ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ
СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИИЯ
СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ
(В СООТВЕТСТВИИ С ПУНКТОМ Н СТ.72 КОНСТИТУЦИИ РФ)
Любая региональная социально-экономическая система является субсидиарной
и коммунитарной одновременно. Субсидиарность устанавливается вертикалью
государственных органов власти и корпоративными структурами. К
коммунитарности стремятся муниципальные образования в силу
приоритетности задач жизнеобеспечения проживающего на территории
населения.
Сложившийся стоимостной или монетарный характер централизма с
налогово-бюджетными приоритетами неизбежно приводит к аккумулированию
финансовых накоплений в федеральном центре. Макроэкономическое
регулирование общего рынка обеспечивает свободное перемещение финансовых
ресурсов в мировые финансовые центры. Негативный фактор государственного
управления – приоритет финансово-правового рынка с финансовой сепарацией
национального достояния с оттоком финансовых активов за границу. Этот
процесс невозможно отрегулировать макроэкономическими рычагами по
очевидной объективной причине: природно-климатические,
горно-геологические и географические условия России определяют
повышенную себестоимость любого материального производства.
Заинтересовать зарубежных инвесторов в социально-экономических
стратегиях капитальных вложений в Россию на основе нормативной
рентабельности невозможно. Преимущественно все ограничивается
краткосрочными инвестиционными интервенциями с непроизводственными
источниками прибыли.
По большинству экспортируемых товаров, включая сырье, отчетная
эффективность достигается за счет низкой доли зарплаты в структуре
себестоимости и сокращения социальных расходов хозяйствующими
субъектами. Во времена плановой советской экономики данный дисбаланс
компенсировался за счет перераспределения внешнеэкономической прибыли в
так называемые бюджетные фонды общественного потребления: жилье,
инфраструктура, культура, спорт, здравоохранение, образование. Тем не
менее, вследствие усиления системных противоречий, совпавших с падением
мировых цен на углеводороды, директивная плановая экономика потерпела
крах. Сегодня наступает предел прочности накопленных ранее материальных
активов России и усиливается противоречие в социально-культурной сфере
между духовной сферой культуры и предметно-материальными носителями
культуры.
В действующей системе монетарной экономики определенное равновесие
существует только за счет высоких мировых цен на энергоносители,
сокращения численности населения и все еще пока действующего
накопленного материального потенциала в социально-экономической сфере.
Главным фактором социально-политической стабильности является
возможность большинства населения удовлетворять свои
социально-культурные потребности в сфере предложения потребительских
товаров и разнообразных СМИ. Однако низкий духовный уровень
социокультурной сферы начинает все более настораживать и раздражать
целые социальные слои России. В общественном сознании все более
накапливается понимание неадекватности курса реформ вековой
общепланетарной духовной миссии России и сакральности ее власти. Россия
в очередной раз оказалась в точке ветвления траекторий развития и
осмысливает выбор пути. Предупредить неизбежный социальный взрыв с его
обычными российскими последствиями может политическая воля перехода к
экономике потребительной стоимости (в политэкономическом определении)
или к социальной экономике (в правовом определении). Ведь очевидно, что
политическая форма социального государства и его экономическое
содержание требуют адекватного соответствия.
Субъект экономики в части государственной и муниципальных органов власти
региона необходимо трансформировать в синергетическую (взаимодополняющую
и взаимоусиливающую) систему индикативного планирования,
программно-целевой организации и целевого стратегического управления.
Система экономики является подсистемой государственно-общественной
системы и, следовательно, цели в систему экономики вносятся извне:
социально-культурные, социально-экономические, политические,
внешнеполитические.
В Российской Федерации цели экономической системы определены основным
законом прямого действия, имеющим высшую юридическую силу – Конституцией
РФ:
• Ст.2 «Человек, его права и свободы – высшая ценность»;
• Ст.7 «РФ – социальное государство, политика которого направлена на
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие
человека»;
• Ст.9 «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в
Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов,
проживающих на соответствующей территории».
В совместном ведении с федерацией субъект федерации наделен правом
установления общих принципов организации системы органов государственной
власти и местного самоуправления.
Основной закон страны не устанавливает для экономических субъектов
приоритет получения прибыли – в Российской Федерации гарантируется
свобода экономической деятельности.
Действующая Конституция РФ позволяет органам власти осуществить переход
к системе социальной экономики без возврата к методам директивного
управления. Для отдельного региона алгоритм проектировщиков,
разработчиков и внедренцев на действующей правовой основе можно
обобщенно представить следующим:
I. ПРОЕКТИРОВАНИЕ
А.ЧЕЛОВЕК – ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ (по ст.2 Конституции РФ)
1.На основе анализа демографической ситуации, природно-климатических и
географических условий, индикативных социальных показателей (система
показателей уровня жизни, рекомендованная ООН, которая включает 12
основных групп:
1.рождаемость, смертность и другие демографические характеристики;
2.санитарно-гигиенические условия жизни;
3.потребление продовольственных товаров;
4.жилищные условия;
5.образование и культура;
6.условия труда и занятость;
7.доходы и расходы населения;
8.стоимость жизни и потребительские цены;
9.транспортные средства;
10.организация отдыха;
11.социальное обеспечение;
12.свобода человека.
Разрабатывается демографический паспорт региона и долгосрочный (25-30
лет) социотопологический проект территории.
2.Критерием эффективности социотопологии (географического
социально-экономического районирования) является оптимизация расходов на
жилищно-коммунальную сферу, инфраструктуру, транспорт и связь.
Б. ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ И СВОБОДНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА (по ст.7 Конституции
РФ)
1.На основании норм международного права понятия достойной жизни и
свободного развития раскрываются как:
достойная жизнь – физическое, психическое, социальное и материальное
благополучие личности при соблюдении конституционных прав и свобод и
обеспечении гражданской, общественной и государственной ее защищенности.
свободное развитие человека – физическое, психическое, культурное и
морально-нравственное развитие личности, при котором в полной мере
появляется возможность и потребность для отдельной личности в социальном
творчестве, социальном новаторстве, самообразовании, самоорганизации,
физическом и психическом совершенствовании, культурности и духовности.
2.По каждой составляющей разрабатывается долгосрочная целевая
региональная программа на основе социотопологического проекта. Особая
приоритетная роль назначается предметно-материальным носителям
социокультурной сферы как общественным символам развития.
В.ЗЕМЛЯ И ДРУГИЕ ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ – ОСНОВА ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(по ст.9 Конституции РФ)
1.На основе социотопологического проекта разрабатывается перспективный
проект трудовой занятости населения: аграрная, мануфактурная,
промышленная и индустриальная сферы по секторам жизнеобеспечения,
импортозамещения и экспортоориентированности.
2.Детализируется перспективная занятость населения в постиндустриальной
сфере: освоение ресурсов аквасферы и морских глубин, ресурсо- и
энергосбережение, воспроизводство лесных, водных, животных и других
биоресурсов, экологические программы, социогуманитарные и
постиндустриальные образовательные программы, научно-информационный
комплекс, дизайн и зодчество социокультурных, производственных и
непроизводственных объектов.
II. ВНЕДРЕНИЕ
Внедрение непосредственно связано с реорганизацией системы органов
исполнительной государственной и муниципальной власти региона:
предшествующей, последовательной или отнесенной на определенную дату в
зависимости от стечения реальных обстоятельств. Основой реорганизации
органов управления является тезис о том, что необходим переход от
отраслевой к рыночной системе управления в параметрах социального
государства. В сфере государственного и муниципального управления
необходимо экономическую структуру управления рассматривать секторами
индикативного планирования, программно-целевой организации и
стратегического управления.
ИДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВИДЕНИЯ, МИССИИ И ДОЛГОСРОЧНЫХ
ЦЕЛЕЙ, РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СРЕДНЕСРОЧНЫХ И ДОЛГОСРОЧНЫХ ЦЕЛЕВЫХ
ПРОГРАММ, БЮДЖЕТОВ И ПРОЦЕДУР СЕКТОРНОГО ИЛИ СЕГМЕНТНОГО РАЗВИТИЯ
РЕГИОНА НА ОСНОВЕ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА, НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА И
ОКРУЖАЮЩЕЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ (ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ,
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО И МИРОВОГО РЫНКОВ).
ИНСТРУМЕНТАМИ ИНДИКАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:
• СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ ЖИЗНИ;
• КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ;
• РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЕВ;
• СИТУАЦИОННЫЙ, ПОРТФЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ;
• КАБИНЕТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДВИДЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ: ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
ИНТЕРВЬЮ, «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» И ДРУГИЕ МЕТОДЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ,
ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МАТРИЧНЫЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ПРОГРАММИРОВАНИЯ И ДРУГИЕ МЕТОДЫ.
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ,
АДЕКВАТНАЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМ ЦЕЛЯМ РЕГИОНА (БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА,
НАСЕЛЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩЕЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ) И ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ
ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ РАЗРАБОТКИ, ВНЕДРЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ
ПРОГРАММ ПРИ УКРЕПЛЕНИИ ЧУВСТВА ПРИЧАСТНОСТИ СЛУЖАЩИХ К
ОБЩЕСТВЕННО-ЗНАЧИМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УВЕЛИЧЕНИИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ И
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ФОНДОВ (КВАЛИФИКАЦИЯ, ОПЫТ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ,
ИЗВЕСТНОСТЬ, НАУЧНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ). ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ
СЛЕДУЮЩИЕ:
а) программа физического здоровья, в том числе создание и обеспечение
функционирования материальной базы для массовой физической культуры и
спорта;
б) программа психического здоровья населения, в том числе создание и
обеспечение деятельности центров: коррекционно-реабилитационных,
психологических, психосоциальных, социальной профилактики, профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальной помощи
семье и детству, психологической помощи детям, образовательных для
практических психологов и социальных работников;
в) программа социального благополучия населения, в том числе повышение
уровня качества и доступности медицинской помощи, сбалансированности
питания, уровня безопасности труда, улучшение окружающей природной среды
обитания, снижение степени воздействия экологических факторов среды,
биотропного влияния продуктов питания, улучшение жилищных условий,
повышение качества и доступности жилья, социальной и транспортной
инфраструктуры, улучшение эстетичности объектов жилищно-гражданского
назначения;
г) программа материального благополучия населения, в том числе
опережающее повышение уровня доходов в производительных системах
социальной экономики;
д) программа обеспечения гражданской защищенности населения;
е) программа обеспечения общественной защищенности населения;
ж) программа содействия государственной защищенности населения;
з) программа содействия защите конституционных прав и свобод личности;
и) программа свободного развития человека, повышение уровня культуры
населения, в том числе путем приоритетного развития социокультурной
сферы, образования, воспитания, науки, искусства, материальной и
моральной поддержки учителей, врачей, библиотекарей, работников клубов
самодеятельности и народного творчества, создание начальных условий и
возможностей для свободного развития личности в социальном творчестве,
социальном новаторстве, самообразовании, самоорганизации, культурности,
гуманности, духовности, нравственности, моральности, этичности и
эстетичности.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ – ИНТУИТИВНО-ОЦЕНОЧНАЯ, АНАЛИТИКО-СИНТЕЗНАЯ,
ПРОГНОЗНО-ВЕРОЯТНОСТНАЯ И ТВОРЧЕСКИ-ЛИДЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ
НА ПОЭТАПНОЕ (ОПЕРАТИВНОЕ И КРАТКОСРОЧНОЕ) ДОСТИЖЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ
ЦЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМНОЙ МОДЕЛИ
БУДУЮЩЕГО СОСТОЯНИЯ РЕГИОНА В ПОТОКЕ ДЕЙСТВИЙ НА ПРОТЯЖЕНИИ
ЗАПЛАНИРОВАННОГО ВРЕМЕНИ.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ БАЗИРУЕТСЯ НА СИСТЕМАХ ИНФОРМАЦИИ, УЧЕТА,
ОЦЕНКИ И КОНТРОЛЯ - СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ И
СТРАТЕГИЧЕСКОГО АУДИТА - ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СВОИХ ГЛАВНЫХ ФУНКЦИЙ:
• УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ;
• УПРАВЛЕНИЕ ПО ОТКЛОНЕНИЯМ ОТ ВЫБРАННЫХ СТРАТЕГИЙ ВПЛОТЬ ДО
КОРРЕКТИРОВКИ СТРАТЕГИЙ ВСЛЕДСТВИЕ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ УГРОЗ И ВЫЗОВОВ;
• ПОДДЕРЖКА У НАСЕЛЕНИЯ ВЕРЫ В УСПЕХ РЕГИОНА, ЧУВСТВА ПРИЧАСТНОСТИ К
ДОСТИЖЕНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ РЕГИОНА И ЧУВСТВА ОБЩЕФЕДЕРАЛЬНОЙ
ЗНАЧИМОСТИ И ПОЛЕЗНОСТИ;
• ЛИДЕРСКАЯ ВОЛЯ ВЫСШЕГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ
РЕАКЦИИ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ ТЕКУЩЕЙ СТАБИЛЬНОЙ
ОПРЕДЕЛЕННОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ БУДУЩЕГО СОСТОЯНИЯ.
Важнейшим фактором успеха региона является целенаправленное внедрение
принципа социальной ответственности предпринимательства, который, в
частности, предусматривает, что организации, предприятия и
индивидуальные предприниматели, извлекающие доходы на территории
региона, обязаны за счет собственных средств:
а) содержать здравпункты и пункты экстренной медицинской помощи;
б) выделять льготные путевки в профилактории и на базы отдыха, в том
числе ветеранам труда и многодетным матерям;
в) создавать некоммерческие лечебные учреждения при наличии в
организации опасных производственных объектов;
г) заниматься подготовкой кадров, повышением их квалификации, уровня
профессиональных и научно-технических знаний, аттестацией, социальным
обеспечением через собственные службы управления персоналом;
д) повышать уровень социального благополучия персонала;
е) обеспечивать профессиональную и техническую безопасность;
ж) снижать социально-психологические факторы риска труда;
з) повышать комфортность среды обитания и проживания.
Внедрение системы индикативного планирования, программно-целевой
организации и стратегического управления при переходе от отраслевой к
рыночно-стратегической системе управления связано с крайне неудобным для
действующих органов власти фактором: почти кратное сокращение
численности в региональных исполнительных органах власти. Примерная
схема региональной администрации вместе с региональными органами власти
проектируется в следующем:
Высшее координирующее должностное лицо-губернатор;
первый вице-губернатор по социально-культурному и
социально-экономическому развитию (система целеполагания, проектирования
и обратной связи с развитием человеческого потенциала территории),
вице-губернатор по экономике (баланс секторов экономики и поддержка
отраслей постиндустриальной экономики),
вице-губернатор по финансово-правовой сфере;
советники, консультанты, эксперты, технический персонал.
Внедрение такой системы регионального управления без жесткой
политической воли высшего должностного лица маловероятно. Аппараты
органов власти успешно изобретают конкретные функции, причем задача
достижения не только реальных, но и даже конкретных целей не ставится.
Очевидно, что подавляющее большинство представителей органов власти не
смогут объяснить разницу между понятиями «конкретно» (формализация в
нормах и понятиях) и «реально» (содержательная адекватная очевидность).
Тем не менее, нужно исходить из того обстоятельства, что развитые страны
с рыночной экономикой уже более тридцати лет назад перешли от отраслевой
к стратегической (целевой) системе управления и, в настоящее время,
осуществляют переход к творческим системам управления: к реализму
воспроизводства гуманной, социальной, творческой и созидающей
человеческой личности.
В любом случае, ожидаемое вступление России в ВТО потребует других
принципов принятия решений и организации их исполнения в региональных
сферах: социально-культурной, социально-экономической,
финансово-экономической.
Алгоритм внедрения социальной системы организации органов власти
допустимо рассматривать следующим пакетом нормативных актов:
- определяются принципы организации социальной экономики региона
- все работники органов власти извещаются о реорганизации органов власти
с полным увольнением в установленные законодательством сроки
- принимается новая целевая структура органов власти
- объявляется конкурс на замещение должностей по новому штатному
расписанию
- высвобождаемым служащим предлагается занятость в ассоциациях
общественных работ с первоначальным бюджетным финансированием (природные
парки, коммуникации, сельская и городская инфраструктура,
предметно-материальные носители культуры и другие социально-культурные и
социально-экономические объекты).
Предельный срок полной реорганизации системы органов власти и внесения
изменений в законодательство о региональном бюджете о норме предельных
затрат на содержание органов власти и социальной структуре бюджета –
один год с момента одобрения инициативы высшим должностным лицом
региона.
|