Персональный сайт
Кузьмина Андрея Геннадьевича
краснодипломированного инженера-экономиста.

  ЭН-79-1

Главная


НА ПУТИ К 2030 ГОДУ:     МИР   РОССИЯ    САХАЛИН
Глава V. Сахалин цвета индиго.

К СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ САХАЛИНА:
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.

     В рамках Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов Российской Федерации не содержится положений, определяющих нормы «достойная жизнь» и «свободное развитие». Которые являются целями политики нашего социального государства. Так уж сложилась правовая Россия с армиями юристов, депутатов и прочих чиновников. Деньги или финансы, которые являются лишь эквивалентом обмена товаров и услуг, то есть средством для достижения целей, в новой социальной России стали высшей самоцелью налогово-бюджетного процесса. Отодвинув на второй план или еще ниже высшую конституционную ценность – человека, его права и свободы. Однако общепризнанные принципы и нормы международного права Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Пактов о правах человека, одобренных 16 декабря 1966 года Генеральной Ассамблеей ООН, включая Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, Деклараций ВОЗ, а так же Глобального договора ООН об общих принципах и ценностях, позволяют определить формальные цели государственной политики согласно 7-ой статьи Конституции РФ. Достойная жизнь – это здоровье (физическое, психическое и социальное благополучие личности) и материальное благополучие личности при соблюдении конституционных прав и свобод и обеспечении гражданской, общественной и государственной ее защищенности. Свободное развитие человека – это физическое, психическое, культурное и морально-нравственное совершенствование личности.
     Вчера мы строили государственный социализм во имя укрепления государства, сегодня реформируемся для укрепления зарубежных финансовых центров глобального рынка и размножаем чиновника. И опять потерян российский гражданин с его интересами и потребностями. При всех наших природных ресурсах, а может - из-за них. Международные принципы и нормы, положения Конституции России дают все правовые основания для того, чтобы развернуть махину государственного и муниципального аппарата на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека. И для этого не надо ждать миллиардных иностранных инвестиций. Никто и никогда не будет вкладывать деньги в иностранного гражданина. Это наша общая задача и обязанность – создать условия, при которых сахалинец мог бы получать зарплату и прочее социальное обеспечение не 7 долларов в час, как полубезработный американский дворник, а хотя бы 3 доллара в час на своем постоянном рабочем месте. Мы просто зациклились в бюджетном мышлении и упускаем то обстоятельство, что потенциал общества не исчерпывается бюджетными отношениями. И силу рынка определяет не бюджет с мизерными социальными подачками (3% на здравоохранение, образование и культуру по параметрам бюджета на 2005 год), не мировые цены на нефть и газ, а обеспеченный заработками спрос граждан собственной страны. Нужно пытаться выбраться из системы бюджетного экономизма и потребностей внешнего рынка на социально-ориентированный путь обеспечения платежеспособного спроса собственных граждан. При отсутствии отечественного потребителя, доходы которого формируются в сфере обеспечения достойной жизни и свободного развития граждан, внутренний российский рынок обречен в зародыше, а национальное производство будет определять мировой рынок. В виде международной системы разделения труда. В которой, по разработкам Римского аналитического клуба как структуры мирового правительства, 100 млн. россиян для исполнения сырьевой функции России просто не нужны. Мировое правительство рассчитало, что для внешнего использования природных ресурсов холодной и бездорожной России достаточно 40 млн. туземных человеко-вагонеток по доставке сырья к границе и 5 млн. местных надсмотрщиков в виде туземной администрации, фискальных и силовых погонял. А интеллектуальный и прочий научно-технический потенциал сам утечет в более комфортные и обеспеченные условия. Что он и делает уже несколько десятилетий, не находя призвания и признания в собственном отечестве.
     В чем смысл программно-целевой организации или социального программирования? Рассматривая систему экономических отношений нужно четко представлять, что любая эффективная экономика держится на трех китах: индикативное планирование, программная организация и целевое управление. Эти подсистемы невозможно рассматривать обособленно, так как отсутствие одного из элементов делает неэффективной всю систему. В законодательном поле Сахалинской области предусматриваются целевые программы, реализация которых осуществляется только за счет выделенных бюджетных средств.
     Однако возможности общества не исчерпываются бюджетом, и существует масса ресурсов муниципальных образований и частных предпринимателей, которые просто не используются для решения социальных задач и достижения социальных целей. Наверное, обожглись на Роснефти - государственная нефтяная компания, которая вывезла на Софийскую набережную в Москве и офшорные закрома десятки миллиардов долларов общесахалинского достояния. Но зато устроила скандал вокруг восстановления Горного воздуха – былого спортивного украшения нашего острова. Уж если государственная компания не причастна к государственной социальной политике и оправдывается копеечными подачками под церковный звон, то как найти понимание и вести конструктивный диалог с частными предпринимателями?
     Если сегодня коммерсанты посылают своих детей на учебу и отдых в Европу и Америку, то гарантировать такое благополучие их внукам и правнукам в России возьмутся лишь единицы. Социальную среду или среду обитания для нормальной жизни можно и нужно создавать у себя дома. Возможностей для работы и качественного отдыха у нас предостаточно. Не следует из-за отдельных представителей присваивающих коммерсантов делать общие выводы и рассматривать всех предпринимателей как социальный слой граждан, стремящихся только спрятать полученные доллары в западных банках от государства. Никто и не давал им правовой возможности за свои деньги, которые в западных банках работают на других, открыто построить под своим именем для общественных нужд хоккейные площадки, спортивные залы, социальные комплексы. Обеспечить вложение средств в собственную социальную недвижимость в России с правом использования кредитно-залоговых инструментов – и значительная часть вывозимых миллиардов останется в социальной сфере российского общества. Взаимодействие бизнеса и общества – вот что вытекает из правового установления принципа социальной ответственности предпринимательства. Совсем не стремление ущемить коммерсанта с позиции госструктур. Нужна правовая основа для социального партнерства и социальная воля государственного чиновника.
     Год назад по ОРТ был показан сюжет о проблеме алкоголизма среди несовершеннолетних Петропавловск – Камчатского. Изначально эту проблему решали административными методами – надзор, взыскания, штрафы. Успехи были незначительными. Как, впрочем, и везде. Мэрия, по долевому соглашению с предпринимателями, выделила им участки территории под строительство спортивных площадок и детских клубов за счет средств коммерсантов. Предприниматели, ясно осознавая проблемы окружающей социальной среды и собственную причастность к социальной политике государства, начали строить, вводить в эксплуатацию и содержать социально-оздоровительные и детско-юношеские спортивные комплексы. Кроме того, центральные газеты публиковали снимки спортивных комплексов, построенных с участием предпринимательства в Хабаровске. То есть, можно решать насущные проблемы населения и без бюджета. И никто не ставил вопрос – вы перечислите деньги в бюджетный фонд, а законодатель потом подумает, как обоснованно их потратить.
     Вполне очевидно, что бюджетных отношений недостаточно для регулирования всей сферы социально-экономических отношений. Как можно устранить эту ограниченность? Через систему программно-целевой организации экономического пространства Сахалинской области. Одной из составляющих японского экономического чуда была программно-целевая организация рыночной экономики (наряду с развитием профессионального образования и резким снижением военных расходов).
     На чем основывается программно-целевая или социальная организация экономики? В первую очередь, на конкретизации целей, совокупность которых обеспечивает достойную жизнь и свободное развитие человека. Цели определяются индикативными социальными показателями – система показателей уровня жизни, рекомендованная ООН, которая включает 12 основных групп:
     1.рождаемость, смертность и другие демографические характеристики;
     2.санитарно-гигиенические условия жизни;
     3.потребление продовольственных товаров;
     4.жилищные условия;
     5.образование и культура;
     6.условия труда и занятость;
     7.доходы и расходы населения;
     8.стоимость жизни и потребительские цены;
     9.транспортные средства;
     10.организация отдыха;
     11.социальное обеспечение;
     12.свобода человека.
     Далее, на социальных принципах. Первый – принцип приоритета социальных целей над целями бюджетно-экономическим, что вытекает из Конституции РФ. Второй – принцип социальной ответственности предпринимательства, то есть всех тех, кто использует природные, производственные, непроизводственные, материальные, нематериальные, трудовые, информационные и финансовые ресурсы Сахалинской области для извлечения доходов. Третий – принцип социального улучшения, который означает, что улучшение социально-экономического положения по отдельному направлению не может приводить к ухудшению состояния других сфер.
     Затем устанавливается критерий эффективности программно-целевой организации – повышение индекса человеческого развития и индекса развития человеческого потенциала от существующего базового до проектного.
     Но конкретизировать цели (индикативное планирование), продекламировать принципы и критерии – это одно, это только лишь указание направления. Чтобы идти надежно и эффективно, нужно знать маршрут. Конкретный путь движения лежит через разработку и осуществление целевых региональных и муниципальных социальных программ как целевых стратегий социально-экономического развития региона и муниципальных образований.
     В чем заключается сложность разработки программ? В необходимости научно-проектного обеспечения, которое обусловлено привлечением инструментов экономико-математических методов, в том числе: модель фон Неймана (модель расширяющейся экономики); принцип оптимальности по Парето (принцип системного улучшения); модели леонтьевского типа (динамические модели межотраслевого баланса); дельфийский метод (система экспертных оценок); метод ветвей и границ (метод оптимального программирования); метод последовательного улучшения допустимого решения; метод Монте-Карло (метод статистических испытаний при изучении случайных процессов); построение целевых функций с глобальным и локальным экстремумом; многокритериальные задачи; определение критериев минимакса и максимина; многофазная система массового обслуживания; многоэкстремальные задачи; морфологический анализ (сценарные методы); микроэкономическое моделирование (статистическое и динамическое, детерминированное и вероятностное, дискретное и непрерывное); многошаговые процессы принятия управленческих решений (дерево целей) и др. Однако сложность и наукоемкость разработки программ компенсируется упрощением привлечения долевых участников в лице банков и предпринимательских структур.
     Очевидно, что субъективная сложность разработки и сопровождения социальных программ определяется уровнем квалификации и функциональным целеполаганием аппарата администрации и областных органов исполнительной власти. Который пока отдает приоритет одному ресурсу и одному источнику – фискальной политике и бюджету. И не может или не хочет наладить конструктивный социальный диалог и социальное партнерство с предпринимательской сферой по долевому или субсидиарному финансированию региональных и муниципальных целевых социальных программ.
 

Главная