Морская нефтегазоразведка Сахалина |
1.Прошлое
Во времена СССР 70-80-х годов понятие «иностранные инвестиции в
экономику страны» просто отсутствовало. Поэтому был придуман термин
«компенсационные сделки». Их вел отдел Госплана СССР, организованный в
1973 году и получивший название «Отдел экономических связей с
зарубежными странами». Суть сделок заключалась в получении связанных
кредитов, на которые сооружались промышленные и другие предприятия.
Оплата кредитов осуществлялась поставками на экспорт продукции этих
предприятий или транспортных услуг.
В 70-е годы Япония разрабатывала стратегические планы энергообеспечения
с учетом Сахалина. Первые переговоры о поставках по трубопроводу 1 млрд.
куб. м газа с сухопутных месторождений Сахалина велись в начале и
середине 60-х годов японскими торговыми фирмами. Но в 1968 г. они были
по требованию "Кэйданрэн" (японская ассоциация экономических
организаций) прерваны. Возобновились только в 1972 г., однако речь пошла
уже об освоении месторождений нефти и газа шельфа острова.
В результате длительных переговоров в январе 1975 г. в Токио было
подписано генеральное соглашение между советским Минвнешторгом и
специально созданной для освоения шельфа японской компанией «Сахалин
сэкию» или «СОДЕКО». Президентом «Сахалин сэкию» стал Имадзато, который
одновременно являлся руководителем подкомитета по нефти Японо-Советского
комитета по экономическому сотрудничеству. Акционерами «Сахалин сэкию
кайхацу кёрёку кабусики кайся» (так звучало по-японски полное название
компании) стали 17 фирм, связанных в основном с нефтяным бизнесом.
В генеральном соглашении шла речь об исследованиях и освоении
месторождений Чайво и Одопту, расположенных на северо-восточном шельфе
Сахалина. Японцы оценивали их запасы в 200 млн. т. Под проект СССР
впервые получил кредит, оплата которого осуществлялась только лишь в
случае успеха. Это означало, что добытую нефть будут продавать Японии со
скидкой в 8,4% от согласованных цен. А всего же СССР гарантировал Японии
поставку половины всей добытой в рамках генерального соглашения нефти.
Кредит, возмещаемый в случае успеха, составил 100 млн. долл., и его
назвали основным. Кроме того, был еще кредит в 22,5 млн. долл.,
предназначаемый для закупки электронно-вычислительной аппаратуры,
приборов и прочего, необходимого для анализа данных сейсморазведки и
бурения. Третий кредит в 30 млн. долл. получили для закупки в Японии
товаров ширпотреба. Средства, вырученные от их продажи, практически
полностью покрывали затраты советской стороны по всему проекту.
1 апреля 1976 года в составе Сахалинского территориального
геологического управления Мингео СССР была создана Дальневосточная
морская нефтегазоразведочная экспедиция глубокого бурения. 24 августа
1978 года постановлением Совета Министров СССР ДВМНГРЭгб была выделена
из Мингео, а ПО «Сахалиннефть» - из Миннефтепрома. Обе организации были
объединены в структуре Мингазпрома – ВПО «Сахалинморнефтегаз» (в
Миннефтепром ВПО было передано в 1985 году). Моряки-нефтегазоразведчики
сохранили статус юридического лица. 2 апреля 1988 года ДВМНГРЭгб была
переименована в Дальневосточное морское управление разведочного бурения
- с перспективой создания на его базе отдельного производственного
объединения по морскому обеспечению нефтегазодобычи и буровым работам.
В рамках Генсоглашения с СОДЕКО 1975-1983гг. сахалинскими морскими
нефтегазоразведчиками было пробурено 25 скважин общей глубиной 58 836 м.
Открыты крупные нефтегазоконденсатные месторождения Одопту (1977) и
Чайво (1979). В 1984-1990гг. при финансировании из госбюджета открыты
крупные месторождения Лунское (1984), Пильтун-Астохское (1986),
Аркутун-Даги (1989). Все месторождения вошли в проекты «Сахалин – 1,2»,
которые на сегодняшний день уже добывают углеводороды. Кроме того, были
открыты два средних газоконденсатных месторождения – Венинское (1985) и
Изыльметьевское (1986). И уникальное, под триллион кубов, по ресурсам
газа – Киринское (1990).
Сахалинскими морскими нефтегазоразведчиками в 1983 по 1998 годы в
сложных горно-геологических условиях на шельфе Вьетнама пробурена 41
поисково-разведочная и эксплуатационная скважина на 6 морских
месторождениях и площадях (Белый тигр, Дайхунг, Дракон, Бави, Тамдао,
Баден) общим метражом около 167 тыс. пог. м.
В 1991-1993 гг. в иранском секторе Персидского залива на нефтяных
месторождениях "Южный Парс", "Эсфандиар" и "Г-3", отличающиеся высоким
содержанием соединений серы в нефти, в сложных горно-геологических
условиях СПБУ "Сахалинская" с сахалинским персоналом пробурила и провела
испытания на наличие притока нефти поисково-разведочные и
эксплуатационные скважины.
В конце 80-ых и начале 90-ых коллектив ДМУРБ общей численностью 2500
человек с 1200-ми специалистами инженерно-технического состава при цене
нефти в 12-16 долл\баррель и соответствующих мировых ставках обеспечивал
рентабельное использование шести ПБУ (БС «М.Мирчинк», ППБУ «Шельф-6»,
СПБУ «Оха», «Сахалинская», «Эхаби», «Курильская»), 25-ти
специализированных морских вспомогательных судов, водолазного отряда,
базы производственно-технологического обеспечения, автотранспортного
цеха, строительно-монтажного участка, базы отдыха и других социальных
объектов. В ближайших планах того времени предусматривалось
строительство собственного порта и содержание отдельного мореходного
училища. Общая численность плавсредств для разведки месторождений
Охотского моря и работы в других регионах мира на время ледового периода
оценивалась в 70-80 единиц. Предполагалось за счет собственных средств
строительство жилых микрорайонов в Южно-Сахалинске, Холмске, Корсакове.
К 1998 году производственные мощности ДМУРБ были распроданы
исключительно по субъективным основаниям – в связи с нахождением морской
нефтегазоразведки в структуре нефтегазодобывающей компании (Роснефти).
Подготовка запасов глубоким бурением на более чем сорока перспективных
структурах проектов «Сахалин – 3-9» была прекращена. РФ утратила
производственные мощности и объединенный специализированный коллектив по
воспроизводству углеводородной базы в акватории Охотского моря, Камчатки
и Чукотки.
В тоже время созданное в 1979 году ФГУП «Арктикморнефтегазразведка» в
Мурманске сегодня в тех же рыночных условиях проводит работы силами семи
ПБУ и более двадцатью вспомогательными судами, располагает собственным
портом и береговыми базами, имеет представительства в Москве,
Нарьян-Маре и Норвегии, подготовило к разработке крупное Штокмановское
месторождение.
2.Настоящее
После ликвидации ДМУРБ ни одно морское месторождение Сахалина не было
передано в разработку из-за отсутствия технических возможностей
подтверждения запасов углеводородов глубоким морским бурением в морской
акватории Сахалина и охотоморском шельфе.
Несколько поисково-разведочных скважин на Венинской и Аяшской структурах
блока «Сахалин-3» были пробурены китайскими ПБУ.
В условиях резкого увеличения стоимости разведочных работ блоки «Сахалин
– 3-9» не имеют инвестиционной привлекательности из-за отсутствия
пробуренных поисково-разведочных скважин с соответствующим комплексом
исследований коллекторских свойств пласта и качества углеводородов.
Кроме того, наметилась тенденция оттока инвестиций от нефтегазовых
проектов в суровых ледовых условий моря Сахалина: прогнозные ресурсы
залива Бохайвань (Желтое море, Китай) вчетверо превышают сахалинские –
при возможности вести бурение круглогодично из-за отсутствия льдов в
зимний период.
По данным лицензионных раундов МПС прогнозные извлекаемые ресурсы
составляют: Сахалин-3 – 3190 млн. условных тонн, Сахалин-4 – 1480,
Сахалин-5 – 1820, Сахалин-6 – 1369, Сахалин-7 – 563, Сахалин-8 – 642,
Сахалин-9 – 289 млн. тонн. Итого по проектам 3-9 – 7715 млн. усл. тонн.
Всего по проектам 9 млрд. тонн или около 62 млрд.баррелей. При минимуме
цены запасов в 5 долларов за тонну (в мире доходит до 50-ти долл\тонна)
- больше 40-ка миллиардов долларов. За повышение категорийности залежей
нефти и газа от ресурсов Д и С3 до запасов С1 и С2 десятой части хватило
бы на создание порто-базы и горизонтально интегрированной отрасли
морской геологоразведки на юге Сахалина.
3.Перспектива
Достигнутые результаты и прогнозируемые открытия говорят о реальности
создания к середине 2020-х годов на суше и шельфе Сахалина мощного
нефтегазодобывающего комплекса с ежегодной добычей 50-60 миллионов тонн
нефти и 65-85 миллиардов кубических метров природного газа. Эти уровни
закрывают как внутренние потребности дальневосточного региона России,
так и возможности экспортных поставок нефти и газа в соседние страны.
Наибольшие перспективы связаны с проектами "Сахалин-3" и "Сахалин-5",
которые по своему потенциалу существенно превосходят "Сахалин-1" и
"Сахалин-2".
Уже текущие доходы РФ от СРП «Сахалин – 1,2» (роялти и часть прибыльной
продукции по проекту «Сахалин-1») обеспечивают финансовую возможность
для восстановления базы морской нефтегазоразведки на Сахалине – в
формате ОГУП или ФГУП.
После первой отгрузки сжиженного газа по проекту «Сахалин-2» привлечение
примерно 45 млрд.рублей для производственной базы ОГУП или 130
млрд.рублей для базы ФГУП не представляется сложным.
Сегодня МПР создало условия для самофинансирования нефтегазоразведочных
работ – через проведение аукционов на недропользование.
Начальный этап восстановления предполагает следующий алгоритм:
• |
Проектирование порто-базы в Атласово и дороги Кириллово-Атласово с
последующим строительством причальных сооружений в бухте Морж; |
• |
Приобретение по лизингу или в собственность СПБУ 6500\70 (типа СПБУ «Оха»),
нескольких ТБС и специализированного водолазного судна – для
использования в качестве производственно-обучающего комплекса при
разведочном и эксплутационном бурении морской части анивских газовых
месторождений с выводом морских газопроводов на существующую сухопутную
магистраль Таранай-Анива-Троицкое-Южно-Сахалинск; |
• |
Подбор, обучение и социально-жилищное обеспечение экипажей и вахт для
судов обеспечения и ПБУ; |
• |
При условии перспективного строительства ж\д кольца
Ю-Сах-Дачное-Анива-Кириллово-Шебунино-Холмск-Ю-Сах проектирование и
строительство административно-жилищного и учебного комплекса морских
нефтегазоразведчиков в Дачном. |
Примечание: Порто-база в Атласово и бухте Морж (место безопасного отстоя
арендованных ПБУ в конце 80-ых) является оптимальным местом с позиции
стратегических планов строительства и обслуживания морского газопровода
Пригородное-Хоккайдо по линии Сахалингазпрома – позволяет возобновить
кооперацию с СОДЕКО. Ж\д кольцо в юго-западной незамерзающей оконечности
Сахалина оптимально с позиции перспектив размещения и создания условий
производительной занятости (35-45 рыборазводных ферм, 5-7 морских ковшей
для маломерного флота, морекультурные площади) до 1 млн.человек к 2030
году.
|