О сахалинской
порто-базе морской
нефтегазоразведки |
Депутату СОД Пономареву С.А.
Кузьмина Андрея Геннадьевича
Ю-Сах., К.Маркса 29-33 |
Уважаемый Сергей Алексеевич!
На мое обращение к Вам по подготовленным к
разработке поисково-разведочными работами месторождениям проектов
«Сахалин – 3-9» я получил от Вас ответ Комитета природных ресурсов и
охраны окружающей среды Сахалинской области № 01-2906/08 от 06.06.2008.
Письмо подтверждает, что ни по одному месторождению запасы в Госкомитете
по запасам не были утверждены. Работы ведутся на Венинском месторождении
(ООО «Вениннефть», но было открыто еще ДМУРБ) и Кайгано-Васюканском (ЗАО
«Элвари Нефтегаз»). Как я и писал ранее, после лишения Дальневосточного
морского управления разведочного бурения статуса юридического лица в
начале 90-ых, его приватизации в рамках ОАО «Сахалинморнефтегаз» и
последующего преступного разрушения за восемнадцать лет инвестиционных
маневров «Роснефти» Сахалин не дал на баланс государства ни тонны
запасов углеводородов.
В «Экономической и философской газете» №14-15 (699) за
апрель т.г. приводится заметка «Через десять лет мы рискуем остаться без
нефти и урана». Со ссылкой на ИТАР-ТАСС приводятся слова заместителя
министра природных ресурсов Алексея Варламова: «Все, что мы сейчас
добываем, было разведано еще во времена СССР…В геологоразведке сложилась
ненормальная ситуация. Территория страны не покрыта поисковыми работами
по разведке недр…Нам необходимо не только пользоваться старыми запасами,
а в срочном порядке заниматься геологоразведкой, чтобы к 2015 году мы
смогли бы продолжать добывать полезные ископаемые».
В телевизионном интервью Вагит Алекперов (Лукойл)
выразил общее мнение менеджмента нефтяных компаний РФ: разведка недр и
прирост запасов – это прямая обязанность государства, которое в условиях
текущих цен на нефть получает сполна с нефтяных компаний для организации
поисково-разведочных работ.
В правительственных кругах РФ возрастает понимание
того, что в рамках статьи 9 Конституции РФ подготовкой месторождений к
разработке должно заниматься государство – с аукционной продажей прав
недропользования добывающим компаниям.
На мое обращение в феврале т.г. к спикеру Совета
Федерации С.М.Миронову по восстановлению охотоморской нефтегазоразведки
в форме ФГУП (госзаказ на ПБУ и суда обеспечения в Выборге за счет
федеральных средств и порто-база на Сахалине за счет областных средств)
был получен ответ: «Я счел необходимым передать Ваше письмо Члену Совета
Федерации, Председателю Комитета Совета Федерации по природным ресурсам
и охране окружающей среды В.П. Орлову со своим сопроводительным текстом:
«Прошу рассмотреть». В устном разговоре с помощником Миронова по
продвижению обращения было сказано, что без внятной позиции
администрации Сахалинской области по порто-базе на Сахалине с созданием
ФГУП возникают неясности: нет инициативы региональных властей.
В рамках Генсоглашения с СОДЕКО 1975-1983гг.
сахалинскими морскими нефтегазоразведчиками было пробурено 25 скважин
общей глубиной 58 836 м. Открыты крупные нефтегазоконденсатные
месторождения Одопту (1977) и Чайво (1979). В 1984-1990гг. при
финансировании из госбюджета открыты крупные месторождения Лунское
(1984), Пильтун-Астохское (1986), Аркутун-Даги (1989). Все месторождения
вошли в проекты «Сахалин – 1,2», которые на сегодняшний день уже
добывают углеводороды. Кроме того, были открыты два средних
газоконденсатных месторождения – Венинское (1985) и Изыльметьевское
(1986). И уникальное, под триллион кубов, по ресурсам газа – Киринское
(1990).
Сахалинскими морскими нефтегазоразведчиками в 1983 по
1998 годы в сложных горно-геологических условиях на шельфе Вьетнама
пробурена 41 поисково-разведочная и эксплуатационная скважина на 6
морских месторождениях и площадях (Белый тигр, Дайхунг, Дракон, Бави,
Тамдао, Баден) общим метражом около 167 тыс. пог. м.
В 1991-1993 гг. в иранском секторе Персидского залива
на нефтяных месторождениях "Южный Парс", "Эсфандиар" и "Г-3",
отличающиеся высоким содержанием соединений серы в нефти, в сложных
горно-геологических условиях СПБУ "Сахалинская" с сахалинским персоналом
вела бурение поисково-разведочных и эксплуатационных скважин.
В конце 80-ых и начале 90-ых коллектив ДМУРБ общей
численностью 2500 человек с 1200-ми специалистами инженерно-технического
состава при цене нефти в 12-16 долл\баррель и соответствующих мировых
ставках плавсредств обеспечивал рентабельное использование шести ПБУ (БС
«М.Мирчинк», ППБУ «Шельф-6», СПБУ «Оха», «Сахалинская», «Эхаби»,
«Курильская»), 25-ти специализированных морских вспомогательных судов,
водолазного отряда, базы производственно-технологического обеспечения,
автотранспортного цеха, строительно-монтажного участка, базы отдыха и
других социальных объектов. В ближайших планах того времени
предусматривалось строительство собственного порта и содержание
отдельного мореходного училища. Общая численность плавсредств для
разведки месторождений Охотского моря и работы в других регионах мира на
время ледового периода оценивалась в 70-80 единиц. Предполагалось
строительство жилых микрорайонов в Южно-Сахалинске, Холмске, Корсакове.
После приватизации «Сахалинморнефегаза»
производственные мощности ДМУРБ были распроданы исключительно по
субъективным основаниям – в связи с нахождением морской
нефтегазоразведки в структуре нефтегазодобывающей компании (Роснефти).
Подготовка запасов глубоким бурением на более чем сорока перспективных
структурах проектов «Сахалин – 3-9» была прекращена. РФ утратила
производственные мощности и объединенный специализированный коллектив по
воспроизводству углеводородной базы в акватории Охотского моря, Камчатки
и Чукотки.
Выступая перед участникам в японском городе Ниигата
"Российско-японского экономического форума 2005" директор Сахалинского
научно-исследовательского и проектно-изыскательского института нефти и
газа Юрий Щукин заявил, что перспективные и прогнозные извлекаемые
ресурсы углеводородов на Сахалине оцениваются в 1 миллиард 900 миллионов
тонн нефти и 3 триллиона 300 миллиардов кубических метров природного
газа. Перспективы роста ресурсной базы и нефтегазодобычи в сахалинском
регионе в несколько раз превышают уже разведанную его часть и связаны, в
основном, с шельфом северного Сахалина. Характеристики некоторых
перспективных структур, изученных сейсморазведкой в последние годы,
позволяют утверждать, что самые крупные открытия на сахалинском шельфе
еще впереди и есть очень большие шансы открыть уникальные месторождения
нефти - с запасами порядка 300 миллионов тонн, и газа - с запасами
порядка одного триллиона кубических метров. Достигнутые результаты и
прогнозируемые открытия говорят о реальности создания к середине 2020-х
годов на суше и шельфе Сахалина мощного нефтегазодобывающего комплекса.
Ежегодно может добываться 50-60 миллионов тонн нефти и 65-85 миллиардов
кубических метров природного газа. Эти уровни закрывают как внутренние
потребности дальневосточного региона России, так и возможности
экспортных поставок нефти и газа в соседние страны. Наибольшие
перспективы связаны с проектами "Сахалин-3" и "Сахалин-5", которые по
своему потенциалу существенно превосходят "Сахалин-1" и "Сахалин-2".
По данным лицензионных раундов МПР прогнозные
извлекаемые ресурсы составляют: Сахалин-3 – 3190 млн. условных тонн,
Сахалин-4 – 1480, Сахалин-5 – 1820, Сахалин-6 – 1369, Сахалин-7 – 563,
Сахалин-8 – 642, Сахалин-9 – 289 млн. тонн. Итого по проектам 3-9 – 7715
млн. усл. тонн. Если взять минимум аукционной ставки в 7 долларов за
тонну (один долл/баррель при мировом максимуме в 7 долл/баррель), то
плата за разведку месторождений составит более 50 млрд.долларов. За
повышение категорийности ресурсов Д и С3 до запасов С1 и С2 вертикально
интегрированный ФГУП «Охотоморская нефтегазоразведка» с соответствующей
порто-базой на Сахалине и социальной сферой может готовить месторождения
к разработке на условиях самофинансирования. Преимущественный
экономический эффект вязан с ускорением ввода месторождений в разработку
и соответствующим ростом инвестиционной привлекательности региона.
Для перевода ожидаемых ресурсов в доказанные глубоким
бурением запасы в целях повышения достоверности лицензионных раундов МПР
моряки-нефтегазоразведчики к 2020 году могли бы довести численность
коллектива до 4-5 тыс. человек, держать в работе 5-7 ПБУ, четыре десятка
судов обеспечения, содержать морское училище, возвести бесплатные
микрорайоны жилья с благоприятной социальной инфраструктурой. Создать
объективные предпосылки для роста численности области за счет очевидных
социально-культурных перспектив и развития социально-экономической
сферы.
Недавно Арбитражный суд СО прекратил процедуру
банкротства ПК «Рыболовецкий колхоз им.Кирова» в Озерском. Я считаю, что
создалось благоприятное стечение обстоятельств для кооперации усилий и
возможностей Администрации СО, колхоза Кирова, Гидростроя и
Сахалиншельфсервиса по строительству причального комплекса и базы
обеспечения морской нефтегазоразведки в поселке Озерское Корсаковского
района.
С ростом добычи по проектам «Сахалин – 1,2» и
завершением второй стадии проекта «Сахалин-2» кредитный рейтинг в
мировых банках (Чейз Манхэттен, ЕБРР, Экспортно-импортный банк Японии)
приближается к максимальной категории «А». Это существенно упростит
процедуру получения напрямую областью многомиллиардных необременительных
кредитов в счет областной доли прибыли по СРП «Сахалин – 1,2». Как
начальник планово-экономического отдела, главный экономист, заместитель
начальника бывшего ДМУРБ по коммерческой работе я вполне определенно
вижу, что Администрация СО на основе соответствующих норм СРП «Сахалин –
1,2» и разработанного мною законопроекта «О социальном развитии
Сахалинской области при реализации СРП» может со стопроцентной
вероятностью привлечь 40-45 млрд.рублей в валютном эквиваленте в
нероссийских банках только для обустройства порто-базы обеспечения и
зимнего отстоя ПБУ в Озерском. Возможно и приобретение СПБУ 70/90 с
вспомогательными судами для начального этапа работы в заливе Анива и
акватории территориального моря СО.
Что понимать под начальным этапом?
Организационно-финансовое структурирование и кадровое комплектование,
круглогодичное производственное обучение и отбор технологического и
водолазного персонала в процессе эксплутационного бурения на морских
участках Луговской, Петропавловской и Крильонской площадей Анивского
района, подводно-устьевого обустройства морских газовых скважин и
строительства подводных газопроводов к имеющемуся сухопутному
Анива-Троицкое.
Почему Озерское? В силу действующего федерального
законодательства Сахалинской области предпочтительнее использовать
внутренние морские воды, к которым относится незамерзающий залив Анива.
ПК «Рыболовецкий колхоз им.Кирова» предоставит
земельные участки и прибрежную полосу для строительства гидросооружений
с перспективой получения причалов для рыболовецкого флота, расширения
сферы занятости населения поселка, существенной поддержки ЖКХ и
социальной сферы.
Гидрострой вовлекается в крупный подряд на
строительство.
Сахалиншельфсервис получает возможность операционных
доходов от сервисного обслуживания порто-базы морской нефтегазоразведки.
Кроме того, решение о создании порто-базы в Озерском
приведет к определенной активизации учебно-квалификационной деятельности
по консолидации кадров морского бурения: в Южно-Сахалинске такими
возможностями обладает ООО «Сахтехконтроль» (Олекса А.М. – бывший
начальник ППБУ «Шельф-6»).
Областной бюджет получит соответствующие налоги и
существенно нарастит налогооблогаемую базу.
Просил бы Вас использовать ваши депутатские полномочия
по мотивации настоящим обращением администрации СО целесообразностью
разработки и нормативного закрепления стратегии создания порто-базы
морской нефтегазоразведки в пос. Озерское Корсаковского района.
|