Персональный сайт
Кузьмина Андрея Геннадьевича
краснодипломированного инженера-экономиста.

  ЭН-79-1

Главная


НА ПУТИ К 2030 ГОДУ:     МИР   РОССИЯ    САХАЛИН
Глава V. Сахалин цвета индиго.

САХАЛИНСКИЕ ДЕ-ЭМИРАТЫ

     В последнее время как-то стали затихать пиаровские акции о грядущем нефтегазовом благополучии населения Сахалина. Областные депутаты оставили мысли о возвращении 4 млрд. долларов областных налогов по проектам «Сахалин-1,2», хотя ни компании-инвесторы, ни администрация области даже не сделали попыток заменить выпавшие налоги изменением порядка раздела продукции в пользу региона. А сколько было шума семь лет назад об убыстрении получения нашей доли углеводородов, вспомнили? Жаль, не хватает газетной площади для стенограммы того самого пленарного заседания в областной Думе по принятию законов № 36 и № 37. Так за прошедшее время Администрация, как сторона СРП, шагу в этом направлении не сделала. Впрочем, понять можно - зачем обременять сомнениями зарубежные финансирующие банки, отдельные федеральные структуры, глав местного самоуправления и общественность вообще, если предстоит очень важный этап «снятия» более миллиарда долларов на поставке использованного завода по сжижению газа. И еще большей суммы на разнице между почти нулевой себестоимостью по СРП и искусственно установленной ценой на разделенные в пользу региона углеводороды. Ведь каждым танкером с бу-платформы «Моликпак», с которой при закупке «сняли» не менее 300 млн. долларов, вывозится 12 млн. нефтедоларов - и все тихо, проскочили. Правда, область наращивает реальный долг по НДС, так как почему-то считает эту нефть своей, да теряет дотации, субсидии, субвенции из федерального бюджета.
     Всевозможные победные реляции звучат все реже, время наград прошло. Хотя, по инерции, отдельные асоциальные прагматики все же планируют отчитаться об удвоении ВВП чужой нефтью. Областные структуры притаились, система стратегического управления и программно-целевой организации сервисной постиндустриальной экономики не по мозгам, шельфовая «игрушка» использована на начальном этапе, становится надоедливой и ответственной, пора возвращаться к понятной электроэнергии, ЖКХ, рыбе, лесу и углю.
     А социальные административно-управленческие реформы – это не про них. Условно-уклончивым бюрократическим языком так «заплетут» мозги населению, что оно будет радоваться достойно-бесплатному выходу из собственного платного дома и свободному развитию при свечах в промерзающих квартирах.
     Все явственнее становится изначальный обман раздела продукции: природные ресурсы, по Конституции РФ, являются основой жизни и деятельности народа, проживающего на данной территории, а у нас стали замещаемыми затратами инвестора. Которые не регулируются и не известно, когда заместятся. А население, обвешанное обещаниями о непременном собственном благополучии и благоденствии своих потомков за счет шельфовых фондов, терпеливо оплачивает рост всевозможных тарифов, плат, сборов и цен из своих собственных, унизительных для нефтегазоносной, рыбной, лесной и угольной области, зарплат и пенсий. Скорее всего, сахалинцы переживут и рост цен на товары, энергоносители и коммунальные услуги. Менталитет у островитян спокойно-особенный, исторически каторжный – привыкли выживать в любых условиях.
     Но сегодня, по Конституции, многонациональный народ – единственный источник власти. И плевать обманом в этот источник не стоит, ведь периодически приходится воду из него черпать. Да и Конституция РФ, основной закон прямого действия, имеющий высшую юридическую силу, в конце концов, когда-то перестанет быть просто символичной декларацией для представителей органов власти. Можно ведь, при наличии адекватной судебной системы, и заставить этих представителей считать человека высшей ценностью, а его права и свободы - смыслом и содержанием своей деятельности. Нищенская жизнь большинства сахалинцев является главным тормозом рыночных реформ, мало совместима с окружающим пиарным и рекламным изобилием, идет как бы разной дорогой с полками чиновников и разномастных утилизаторов овеществленного и живого труда.
     В шестидесяти субъектах Российской Федерации основой оценки деятельности власти являются ООН-ские индекс человеческого развития и индекс развития человеческого потенциала. В Дальневосточном федеральном округе Сахалинская область занимает второе место по уровню бюджетных перечислений в центр и предпоследнее (после Чукотки) место по уровню жизни. За десять прошедших лет (Программа развития и совершенствования сети автомобильных дорог Сахалинской области) количество населенных пунктов уменьшилось с 353 до 237, что явно указывает на деградацию системы расселения Сахалинской области. С исчезновением населенных пунктов забрасываются или резко теряют продуктивность прилегающие сельхозугодья, что является одной из причин развала агропромышленного комплекса. Уровень пространственного единства районов составляет 18,8 %, уровень транспортной дискриминации населения – 76,6%. Надежными дорожно-транспортными связями с областным и районными центрами обеспечено только 52 из 237 населенных пунктов, то есть 271 тыс. человек лишена возможности в полной мере воспользоваться конституционным правом свободы передвижения. Потребительские свойства 1375 км автомобильных дорог, или 63,2% всей сети автомобильных дорог общего пользования, не отвечают нормативным требованиям. На дорогах Сахалинской области себестоимость перевозок в 2-2,5 раза выше, чем на дорогах центральной части России. Неудовлетворительная транспортная доступность части территории Сахалинской области, особенно в центральных и северных районах (вот где нужен полномочный представитель губернатора), при низком качестве автомобильных дорог является причиной ряда негативных социальных последствий: сдерживание развития культуры и образования, неудовлетворительное медицинское и бытовое обслуживание, сокращение свободного времени за счет увеличения времени пребывания в пути к месту работы и социальным объектам, увеличение затрат на личный автотранспорт, снижение качества и увеличение стоимости товаров и услуг из-за трудности их доставки, снижение продуктивности сельскохозяйственного производства и т.п. А ведь только на освобождении инвесторов от уплаты региональных налогов представители власти лишили сахалинцев не менее чем двух тысяч километров современных бетонно-асфальтовых дорог. Зато вынашивают планы по строительству платных дорог.
     По материалам Счетной палаты РФ для операторов шельфовых проектов содержание российских специалистов обходится в 2,5 тыс. долларов в месяц, иностранных - 25 тыс. долларов. За счет нашей нефти и газа. А это нарушение ст.15 Конституции РФ, так как Глобальным Договором ООН (составлен по принятым декларациям ООН) предусматривается недопущение трудовой дискриминации по расовому (национальному) признаку. Этим же международным документом-принципом введена социальная ответственность предпринимательства.
     Социальная ответственность предпринимательства - это: охрана труда и здоровья, в том числе содержание здравпунктов и выделение льготных санаторных путевок, обеспечение профессиональной и технической безопасности труда, снижение социально-психологических факторов риска труда; гибкий режим работы, поддержка рабочих мест в домашних «электронных коттеджах»; удовлетворение социально-бытовых нужд персонала; участие в развитии внешней социальной инфраструктуры и экологических программах, повышение комфортности среды обитания и проживания; недопущение расовой (национальной) трудовой дискриминации на равносложных рабочих местах и трудовых операциях; поддержка контактов и открытость перед общественностью и СМИ; повышение степени понимания юридических обязательств организации. То есть все то, что вызывает лишь наигранное недоумение в «законопослушных» структурах власти. Соответственно, нет базы для внедрения принципа социального улучшения.
     Социально-функционерская и финансовая «аристократия», или современная элита, находит оправдание низкого уровня жизни населения в его собственной неспособности и нежелании эффективно трудиться. Совершенно отрицая ту адекватную очевидность, что российское общественное сознание в социальном государстве протестует против низкооплачиваемого батрачества в системе набивания мошны очередного олигарха или чиновника.
     Скоро региональные выборы в представительный (законодательный) орган власти Сахалинской области. Если сложить расходы на выборы и статусное содержание депутатов, то вспоминается изречение Пифагора: «каждый раб мечтает о рынке, на котором он покупал бы себе хозяина». Да и кандидатам в депутаты, которые рвутся к вожделенному бюджетному обеспечению, не стоит забывать российские бунты, революции и дедушек-смутьянов: К.Маркс - «рабочий класс либо революционен, либо он ничто», В.И. Ленин – «важнейшие вопросы в жизни народа решаются только силой». Россия – уникальная многонациональная страна: пережует, пусть медленно, нынешнюю посткоммунистическую элиту и выплюнет ее в небытие на задворки истории.
 

Главная