Персональный сайт
Кузьмина Андрея Геннадьевича
краснодипломированного инженера-экономиста.

  ЭН-79-1

Главная


НА ПУТИ К 2030 ГОДУ:     МИР   РОССИЯ    САХАЛИН
Глава II. К духовному возрождению России

ТЕОСОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ

     Конктретно-исторические обстоятельства начала 21 века, в том числе продолжающийся процесс корпоративного переустройства мира и антиглобализация, явное несоответствие фактических условий России общепринятым требованиям социального государства, суровые природно-климатические условия России и открытая рыночная экономика, не позволяют, в достаточной степени приближения, определить более или менее вероятностные пути становления приоритетов гражданского общества в России. Достаточно сложно предсказать, как будут разрешаться противоречия 21 века. Однако тенденции мирового развития можно и нужно рассматривать с позиции складывающегося мировоззрения народов, наций, народностей и человеческих сообществ. Существует два главных фактора влияния на мировоззрение народов – религия и философия классов производительных, научный дарвинизм и философия классов присваивающих. Если из общего понятия религии вычленить институт церкви с ее позитивизмом, догматизмом, софистикой обычных плотских посредников при абстрактном духе, то останется вполне производительный инструмент теософии или религиозной философии. Схематично философскую составляющую основных религий можно представить следующим образом:
ХРИСТИАНСТВО: три мистических акта – искушение-грехопадение, искупление, вечный суд совести;
ПРАВОСЛАВИЕ – греко-славянское христианство, духовное единение человечества в богочеловечество. Фазисы православия: пессимизм и аскетизм – от буддизма, идеализм – из философии Платона, монотеизм – иудаизм ( обособление собственного «я»), связь человека с богом в триединстве – александрийская теософия (бог-отец, человек-сын, святой дух – связь между богом и человеком).
КАТОЛИЧЕСТВО – романское христианство, единение человечества государственное, а потом духовное. Навязывание и насилие в приспособлении божественного к человеческому. Внешнее объединение разнородных элементов церковным авторитетом или духовной властью, всемирное папское владычество, формализм церкви, стремление к универсальному, самостоятельная духовная власть, единение человечества через кровь и насилие, понижение психического уровня человека, подчинение человека церковное, политическое и лично-нравственное. Попытка объединить человечество церковью и государством (социализм – насильственное объединение на экономической основе, так называемый французский социализм, источник и составная часть марксизма).
ПРОТЕСТАНСТВО – германское христианство, единение человечества через внутреннее развитие индивидуализма личности. Уединение элемента внутри себя, идея внутреннего развития психического уровня человека. Протест против церковного формализма и универсализма католичества. Религиозная свобода и верховенство прав личной совести, протест религиозной совести против духовной власти, самостоятельность государства.
ИСЛАМ – идея сверхчеловечности бога, то есть высшего духа без какого-либо телесно-плотского зрительного воплощения. Теософскую систему образует система моральных принципов поведения человека: халал и харам в сурах Корана, в Сунне и сборниках хадисов.
     Если христианство и ислам, буддизм и индуизм в части теософии являются позитивным средством совершенствования человечества через индивидуальное развитие, то на основе ветхозаветного иудаизма, дарвинизма, естественной антропологии, социальной антропологии и политической антропологии возникают самые реакционные специальные философские системы – социал-дарвинизм, секстанство, шовинизм, нацизм, фашизм. Социал-дарвинизм и последующие ему общественно-политические разработки имеют существенный недостаток – отсутствие законченной цельности и системности при рассмотрении объекта изучения: человека и социальных групп. Совершенно игнорируется то обстоятельство, что человеку присуще такое качество, как разум и духовность. Человек намного выше, чем рассудочный представитель животного мира. Развитие человека мыслящего можно представить схематически:

Исследование человека разумного и духовного невозможно без системы координат, которую создают теософские учения с вековыми заповедями, канонами и установками. Два изречения знаменитых философов, несмотря на разницу веков, подчеркивают особенное место человека разумного: Протагор – «человек есть мера всех вещей», Карл Маркс – «человек - микрокосм, в котором отображено все разнообразие материального мира». С позиции дарвинизма нельзя объяснить высшие изобретения человека – нотный стан, художественную кисть и художественное слово – все то, что создает и воплощает фундаментальные вспышки общественного сознания, отличительные вехи земной ноосферы, прекрасно-нематериальное или духовное на материальном. В целом, развитие гражданского общества представляется как трансформация идеологической и политических функций государства к теософским объединениям и гражданскому форуму – именно то самое ленинское отмирание государства.
     Основной недостатком православного мировоззрения для России является то, что в православии отсутствует один из трех основных канонов христианства - "творить истину", тогда как два других сохранены - "знать истину" и "соблюдать истину". Но и "соблюдение истины" базируется на позитивизме слова божьего. Хотя в Евангелиях и Посланиях имеются отсылки на необходимость накопления знаний человеком. Ценность теософии заключается в общем для основных религий подходе к жизненному пути человека: искушение-грехопадение-искупление-вечный суд (совести). С последующим превращением и пришествием в виде неплотского ангела – некоторая абстракция духовного человека и богочеловечества. Несомненную ценность для теософского видения будущего духовного богочеловечества представляет Откровение.
     С позиции философии главный постулат теософии приводится в Евангелии от Иоанна: гл.4 стих24 – Бог есть дух и поклоняющиеся Богу должны поклоняться ему в духе и истине. Но что такое истина? Основной упор в Библии сделан на слово божье в заповедях. Применяя философские инструменты можно синтезировать из догматов Библии то, что истина – это жизненный путь плотского человека к человеку гуманному, творчески-созидающему и духовному.
     Если рассматривать общий вопрос непримиримой противоположности веры в бога и атеизма, то со стороны теософии мы имеем мистицизм, а со стороны ученых (Институт ядерных исследований РАН, академик Рубаков В.А. в выступлении 25 ноября 2004 года на заседании Президиума РАН) общий вывод: существующих знаний о фундаментальных частицах и их взаимодействиях явно недостаточно для описания наблюдаемого мира. Вопрос о том, каким образом возникла ассиметрия между материей и антиматерией был поставлен еще в конце 60-ых годов А.Д.Сахаровым и В.А.Кузьминым, но он по-прежнему не имеет однозначного ответа. Космологические данные свидетельствуют о том, что всего 5% массы во Вселенной составляет обычное вещество, еще 0,3-3% приходится на долю нейтрино. Остальное – это «неизвестно что». Более того, это «неизвестно что» имеет две фракции – темную материю (около 25%) и темную энергию (около 65-70%). Так что главные научные открытия все еще впереди.
     Зыбкая почва мистицизма религиозной философии пригодна для мифотворчества и мифологии, но инструмента познания истины она не дает. Гений Карла Маркса дал оружие против позитивизма и метафизики, изумительный инструмент познания истины - материалистическую диалектику как логику и теорию познания. На приведенной ниже схеме не отражено существенное - нисхождение от конкретного к реальному с использованием феноменологического метода Гуссерля (психология личности в философии) - принцип адекватной очевидности как синтез идентификации сигнитивной (символическое подразумевание) и интуитивной(адекватная данность места и времени) интенций.
     В применении материалистической диалектики как метода надо уметь осуществлять «снятие» или сглаживание единичных событий, которые носят случайный характер и не определяют общую тенденцию. Тогда, используя законы диалектики (переход количества в новое качество, борьба и единство противоположностей, отрицание отрицания (непрерывное развитие)), можно нисходить (углубляться) от тысяч единичных (частных), к сотням обособленных (отдельных), десяткам сложных (сложных), к нескольким общим (общим), к всеобщему ( два всеобщих: деньги как эквивалент обмена материального мира и нравственность мира духовно-человеческого) и абстрактному (фундаментальная частица атома и духовный ген). Затем, исследуя взаимодействия различных сил, применяя логику и общую теорию познания, можно выстроить конкретную тенденцию государственно-общественного развития (восхождение к конкретному).
     Изучение фактических природно-климатических, горно-геологических и географических условий и уровня интеллектуального развития человеческой общности, синтез идентификации сигнитивной и интуитивной интенций (что дает только жизненный опыт и общие знания) позволяют осуществить нисхождение от конкретной тенденции развития к реальным социально-экономическим обстоятельствам и на основе реального выработать стратегию и тактику воздействия на различные силы общества таким образом, что бы равнодействующая всех действующих сил складывалась в нужном направлении – либо поддержать, либо попытаться переломить тенденцию. При этом нужно осознавать, что абстрактная прямая – конкретное кратчайшее расстояние только на бумаге. Примером реального может служить парусное судно (конкретное), которое идет к заданной точке (цель) при определенной прокладке курса (стратегии), причем даже против ветра, то есть галсами (тактика) при использовании управления парусами в реально складывающейся обстановке. Самая распространенная ошибка аналитиков и простых людей – это когда из единичного факта пытаются сделать общий вывод (версию) и пренебрегают фактами, которое не укладываются в версию. Причинно-следственные связи могут основываться только на полной и достоверной совокупности фактов (достоверная выборка).

     Если для исследования общественного государства полезны теоретические размышления Платона, Бакунина, Кропоткина, Бухарина и их последователей, то теоретическая область гражданского общества практически не разработана. Представляют несомненную ценность определенные выводы русских мыслителей - Соловьева, Чернышевского, Герцена, Ильина, Бердяева, Мережковского, Булгакова, Розанова, Лосева, Вернадского. Однако особой спешки в формировании полновесной теории российского гражданского общества быть не может, так как становление еще только общественного государства находится на первоначальном этапе. Общественные объединения, политические партии, общественные и гражданские форумы, органы гражданского контроля еще только завоевывают свое место в структурах государственной власти. Прожектерство и мифотворчество вряд ли оправдано при абсолютно объективном протекании общественных процессов. Стремительное корпоративное развитие мировой экономики, надгосударственные ТНК и укрепление мировой диктатуры пролетариата всеобщего труда (мир развивается по Марксу), усиление роли ООН, антиглобалистское движение вряд ли дадут возможность проектировать какую-либо локальную систему гражданского общества в России безотносительно окружающего мира и интернетовской ноосферы. Накопление количественных изменений создает основу для качественного скачка. Используя материалистическую диалектику важно "уловить" существенные обстоятельства для определения конкретной тенденции государственно-общественного и гражданского развития и факторов влияния на реально складывающуюся тенденцию.
 

Главная