Персональный сайт
Кузьмина Андрея Геннадьевича
краснодипломированного инженера-экономиста.

  ЭН-79-1

Главная


НА ПУТИ К 2030 ГОДУ:     МИР   РОССИЯ    САХАЛИН
Глава IV. Россия 2030-Российский гражданский союз.

ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ
СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИИЯ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ
(В СООТВЕТСТВИИ С ПУНКТОМ Н СТ.72 КОНСТИТУЦИИ РФ)

     Любая региональная социально-экономическая система является субсидиарной и коммунитарной одновременно. Субсидиарность устанавливается вертикалью государственных органов власти и корпоративными структурами. К коммунитарности стремятся муниципальные образования в силу приоритетности задач жизнеобеспечения проживающего на территории населения.
     Сложившийся стоимостной или монетарный характер централизма с налогово-бюджетными приоритетами неизбежно приводит к аккумулированию финансовых накоплений в федеральном центре. Макроэкономическое регулирование общего рынка обеспечивает свободное перемещение финансовых ресурсов в мировые финансовые центры. Негативный фактор государственного управления – приоритет финансово-правового рынка с финансовой сепарацией национального достояния с оттоком финансовых активов за границу. Этот процесс невозможно отрегулировать макроэкономическими рычагами по очевидной объективной причине: природно-климатические, горно-геологические и географические условия России определяют повышенную себестоимость любого материального производства. Заинтересовать зарубежных инвесторов в социально-экономических стратегиях капитальных вложений в Россию на основе нормативной рентабельности невозможно. Преимущественно все ограничивается краткосрочными инвестиционными интервенциями с непроизводственными источниками прибыли.
     По большинству экспортируемых товаров, включая сырье, отчетная эффективность достигается за счет низкой доли зарплаты в структуре себестоимости и сокращения социальных расходов хозяйствующими субъектами. Во времена плановой советской экономики данный дисбаланс компенсировался за счет перераспределения внешнеэкономической прибыли в так называемые бюджетные фонды общественного потребления: жилье, инфраструктура, культура, спорт, здравоохранение, образование. Тем не менее, вследствие усиления системных противоречий, совпавших с падением мировых цен на углеводороды, директивная плановая экономика потерпела крах. Сегодня наступает предел прочности накопленных ранее материальных активов России и усиливается противоречие в социально-культурной сфере между духовной сферой культуры и предметно-материальными носителями культуры.
     В действующей системе монетарной экономики определенное равновесие существует только за счет высоких мировых цен на энергоносители, сокращения численности населения и все еще пока действующего накопленного материального потенциала в социально-экономической сфере. Главным фактором социально-политической стабильности является возможность большинства населения удовлетворять свои социально-культурные потребности в сфере предложения потребительских товаров и разнообразных СМИ. Однако низкий духовный уровень социокультурной сферы начинает все более настораживать и раздражать целые социальные слои России. В общественном сознании все более накапливается понимание неадекватности курса реформ вековой общепланетарной духовной миссии России и сакральности ее власти. Россия в очередной раз оказалась в точке ветвления траекторий развития и осмысливает выбор пути. Предупредить неизбежный социальный взрыв с его обычными российскими последствиями может политическая воля перехода к экономике потребительной стоимости (в политэкономическом определении) или к социальной экономике (в правовом определении). Ведь очевидно, что политическая форма социального государства и его экономическое содержание требуют адекватного соответствия.
     Субъект экономики в части государственной и муниципальных органов власти региона необходимо трансформировать в синергетическую (взаимодополняющую и взаимоусиливающую) систему индикативного планирования, программно-целевой организации и целевого стратегического управления.
Система экономики является подсистемой государственно-общественной системы и, следовательно, цели в систему экономики вносятся извне: социально-культурные, социально-экономические, политические, внешнеполитические.
     В Российской Федерации цели экономической системы определены основным законом прямого действия, имеющим высшую юридическую силу – Конституцией РФ:
     • Ст.2 «Человек, его права и свободы – высшая ценность»;
     • Ст.7 «РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»;
     • Ст.9 «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».
     В совместном ведении с федерацией субъект федерации наделен правом установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
     Основной закон страны не устанавливает для экономических субъектов приоритет получения прибыли – в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности.
     Действующая Конституция РФ позволяет органам власти осуществить переход к системе социальной экономики без возврата к методам директивного управления. Для отдельного региона алгоритм проектировщиков, разработчиков и внедренцев на действующей правовой основе можно обобщенно представить следующим:

I. ПРОЕКТИРОВАНИЕ

     А.ЧЕЛОВЕК – ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ (по ст.2 Конституции РФ)
1.На основе анализа демографической ситуации, природно-климатических и географических условий, индикативных социальных показателей (система показателей уровня жизни, рекомендованная ООН, которая включает 12 основных групп:
     1.рождаемость, смертность и другие демографические характеристики;
     2.санитарно-гигиенические условия жизни;
     3.потребление продовольственных товаров;
     4.жилищные условия;
     5.образование и культура;
     6.условия труда и занятость;
     7.доходы и расходы населения;
     8.стоимость жизни и потребительские цены;
     9.транспортные средства;
     10.организация отдыха;
     11.социальное обеспечение;
     12.свобода человека.
     Разрабатывается демографический паспорт региона и долгосрочный (25-30 лет) социотопологический проект территории.
2.Критерием эффективности социотопологии (географического социально-экономического районирования) является оптимизация расходов на жилищно-коммунальную сферу, инфраструктуру, транспорт и связь.

     Б. ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ И СВОБОДНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА (по ст.7 Конституции РФ)
1.На основании норм международного права понятия достойной жизни и свободного развития раскрываются как:
достойная жизнь – физическое, психическое, социальное и материальное благополучие личности при соблюдении конституционных прав и свобод и обеспечении гражданской, общественной и государственной ее защищенности.
свободное развитие человека – физическое, психическое, культурное и морально-нравственное развитие личности, при котором в полной мере появляется возможность и потребность для отдельной личности в социальном творчестве, социальном новаторстве, самообразовании, самоорганизации, физическом и психическом совершенствовании, культурности и духовности.
2.По каждой составляющей разрабатывается долгосрочная целевая региональная программа на основе социотопологического проекта. Особая приоритетная роль назначается предметно-материальным носителям социокультурной сферы как общественным символам развития.

     В.ЗЕМЛЯ И ДРУГИЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ – ОСНОВА ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
                             (по ст.9 Конституции РФ)
     1.На основе социотопологического проекта разрабатывается перспективный проект трудовой занятости населения: аграрная, мануфактурная, промышленная и индустриальная сферы по секторам жизнеобеспечения, импортозамещения и экспортоориентированности.
     2.Детализируется перспективная занятость населения в постиндустриальной сфере: освоение ресурсов аквасферы и морских глубин, ресурсо- и энергосбережение, воспроизводство лесных, водных, животных и других биоресурсов, экологические программы, социогуманитарные и постиндустриальные образовательные программы, научно-информационный комплекс, дизайн и зодчество социокультурных, производственных и непроизводственных объектов.


II. ВНЕДРЕНИЕ

     Внедрение непосредственно связано с реорганизацией системы органов исполнительной государственной и муниципальной власти региона: предшествующей, последовательной или отнесенной на определенную дату в зависимости от стечения реальных обстоятельств. Основой реорганизации органов управления является тезис о том, что необходим переход от отраслевой к рыночной системе управления в параметрах социального государства. В сфере государственного и муниципального управления необходимо экономическую структуру управления рассматривать секторами индикативного планирования, программно-целевой организации и стратегического управления.
     ИДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВИДЕНИЯ, МИССИИ И ДОЛГОСРОЧНЫХ ЦЕЛЕЙ, РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СРЕДНЕСРОЧНЫХ И ДОЛГОСРОЧНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ, БЮДЖЕТОВ И ПРОЦЕДУР СЕКТОРНОГО ИЛИ СЕГМЕНТНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА, НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА И ОКРУЖАЮЩЕЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ (ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО И МИРОВОГО РЫНКОВ).
     ИНСТРУМЕНТАМИ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:
     • СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ ЖИЗНИ;
     • КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ;
     • РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЕВ;
     • СИТУАЦИОННЫЙ, ПОРТФЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ;
     • КАБИНЕТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДВИДЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ: ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИНТЕРВЬЮ, «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» И ДРУГИЕ МЕТОДЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ, ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МАТРИЧНЫЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ И ДРУГИЕ МЕТОДЫ.

     ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ, АДЕКВАТНАЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМ ЦЕЛЯМ РЕГИОНА (БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА, НАСЕЛЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩЕЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ) И ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ РАЗРАБОТКИ, ВНЕДРЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ПРИ УКРЕПЛЕНИИ ЧУВСТВА ПРИЧАСТНОСТИ СЛУЖАЩИХ К ОБЩЕСТВЕННО-ЗНАЧИМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УВЕЛИЧЕНИИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ФОНДОВ (КВАЛИФИКАЦИЯ, ОПЫТ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ИЗВЕСТНОСТЬ, НАУЧНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ). ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ СЛЕДУЮЩИЕ:
     а) программа физического здоровья, в том числе создание и обеспечение функционирования материальной базы для массовой физической культуры и спорта;
     б) программа психического здоровья населения, в том числе создание и обеспечение деятельности центров: коррекционно-реабилитационных, психологических, психосоциальных, социальной профилактики, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальной помощи семье и детству, психологической помощи детям, образовательных для практических психологов и социальных работников;
     в) программа социального благополучия населения, в том числе повышение уровня качества и доступности медицинской помощи, сбалансированности питания, уровня безопасности труда, улучшение окружающей природной среды обитания, снижение степени воздействия экологических факторов среды, биотропного влияния продуктов питания, улучшение жилищных условий, повышение качества и доступности жилья, социальной и транспортной инфраструктуры, улучшение эстетичности объектов жилищно-гражданского назначения;
     г) программа материального благополучия населения, в том числе опережающее повышение уровня доходов в производительных системах социальной экономики;
     д) программа обеспечения гражданской защищенности населения;
     е) программа обеспечения общественной защищенности населения;
     ж) программа содействия государственной защищенности населения;
     з) программа содействия защите конституционных прав и свобод личности;
     и) программа свободного развития человека, повышение уровня культуры населения, в том числе путем приоритетного развития социокультурной сферы, образования, воспитания, науки, искусства, материальной и моральной поддержки учителей, врачей, библиотекарей, работников клубов самодеятельности и народного творчества, создание начальных условий и возможностей для свободного развития личности в социальном творчестве, социальном новаторстве, самообразовании, самоорганизации, культурности, гуманности, духовности, нравственности, моральности, этичности и эстетичности.

     СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ – ИНТУИТИВНО-ОЦЕНОЧНАЯ, АНАЛИТИКО-СИНТЕЗНАЯ, ПРОГНОЗНО-ВЕРОЯТНОСТНАЯ И ТВОРЧЕСКИ-ЛИДЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПОЭТАПНОЕ (ОПЕРАТИВНОЕ И КРАТКОСРОЧНОЕ) ДОСТИЖЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМНОЙ МОДЕЛИ БУДУЮЩЕГО СОСТОЯНИЯ РЕГИОНА В ПОТОКЕ ДЕЙСТВИЙ НА ПРОТЯЖЕНИИ ЗАПЛАНИРОВАННОГО ВРЕМЕНИ.
     СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ БАЗИРУЕТСЯ НА СИСТЕМАХ ИНФОРМАЦИИ, УЧЕТА, ОЦЕНКИ И КОНТРОЛЯ - СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО АУДИТА - ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СВОИХ ГЛАВНЫХ ФУНКЦИЙ:
     • УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ;
     • УПРАВЛЕНИЕ ПО ОТКЛОНЕНИЯМ ОТ ВЫБРАННЫХ СТРАТЕГИЙ ВПЛОТЬ ДО КОРРЕКТИРОВКИ СТРАТЕГИЙ
       ВСЛЕДСТВИЕ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ УГРОЗ И ВЫЗОВОВ;
     • ПОДДЕРЖКА У НАСЕЛЕНИЯ ВЕРЫ В УСПЕХ РЕГИОНА, ЧУВСТВА ПРИЧАСТНОСТИ К ДОСТИЖЕНИЮ
       СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ РЕГИОНА И ЧУВСТВА ОБЩЕФЕДЕРАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ И ПОЛЕЗНОСТИ;
     • ЛИДЕРСКАЯ ВОЛЯ ВЫСШЕГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕАКЦИИ
       СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ ТЕКУЩЕЙ СТАБИЛЬНОЙ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ К
       НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ БУДУЩЕГО СОСТОЯНИЯ.

     Важнейшим фактором успеха региона является целенаправленное внедрение принципа социальной ответственности предпринимательства, который, в частности, предусматривает, что организации, предприятия и индивидуальные предприниматели, извлекающие доходы на территории региона, обязаны за счет собственных средств:
     а) содержать здравпункты и пункты экстренной медицинской помощи;
     б) выделять льготные путевки в профилактории и на базы отдыха, в том числе ветеранам труда и многодетным матерям;
     в) создавать некоммерческие лечебные учреждения при наличии в организации опасных производственных объектов;
     г) заниматься подготовкой кадров, повышением их квалификации, уровня профессиональных и научно-технических знаний, аттестацией, социальным обеспечением через собственные службы управления персоналом;
     д) повышать уровень социального благополучия персонала;
     е) обеспечивать профессиональную и техническую безопасность;
     ж) снижать социально-психологические факторы риска труда;
     з) повышать комфортность среды обитания и проживания.

     Внедрение системы индикативного планирования, программно-целевой организации и стратегического управления при переходе от отраслевой к рыночно-стратегической системе управления связано с крайне неудобным для действующих органов власти фактором: почти кратное сокращение численности в региональных исполнительных органах власти. Примерная схема региональной администрации вместе с региональными органами власти проектируется в следующем:
     Высшее координирующее должностное лицо-губернатор;
     первый вице-губернатор по социально-культурному и социально-экономическому развитию (система целеполагания,
проектирования и обратной связи с развитием человеческого потенциала территории),
     вице-губернатор по экономике (баланс секторов экономики и поддержка отраслей постиндустриальной экономики),
     вице-губернатор по финансово-правовой сфере;
     советники, консультанты, эксперты, технический персонал.

     Внедрение такой системы регионального управления без жесткой политической воли высшего должностного лица маловероятно. Аппараты органов власти успешно изобретают конкретные функции, причем задача достижения не только реальных, но и даже конкретных целей не ставится. Очевидно, что подавляющее большинство представителей органов власти не смогут объяснить разницу между понятиями «конкретно» (формализация в нормах и понятиях) и «реально» (содержательная адекватная очевидность). Тем не менее, нужно исходить из того обстоятельства, что развитые страны с рыночной экономикой уже более тридцати лет назад перешли от отраслевой к стратегической (целевой) системе управления и, в настоящее время, осуществляют переход к творческим системам управления: к реализму воспроизводства гуманной, социальной, творческой и созидающей человеческой личности.
     В любом случае, ожидаемое вступление России в ВТО потребует других принципов принятия решений и организации их исполнения в региональных сферах: социально-культурной, социально-экономической, финансово-экономической.
     Алгоритм внедрения социальной системы организации органов власти допустимо рассматривать следующим пакетом нормативных актов:
     - определяются принципы организации социальной экономики региона
     - все работники органов власти извещаются о реорганизации органов власти с полным увольнением в установленные
       законодательством сроки
     - принимается новая целевая структура органов власти
     - объявляется конкурс на замещение должностей по новому штатному расписанию
     - высвобождаемым служащим предлагается занятость в ассоциациях общественных работ с первоначальным бюджетным финансированием (природные парки, коммуникации, сельская и городская инфраструктура, предметно-материальные носители культуры и другие социально-культурные и социально-экономические объекты).
     Предельный срок полной реорганизации системы органов власти и внесения изменений в законодательство о региональном бюджете о норме предельных затрат на содержание органов власти и социальной структуре бюджета – один год с момента одобрения инициативы высшим должностным лицом региона.
 

Главная