от всеобщего к абстрактному и восхождения от абстрактного к конкретному. Ильенков переход от конкретного к реальному не дает. Что сегодня есть конкретное? Конкретное воплощается в юридических нормах права: правоустанавливающие, регулирующие, запрещающие, разрешающие. В соответствии с классической установкой: бытие определяет сознание. А сознание втискивают в рамки юридического права. Тот самый либерализм – свобода в рамках права.
     Но развиваться как? Законодатель боится революционных преобразований, даже мирных. Но ведь революции – абсолютно нормальная диалектика развития общества как переход количественных изменений в новое качество. Они были и будут: когда большинство осознает необходимость перемен, а какая-нибудь революционная группа разрабатывает стратегию, пробивает путь для себя и отдельного социального сословия, ломает устаревшую легитимную систему. Не так давно 1993 год был – с расстрелом здания законодательного органа страны из танков. Самая настоящая либеральная революция. А почему следующая не может быть культурной - для наведения конституционного порядка в рамках статей 2, 7, 9 действующей Конституции РФ?
     Предлагал областным законодателям: хотите идти мирным путем - так закрепите в праве долгосрочные цели, чтобы был маяк для ориентира исполнительной ветви власти и импульс для формирования общественного сознания развития. Ответ – это опасно как закрепление тенденции возврата к советской системе планирования. Доводы про диалектический переход от плановой к рыночной и далее к стратегической экономике, про «Цель в праве» немецкого юриста Иеринга и т.п убеждают слабо.
     Нынешняя правовая система не отработана для регулирования будущих отношений – только сложившиеся. Для неё системы планирование обустройства социальной инфраструктуры – исторический нонсенс типа «все больше чугуна и стали на душу населения в стране». В общем, понял я, что электорат и развитие – вещи не совместимые. Сегодня рублевую кровь нашему экономическому телу дает Центробанк РФ как структурное подразделение Федеральной резервной системы. И объем этой крови определяется по факту – в зависимости от экспортной выручки. Экспортные возможности России концентрируются на нефти с газом и другом сырье. Остальной реальный сектор не интересен и обречен на неуклонное исчезновение. Истеблишмент окопался прочно: будем углеводороды продавать – на наш век хватит. Такова система и инновационной плетью обуха не перешибешь. Народный кулак нужен.
     Но кулака народного нет, а есть избирательная фига. Сегодня все очень похоже на классическую российскую консервативную деградацию: взаимное недовольство при топтании на месте. Дух народный ослаб в потребительской суете.
     Какая философия определяет предметно-очевидное созидание? Феноменология или феноменологический метод Гуссерля: принцип адекватной очевидности как синтез идентификации сигнитивной и интуитивной интенций. Гуссерль Эдмунд (1859 – 1938) – немецкий математик, логик и философ. Что же, опять у немца философская основа.
     Феноменология - это философия сознания, развитие традиционного рационализма. Принцип адекватной очевидности Гуссерля: единство времени, формы и содержания. Цель, устанавливаемая в праве, должна быть реально достижимой. Объективное пространство, объективное время и вместе с ними объективный мир действительных вещей и процессов – это посыл Гуссерля. Сигнитивная интенция – разработка формы или логико-грамматических актов: номинативных (понятие) и пропозициональных (ролевое назначение). Интуитивная интенция – наполнение формы адекватным содержанием при помощи трех интуиций: чувственное восприятие (нравственный аспект как стремление к благу), творческое воображение, знание.
     Гуссерль в «Картезианских размышлениях» пишет о синтезе идентификации: «…объект возникает сначала в воображении и лишь спустя некоторое время в результате определенного рода усилий переходит в область действительности и становится доступным чувственному восприятию. Так, картина сначала возникает в воображении художника, и только потом он пишет ее красками на холсте. И паровоз возник вначале в воображении Стефенсона; лишь позже и лишь в результате того, что он в нем возник, было налажено производство паровозов».
     Это вполне соотносится с современным понятием стратегического планирования: реальная оптимальная модель будущего состояния, дорожная карта как дерево целей, ограничения по ресурсам и система повышения человеческого потенциала.
     Если следовать Гуссерлю, то надо определять субъектность общественного сознания. Это не сложно. Общественное сознание - совокупность идей, мнений и убеждений в культурной, правовой и экономической формах. Общественное сознание является объективной силой как катализатор деятельности личности, общества и государства.
     Что для реальной практики государственного управления дает феноменология Гуссерля? Переход от марксистско-ленинского формационного дуализма «политическая надстройка имеет первенство над экономическим базисом» к постреформенному цивилизационному тринитаризму: культура имеет приоритет как над политикой, так и над экономикой. Это важно для России в нынешних условиях приватизированной политическими партиями демократии, сепарации и разрушения глобализированными макроэкономическими институтами индустриального потенциала и социальной инфраструктуры, порочного блеска потребляющей люмпен-элиты, общего падения морально-нравственного потенциала, разгула попкультуры, выморочного потребительства.
     Цивилизационная теоретическая база определяет государственное управление социально-культурным развитием как приоритетный комплекс мер органов государственной власти, направленный на повышение духовного уровня развития населения через поддержку сфер искусства, художественного и народного творчества, науки, спорта, образования, общественного просвещения, информатики в целях воплощения этого уровня в предметно-материальных носителях (постиндустриальная, индустриальная и промышленная инфраструктура и продукция, социальная инфраструктура, природные парки, интеллектуальная продукция, произведения искусства, музыки, живописи, скульптуры, литературы, народного творчества) и передаче его в таких носителях последующим поколениям.
     Мечтать полезно. Но без фантазерства в законах: цели должны иметь количественное измерение. В суровых природных условиях и штормовом рыночном окружении модель государственно-общественного устройства России не может быть рыночно-потребительской. Россия по своему предназначению - научно-исследовательское судно. Политика – штурманско-рулевая рубка. Экономика – машинное отделение и палубная команда. И над всем должен стоять капитанский диктат общего успеха..
     Конечно, гораздо привлекательней образ комфортабельного океанского лайнера. Однако послевоенное поколение пассажирского статуса не заслужило. Оно сдало великую советскую страну за колбасу и туалетную бумагу. Сегодня оно сквозь пальцы смотрит на разрушение индустриального потенциала, на разваленный города и поселки, на зарастающие поля, на беспризорников и бомжей – своя рубашка ближе к телу, когда маячит коррупционный кусок, развлекательная турпоездка или шоптур в теплых краях. А власть в России уважала народ за победы в войнах или грандиозные стройки. Россияне восприняли представительную демократию как театральное представление. Страна разрушается и хватит либеральных сентиментальностей. Нужен диктат общего созидания.

Андрей Кузьминн
Южно-Сахалинск