Персональный сайт
Кузьмина Андрея Геннадьевича
Инженера-экономиста нефтегазодобывающей промышленности
Члена Союза журналистов России

  ЭН-79-1

Главная

   стр. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


ОХОТОМОРСКАЯ НЕФТЕГАЗОРАЗВЕДКА


Морская нефтегазоразведка Сахалина


 1.Прошлое
     Во времена СССР 70-80-х годов понятие «иностранные инвестиции в экономику страны» просто отсутствовало. Поэтому был придуман термин «компенсационные сделки». Их вел отдел Госплана СССР, организованный в 1973 году и получивший название «Отдел экономических связей с зарубежными странами». Суть сделок заключалась в получении связанных кредитов, на которые сооружались промышленные и другие предприятия. Оплата кредитов осуществлялась поставками на экспорт продукции этих предприятий или транспортных услуг.
     В 70-е годы Япония разрабатывала стратегические планы энергообеспечения с учетом Сахалина. Первые переговоры о поставках по трубопроводу 1 млрд. куб. м газа с сухопутных месторождений Сахалина велись в начале и середине 60-х годов японскими торговыми фирмами. Но в 1968 г. они были по требованию "Кэйданрэн" (японская ассоциация экономических организаций) прерваны. Возобновились только в 1972 г., однако речь пошла уже об освоении месторождений нефти и газа шельфа острова.
     В результате длительных переговоров в январе 1975 г. в Токио было подписано генеральное соглашение между советским Минвнешторгом и специально созданной для освоения шельфа японской компанией «Сахалин сэкию» или «СОДЕКО». Президентом «Сахалин сэкию» стал Имадзато, который одновременно являлся руководителем подкомитета по нефти Японо-Советского комитета по экономическому сотрудничеству. Акционерами «Сахалин сэкию кайхацу кёрёку кабусики кайся» (так звучало по-японски полное название компании) стали 17 фирм, связанных в основном с нефтяным бизнесом.
     В генеральном соглашении шла речь об исследованиях и освоении месторождений Чайво и Одопту, расположенных на северо-восточном шельфе Сахалина. Японцы оценивали их запасы в 200 млн. т. Под проект СССР впервые получил кредит, оплата которого осуществлялась только лишь в случае успеха. Это означало, что добытую нефть будут продавать Японии со скидкой в 8,4% от согласованных цен. А всего же СССР гарантировал Японии поставку половины всей добытой в рамках генерального соглашения нефти.
     Кредит, возмещаемый в случае успеха, составил 100 млн. долл., и его назвали основным. Кроме того, был еще кредит в 22,5 млн. долл., предназначаемый для закупки электронно-вычислительной аппаратуры, приборов и прочего, необходимого для анализа данных сейсморазведки и бурения. Третий кредит в 30 млн. долл. получили для закупки в Японии товаров ширпотреба. Средства, вырученные от их продажи, практически полностью покрывали затраты советской стороны по всему проекту.
     1 апреля 1976 года в составе Сахалинского территориального геологического управления Мингео СССР была создана Дальневосточная морская нефтегазоразведочная экспедиция глубокого бурения. 24 августа 1978 года постановлением Совета Министров СССР ДВМНГРЭгб была выделена из Мингео, а ПО «Сахалиннефть» - из Миннефтепрома. Обе организации были объединены в структуре Мингазпрома – ВПО «Сахалинморнефтегаз» (в Миннефтепром ВПО было передано в 1985 году). Моряки-нефтегазоразведчики сохранили статус юридического лица. 2 апреля 1988 года ДВМНГРЭгб была переименована в Дальневосточное морское управление разведочного бурения - с перспективой создания на его базе отдельного производственного объединения по морскому обеспечению нефтегазодобычи и буровым работам.
     В рамках Генсоглашения с СОДЕКО 1975-1983гг. сахалинскими морскими нефтегазоразведчиками было пробурено 25 скважин общей глубиной 58 836 м. Открыты крупные нефтегазоконденсатные месторождения Одопту (1977) и Чайво (1979). В 1984-1990гг. при финансировании из госбюджета открыты крупные месторождения Лунское (1984), Пильтун-Астохское (1986), Аркутун-Даги (1989). Все месторождения вошли в проекты «Сахалин – 1,2», которые на сегодняшний день уже добывают углеводороды. Кроме того, были открыты два средних газоконденсатных месторождения – Венинское (1985) и Изыльметьевское (1986). И уникальное, под триллион кубов, по ресурсам газа – Киринское (1990).
     Сахалинскими морскими нефтегазоразведчиками в 1983 по 1998 годы в сложных горно-геологических условиях на шельфе Вьетнама пробурена 41 поисково-разведочная и эксплуатационная скважина на 6 морских месторождениях и площадях (Белый тигр, Дайхунг, Дракон, Бави, Тамдао, Баден) общим метражом около 167 тыс. пог. м.
     В 1991-1993 гг. в иранском секторе Персидского залива на нефтяных месторождениях "Южный Парс", "Эсфандиар" и "Г-3", отличающиеся высоким содержанием соединений серы в нефти, в сложных горно-геологических условиях СПБУ "Сахалинская" с сахалинским персоналом пробурила и провела испытания на наличие притока нефти поисково-разведочные и эксплуатационные скважины.
     В конце 80-ых и начале 90-ых коллектив ДМУРБ общей численностью 2500 человек с 1200-ми специалистами инженерно-технического состава при цене нефти в 12-16 долл\баррель и соответствующих мировых ставках обеспечивал рентабельное использование шести ПБУ (БС «М.Мирчинк», ППБУ «Шельф-6», СПБУ «Оха», «Сахалинская», «Эхаби», «Курильская»), 25-ти специализированных морских вспомогательных судов, водолазного отряда, базы производственно-технологического обеспечения, автотранспортного цеха, строительно-монтажного участка, базы отдыха и других социальных объектов. В ближайших планах того времени предусматривалось строительство собственного порта и содержание отдельного мореходного училища. Общая численность плавсредств для разведки месторождений Охотского моря и работы в других регионах мира на время ледового периода оценивалась в 70-80 единиц. Предполагалось за счет собственных средств строительство жилых микрорайонов в Южно-Сахалинске, Холмске, Корсакове.
     К 1998 году производственные мощности ДМУРБ были распроданы исключительно по субъективным основаниям – в связи с нахождением морской нефтегазоразведки в структуре нефтегазодобывающей компании (Роснефти). Подготовка запасов глубоким бурением на более чем сорока перспективных структурах проектов «Сахалин – 3-9» была прекращена. РФ утратила производственные мощности и объединенный специализированный коллектив по воспроизводству углеводородной базы в акватории Охотского моря, Камчатки и Чукотки.
     В тоже время созданное в 1979 году ФГУП «Арктикморнефтегазразведка» в Мурманске сегодня в тех же рыночных условиях проводит работы силами семи ПБУ и более двадцатью вспомогательными судами, располагает собственным портом и береговыми базами, имеет представительства в Москве, Нарьян-Маре и Норвегии, подготовило к разработке крупное Штокмановское месторождение.

2.Настоящее
     После ликвидации ДМУРБ ни одно морское месторождение Сахалина не было передано в разработку из-за отсутствия технических возможностей подтверждения запасов углеводородов глубоким морским бурением в морской акватории Сахалина и охотоморском шельфе.
     Несколько поисково-разведочных скважин на Венинской и Аяшской структурах блока «Сахалин-3» были пробурены китайскими ПБУ.
     В условиях резкого увеличения стоимости разведочных работ блоки «Сахалин – 3-9» не имеют инвестиционной привлекательности из-за отсутствия пробуренных поисково-разведочных скважин с соответствующим комплексом исследований коллекторских свойств пласта и качества углеводородов. Кроме того, наметилась тенденция оттока инвестиций от нефтегазовых проектов в суровых ледовых условий моря Сахалина: прогнозные ресурсы залива Бохайвань (Желтое море, Китай) вчетверо превышают сахалинские – при возможности вести бурение круглогодично из-за отсутствия льдов в зимний период.
     По данным лицензионных раундов МПС прогнозные извлекаемые ресурсы составляют: Сахалин-3 – 3190 млн. условных тонн, Сахалин-4 – 1480, Сахалин-5 – 1820, Сахалин-6 – 1369, Сахалин-7 – 563, Сахалин-8 – 642, Сахалин-9 – 289 млн. тонн. Итого по проектам 3-9 – 7715 млн. усл. тонн. Всего по проектам 9 млрд. тонн или около 62 млрд.баррелей. При минимуме цены запасов в 5 долларов за тонну (в мире доходит до 50-ти долл\тонна) - больше 40-ка миллиардов долларов. За повышение категорийности залежей нефти и газа от ресурсов Д и С3 до запасов С1 и С2 десятой части хватило бы на создание порто-базы и горизонтально интегрированной отрасли морской геологоразведки на юге Сахалина.

3.Перспектива

     Достигнутые результаты и прогнозируемые открытия говорят о реальности создания к середине 2020-х годов на суше и шельфе Сахалина мощного нефтегазодобывающего комплекса с ежегодной добычей 50-60 миллионов тонн нефти и 65-85 миллиардов кубических метров природного газа. Эти уровни закрывают как внутренние потребности дальневосточного региона России, так и возможности экспортных поставок нефти и газа в соседние страны. Наибольшие перспективы связаны с проектами "Сахалин-3" и "Сахалин-5", которые по своему потенциалу существенно превосходят "Сахалин-1" и "Сахалин-2".
     Уже текущие доходы РФ от СРП «Сахалин – 1,2» (роялти и часть прибыльной продукции по проекту «Сахалин-1») обеспечивают финансовую возможность для восстановления базы морской нефтегазоразведки на Сахалине – в формате ОГУП или ФГУП.
     После первой отгрузки сжиженного газа по проекту «Сахалин-2» привлечение примерно 45 млрд.рублей для производственной базы ОГУП или 130 млрд.рублей для базы ФГУП не представляется сложным.
     Сегодня МПР создало условия для самофинансирования нефтегазоразведочных работ – через проведение аукционов на недропользование.
     Начальный этап восстановления предполагает следующий алгоритм:
Проектирование порто-базы в Атласово и дороги Кириллово-Атласово с последующим строительством причальных сооружений в бухте Морж;
Приобретение по лизингу или в собственность СПБУ 6500\70 (типа СПБУ «Оха»), нескольких ТБС и специализированного водолазного судна – для использования в качестве производственно-обучающего комплекса при разведочном и эксплутационном бурении морской части анивских газовых месторождений с выводом морских газопроводов на существующую сухопутную магистраль Таранай-Анива-Троицкое-Южно-Сахалинск;
Подбор, обучение и социально-жилищное обеспечение экипажей и вахт для судов обеспечения и ПБУ;
При условии перспективного строительства ж\д кольца Ю-Сах-Дачное-Анива-Кириллово-Шебунино-Холмск-Ю-Сах проектирование и строительство административно-жилищного и учебного комплекса морских нефтегазоразведчиков в Дачном.
     Примечание: Порто-база в Атласово и бухте Морж (место безопасного отстоя арендованных ПБУ в конце 80-ых) является оптимальным местом с позиции стратегических планов строительства и обслуживания морского газопровода Пригородное-Хоккайдо по линии Сахалингазпрома – позволяет возобновить кооперацию с СОДЕКО. Ж\д кольцо в юго-западной незамерзающей оконечности Сахалина оптимально с позиции перспектив размещения и создания условий производительной занятости (35-45 рыборазводных ферм, 5-7 морских ковшей для маломерного флота, морекультурные площади) до 1 млн.человек к 2030 году.



Главная

   стр. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16