Персональный сайт
Кузьмина Андрея Геннадьевича
Инженера-экономиста нефтегазодобывающей промышленности
Члена Союза журналистов России

  ЭН-79-1

Назад

 

ОХОТОМОРСКАЯ НЕФТЕГАЗОРАЗВЕДКА


О сахалинской порто-базе морской
нефтегазоразведки

Депутату СОД Пономареву С.А.
Кузьмина Андрея Геннадьевича
Ю-Сах., К.Маркса 29-33


Уважаемый Сергей Алексеевич!

     На мое обращение к Вам по подготовленным к разработке поисково-разведочными работами месторождениям проектов «Сахалин – 3-9» я получил от Вас ответ Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области № 01-2906/08 от 06.06.2008. Письмо подтверждает, что ни по одному месторождению запасы в Госкомитете по запасам не были утверждены. Работы ведутся на Венинском месторождении (ООО «Вениннефть», но было открыто еще ДМУРБ) и Кайгано-Васюканском (ЗАО «Элвари Нефтегаз»). Как я и писал ранее, после лишения Дальневосточного морского управления разведочного бурения статуса юридического лица в начале 90-ых, его приватизации в рамках ОАО «Сахалинморнефтегаз» и последующего преступного разрушения за восемнадцать лет инвестиционных маневров «Роснефти» Сахалин не дал на баланс государства ни тонны запасов углеводородов.
     В «Экономической и философской газете» №14-15 (699) за апрель т.г. приводится заметка «Через десять лет мы рискуем остаться без нефти и урана». Со ссылкой на ИТАР-ТАСС приводятся слова заместителя министра природных ресурсов Алексея Варламова: «Все, что мы сейчас добываем, было разведано еще во времена СССР…В геологоразведке сложилась ненормальная ситуация. Территория страны не покрыта поисковыми работами по разведке недр…Нам необходимо не только пользоваться старыми запасами, а в срочном порядке заниматься геологоразведкой, чтобы к 2015 году мы смогли бы продолжать добывать полезные ископаемые».
     В телевизионном интервью Вагит Алекперов (Лукойл) выразил общее мнение менеджмента нефтяных компаний РФ: разведка недр и прирост запасов – это прямая обязанность государства, которое в условиях текущих цен на нефть получает сполна с нефтяных компаний для организации поисково-разведочных работ.
     В правительственных кругах РФ возрастает понимание того, что в рамках статьи 9 Конституции РФ подготовкой месторождений к разработке должно заниматься государство – с аукционной продажей прав недропользования добывающим компаниям.
     На мое обращение в феврале т.г. к спикеру Совета Федерации С.М.Миронову по восстановлению охотоморской нефтегазоразведки в форме ФГУП (госзаказ на ПБУ и суда обеспечения в Выборге за счет федеральных средств и порто-база на Сахалине за счет областных средств) был получен ответ: «Я счел необходимым передать Ваше письмо Члену Совета Федерации, Председателю Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды В.П. Орлову со своим сопроводительным текстом: «Прошу рассмотреть». В устном разговоре с помощником Миронова по продвижению обращения было сказано, что без внятной позиции администрации Сахалинской области по порто-базе на Сахалине с созданием ФГУП возникают неясности: нет инициативы региональных властей.
     В рамках Генсоглашения с СОДЕКО 1975-1983гг. сахалинскими морскими нефтегазоразведчиками было пробурено 25 скважин общей глубиной 58 836 м. Открыты крупные нефтегазоконденсатные месторождения Одопту (1977) и Чайво (1979). В 1984-1990гг. при финансировании из госбюджета открыты крупные месторождения Лунское (1984), Пильтун-Астохское (1986), Аркутун-Даги (1989). Все месторождения вошли в проекты «Сахалин – 1,2», которые на сегодняшний день уже добывают углеводороды. Кроме того, были открыты два средних газоконденсатных месторождения – Венинское (1985) и Изыльметьевское (1986). И уникальное, под триллион кубов, по ресурсам газа – Киринское (1990).
     Сахалинскими морскими нефтегазоразведчиками в 1983 по 1998 годы в сложных горно-геологических условиях на шельфе Вьетнама пробурена 41 поисково-разведочная и эксплуатационная скважина на 6 морских месторождениях и площадях (Белый тигр, Дайхунг, Дракон, Бави, Тамдао, Баден) общим метражом около 167 тыс. пог. м.
     В 1991-1993 гг. в иранском секторе Персидского залива на нефтяных месторождениях "Южный Парс", "Эсфандиар" и "Г-3", отличающиеся высоким содержанием соединений серы в нефти, в сложных горно-геологических условиях СПБУ "Сахалинская" с сахалинским персоналом вела бурение поисково-разведочных и эксплуатационных скважин.
     В конце 80-ых и начале 90-ых коллектив ДМУРБ общей численностью 2500 человек с 1200-ми специалистами инженерно-технического состава при цене нефти в 12-16 долл\баррель и соответствующих мировых ставках плавсредств обеспечивал рентабельное использование шести ПБУ (БС «М.Мирчинк», ППБУ «Шельф-6», СПБУ «Оха», «Сахалинская», «Эхаби», «Курильская»), 25-ти специализированных морских вспомогательных судов, водолазного отряда, базы производственно-технологического обеспечения, автотранспортного цеха, строительно-монтажного участка, базы отдыха и других социальных объектов. В ближайших планах того времени предусматривалось строительство собственного порта и содержание отдельного мореходного училища. Общая численность плавсредств для разведки месторождений Охотского моря и работы в других регионах мира на время ледового периода оценивалась в 70-80 единиц. Предполагалось строительство жилых микрорайонов в Южно-Сахалинске, Холмске, Корсакове.
     После приватизации «Сахалинморнефегаза» производственные мощности ДМУРБ были распроданы исключительно по субъективным основаниям – в связи с нахождением морской нефтегазоразведки в структуре нефтегазодобывающей компании (Роснефти). Подготовка запасов глубоким бурением на более чем сорока перспективных структурах проектов «Сахалин – 3-9» была прекращена. РФ утратила производственные мощности и объединенный специализированный коллектив по воспроизводству углеводородной базы в акватории Охотского моря, Камчатки и Чукотки.
     Выступая перед участникам в японском городе Ниигата "Российско-японского экономического форума 2005" директор Сахалинского научно-исследовательского и проектно-изыскательского института нефти и газа Юрий Щукин заявил, что перспективные и прогнозные извлекаемые ресурсы углеводородов на Сахалине оцениваются в 1 миллиард 900 миллионов тонн нефти и 3 триллиона 300 миллиардов кубических метров природного газа. Перспективы роста ресурсной базы и нефтегазодобычи в сахалинском регионе в несколько раз превышают уже разведанную его часть и связаны, в основном, с шельфом северного Сахалина. Характеристики некоторых перспективных структур, изученных сейсморазведкой в последние годы, позволяют утверждать, что самые крупные открытия на сахалинском шельфе еще впереди и есть очень большие шансы открыть уникальные месторождения нефти - с запасами порядка 300 миллионов тонн, и газа - с запасами порядка одного триллиона кубических метров. Достигнутые результаты и прогнозируемые открытия говорят о реальности создания к середине 2020-х годов на суше и шельфе Сахалина мощного нефтегазодобывающего комплекса. Ежегодно может добываться 50-60 миллионов тонн нефти и 65-85 миллиардов кубических метров природного газа. Эти уровни закрывают как внутренние потребности дальневосточного региона России, так и возможности экспортных поставок нефти и газа в соседние страны. Наибольшие перспективы связаны с проектами "Сахалин-3" и "Сахалин-5", которые по своему потенциалу существенно превосходят "Сахалин-1" и "Сахалин-2".
     По данным лицензионных раундов МПР прогнозные извлекаемые ресурсы составляют: Сахалин-3 – 3190 млн. условных тонн, Сахалин-4 – 1480, Сахалин-5 – 1820, Сахалин-6 – 1369, Сахалин-7 – 563, Сахалин-8 – 642, Сахалин-9 – 289 млн. тонн. Итого по проектам 3-9 – 7715 млн. усл. тонн. Если взять минимум аукционной ставки в 7 долларов за тонну (один долл/баррель при мировом максимуме в 7 долл/баррель), то плата за разведку месторождений составит более 50 млрд.долларов. За повышение категорийности ресурсов Д и С3 до запасов С1 и С2 вертикально интегрированный ФГУП «Охотоморская нефтегазоразведка» с соответствующей порто-базой на Сахалине и социальной сферой может готовить месторождения к разработке на условиях самофинансирования. Преимущественный экономический эффект вязан с ускорением ввода месторождений в разработку и соответствующим ростом инвестиционной привлекательности региона.
     Для перевода ожидаемых ресурсов в доказанные глубоким бурением запасы в целях повышения достоверности лицензионных раундов МПР моряки-нефтегазоразведчики к 2020 году могли бы довести численность коллектива до 4-5 тыс. человек, держать в работе 5-7 ПБУ, четыре десятка судов обеспечения, содержать морское училище, возвести бесплатные микрорайоны жилья с благоприятной социальной инфраструктурой. Создать объективные предпосылки для роста численности области за счет очевидных социально-культурных перспектив и развития социально-экономической сферы.
     Недавно Арбитражный суд СО прекратил процедуру банкротства ПК «Рыболовецкий колхоз им.Кирова» в Озерском. Я считаю, что создалось благоприятное стечение обстоятельств для кооперации усилий и возможностей Администрации СО, колхоза Кирова, Гидростроя и Сахалиншельфсервиса по строительству причального комплекса и базы обеспечения морской нефтегазоразведки в поселке Озерское Корсаковского района.
     С ростом добычи по проектам «Сахалин – 1,2» и завершением второй стадии проекта «Сахалин-2» кредитный рейтинг в мировых банках (Чейз Манхэттен, ЕБРР, Экспортно-импортный банк Японии) приближается к максимальной категории «А». Это существенно упростит процедуру получения напрямую областью многомиллиардных необременительных кредитов в счет областной доли прибыли по СРП «Сахалин – 1,2». Как начальник планово-экономического отдела, главный экономист, заместитель начальника бывшего ДМУРБ по коммерческой работе я вполне определенно вижу, что Администрация СО на основе соответствующих норм СРП «Сахалин – 1,2» и разработанного мною законопроекта «О социальном развитии Сахалинской области при реализации СРП» может со стопроцентной вероятностью привлечь 40-45 млрд.рублей в валютном эквиваленте в нероссийских банках только для обустройства порто-базы обеспечения и зимнего отстоя ПБУ в Озерском. Возможно и приобретение СПБУ 70/90 с вспомогательными судами для начального этапа работы в заливе Анива и акватории территориального моря СО.
     Что понимать под начальным этапом? Организационно-финансовое структурирование и кадровое комплектование, круглогодичное производственное обучение и отбор технологического и водолазного персонала в процессе эксплутационного бурения на морских участках Луговской, Петропавловской и Крильонской площадей Анивского района, подводно-устьевого обустройства морских газовых скважин и строительства подводных газопроводов к имеющемуся сухопутному Анива-Троицкое.
     Почему Озерское? В силу действующего федерального законодательства Сахалинской области предпочтительнее использовать внутренние морские воды, к которым относится незамерзающий залив Анива.
     ПК «Рыболовецкий колхоз им.Кирова» предоставит земельные участки и прибрежную полосу для строительства гидросооружений с перспективой получения причалов для рыболовецкого флота, расширения сферы занятости населения поселка, существенной поддержки ЖКХ и социальной сферы.
     Гидрострой вовлекается в крупный подряд на строительство.
     Сахалиншельфсервис получает возможность операционных доходов от сервисного обслуживания порто-базы морской нефтегазоразведки.
     Кроме того, решение о создании порто-базы в Озерском приведет к определенной активизации учебно-квалификационной деятельности по консолидации кадров морского бурения: в Южно-Сахалинске такими возможностями обладает ООО «Сахтехконтроль» (Олекса А.М. – бывший начальник ППБУ «Шельф-6»).
     Областной бюджет получит соответствующие налоги и существенно нарастит налогооблогаемую базу.
     Просил бы Вас использовать ваши депутатские полномочия по мотивации настоящим обращением администрации СО целесообразностью разработки и нормативного закрепления стратегии создания порто-базы морской нефтегазоразведки в пос. Озерское Корсаковского района.

А.Кузьмин
16.06.2008


Назад