Персональный сайт
Кузьмина Андрея Геннадьевича
краснодипломированного инженера-экономиста.

  ЭН-79-1

Главная


НА ПУТИ К 2030 ГОДУ:     МИР   РОССИЯ    САХАЛИН
Глава IV. Россия 2030-Российский гражданский союз.

ж) Вертикаль цели – чиновникам, вертикаль права – народу.

     Определенным свидетельством неуловимого сдвига общественного сознания является факт того, что русская женщина, победив на мировом конкурсе красоты, отказывается от значительных денег, элитных тусовок и т.п. удовольствий и идет работать ведущей детской передачи на российском телевидении: значит шансы на возрождение великой страны все еще велики. Даже эстрада стала все чаще возвращаться к песням советской эпохи – связь народных времен пытаются синхронизировать.
     Активную позицию в последние годы стала занимать творческая интеллигенция. Удивительно острые статьи появляются на страницах «Литературной газеты». Извечное российское «Кто виноват?» в длительном процессе культурно-интеллигентских рассуждений наконец-то обозначилось: нам морочат голову всякими «измами», лево-право-вертикальными партиями; в надежде на лучшее мы меняем строй, но всегда у нас … «известно что» наверх всплывает. У общества, в котором деньги ценятся выше чести, нет будущего.
     В Послании президента Федеральному собранию РФ 25 апреля 2005 года можно было услышать: «Наше чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую, подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса…». Была поставлена цель – в разы сократить управленческий аппарат, уменьшить его власть над обществом и заставить его работать не только на себя. Появился импульс: прервать рост раковой опухоли общества – разрастание чиновничества. Импульс растворился в космическом эфире, а зарплата чиновников возросла. А по православным канонам о человеке судят не по словам, а по делам.
     «Крапивное семя» - так русский народ окрестил опричнину и чиновничество еще до Петра. С нашествием Наполеона сравнивал засилье взяточников и казнокрадов гоголевский генерал-губернатор. Правящая бюрократия России спровоцировала три революции и 70 лет «красного колеса и термидора». После Великой Октябрьской страна захлебывалась в крови, царских чиновников, «тайных» и «статских» советников ЧК расстреливала по подвалам, а бессмертное сословие чиновников уже городило тысячи «революционных» контор вроде «Чеквалапа» - «чрезвычайной комиссии по валенкам и лаптям». С середины 80-ых опять пытались разобраться с чиновниками: процент госслужащих к населению в 1913-м году – 2,4%, в 1987 году – 27,2%. Все реформы 90-ых привели только к тому, что чиновники увеличились до 28,8% в численности, кратно в зарплате и к своей власти добавили уже частную собственность.
     Многие ведущие аналитики признают, что сегодня от чиновников вреда несомненно больше, чем при Советах, когда собственность они еще не делили, денежные активы за границу не переправляли, обширную зарубежную собственность не приобретали. У нашего аппарата рука гнется в одну сторону – к себе и за бугор. Наш чиновник абсолютно не заинтересован в улучшении жизни народа. Об этом убедительно написал недавно в своей книге Ю.М.Лужков. Социальную политику Центра он назвал «жлобской». Бюрократический спрут сотнями шупалец опутал экономику. Самое сердце этого спрута, «кощеева смерть» бюрократизма и коррупции, это НАБОР ФУНКЦИЙ всех ведомств и учреждений. Их чиновники сами изобретали – для своего удобства, для расширения власти, для поборов и «откатов».
     Чиновничество навязывает свои услуги тем, кому оно должно служить. И у общества нет средств самообороны от бюрократизма, который не только ленив и нечист на руку, но еще и безобразно близорук. Сам провоцирует выход народа на улицы, бархатные, оранжевые, розовые или наждачные революции. Бюрократов не любят в любой стране мира, но ни в одном приличном государстве бюрократия не мешает жить обществу так, как у нас. Она у нас сверхзатратна и бесцельна. Но если поставить чиновнику количественно измеряемые гуманистические цели в рамках конституционного права (статьи 2 и 7) – оно завтра разбежится по «запасным аэродромам» припасенной собственности.
     И президент нам нужен как надежный гарант достижения конституционных целей. Если старый и больной Б.Ельцин периодически все же напоминал о своей роли гаранта Конституции и пытался менять чиновников, то нынешний моложавый и здоровый В.Путин равноудалил старых олигархов и сотню новообразованных миллиардеров на не досягаемое для народа расстояние – частными доходами нефтегазовой трубы стало проще управлять из далеких удобных и благополучных «цивилизованных» мест. Гораздо приятнее «стричь частные купоны» от использования конституционной основы жизни и деятельности народа где-нибудь на Лазурном берегу Франции, в солидных предместьях Лондона или на яхте ценою в четверть годового бюджета среднего субъекта федерации.
     Разделение государственных и муниципальных органов объективно с точки зрения бюджетного процесса, но разные уровни власти должны консолидироваться не на стоимостной основе, а на вертикали конституционных целей. Только в этом случае требование накопления бюджета не будет сопровождаться маловозвратным перетоком финансовых средств в верхние уровни. Тезисы о единстве системы органов государственной власти в отлеченно-общем виде вертикали власти возражений не вызывают, если только четко указаны цели, вносимые в эту систему.
     У нас игнорируется главный системный принцип: система сама цели не вырабатывает – цели всегда вносятся в систему извне. С позиции положений Конституции обеспечение роста консолидированного бюджета – это ложная цель, которая вносится организацией, осуществляющей эмиссию валюты: Федеральной резервной системой США. Мы все стали объектом сепарации материальных и интеллектуальных ресурсов в обмен на ничем не обеспеченные зеленые бумажки. Все, что не имеет рыночного оборота – нравственность, мораль, национальная культура – подлежит исчезновению. Мировое финансовое правительство уже думает об экономии печатной бумага: объединить доллар и евро в мировую электронную валюту «глобо». И перебраться на более спокойный в плане отсутствия традиций и удаленности континент – Австралию.
     Я считаю, что наши депутаты как представители народа в законодательном органе власти, не должны и не могут ограничиваться только тривиальной задачей регулирования уже сложившихся общественных отношений. Конечно, правовые рамки для поведения граждан в той или иной жизненной ситуации важны. Но окружающий мир стремительно развивается на волне научно-технического прогресса и в турбулентных рыночных потоках. И дело доверенных лиц народа – обозначить нам дорогу или маршрут хотя бы на жизненный период поколения. Нам не нужно планирование чугуна и стали, кубометров газа, древесины и угля, станков и тракторов на душу населения, а тем более валовых стоимостных показателей – дайте ясные и понятные общие или социально-культурные цели. Пока же у народа нет долгосрочных адекватно-очевидных и материально-предметных социальных целей собственного благополучия и развития: мы все стоим на месте, стабильно проедаем и вытаптываем накопленное родительским поколением. Научились даже будущее потомков в природных ресурсах и интеллектуальном потенциале продавать и разрушать.
     Без революций можно обойтись. В 20-м веке Россия переходила от НЭПа к индустриализации и коллективизации: были моря крови, но без революций. В 1988 году КПСС на 19-ой партконференции сама отказалась от руководящей роли. И сегодня есть возможности мирного решения задачи прорыва на траекторию развития уникальной цивилизации многонациональных русских - внести в систему органов государственной власти субъекта федерации и местного самоуправления реально-раскрытые и материально-объектные для соответствующей территории конституционные цели по достойной жизни и свободному развитию собственных граждан как высшей конституционной ценности. Определить предельный уровень расходов бюджета на управление и критерии снятия с должности любого чиновника по инициативе снизу – если за низ, по еще пока не сломленной традиции, считать гражданское общество и налогоплательщиков. Только после этого бюджетно-налоговая система может превратиться из самодостаточной внешней цели в средство внутренней стабилизации и организации всей системы.
     Надежды на реформы сверху и разноцветные партии стремительно иссякают: в том числе и при поддержке западных кругов, которым проще заметать следы колониальной политики в национальной смуте. Договориться с чиновником можно - себе в убыток: он признает только силу принуждения и должен быть объектом контроля и диктата со стороны гражданского общества по целевой отработке денег налогоплательщика. Будут ли помощниками обществу нынешние депутаты, прокуратура и судьи – посмотрим, терпеливость у нас веками закаляли. В них вложены остатки надежды на справедливость. А вот прощения - за разваленные города и села, неоправданный рост площадей кладбищ, детскую беспризорность, детскую угнетенную бедность, подростковый прагматизм и нигилизм, беспокойное материнство, унижение врачей и учителей, унижение работяг-земляков на собственной территории иностранцами, колониальный вывоз национальных ресурсов - чиновники не дождутся: покаяния после грехопадения еще не было. Дальняя дорога до искупления получается. Тем более, до Вечного суда совести.
 

Главная