Персональный сайт
Кузьмина Андрея Геннадьевича
краснодипломированного инженера-экономиста.

  ЭН-79-1

Главная


НА ПУТИ К 2030 ГОДУ:     МИР   РОССИЯ    САХАЛИН
Глава V. Сахалин цвета индиго.

Новый год – двадцать лет назад.

     За 44 года жизни Новый год довелось встречать при самых непредвиденных обстоятельствах и в разных местах. Но до сих пор вспоминается встреча 1987 года.
     Я тогда – начальник планово-экономического отдела ДМУРБ с коллективом в две тысячи человек. В уходящем году удалось прорвать бюрократическое кольцо управленцев ВПО «Сахалинморнефтегаз», главка и двух московских внешнеэкономических объединений при прямом содействии начальника управления внешних связей министерства Аркадия Ульяновича Котова. Двухнедельная командировка с главным инженером ДМУРБ Новиковым Валерием Михайловичем по подписанию соглашения о прямых связях и строительстве скважин на условиях полного подряда в СРВ закончилась успехом. В исключительной степени благодаря руководителю представительства советской стороны в СП «Вьетсовпетро» Сидоренко Ивану Михайловичу – бывшему начальнику нашей морской нефтегазоразведочной экспедиции и генеральному директору ВПО «Сахалинморнефтегаз».
     Вьетнамцы переговоры по заключению контракта на бурение назначили на 5 января. Для них это нормально – новый год по лунному календарю в начале февраля. С начальником ДМУРБ Анатолием Сергеевичем (Созрикоевичем) Торчиновым мы определились, что я еду во Вьетнам на десять дней раньше, а он - за день-два до начала переговоров.
Вот я и полетел. Москва-Ташкент-Карачи-Калькутта-Ханой-Хошимин (Сайгон) – двадцать часов лету. После минус двадцати оказываешься в плюс сорока со специфическими тропическими запахами и палящим ярким солнцем. Времени на акклиматизацию и расслабление нет – надо собрать и проанализировать массу информации по местной организации работ, расценкам на услуги и т.п. Нужны были расчеты ходового времени вспомогательных судов на обслуживание ПБУ и еще много чего реального для расчета стоп-цены контракта – нижней планки, после которого эффективность уходила в минус и на нас бы навешали всех собак от Москвы до Охи.
     Мне повезло. По линии ВО «Зарубежнефть» через порт Вунг-Тау (курортный город для Вьетнама с месторасположением СП «Вьетсовпетро») работали наши суда. С нашими капитанами: ТБС «Поронай» - Александр Владимирович Федосеев; ТБС «Нефтегаз-28» - Виктор Андреевич Петриченко; ТБС «Нефтегаз-16» - Владимир Дмитриевич Громовой. (Кстати, все сегодня работают на Сахалине и я их поздравляю с 2007-м годом персонально каждого – они никого не предавали, верхний мостик «бабками» у них не сносило и с ними можно допускать доверительное «ты»). Перебрался за пару дней до Нового года на «Нефтегаз-28» - в метрах ста по стенке-причалу стоял и «шестнадцатый». «Поронай» крутился у платформы в море и прибегал в порт периодически.
     Началось «стирание граней» и «просветка лабиринтов» подсознания человека: при помощи рисовой, но качественной 45-градусной водки «Ламой» (семь бутылок на доллар) - «стеклорез» по определению одессита Петриченко. На третий день пришлось переходить на 40 градусную, на пятый – на «лимонную» с двумя лимонами на этикетке, потом с одним лимоном – главное было «до груди дотянуть и на нее же принять, а там сама провалится». Новый год удался тропическим блеском – когда приелся стол в каюте одного капитана, на другом судне накрыли новый. Была даже наша елочка - прилетела заранее и хранилась в морозильной камере. Продукты любые, два судовых повара, еды навалом – но особенно запомнились целиком зажаренные поросята у капитана Петриченко.
     В общем, разной полезной информации отфильтровалось много. Метод экспертных оценок определил тактику переговоров по отдельным направлениям. 3 января поехал в Сайгон – встречать начальника. Свою черную представительскую «Волгу» выделил Сидоренко. Что такое пару часов на сорокапятиградусной жаре в машине без кондиционера и с постоянно нажимаемым клаксоном (главное правило при езде среди велосипедистов и рикш) – не передать. Сивушные масла «Ламоя» продирались из организма с потом через кожу и со свистом через темечко, сердце растворилось и дрожало как студень в тепле. Душа отказывалась принимать тропическую экзотику с тридцатипятиградусным морем, ночными москитами, всякими ящерицами, змеями и облезлыми собаками, методично и настойчиво требовала пива (продавалось любое баночное и бутылочное европейское на каждом шагу) – она возмущенно заплетала извилины в мозгу, прессовала сознание, рвалась в большой и чистый сугроб или на лед с лункой на Сахалине. Но дух-воля говорил: подвинься душа, не до тебя – надо делать дело. Душа же дразнила словами конькобежца из песни В.Высоцкого: «Воля волей - если сил не в проворот, а я увлекся - я на десять тысяч рванул, как на пятьсот - и спекся…». В общем, многим нашим понятная отходная вьетнамская шиза. Самый тяжелый спорт – русский литробол.
     Переговоры были невероятно сложными – азиатская и «домашняя» неторопливость дружелюбных, но хитрых южных вьетнамцев-дамчи, мешанина из долларов, донгов, инвалютных и переводных рублей, ставок возмещения персонала, суточных ставок ПБУ и судов. Мы выводили нужное нам и не совсем привычное для вьетнамских переговорщиков - поинтервальную цену метра проходки, пообъектную цену испытаний. Боролись жестко, вплоть до ухода из-за стола переговоров, но через десять дней первый наш контракт полного подряда был подписан. С весьма достаточной прямой финансовой эффективностью в 145 %. Эту эффективность мы потом довели до 400% - через поставку на Сахалин вьетнамских товаров. Мы прорвались, открыли представительство в Вунг-Тау, отладили систему полного подряда в СРВ. Через год поехали дальше – в Голландию по кооперационному соглашению пула их судов и нашего «Трансшельфа». Еще дальше были США по кооперационному использованию СПБУ. Потом в упор подошли к созданию морского добывающего объединения. Без интуиции, готовности идти на риск и настойчивости А.С.Торчинова вряд ли что было бы возможно. Но, с появлением больших валютных денег, неожиданно и к сожалению, возникло и предательство коллективных интересов – в пользу оттопыренного личного кармана. Многие на легких деньгах сломались.
     Двадцать лет назад запомнились прочно – смесь экзотики с ощущением перспектив общего дела.
     Пятнадцать лет назад я занимался исключением управления флота из принятого варианта приватизации – если бы только не рак у А.С.Торчинова, многое могло быть по другому.
     Ровно десять лет назад, перед Новым годом, я устраивался на работу аналитиком в компанию «Сахалинская Энергия». Совсем не для того, чтобы чувствовать себя иностранцем на собственной территории или бороться с иностранными квази-спецами. Мне нужен был алгоритм финансирования развития Сахалина в беспрецедентно крупных размерах. Алгоритм я получил, а из компании пришлось выходить с боем – вплоть до областного суда. Но оно того стоило.
     Пять лет назад, перед Новым годом, я договорился о работе консультантом в областной Думе. Заработал четырнадцать докладных, один выговор и кардиодистрофию. Оно того стоило. Основные правовые дыры нашего бесцельного законодательства сегодня мне понятны.
     К этому Новому году закончена пообъектная программа развития человеческого потенциала Сахалина до 2030 года и дорожная карта ее реализации. Двадцать лет понадобилось. Старшая дочь закончила МИНГ им. Губкина и начала работать в газовом секторе. Местная журналистская организация приняла решение о приеме меня в члены Союза журналистов. Так что жизнь идет и душу греют перспективы Сахалина.
     У нас сегодня одно Киринское без разведки киснет – четверть Штокмановского, из которого собираются обеспечивать газом половину Европы. Кроме того, более сорока перспективных структур проектов «Сахалин – 3-9» не разведываются и не осваиваются. Нашу базу порушили, а среди внешних инвесторов искать тех, кто полезет с большими деньгами на недоказанные запасы - недоумков мало.
     Денег для старта, не теоретически, а в принципе, нами заработано не меряно (2-4 млрд.долларов) – на новое комфортное и корпоративное жилье для вас и ваших детей, на детсады, на учебу внуков, на порты и базы, ПБУ и суда. Знаю где, как и сколько Я это как бывший главный экономист и замначальника по экономике конторы глубокого бурения пишу со всей ответственностью перед бывшим коллективом – вы знаете, что я ни от кого не бегал, вас и общие интересы коллектива не предавал, общие деньги в свой карман не тырил. Так же мне понятно, кто сегодня препятствует, мешает, имеет виды на общие деньги и даже уже просто тащит часть наших общих денег развития. Слюной захлебнуться. Все они на излете и за год сойдут с активной сцены. Как раз и сжиженный газ в Пригородном начнут отгружать – существенный фактор алгоритма прорыва.
     ДМУРБ сознательно уничтожили, но ничего не закончилось - пока мы живы с нашим опытом реальной работы: главное еще впереди. Осядет нынешняя пена и плесень – мы еще успеем начать и довести дело до ума и общей пользы. Возраст остатков дмурбовцев – это серьезное препятствие для активной производственной деятельности. Но потребуются консультанты, советники, наставники, инспекторы, инструкторы, координаторы кадровой службы для организации и управления реальным делом – с отличительным статусом, денежным содержанием и социальным пакетом. Опять же, детишки у всех подросли – мы обязаны помочь им с жильем, производительной занятостью и благоприятным социальным окружением. И этим мотивировать и инициировать их на общее дело.
     Упор будет сделан на кадровую работу, морально-нравственные и социально-психологические факторы – судьба ДМУРБ научила. Шансов у потенциальных залетных крыс, кабинетных кликуш, полушарых приспособленцы и приблатненных фраеров подняться выше пайол, складов и бригадиров «хоккейных швабр» быть не должно. ДМУРБ-2 не будет. Будет Охотоморская нефтегазоразведка. И это не мое субъективное желание: это требование перспективных структур Сахалина, Магадана, Чукотки по обеспечению государства и народа углеводородами.
     Что же касается преданной собственным руководящим персоналом (всем известно, с чьей подачи и как) и разваленной на потеху, утиль и иголки конторы глубокого бурения, то, как мне кажется, здесь больше всего подходит анекдот, рассказанный еще в начале 80-ых мне – помбуру-практиканту на СПБУ «Оха» - нашим бурильщиком Сергеем Устиновым: «Пропил домашний скарб береговой биндюжник-почешуй и пошел словить рыбки: надыбать деньгу на похмелку. Закинул снасть и вдруг выцепил золотую рыбку. Та ему – отпусти, сама приплыву и любое желание исполню. Недолга мозги мусоля, биндюжник выдает – выкати-ка пива бадью. Шасть – и бадья перед ним. У биндюжника хилая мыслишка – уйдет ведь пиво, если рыбку отпущу. Он ее за хвост и об камень головой: ну ты, карась, даешь!».
     Поздравляю моряков-нефтегазоразведчиков с наступающим Новым годом – он сулит удачу вам и вашим детям. Я нюхом чувствую пока еще зыбкий, но уже осязаемый кураж прорыва. Обратной дороги нет – дух Сидоренко, Торчинова, Милютина, Русина и десятков других наших требует прорыва. И мы прорвемся.
     Будьте уверены – ваши заслуги перед Сахалином не списаны в небытие и не зачеркнуты усилиями отдельных менеджеров-утильщиков и ваш опыт морского бурения еще будет востребован Охотским морем и народом Сахалина.
 

Главная