ТЕОСОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ
Конктретно-исторические обстоятельства начала 21 века, в том числе
продолжающийся процесс корпоративного переустройства мира и
антиглобализация, явное несоответствие фактических условий России
общепринятым требованиям социального государства, суровые
природно-климатические условия России и открытая рыночная экономика, не
позволяют, в достаточной степени приближения, определить более или менее
вероятностные пути становления приоритетов гражданского общества в
России. Достаточно сложно предсказать, как будут разрешаться
противоречия 21 века. Однако тенденции мирового развития можно и нужно
рассматривать с позиции складывающегося мировоззрения народов, наций,
народностей и человеческих сообществ. Существует два главных фактора
влияния на мировоззрение народов – религия и философия классов
производительных, научный дарвинизм и философия классов присваивающих.
Если из общего понятия религии вычленить институт церкви с ее
позитивизмом, догматизмом, софистикой обычных плотских посредников при
абстрактном духе, то останется вполне производительный инструмент
теософии или религиозной философии. Схематично философскую составляющую
основных религий можно представить следующим образом:
ХРИСТИАНСТВО: три мистических акта – искушение-грехопадение, искупление,
вечный суд совести;
ПРАВОСЛАВИЕ – греко-славянское христианство, духовное единение
человечества в богочеловечество. Фазисы православия: пессимизм и
аскетизм – от буддизма, идеализм – из философии Платона, монотеизм –
иудаизм ( обособление собственного «я»), связь человека с богом в
триединстве – александрийская теософия (бог-отец, человек-сын, святой
дух – связь между богом и человеком).
КАТОЛИЧЕСТВО – романское христианство, единение человечества
государственное, а потом духовное. Навязывание и насилие в
приспособлении божественного к человеческому. Внешнее объединение
разнородных элементов церковным авторитетом или духовной властью,
всемирное папское владычество, формализм церкви, стремление к
универсальному, самостоятельная духовная власть, единение человечества
через кровь и насилие, понижение психического уровня человека,
подчинение человека церковное, политическое и лично-нравственное.
Попытка объединить человечество церковью и государством (социализм –
насильственное объединение на экономической основе, так называемый
французский социализм, источник и составная часть марксизма).
ПРОТЕСТАНСТВО – германское христианство, единение человечества через
внутреннее развитие индивидуализма личности. Уединение элемента внутри
себя, идея внутреннего развития психического уровня человека. Протест
против церковного формализма и универсализма католичества. Религиозная
свобода и верховенство прав личной совести, протест религиозной совести
против духовной власти, самостоятельность государства.
ИСЛАМ – идея сверхчеловечности бога, то есть высшего духа без
какого-либо телесно-плотского зрительного воплощения. Теософскую систему
образует система моральных принципов поведения человека: халал и харам в
сурах Корана, в Сунне и сборниках хадисов.
Если христианство и ислам, буддизм и индуизм в части теософии являются
позитивным средством совершенствования человечества через индивидуальное
развитие, то на основе ветхозаветного иудаизма, дарвинизма, естественной
антропологии, социальной антропологии и политической антропологии
возникают самые реакционные специальные философские системы –
социал-дарвинизм, секстанство, шовинизм, нацизм, фашизм.
Социал-дарвинизм и последующие ему общественно-политические разработки
имеют существенный недостаток – отсутствие законченной цельности и
системности при рассмотрении объекта изучения: человека и социальных
групп. Совершенно игнорируется то обстоятельство, что человеку присуще
такое качество, как разум и духовность. Человек намного выше, чем
рассудочный представитель животного мира. Развитие человека мыслящего
можно представить схематически:
Исследование человека разумного и духовного невозможно без системы
координат, которую создают теософские учения с вековыми заповедями,
канонами и установками. Два изречения знаменитых философов, несмотря на
разницу веков, подчеркивают особенное место человека разумного: Протагор
– «человек есть мера всех вещей», Карл Маркс – «человек - микрокосм, в
котором отображено все разнообразие материального мира». С позиции
дарвинизма нельзя объяснить высшие изобретения человека – нотный стан,
художественную кисть и художественное слово – все то, что создает и
воплощает фундаментальные вспышки общественного сознания, отличительные
вехи земной ноосферы, прекрасно-нематериальное или духовное на
материальном. В целом, развитие гражданского общества представляется как
трансформация идеологической и политических функций государства к
теософским объединениям и гражданскому форуму – именно то самое
ленинское отмирание государства.
Основной недостатком православного мировоззрения для России является то,
что в православии отсутствует один из трех основных канонов христианства
- "творить истину", тогда как два других сохранены - "знать истину" и
"соблюдать истину". Но и "соблюдение истины" базируется на позитивизме
слова божьего. Хотя в Евангелиях и Посланиях имеются отсылки на
необходимость накопления знаний человеком. Ценность теософии заключается
в общем для основных религий подходе к жизненному пути человека:
искушение-грехопадение-искупление-вечный суд (совести). С последующим
превращением и пришествием в виде неплотского ангела – некоторая
абстракция духовного человека и богочеловечества. Несомненную ценность
для теософского видения будущего духовного богочеловечества представляет
Откровение.
С позиции философии главный постулат теософии приводится в Евангелии от
Иоанна: гл.4 стих24 – Бог есть дух и поклоняющиеся Богу должны
поклоняться ему в духе и истине. Но что такое истина? Основной упор в
Библии сделан на слово божье в заповедях. Применяя философские
инструменты можно синтезировать из догматов Библии то, что истина – это
жизненный путь плотского человека к человеку гуманному,
творчески-созидающему и духовному.
Если рассматривать общий вопрос непримиримой противоположности веры в
бога и атеизма, то со стороны теософии мы имеем мистицизм, а со стороны
ученых (Институт ядерных исследований РАН, академик Рубаков В.А. в
выступлении 25 ноября 2004 года на заседании Президиума РАН) общий
вывод: существующих знаний о фундаментальных частицах и их
взаимодействиях явно недостаточно для описания наблюдаемого мира. Вопрос
о том, каким образом возникла ассиметрия между материей и антиматерией
был поставлен еще в конце 60-ых годов А.Д.Сахаровым и В.А.Кузьминым, но
он по-прежнему не имеет однозначного ответа. Космологические данные
свидетельствуют о том, что всего 5% массы во Вселенной составляет
обычное вещество, еще 0,3-3% приходится на долю нейтрино. Остальное –
это «неизвестно что». Более того, это «неизвестно что» имеет две фракции
– темную материю (около 25%) и темную энергию (около 65-70%). Так что
главные научные открытия все еще впереди.
Зыбкая почва мистицизма религиозной философии пригодна для
мифотворчества и мифологии, но инструмента познания истины она не дает.
Гений Карла Маркса дал оружие против позитивизма и метафизики,
изумительный инструмент познания истины - материалистическую диалектику
как логику и теорию познания. На приведенной ниже схеме не отражено
существенное - нисхождение от конкретного к реальному с использованием
феноменологического метода Гуссерля (психология личности в философии) -
принцип адекватной очевидности как синтез идентификации сигнитивной
(символическое подразумевание) и интуитивной(адекватная данность места и
времени) интенций.
В применении материалистической диалектики как метода надо уметь
осуществлять «снятие» или сглаживание единичных событий, которые носят
случайный характер и не определяют общую тенденцию. Тогда, используя
законы диалектики (переход количества в новое качество, борьба и
единство противоположностей, отрицание отрицания (непрерывное
развитие)), можно нисходить (углубляться) от тысяч единичных (частных),
к сотням обособленных (отдельных), десяткам сложных (сложных), к
нескольким общим (общим), к всеобщему ( два всеобщих: деньги как
эквивалент обмена материального мира и нравственность мира
духовно-человеческого) и абстрактному (фундаментальная частица атома и
духовный ген). Затем, исследуя взаимодействия различных сил, применяя
логику и общую теорию познания, можно выстроить конкретную тенденцию
государственно-общественного развития (восхождение к конкретному).
Изучение фактических природно-климатических, горно-геологических и
географических условий и уровня интеллектуального развития человеческой
общности, синтез идентификации сигнитивной и интуитивной интенций (что
дает только жизненный опыт и общие знания) позволяют осуществить
нисхождение от конкретной тенденции развития к реальным
социально-экономическим обстоятельствам и на основе реального выработать
стратегию и тактику воздействия на различные силы общества таким
образом, что бы равнодействующая всех действующих сил складывалась в
нужном направлении – либо поддержать, либо попытаться переломить
тенденцию. При этом нужно осознавать, что абстрактная прямая –
конкретное кратчайшее расстояние только на бумаге. Примером реального
может служить парусное судно (конкретное), которое идет к заданной точке
(цель) при определенной прокладке курса (стратегии), причем даже против
ветра, то есть галсами (тактика) при использовании управления парусами в
реально складывающейся обстановке. Самая распространенная ошибка
аналитиков и простых людей – это когда из единичного факта пытаются
сделать общий вывод (версию) и пренебрегают фактами, которое не
укладываются в версию. Причинно-следственные связи могут основываться
только на полной и достоверной совокупности фактов (достоверная
выборка).
Если для исследования общественного государства полезны
теоретические размышления Платона, Бакунина, Кропоткина, Бухарина и их
последователей, то теоретическая область гражданского общества
практически не разработана. Представляют несомненную ценность
определенные выводы русских мыслителей - Соловьева, Чернышевского,
Герцена, Ильина, Бердяева, Мережковского, Булгакова, Розанова, Лосева,
Вернадского. Однако особой спешки в формировании полновесной теории
российского гражданского общества быть не может, так как становление еще
только общественного государства находится на первоначальном этапе.
Общественные объединения, политические партии, общественные и
гражданские форумы, органы гражданского контроля еще только завоевывают
свое место в структурах государственной власти. Прожектерство и
мифотворчество вряд ли оправдано при абсолютно объективном протекании
общественных процессов. Стремительное корпоративное развитие мировой
экономики, надгосударственные ТНК и укрепление мировой диктатуры
пролетариата всеобщего труда (мир развивается по Марксу), усиление роли
ООН, антиглобалистское движение вряд ли дадут возможность проектировать
какую-либо локальную систему гражданского общества в России
безотносительно окружающего мира и интернетовской ноосферы. Накопление
количественных изменений создает основу для качественного скачка.
Используя материалистическую диалектику важно "уловить" существенные
обстоятельства для определения конкретной тенденции
государственно-общественного и гражданского развития и факторов влияния
на реально складывающуюся тенденцию.
|