К СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ САХАЛИНА:
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.
В рамках Конституции РФ, федеральных конституционных законов и
федеральных законов Российской Федерации не содержится положений,
определяющих нормы «достойная жизнь» и «свободное развитие». Которые
являются целями политики нашего социального государства. Так уж
сложилась правовая Россия с армиями юристов, депутатов и прочих
чиновников. Деньги или финансы, которые являются лишь эквивалентом
обмена товаров и услуг, то есть средством для достижения целей, в новой
социальной России стали высшей самоцелью налогово-бюджетного процесса.
Отодвинув на второй план или еще ниже высшую конституционную ценность –
человека, его права и свободы. Однако общепризнанные принципы и нормы
международного права Всеобщей декларации прав человека 1948 года,
Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950
года, Пактов о правах человека, одобренных 16 декабря 1966 года
Генеральной Ассамблеей ООН, включая Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и
политических правах, Деклараций ВОЗ, а так же Глобального договора ООН
об общих принципах и ценностях, позволяют определить формальные цели
государственной политики согласно 7-ой статьи Конституции РФ. Достойная
жизнь – это здоровье (физическое, психическое и социальное благополучие
личности) и материальное благополучие личности при соблюдении
конституционных прав и свобод и обеспечении гражданской, общественной и
государственной ее защищенности. Свободное развитие человека – это
физическое, психическое, культурное и морально-нравственное
совершенствование личности.
Вчера мы строили государственный социализм во имя укрепления
государства, сегодня реформируемся для укрепления зарубежных финансовых
центров глобального рынка и размножаем чиновника. И опять потерян
российский гражданин с его интересами и потребностями. При всех наших
природных ресурсах, а может - из-за них. Международные принципы и нормы,
положения Конституции России дают все правовые основания для того, чтобы
развернуть махину государственного и муниципального аппарата на создание
условий для достойной жизни и свободного развития человека. И для этого
не надо ждать миллиардных иностранных инвестиций. Никто и никогда не
будет вкладывать деньги в иностранного гражданина. Это наша общая задача
и обязанность – создать условия, при которых сахалинец мог бы получать
зарплату и прочее социальное обеспечение не 7 долларов в час, как
полубезработный американский дворник, а хотя бы 3 доллара в час на своем
постоянном рабочем месте. Мы просто зациклились в бюджетном мышлении и
упускаем то обстоятельство, что потенциал общества не исчерпывается
бюджетными отношениями. И силу рынка определяет не бюджет с мизерными
социальными подачками (3% на здравоохранение, образование и культуру по
параметрам бюджета на 2005 год), не мировые цены на нефть и газ, а
обеспеченный заработками спрос граждан собственной страны. Нужно
пытаться выбраться из системы бюджетного экономизма и потребностей
внешнего рынка на социально-ориентированный путь обеспечения
платежеспособного спроса собственных граждан. При отсутствии
отечественного потребителя, доходы которого формируются в сфере
обеспечения достойной жизни и свободного развития граждан, внутренний
российский рынок обречен в зародыше, а национальное производство будет
определять мировой рынок. В виде международной системы разделения труда.
В которой, по разработкам Римского аналитического клуба как структуры
мирового правительства, 100 млн. россиян для исполнения сырьевой функции
России просто не нужны. Мировое правительство рассчитало, что для
внешнего использования природных ресурсов холодной и бездорожной России
достаточно 40 млн. туземных человеко-вагонеток по доставке сырья к
границе и 5 млн. местных надсмотрщиков в виде туземной администрации,
фискальных и силовых погонял. А интеллектуальный и прочий
научно-технический потенциал сам утечет в более комфортные и
обеспеченные условия. Что он и делает уже несколько десятилетий, не
находя призвания и признания в собственном отечестве.
В чем смысл программно-целевой организации или социального
программирования? Рассматривая систему экономических отношений нужно
четко представлять, что любая эффективная экономика держится на трех
китах: индикативное планирование, программная организация и целевое
управление. Эти подсистемы невозможно рассматривать обособленно, так как
отсутствие одного из элементов делает неэффективной всю систему. В
законодательном поле Сахалинской области предусматриваются целевые
программы, реализация которых осуществляется только за счет выделенных
бюджетных средств.
Однако возможности общества не исчерпываются бюджетом, и существует
масса ресурсов муниципальных образований и частных предпринимателей,
которые просто не используются для решения социальных задач и достижения
социальных целей. Наверное, обожглись на Роснефти - государственная
нефтяная компания, которая вывезла на Софийскую набережную в Москве и
офшорные закрома десятки миллиардов долларов общесахалинского достояния.
Но зато устроила скандал вокруг восстановления Горного воздуха – былого
спортивного украшения нашего острова. Уж если государственная компания
не причастна к государственной социальной политике и оправдывается
копеечными подачками под церковный звон, то как найти понимание и вести
конструктивный диалог с частными предпринимателями?
Если сегодня коммерсанты посылают своих детей на учебу и отдых в Европу
и Америку, то гарантировать такое благополучие их внукам и правнукам в
России возьмутся лишь единицы. Социальную среду или среду обитания для
нормальной жизни можно и нужно создавать у себя дома. Возможностей для
работы и качественного отдыха у нас предостаточно. Не следует из-за
отдельных представителей присваивающих коммерсантов делать общие выводы
и рассматривать всех предпринимателей как социальный слой граждан,
стремящихся только спрятать полученные доллары в западных банках от
государства. Никто и не давал им правовой возможности за свои деньги,
которые в западных банках работают на других, открыто построить под
своим именем для общественных нужд хоккейные площадки, спортивные залы,
социальные комплексы. Обеспечить вложение средств в собственную
социальную недвижимость в России с правом использования
кредитно-залоговых инструментов – и значительная часть вывозимых
миллиардов останется в социальной сфере российского общества.
Взаимодействие бизнеса и общества – вот что вытекает из правового
установления принципа социальной ответственности предпринимательства.
Совсем не стремление ущемить коммерсанта с позиции госструктур. Нужна
правовая основа для социального партнерства и социальная воля
государственного чиновника.
Год назад по ОРТ был показан сюжет о проблеме алкоголизма среди
несовершеннолетних Петропавловск – Камчатского. Изначально эту проблему
решали административными методами – надзор, взыскания, штрафы. Успехи
были незначительными. Как, впрочем, и везде. Мэрия, по долевому
соглашению с предпринимателями, выделила им участки территории под
строительство спортивных площадок и детских клубов за счет средств
коммерсантов. Предприниматели, ясно осознавая проблемы окружающей
социальной среды и собственную причастность к социальной политике
государства, начали строить, вводить в эксплуатацию и содержать
социально-оздоровительные и детско-юношеские спортивные комплексы. Кроме
того, центральные газеты публиковали снимки спортивных комплексов,
построенных с участием предпринимательства в Хабаровске. То есть, можно
решать насущные проблемы населения и без бюджета. И никто не ставил
вопрос – вы перечислите деньги в бюджетный фонд, а законодатель потом
подумает, как обоснованно их потратить.
Вполне очевидно, что бюджетных отношений недостаточно для регулирования
всей сферы социально-экономических отношений. Как можно устранить эту
ограниченность? Через систему программно-целевой организации
экономического пространства Сахалинской области. Одной из составляющих
японского экономического чуда была программно-целевая организация
рыночной экономики (наряду с развитием профессионального образования и
резким снижением военных расходов).
На чем основывается программно-целевая или социальная организация
экономики? В первую очередь, на конкретизации целей, совокупность
которых обеспечивает достойную жизнь и свободное развитие человека. Цели
определяются индикативными социальными показателями – система
показателей уровня жизни, рекомендованная ООН, которая включает 12
основных групп:
1.рождаемость, смертность и другие демографические
характеристики;
2.санитарно-гигиенические условия жизни;
3.потребление
продовольственных товаров;
4.жилищные условия;
5.образование и культура;
6.условия труда и занятость;
7.доходы и расходы населения;
8.стоимость жизни и потребительские цены;
9.транспортные средства;
10.организация отдыха;
11.социальное обеспечение;
12.свобода человека.
Далее, на социальных принципах. Первый – принцип приоритета социальных
целей над целями бюджетно-экономическим, что вытекает из Конституции РФ.
Второй – принцип социальной ответственности предпринимательства, то есть
всех тех, кто использует природные, производственные,
непроизводственные, материальные, нематериальные, трудовые,
информационные и финансовые ресурсы Сахалинской области для извлечения
доходов. Третий – принцип социального улучшения, который означает, что
улучшение социально-экономического положения по отдельному направлению
не может приводить к ухудшению состояния других сфер.
Затем устанавливается критерий эффективности программно-целевой
организации – повышение индекса человеческого развития и индекса
развития человеческого потенциала от существующего базового до
проектного.
Но конкретизировать цели (индикативное планирование), продекламировать
принципы и критерии – это одно, это только лишь указание направления.
Чтобы идти надежно и эффективно, нужно знать маршрут. Конкретный путь
движения лежит через разработку и осуществление целевых региональных и
муниципальных социальных программ как целевых стратегий
социально-экономического развития региона и муниципальных образований.
В чем заключается сложность разработки программ? В необходимости
научно-проектного обеспечения, которое обусловлено привлечением
инструментов экономико-математических методов, в том числе: модель фон
Неймана (модель расширяющейся экономики); принцип оптимальности по
Парето (принцип системного улучшения); модели леонтьевского типа
(динамические модели межотраслевого баланса); дельфийский метод (система
экспертных оценок); метод ветвей и границ (метод оптимального
программирования); метод последовательного улучшения допустимого
решения; метод Монте-Карло (метод статистических испытаний при изучении
случайных процессов); построение целевых функций с глобальным и
локальным экстремумом; многокритериальные задачи; определение критериев
минимакса и максимина; многофазная система массового обслуживания;
многоэкстремальные задачи; морфологический анализ (сценарные методы);
микроэкономическое моделирование (статистическое и динамическое,
детерминированное и вероятностное, дискретное и непрерывное);
многошаговые процессы принятия управленческих решений (дерево целей) и
др. Однако сложность и наукоемкость разработки программ компенсируется
упрощением привлечения долевых участников в лице банков и
предпринимательских структур.
Очевидно, что субъективная сложность разработки и сопровождения
социальных программ определяется уровнем квалификации и функциональным
целеполаганием аппарата администрации и областных органов исполнительной
власти. Который пока отдает приоритет одному ресурсу и одному источнику
– фискальной политике и бюджету. И не может или не хочет наладить
конструктивный социальный диалог и социальное партнерство с
предпринимательской сферой по долевому или субсидиарному финансированию
региональных и муниципальных целевых социальных программ.
|