Персональный сайт
Кузьмина Андрея Геннадьевича
краснодипломированного инженера-экономиста.

  ЭН-79-1

Главная


НА ПУТИ К 2030 ГОДУ:     МИР   РОССИЯ    САХАЛИН
Глава V. Сахалин цвета индиго.

ВЫБОРЫ В РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

     Из множества форм демократического устройства государства в России принята представительная система власти. Из нескольких кандидатов мы выбираем одного. Того, который по нашим ощущениям наиболее достоин представлять интересы избирателей в органе власти. А дальше все идет по писанному в многочисленных правовых актах, которые сами же избранники и сочиняют. Избранное лицо быстро пополняет ряды социальной элиты и живет как бы параллельной жизнью над абстрактным избирателем и гражданским обществом в течение четырех лет. А мы получаем то, что имеем. Только за минусом расходов на выборы и содержание избранного лица с его аппаратом.
     Так, например, по бюджету области на 2004 год функционирование одного избранника в областной Думе обходится налогоплательщику в 3 млн. 460 тыс. рублей, причем личный доход освобожденного от другой трудовой деятельности депутата составляет не менее одного миллиона рублей в год. Возникает тройственная ситуация. С одной стороны мы, как единственный источник власти, передаем эту власть в соответствии с нашими ощущениями и убеждениями. Жизненный опыт формирует убеждения, а ощущения задаются предвыборными пиаровскими компаниями кандидатов и общей атмосферой общественного сознания. Во-вторых, избирая в законодательный государственный орган власти, мы должны оценить правосознание кандидата, где главным является отношение к поддержке гарантий Конституции РФ – основного закона прямого действия, имеющего высшую юридическую силу. Кроме различных вариаций поддержки гражданских свобод личности, кандидат просто обязан четко изложить свою позицию по возможности и способности реализовать положения 2, 7, 9 и 15 статей Конституции РФ. С третьей стороны мы, как налогоплательщики, даем возможность избираемому лицу достаточно безбедно прожить четыре года. То есть, тройственность ситуации определяется тем, что приходится объединять морально-нравственные, правовые и экономические критерии. Чувственное ощущение нравственности у каждого индивидуально, так же как и знание прописных понятий морали – зависит от уровня начитанности и общительности.
     С правовыми критериями в нашем правовом государстве сложнее – ну не хочет наш народ вчитываться в смысл и содержание основы всех нормативных правовых актов, то есть в положения Конституции РФ. Основного закона, который 11 лет назад был пробит через функционерские ряды Б.Н.Ельциным. Потенциал которого измеряется столетиями, как у американской конституции. А уж экономические критерии не то чтобы не осмысливаются, а вообще не возникают в сознании преобладающего большинства избирателей. Вроде бы неприлично считать чужие деньги, что и правильно. Но в данной конкретной ситуации это наши деньги, которые могли бы напрямую пойти на социальное развитие общества. То есть, мы сами даем право на использование определенной суммы социальных денег в узко групповых, аппаратно-функционерских целях. И становимся заложниками общедепутатского принципа: себе все в первую очередь, а остальным - закон.
     Дальше подтягивается исполнительная ветвь для наполнения правовой формы нормативно-инструктивным содержанием – и это уже тысячи человек. Ну и без судебной касты не обойтись: откуда взялись, кто назначил, сколько на свое содержание забирают у общества – тайна, покрытая мраком мантии. В Конституции судебная ветвь власти прописана. Правда с оговоркой, что ее источником является многонациональный народ. Наверное, судейская каста считает, что она сама в себе народ. Скоро очередные выборы в областную Думу. Но время для попытки формирования более или менее единого подхода к экономическому аспекту еще есть. По моему мнению, наиболее оптимальным является вариант, когда все депутаты, за исключением председателей комиссий и руководителя Думы, не освобождаются с основного места работы. При этом, затраты времени и сил депутата компенсируются не столько материально, сколько возросшим чувством причастности к общественно значимому делу, удовлетворенностью от правильной самоидентификации, от самоуважения и самореализации. До оптимального варианта еще далеко, функциональность, присвоение и способность приспосабливаться к теплым статусным местам еще стойко держится в крови у целой когорты народных избранников. Но мы сейчас, как избиратели, вправе обдумать принципы экономического подхода. К примеру, один из них.
     Если депутат получает от налогоплательщиков примерно 4 млн. рублей личных доходов за срок своих полномочий, то в своей предвыборной программе он должен четко обозначить, каким образом его законотворческая и законодательная деятельность позволит добиться прироста социального, правового и экономического общественного развития, который вернет обществу 4 млн. рублей плюс нормативную рентабельность в 15 %, то есть всего 4,6 млн. рублей социально-экономического эффекта. Если кандидат в депутаты не сможет сформулировать критерии эффективности своей деятельности, то перед нами очередной функционер с претензией на элитарность.
     Особенно опасны для жителей области представители корпоративных структур, для которых область – просто объект сепарации сверхдоходов. Стремятся корпоративщики (в частности, ставленники Роснефти) командовать на законодательный мостик общественного корабля совсем не для того, что бы предложить обществу принципы социальной ответственности своих структур (по охране труда, адекватной оплате труда, созданию благоприятной среды обитания, развитию инфраструктуры и т.п.). Препятствовать зарождению системы регионального корпоративного сдерживания, обезопасить правовым актом туземную эксплуатацию собственных работников, оторвать часть общего государственно-муниципального бюджетного пирога на узко-корпоративные цели, найти подходы к исполнительной власти и создать препоны конкурентам – другие цели не ставятся. А жизненные нужды Сахалина настолько далеко имеются в виду, что сахалинцам до полной стагнации не хватает только губернатора и депутата Госдумы от Роснефти (председатель областной Думы уже имеется). И удивляться здесь нечему: Роснефть извлекает львиную долю своих доходов на финансовом проектировании, в котором основу составляют региональные богатства Сахалина. А конкретная производительная деятельность настолько напоминает тупо-рассудочное сепарирование овеществленного и живого труда, что кроме социальной розни на Сахалин ничего не несет. Одно название, а по промышленной сути – средне-слабое производственное объединение советских времен. Из которого линейные менеджеры-утильшики сделали «поляну» для пира на результатах приватизации.
     Чтобы выборы не были дорогостоящим удовольствием для общества, то при передаче власти избиратель, по моему убеждению, обязан проанализировать три составляющие избирательной программы кандидата: морально-нравственную или социальную; правовую; экономическую. Именно анализ этих составляющих программы, а не субъективных достоинств личности кандидата и размера денежного мешка за ним, позволит синтезировать общий вывод о преимуществах того или иного кандидата и сделать осознанный выбор по передаче власти. Которая должна быть не сегодняшним вожделением сытой и спокойной жизни, а общественной обузой по сверхинтенсивной отработке немалых денег налогоплательщика. Иначе, в нашем социальном государстве, мы социальной политики не дождемся. Просто будет меняться корпоративная и социальная элита под условно-уклончивыми доводами и заверениями.
     Я уверен, что торжество демократии наступит тогда, когда кандидаты во власть прямо сформулируют реальные шаги в морально-нравственной или социальной сферах, которые обеспечат увеличение: средней продолжительности жизни, уровня образованности, валового регионального продукта на душу населения. И пообещают, что в своей деятельности поддержат региональное развитие федеральной целевой программы «Электронная Россия», которая призвана обеспечить обратную связь между гражданским обществом и властью.
 

Главная