Уважаемый Виталий Валентинович!
В целях обобщения моих статей по нефтегазовому
комплексу Сахалина прошу принять во внимание следующее.
Главной причиной фактической социально-экономической
деградации Сахалина с падением численности населения почти на треть от
уровня 1991 года (740 тыс.человек в 1991 году и 502 тыс.человек в 2006
году) является игнорирование органами государственной власти Сахалинской
области положения статьи 2 ФЗ-225 «О СРП» о законодательном
регулировании субъектами РФ своего участия в СРП.
По картографическим данным четыре крупных месторождения
из пяти СРП «Сахалин-1» и «Сахалин-2» (за исключением пока не
разрабатываемого Аркутун-Дагинского по проекту «Сахалин-1») находятся не
на шельфе, а под 12-ти мильной акваторией территориального моря,
прилегающего к острову, и их разработка осуществляется операторами
проектов исключительно на условиях СРП.
В 2002 году я договорился о выходе на работу в качестве
консультанта областной Думы специально для разработки и сопровождения
областного нормативного правового акта. Законопроект «Об участии
Сахалинской области в СРП» был принят в первом чтении 29 мая 2003 года,
а с первого июня я уволился - в полной уверенности, что регламент Думы
по рассмотрению законопроектов будет исполнен. Однако во второе чтение
законопроект даже не выносился – не смотря на мои неоднократные
обращения к депутатам СОД, прокуратуру и публикации в местной газете.
Отсутствие правового регулирования участия области в
СРП определило:
1. |
смешение и разное толкование понятий и определений, содержащихся в
федеральных законах и текстах СРП «Сахалин-1» и «Сахалин-2»; |
2. |
«правовые дыры» при зачислении доходов от СРП в федеральный бюджет и
их распределении по различным уровням бюджета; |
3. |
отсутствие правовых предпосылок по кооперации с операторами проектов
по наполнению и использованию Фонда инфраструктурных работ,
предусмотренного условиями СРП, в целях стратегического развития
постиндустриального потенциала области; |
4. |
нецелевое расходование Фонда развития Сахалина как составной части
фонда инфраструктурных работ - на замещение текущих бюджетных расходов; |
5. |
отвлечение значительных финансовых средств от морской
геологоразведки, что, вместе с субъективной стратегией руководства
Роснефти, обусловило развал и распродажу отечественной базы морских
геологоразведочных работ на Сахалине, замедлило перевод прогнозных
ресурсов углеводородов по проектам «Сахалин – 3-9» в доказанные запасы
на десятилетия и этим снизило инвестиционную привлекательность области; |
6. |
искажение государственной статистической отчетности за счет приписки
объемов инвестиций и добытых углеводородов, которые на текущий стадии
разработки являются собственностью инвесторов; |
7. |
отсутствие долгосрочных стратегий социально-культурного и
социально-экономического развития Сахалина в счет ожидаемых финансовых
поступлений от СРП, распределяемых федеральным бюджетным
законодательством в пользу области. |
С моей точки зрения, которая основана на знании правового поля и
пятнадцатилетнем опыте экономическо-организационной и финансовой работы
в сфере морской нефтегазоразведки Сахалина, прямая и непосредственная
вина за 12-ти летнее игнорирование положения ФЗ «О СРП» о правовом
регулировании участия области в СРП и соответствующих последствиях из-за
неурегулированного движения сотен миллионов долларов лежит на
депутатском корпусе и администрации Сахалинской области.
В Сахалинской области, которая является крупной нефтегазовой провинцией
Дальнего Востока и может обеспечить благоприятные условия
жизнедеятельности и трудовой занятости для дополнительных полутора
миллионов жителей, сложились условия круговой поруки по неэффективному и
субъективному использованию национального достояния – в ущерб реальным
жизненным интересам имеющегося населения области и общему внутри- и
внешнеполитическому авторитету руководства страны.
С уважением |
А.Г.Кузьмин 03.04.07 |
|