Персональный сайт
Кузьмина Андрея Геннадьевича
краснодипломированного инженера-экономиста.

  ЭН-79-1

Главная


НА ПУТИ К 2030 ГОДУ:     МИР   РОССИЯ    САХАЛИН
Глава IV. Россия 2030-Российский гражданский союз.

Методические рекомендации


РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

     Развитие персонала хозяйствующих субъектов является определяющим фактором достижения конкурентного преимущества и создания дополнительной стоимости в условиях турбулентности товарных и денежных рынков.

ВИДЕНИЕ:
     • Внедрение системы развития персонала обеспечивает повышение социальной значимости и экономической эффективности организации;
     • Развитие персонала организации позволяет компенсировать объективный фактор повышенных материальных затрат в структуре себестоимости, который обусловлен природно-климатическими и географическими условиями России – за счет увеличения нематериальных активов и интеллектуальных фондов;
     • Применительно к конкретным условиям разработку и внедрение стратегии развития персонала целесообразно рассматривать как дополнительное условие кредитования, ведущее к увеличению социальной значимости банковского сектора.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ:
     • СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА – синергетическая связь индикативного планирования (программно-целевых стратегий), программно-целевой организации (матрично-целевая структура) и стратегического управления в турбулентном потоке окружающей среды;
     • СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ – коммунитарная кооперация действий независимых элементов системы, которая обеспечивает увеличение их общего эффекта значительнее, чем сложение эффектов этих же элементов, действующих независимо;
     • ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – формулирование видения, миссии и долгосрочных целей, разработка долгосрочных и среднесрочных целевых программ, бюджетов и процедур матричного развития организации на основе баланса интересов акционеров, персонала организации и окружающей среды;
     • ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА – политико-правовые, финансово-правовые, социально-культурные и социально-экономические, экологические и научно-технологические факторы;

ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
     Методом индикативного планирования является этапное нисхождение от будущего целевого состояния до сегодняшнего текущего с оценкой ресурсов и возможностей: в современных условиях турбулентности метод экстраполяции прошлое-настоящее-будущее малоэффективен, так как экстраполяция не учитывает вероятность диалектических качественных скачков изменений внешней среды.
Инструментами индикативного планирования являются:
     • количественные методы прогнозирования;
     • разработка сценариев;
     • ситуационный, портфельный анализ;
     • кабинетные исследования;
    • предвидение изменений: диагностические интервью, «мозговой штурм» и другие методы коллективной работы, экспертные оценки, математические матричные методы экономического программирования и другие методы предвидения изменений;

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – системная модель организации, адекватная стратегическим целям организации (баланс интересов акционеров, персонала и окружающей среды) и обеспечивающая функциональную поддержку разработки, внедрения и сопровождения целевых программ при укреплении чувства причастности персонала к общественно-значимой деятельности, увеличении нематериальных активов и интеллектуальных фондов (квалификация, опыт, компетентность, известность, научное и общественное признание).
     В структуре целевой организации на традиционную рыночную структуру (маркетинг, финансирование, производство и сбыт) накладывается функция управления человеческим ресурсом для эффективного достижения целей организации, включая участие организации в формировании благоприятной окружающей среды.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ – интуитивно-оценочная, аналитико-синтезная, прогнозно-вероятностная и творчески-лидерская деятельность, направленная на поэтапное (оперативное и краткосрочное) достижение стратегических целей организации и обеспечение системной модели организации в потоке действий на протяжении запланированного времени.
     Стратегическое управление базируется на системах информации, учета, оценки и контроля: системы поддержки принятия стратегических решений и стратегического аудита для выполнения своих главных функций:
     • управления стратегическими проектами;
     • управление по отклонениям от выбранных стратегий вплоть до корректировки стратегий вследствие внешних и внутренних угроз и вызовов;
     • поддержка у персонала веры в успех организации, чувства причастности к достижению стратегических целей организации и чувства общественной значимости и полезности;
     • лидерская воля высшего управленческого персонала для преодоления реакции сопротивления изменениям при переходе от текущей стабильной определенности к неопределенности будущего состояния.

ТУРБУЛЕНТНОСТЬ ТОВАРНЫХ И ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ – вероятностная неопределенность качественных скачков в системе обмена между производством и потреблением, включая информационную агрессивность мировых валют и непредсказуемость фондовых рынков.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА – экономика достижения стратегических целей организации в условиях турбулентности товарных и денежных рынков при обеспечении:
     • баланса интересов акционеров, персонала организации и окружающей среды;
     • достижения конкурентного преимущества организации (инновации, качество и лидерство в снижении издержек);
     • создание дополнительной социальной и материальной ценности в виде накопления интеллектуальных фондов за счет развития персонала;
     • удовлетворение ожиданий акционеров и потребителей;
     • сокращение операционных расходов;
     • подготовка трансформации системы стратегической экономики в систему творческой экономики.
Стратегическая экономика основывается на интеграции трех стратегий:
     1.Деловая (бизнес) стратегия – цели, затраты, выгоды с учетом факторов внешней среды – политических, экономических, социальных, научно-технологических, юридических, природоохранных.
     2.Кадровая стратегия (формирование внутренней среды) – комбинация процессов, процедур, личностей, стилей, способностей и организационной культуры, обеспечение трудовыми ресурсами, обучение и развитие персонала, система вознаграждения, трудовые отношения.
     3.Социальная стратегия – участие в формировании благоприятной окружающей среды.

РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА

     Развитие персонала – это расширение границ человеческого потенциала и создание среды, способствующей успеху сотрудников (включая организационное развитие и организационную структуру), для согласования имеющихся навыков и умений с текущими и будущими потребностями организации.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА – разделяемые всеми верования, установки, нормы и ценности, приверженность, вера и уважение к организации. Организационная культура характеризуется ее типом:
     1.Традиционная – бюрократически контролируемая, без участия персонала в управлении, без вознаграждения за успех, но с наказанием за ошибки, властная, конкурентная, оппозиционная.
     2.Развития (коммунитарная или субсидиарная) – поддерживается компетентность (ценится настойчивость, стремление к совершенствованию, установки на трудные цели, творческий подход, качество и индивидуальное совершенствование.
Оргкультура определяет психологический климат в организации, адаптацию новых сотрудников, межличностные отношения, гарантии занятости, возможности продвижения и карьеры, справедливую систему вознаграждения, комплексные процессы коммуникабельности и вовлеченности, сокращение различий в статусе, возможность для обучения и развития, приверженность к целям и задачам организации, чувство причастности к эффективности организации, снижение сопротивления к изменениям.
 
Различие аспектов оргкультуры
 

аспекты

традиционная

развития

основа участия подчинение приверженность
основа поведения нормы, правила и практика ценности\миссия
характеристики отношений низкий уровень доверия, директивность, субсидиарность(индивидуально-контрактная оплата) высокий уровень доверия, синергетичность и коммунитарность (оплата от общего результата)
организационная структура формальные роли, иерархия, разделение труда, управленческий контроль гибкие роли, блочно-матричная целевая структура, командная работа, самостоятельность\самоконтроль

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ – это:

     • система привлечения, отбора и обучения кадров;
     • система обмена информацией между сотрудниками;
     • целевые должностные требования;
     • высокий уровень участия;
     • поддержка моральных установок на целевой результат;
     • аттестация результатов труда;
     • принципы коллективной ответственности;
     • схемы коллективного вознаграждения и индивидуального материального распределения;
     • принципы материального и нематериального стимулирования.

Развитие персонала обеспечивается за счет разработки и внедрения функциональных стратегий:

1.СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ в целях, приобретения, удержания, отбора и продвижения кадров:
     • планирование человеческих ресурсов по будущим потребностям организации;
     • планирование обеспеченности человеческими ресурсами за счет внутренних источников и внешнего привлечения;
     • принципы удержания эффективных кадров;
     • принципы гибкости и оптимального использования, адаптации к изменяющимся условиям.

2.СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ для согласования стратегических и тактических целей и ценностей на всех уровнях организации:
     • стандарты эффективной работы;
     • гибкость процедур;
     • процесс коммуникации и вовлеченности работников;
     • система вознаграждения.

3.СТРАТЕГИЯ ПРИВЕРЖЕННОСТИ для идентификации и вовлеченности сотрудников:
     • фактор желания оставаться членом организации;
     • полное принятие ценностей и целей организации;
     • готовность затрачивать значительные усилия от имени организации.

4.СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КЛИМАТА ДОВЕРИЯ, где доверие:
     • культурная норма организации;
     • взаимное понимание ожиданий работодателя от работника и наоборот;
     • принципы справедливости (искусство неравенства) при учете различия в роли трудовых вкладов при достижении стратегических целей;
     • равенство при одинаковом трудовом вкладе в общий результат;
     • трудовая стабильность.

5.СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ в целях повышения командной и индивидуальной эффективности:
     • совершенствование профессиональных навыков;
     • индивидуальное обучение;
     • обучающие системы;
     • управление знанием;
     • формирование интеллектуальных фондов;
     • улучшение качеств руководящих работников;
     • поддержка инноваций.

6.СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ»:
     • саморегуляция: самоконтроль, честность, открытость, инициатива, адаптивность, открытость относительно изменений, фиксированность на результаты;
     • самосознание: уверенность в себе, реалистичная самооценка, способность осознавать и понимать свои настроения, эмоции и мотивы наряду с влиянием, которое они оказывают на окружающих;
     • социальная ориентация: симпатия, умение растить и удерживать таланты, организационное осознание, осознание культурных различий, принятие разнообразия;
     • социальные умения и навыки: лидерство, эффективность в руководстве изменениями, управление конфликтами.

7.СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕД ПЕРСОНАЛОМ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДОЙ:
     • охрана труда и здоровья, в том числе содержание здравпунктов и выделение льготных санаторных путевок, обеспечение профессиональной и технической безопасности труда, снижение социально-психологических факторов риска труда;
     • гибкий режим работы, расширение применения «электронных коттеджей»;
     • удовлетворение социально-бытовых нужд персонала;
     • участие в развитии внешней социальной инфраструктуры и экологических программах, повышение комфортности среды обитания и проживания;
     • недопущение расовой (национальной) трудовой дискриминации на одинаковых рабочих местах и трудовых операциях;
     • поддержка контактов и открытость перед общественностью и СМИ;
     • повышение степени понимания юридических обязательств организации.
 


Главная