О СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЛАСТНОЙ
ДУМЫ
Недавно мы в очередной раз стали источником власти областного органа
законодательной власти. Выборы на основе подсознательных ощущений о
внешней привлекательности, степени выполнимости предвыборных обещаний и
доходчивости пиаровских акций себя исчерпывают. Намечается переход к
сознательному осмыслению настоящей роли представительной власти. Но
критериев сознательного выбора пока не предложено и явка избирателей
стремительно падает из-за реальной общественной неэффективности самого
органа власти. А можно ли увязать, скооперировать правовые цели
государства и интересы избирателей? Это можно сделать при помощи
определенных критериев. Для разработки критериев подходит любая сфера
общественного сознания – философская, научная, правовая, культурная,
морально-нравственная. Важно задать систему координат оценки, которая бы
наиболее тесно связывала государственно-общественные и индивидуальные
цели.
Основную систему координат должен определять основной закон страны, то
есть Конституция РФ. Однако разбираться во всех 137 статьях - дело
непосильное и не совсем нужное для обычного избирателя. Он и так
находится в нескончаемой полосе жизненных проблем. И обычно реагирует на
обещания, которые затрагивают какую-либо часть его повседневных
вопросов. А дальше все идет так, как и сложилось. Решение одних частных
или отдельных вопросов неизбежно приводит к возникновению десятков и
сотен других – жизнь то не стоит на месте и все очень быстро меняется в
постиндустриальную эпоху. И уж если не так быстро в собственной стране,
так в окружающем рыночном мире точно. Словом, для оценки деятельности
депутата нужен системный подход.
Что характеризует систему в нашем случае? Статус органа - областной
законодательный. Обязан этот орган проводить не партийно-клановую, а
государственную политику на территории области? Обязан. В чем
заключается по Конституции политика государства? В создании социальных
условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Как характеризуются понятия «достойная жизнь» и «свободное развитие»? В
правовом поле Сахалина, как впрочем, и федерации, таких характеристик
нет (а сколько депутатов сменилось за последние 10 лет?). А раз нет
целевых критериев-характеристик, то и деятельность всего органа
бесцельна и декларативна. Тратятся огромные бюджетные средства на череду
бесконечных и бессистемных частных законопроектов. А мы, как
налогоплательщики, имеем минус в своем социальном кармане и бюджетно -
налоговый застой, в котором аппаратный чиновник проест все, что можно
оторвать от общества и отдельного человека. И, как граждане собственной
страны, получаем унизительнейшую оценку ООН по индексу человеческого
развития и индексу развития человеческого потенциала – на уровне
среднеразвитых африканских стран. При наших природных, интеллектуальных,
творческих и научных ресурсах. А это уже тревожный системный парадокс.
Который неизбежно приведет к социальному взрыву в той или иной форме.
Неэффективно реализуемая демократия или новый постсоветский единый
застой, имеет два исхода – либо общий тоталитаризм, либо распад на
множество самостоятельных центров. Из которых развиваться будут одиночки
в условиях борьбы за выживаемость. В условиях, которые будут определять
уже мировые, а не национальные центры.
Если рассмотреть тенденцию последних лет, то можно пронаблюдать, что как
грибы после дождя множатся структуры патриотически-автаркического
направления. Псевдопатриоты с главным стремлением – отнять максимум в
бюджет, а потом поделить этот бюджет между силовиками и чиновниками. По
этому пути прошла православная Византийская империя, на этом пути
разваливался СССР. А ведь еще в 18-19 веках русские
философско-религиозные мыслители и славянофилы убеждали, что истинный
патриот православной России тот, кто обеспечивает мировое признание
россиян в культуре, искусстве, литературе, науке и спорте. То есть
сегодня тот, кто создает условия для развития многонационального, то
есть русского, человека в сложнейших природно-климатических и
географических условиях при переходе к постиндустриальному обществу.
Условия для достойной жизни при современной трансформации индустриальной
эпохи в сервисную, стратегически-творческую.
В сервисном производительном постиндустриальном обществе целью
экономического развития является физическое, психическое, социальное и
материальное благополучие человека (никак не прибыль, налоги, бюджет,
госрасходы…). Что совпадает с понятием достойной жизни и позволяет
объединить политические, социальные и экономические сферы в одну целевую
систему, направленную на благо гражданина собственной страны. С
секторами жизнеобеспечения, импортозамещения и экспортоориентированным.
Без устаревших индустриально-отраслевых принципов специализации,
стандартизации, синхронизации, централизации, максимизации и
концентрации.
Надеюсь, для сознательной оценки сахалинцами законодательного органа
власти будет полезна нижеприведенная система критериев оценки
депутатской деятельности в системе правовых направлений политики
государства и интересов жителей нашей области.
КРИТЕРИИ
СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
деятельности депутата |
Составляющие достойной жизни
|
Сферы поддержки |
Физическое благополучие
личности |
массовая физическая культура, спорт, коррекционно-реабилитационные центры, медицинская помощь, лечение и профилактика, сфера отдыха, профессиональная и техническая безопасность труда, снижение степени воздействия экологических факторов, качество и сбалансированность питания
|
Психическое личное
благополучие личности |
Центры практических
психологов и социальных работников,
медицинская психиатрическая помощь,
психиатрическая помощь детям |
Психическое общественное
благополучие личности |
Центры социальной
профилактики, профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних,
социальной помощи семье и детству,
патриотического и общественного воспитания
|
Социальное благополучие
личности |
Социокультурная сфера,
образование, воспитание, наука, искусство,
жилищные условия, социальная и транспортная
инфраструктура, привлекательность среды
обитания, социальное творчество, социальное
новаторство, условия для самообразования,
повышения культурности, гуманности,
духовности, нравственности и моральности,
комфортность среды проживания и отдыха
|
Материальное благополучие
личности |
Создание рабочих мест,
повышение квалификации и профессиональных
знаний работников с адекватным повышением
зарплаты, их социальное обеспечение,
доступность жилья и объектов гражданского
назначения, приращение нематериальных
активов и интеллектуальных фондов
|
Гражданская защищенность
личности |
Вредные
природно-климатические, экологические,
санитарно-эпидемиологические и техногенные
воздействия |
Общественная защищенность
личности |
Воздействие криминальной
среды, посягательства на честь и достоинство
личности, социальную справедливость и
равноправие, негативное информационное
воздействие, межнациональные конфликты,
терроризм |
Государственная защищенность
личности |
Военные угрозы,
посягательства на конституционный строй,
территориальные притязания |
|