Персональный сайт
Кузьмина Андрея Геннадьевича
Инженера-экономиста нефтегазодобывающей промышленности
Члена Союза журналистов России

  ЭН-79-1

Главная

   стр. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


ОХОТОМОРСКАЯ НЕФТЕГАЗОРАЗВЕДКА


Сахалиншельфсервис, Л.И.Кацеву


Леонид Ильич!

     В газете «Наши острова» от 17 января т.г. прочитал Ваше интервью «Море без берега существовать не может». Я лично Вас знаю как старейшего работника морской нефтегазоразведки – 15 лет проработали в одном коллективе. Меня, как бывшего главного экономиста ДВМНГРЭгб и замначальника по экономике ДМУРБ, Ваше интервью чрезвычайно заинтриговало.
     К первому апреля 2006 годы остатки коллектива ДМУРБ при Вашем организационно-финансовом участии собрались и отметили 30-ти летие со дня приказа Мингео СССР о выделении из состава треста «Сахалингеология» моряков-нефтегазоразведчиков глубокого бурения. В преамбуле интервью написано: «…в этом году исполняется 30 лет с начала освоения островного шельфа…именно в 1977 году специалисты «Сахалинморнефтегаза» и ДМУРБ начали геологоразведочные работы на морских месторождениях…». Поскольку текст интервью Вы сверяли перед печатью, то не могли не отметить, что само ВПО «Сахалинморнефтегаз» образовано 24 августа 1978 года постановлением СМ СССР в системе Мингазпрома и ДВМНГРЭгб просто вошла в его состав на правах юридического лица. И только через шесть лет нас перебросили в Миннефтепром. А ДВМНГРЭгб стала ДМУРБ в 1988 году.
     Тридцать лет чего Вы собрались отмечать со специалистами «Сахалинморнефтегаза», а не работниками бывшего треста «Сахалингеология» в 2007 году? Если Вы в расчет не принимаете структурное бурение на море в 1976 году и речь идет о глубоком бурении, то 6 октября 1977 года был получен первый приток нефти на испытаниях поисковой скважины Одопту-море, пробуренной с СПБУ «Борстен Долфин». Руководитель предприятия – И.М.Сидоренко, начальник ПБУ – В.М.Новиков. Причем и к чему здесь трест «Сахалиннефть»?
     Как-то легко и походя Вы переступили через нашу общую память об основателе и организаторе Иване Михайловиче Сидоренко – который к Сахалиннефти в те годы никакого отношения не имел, хотя и стал позднее генеральным директором ВПО «Сахалинморнефтегаз». Или Вас принуждают участвовать в дезинформации те, кто присвоил себе плоды чужих заслуг и самотверженного труда тысяч людей на благо Сахалина и пытается замести следы?
     Вы причислил себя к «мы», у которых к 1997 году (окончание распродажи флота ДМУРБ) появилась «идея создать на базе ДМУРБ новое специализированное предприятие, которое занималось бы именно береговым обеспечением морских буровых работ, а затем и работ по добыче нефти и газа».
     Действительно, такая разработка существовала еще в 1987 году. Данная разработка предусматривала обеспечение производственной деятельности СПБУ «Оха», СБУ «Сахалинская», СПБУ «Эхаби», СПБУ «Кольская», БС «М.Мирчинк», ППБУ «Шельф-6», 11-ти ТБС «Нефтегаз – 6, 14, 16, 22, 27, 28, 29, 52, 56, 60, 70», ТБС «Катунь», «Поронай», «Лютога», ЛСС «Деймос», ПС «Вихрь», т\х «Пионер Охи», НМС «Вайдогубский», т\х «Трансшельф», плавкрана НПК-547, п\с «М.Цветаева», НИС «Кварц», МБ-374, ВК «Галиотис», плавпричала, глубоководных водолазных комплексов, медико-водолазной базы, а так же подготовку плавсостава в собственном мореходном училище в Корсакове, строительство собственного порта или причалов, строительство до двадцати стандартных пятиэтажных жилых домов в городах Сахалина для плавсостава, детских садов и других социально-культурных объектов.
     По принятым в 80-ых планам освоения морских и шельфовых месторождений Сахалина, Магадана и Чукотки предусматривалась сахалинская база нефтегазового флота в количестве 72-ух единиц морского флота, включая ПБУ. В счет доходов области от морских углеводородов предполагалась социально-инфраструктурная компенсация рыбной отрасли: расширение и модернизация рыбных и торговых портов, реконструкция и обустройство действующих мореходных училищ, участие в жилищном строительстве и городской инфраструктуре. После того, как «зеленые» грудью встали против строительства нашей базы флота в Пригородном из-за одной речки Мерея, на уровне замминистра по флоту Немчинова рыбакам Сахалина было обещано не только выделение капвложений в инфраструктуру и рыборазводные заводы, но и помощь в финансировании судостроения для базы океанического рыболовства в Корсакове и управления тралового флота в Невельске.
     Конечно Вы, как председатель профкома ДМУРБ (разведочного бурения) в конце 80-ых, могли и не знать стратегии социальной ответственности морских буровиков. Данные стратегии не конкретно-расплывчато, а четко и определенно оговаривались при визировании проекта приказа министерства по созданию ДМУБР (буровых работ) на базе ДМУРБ с выходом из состава ВПО «Сахалинморнефтегаз» и перспективой отдельного шельфового нефтегазодобывающего объединения.
     Но о моем вынужденном уходе из ДМУРБ при клятвенном обещании генерального директора А.В.Черного лично А.С.Торчинову «не лезть в дела моряков» при условии отказа от перестановки местами двух букв в названии - «Р» и «Б» - Вы знаете от первых лиц. Как выяснилось позже, обещание Черного осталось пустым звуком. Но мне в тот год еще было комсомольских 27 лет – вера в мудрость и надежность старших товарищей во мне прочно сидела после производственных практик на НИС «Кварц» и ПБУ. Кроме того меня, не члена КПСС, в 24 года назначили начальником планового отдела и через два года (в те то времена) совет трудового коллектива проголосовал за выделение мне естественно бесплатной трехкомнатной квартиры в новостройке. Это сегодня для себя в виде покаяния я знаю – если даже с риском для жизни был один шанс из ста сохранить контору, то им надо было воспользоваться.
     Идея создания сервисного предприятия была – в структуре ПО «ДМУБР» (ВПО «Сахалинморнефтегазу» оставалась эксплуатация месторождений 12-ти мильной зоны территориального моря, прилегающего к Сахалину), но никак за счет уничтожения ДМУРБ и передачи эксплутационного бурения американскому «Паркер-дриллинг».
     После работы аналитиком в «Сахалинской Энергии» и консультантом в комиссии депутата Черного объективная причина уничтожения ДМУРБ для меня очевидна: комплексная дальневосточная морская контора глубокого бурения с коллективом в 2,5 тыс. человек, которая сумела выжить и работать с признаваемой эффективностью без всяких внешних консультантов на внешнем рынке при цене нефти в 10 долл\баррель, была недосягаемым конкурентом в морском судовом обеспечении, подводно-технических работах, поисково-разведочном и эксплутационном бурении в акватории территориального моря и на шельфе Сахалина. Она подлежала развалу изнутри на использовании мотивов личной наживы и обогащения собственного руководства.
     Конкурентная тактика – это одно. Более серьезно другое. Была реализована внешняя стратегия, по которой Россия лишалась материально-технической возможности осуществлять независимую политику воспроизводства минерально-сырьевой базы в виде доказанных бурением запасов нефти и газа на шельфе Дальнего Востока.
     За что я спокойно и без всякой злости отношусь к А.А.Фраткину, так это за его линейную жизненную прямоту и спокойную откровенность. Еще в 90-м он (наши, думаю, должны помнить его малиновый пиджак на рабочем месте замначальника) мне дословно сказал: «Абалкин, не пудри мне мозги своими идеями и интересами этого быдла (ура-патриотов, как я понимаю) – все решено: больше такого шанса конкретно навороваться не будет». Сан Саныч знал, о чем говорил – все и получилось конкретно, то есть по нормам закона.
     В интервью прямо написано, что у наших специалистов отмечались изъяны при производстве буровых и морских работ на море «в части охраны труда, техники безопасности, охраны окружающей среды и исполнительская дисциплина всегда страдала» (прямо таки приговор службам главного инженера – только кто же высочайшие скорости проходки обеспечивал, буровой шлам и контейнера с мусором с ПБУ на берег вывозил?). Если Вы как молодой специалист сами засунули палец в гидромеханизмы на ПБУ, то причем здесь Новиков, Гуля, Сидорма, Олекса, Рафиков, Платов, Анисимов, Аносов, Карцев и вся система ТБ? У меня лично хватает наростов на костях и растяжек сухожилий после студенческой помбуровской практики на СПБУ «Оха» и БС «М.Мирчинк», но я же никогда никого не винил в силу очевидного правила буровой вахты: «Там где разгильдяйство – там и травматизм».
     В интервью приводится: «многие страны прекрасно живут, пользуясь плодами сотрудничества с иностранными инвесторами – нужно только правильно ими распорядиться». Получается, что весь шум вокруг экологической составляющей проекта «Сахалин-2» не имеет объективных и очевидных оснований, а наши специалисты получают наравне с иностранцами на одинаковых трудовых операциях, работают, живут и отдыхают в одинаковых вахтовых условиях. Читаешь и видишь наших бурил не в старой советской пятиэтажке в Ангарском переулке у грязной речки, а в бунгало на теплом морском песочке: карманы оттопырены «зелеными пятаками», кокосы с бананами сами на стол падают и уже лень одолевает от агентов по выбору жилья для своих детей отмахиваться.
     Высокую квалификацию наших бурильщиков, плавсостава и строителей Вы поставили под сомнение перед всей общественностью Сахалина. Для секретаря городской организации единороссов это был крайне опрометчивый шаг. Так гаснут политические взлеты. Все же, о собственном бывшем трудовом коллективе отзываетесь – не хорошо.
     Вы так же подводите читателя к тому, что диверсификация специалистов в сферу обслуживания иностранцев оправданна. Что на это сказали бы Сидоренко, Торчинов или Милютин – я и все наши морские нефтегазоразведчики могут образно представить. Бывший министр газовой промышленности В.С.Черномырдин, услышав рассуждения об отсутствии отечественных технологий и о дешевом «ура-патриотизме», образ Муравленко, Шашина и Мирчинка в тройке ракетоносителя Р-7, Су и Миг, да фото наших глубоководных платформ в сознание вколотил бы прочно, на всю оставшуюся жизнь – чтобы мозги в монетарно-кабинетной неге и общественной безответственности не размягчались.
     Я же просто напомню, что в ходе проработки Торчиновым и мною соглашения с американской морской буровой компанией «Ридинг энд Бейтс» в Хьюстоне и переговоров в Ассоциации буровых подрядчиков США в Далласе в 1989 году, квалификация нашего руководящего и линейного технико-технологического персонала при предметно-очевидных результатах работы на полном подряде во Вьетнаме (реальная и пожизненно неотъемлемая заслуга главного инженера В.М.Новикова) под сомнение не ставилась и американцы подписали соглашение о равноправной кооперации в кадровой политике при использовании СПБУ «Сахалинская». Мало того, линейное и унифицированное сознание американских управленцев с трудом воспринимало то обстоятельство, что уровень компетенции (сумма полномочий) нашего начальника ПБУ на порядок выше любого их менеджера-производителя работ.
     Наш начальник ПБУ не просто производил бурение или был прорабом, но по сути являлся директором отдельного плавзавода по строительству скважин с полным циклом – перегоны, проводка скважин, обсадка, тампонаж, испытания, геологические исследования, подводно-технические работы, такелажные работы, питание команды, учет труда, социально-психологические факторы производства. Это были штучные и уникальные кадры, подготовка которых требует не только высшего бурового образования, но и десятилетия безупречной практической деятельности при самом тщательном и взыскательном отборе. Наш начальник ПБУ организовывал процесс строительства морской скважины за смешную зарплату в 300-400 долларов (по тогдашнему «черному» курсу доллара) в полной уверенности, что остальное уйдет на общее дело. Если собрать наших «ура-патриотов» в ранге начальника ПБУ и капитана судна и посчитать, сколько им недоплатили за фактически выполненную работу, то легко на десяток пятиэтажек хватит.
     Еще ранее, при подготовке соглашения с голландским «Вайсмюллером» по пуловской работе т\х «Трансшельф», даже намеков не возникало на какие-либо возможные изъяны профпригодности у наших судоводителей.
     А сегодня вдруг возникает бывший начальник автотранспортного цеха и в стремлении к депутатскому креслу публично заявляет: у них исполнительская дисциплина страдала и «в ходе работ с иностранными компаниями сахалинцы помимо технологий получили уникальный опыт работы».
     Так же Вы утверждаете, что в СССР и уже «независимой» России не было средств для морской нефтегазодобычи. Такое видение отдает мещанством, отсутствием стратегического мышления и прямой дезинформацией общественности Сахалина. По роду своего положения в ДМУРБ я знакомился в спецчасти с долгосрочными планами финансирования морской нефтегазовой отрасли Сахалина – у нас капвложений было на все, а уж на пяток платформ типа Моликпак по цене 40-50 млн. долларов денег бы хватило – при цене нефти в 14 долл\баррель. Другое дело, что эти же средства позже пришли к нам уже по линии иностранных офшоров и один Моликпак стал стоить не 45-80 млн.долларов, а 200. Частное присвоение и самовозрастание капитала – классика политэкономии капитализма. А так можно подумать, что ранние олигархи в Россию с Луны свалились или из алмазных копей Африки выползли.
     Нет первого замминистра Филимонова, два раза взрывали в машине Е.Рыбина (бывший сахалинец, был замом Сидоренко в Главке и помогал в подготовке документов морского ПО), но бывший предсовмина СССР, а нынешний сенатор от Белгородской области Н.И.Рыжков мог бы много рассказать о количестве инвалютных сотен миллионов рублей, которые предназначались Сахалину и гидростроителям Приморья, но были спрятаны отдельными партфункционерами под размытым понятием «золото партии» на офшорных счетах и в банках отнюдь не Швейцарии, а Англии.
     А можно никого не спрашивать – просто открыть сайт ФГУП «Арктикморнефтегазразведка» и посмотреть стоящую у собственного причала СПБУ. Порт, десяток судов и три ПБУ в Мурманске появились тогда, когда у нас, якобы, не было денег. Может быть, Мурманск в другом государстве находился с совсем другим инвестиционным климатом? Нет, там делом занимался друг Торчинова – Дубин. Сын Дубина сегодня работает в московском представительстве ФГУП «Арктиморнефтегазразведка». Есть представительства в Норвегии и Нарьян-Маре. И Штокмановское месторождение к разработке они государству выложили.
     Не ожидал, что Вы начнете подводить оправдания для своих приятелей в Роснефти, которые сделали все для присвоения наших общих морских средств, развалили чужое, исказили историю работ, унизили человеческое достоинство моряков-нефтегазоразведчиков и сломали перспективу развития области. А уж то, как продавался наш флот для наполнения офшорных счетов островов Мен и Джерси и обустройства более тридцати зарубежных заимок с персональным самолетом для элитных тусовок руководства Роснефти – Вы знаете наверняка и, скорее всего, фактически. Без «хромого» на дисциплину коллектива ДМУРБ (вместе с морской инженеркой и морскими геофизиками) сегодня по проектам «Сахалин – 1,2» добывалось бы столько же нефти, сколько и с «эффективным менеджментом и уникальными технологиями» по проекту «Сахалин-3» или «Сахалин-7».
     У меня до сих пор хранятся РДО с ПБУ и всех судов о поддержке трудовыми коллективами инициативы приватизации по второй модели в отличие от принятой руководством Сахалинморнефтегаза первой.
     Я внимательно прочитал интервью и нигде не обнаружил покаяния перед коллективами портов Корсакова и Холмска, которых в 80-ых убедили в том, что обработка нефтегазового флота даст стабильную работу, развитие портовых сооружений и социальной инфраструктуры на десятилетия вперед. О том, что их будут сознательно банкротить – речи не было.
     Я лично недавно Вам предложил инициативу: на очередных выборах пообещайте Холмску возврат модернизированного для них же рыбного порта – мы скоро будем строить железную дорогу до Атласово, свой порт в бухте Морж и сухой док для отливки причальных блоков для целой сети гидросооружений общего назначения юго-западной оконечности Сахалина, обеспечим дизайн здания погранзаставы в Атласово в русско-башенном стиле и соорудим катерно-яхтовый ковш, из которого можно будет сходить на субботний обед в ближайший японский яхт-клуб или половить палтуса. Будет ли офис и жилой микрорайон охотоморских нефтегазоразведчиков в Дачном с яхт-клубом общего пользования и сколько сотен миллионов долларов вкладывать в мореходные училища для асоциальных подростков с полным обеспечением курсантов – надо обсуждать. Общественность под монетарной пеной пока не созрела к реальному видению предметно-очевидных путей развития социального, благополучного и интересного Сахалина. И надеется исключительно на деньги в стеклянной банке или на бесплатных два квадратных метра на кладбище. Идите во власть и зовите народ к предметно-очевидному развитию. Куда там - в интервью: Холмский рыбный порт – мое, Корсаков – мое, еще и Москальво добавим – опять себе. Москальво себе оставьте – это законная вотчина Сахалиннефти.
     Деньги, которые вложены в модернизацию Холмского рыбного порта, не взяты из инвестиционного воздуха – они относятся к замещаемым затратам инвесторов СРП и обеспечиваются нашими общими углеводородами. В какой сумме они будут списаны на наши углеводороды – время и аудиторы покажут. Условия СРП разрабатывались еще в советский период и было ясно, что просто так списания возмещенных углеводородами затрат не будет. Конституция в статье 9 закрепила природные ресурсы как основу жизни и деятельности народа, проживающего на соответствующей территории. А вместе все дает мину замедленного действия под всеми частными предприятиями, входящими в перечень российских подрядных организаций.
     Месторождения проектов «Сахалин – 1,2» - под территориальным морем Сахалина. Следовательно, любое вложение средств в порты Холмска и Корсакова из средств СРП (есть две соответствующие нормы) принадлежат рыбакам. Не частным организациям, а общественным. По традиционному праву, Конституции и по закону о СРП Горшечников со своим АРС законодательной возможностью юридического оформления этих прав как депутат не воспользовался. Это его личное дело - или общая беда рыбаков.
     Прийдут другие законодатели, возьмут аудиторскую пообъектную расшифровку возмещенных затрат – и определят государственные права собственности на все то, что оплачено нашей общей нефтью и подлежит учету в фондах имущества и уставных капиталах хозяйствующих субъектов как доли государства в соответствии с действующим Бюджетным кодексом (ст.80): по договору раздела между федерацией и областью, для общего развития. Передела собственности не будет – будет предъявление прав государства плюс возможная претензия прокурора за балансовую дыру при использовании основы жизни и деятельности народа. При одном исключении – если вдруг оператор-альтруист заплатил по договорам подряда из собственной доли углеводородов.
     Пока Вы со своим ООО – не более чем промежуточный пользователь или агент со своими комиссионными в разделе углеводородного достояния Сахалина. Любой доллар в основных фондах подрядных организаций, полученный от инвесторов по договорам или в виде бонусов, это - не частно-иностранный доллар, а общеуглеводородный народно-российский. За который собственными основными фондами отчитываться рано или поздно придется. Время постатейного анализа возмещенных затрат неуклонно приближается. Неприятных вопросов, открытий и уголовных дел за нарушения закона о СРП и Бюджетного кодекса будет масса.
     И, скорее всего, определят ООО «Сахалиншельфсервис» в Москальво по сервисной принадлежности – опустошенному Северу помогать восстанавливаться, да домашних собак к юколе приучать. Вместе с другим известным ООО – которое на основные фонды моряков-нефтегазоразведчиков и от продажи прав морского недропользования иностранцам переместилось из Охи в Южный и на Софийскую набережную в Москве. И мыслит продать узкоколейку от Ноглик до Охи. Это зря - им еще обратным ходом предстоит широкую колею укладывать и Оху обустраивать на новом уровне ландшафтной архитектуры. К столетию Сахалиннефти должны успеть не только железную дорогу восстановить, но и широкую железобетонную автостраду проложить.
     В Южно-Сахалинске есть хлебокомбинат имени Вашего отца – по этой причине к Вам у наших было особое отношение. Пять лет назад Вы отказали Устинову, Жовтоножко и Мальцеву в поддержке движения «Социально-трудовое товарищество Сахалина». Им, как работягам-бурильщикам помочь то надо было на организационный грош – а сегодня уже была бы построена жилая пятиэтажка для наших ветеранов-моряков или их детей. «Сахалинская Энергия» деньги выделила бы – условия СРП позволяют, а команду от Шелл они бы получили. Два года назад Вы отказались спонсировать сборник моих статей к 30-ти летию конторы. Сегодня в интервью Вы обобщили себя со специалистами Сахалинморнефтегаза в «мы», которые распродали в антигосударственных, антисоциальных, но частных интересах флот ДМУРБ с остаточной стоимостью в 500 млн.долларов (восстановительная 1400 млн.долларов) за бесценок металлолома, оставили без работы и уверенного будущего только 800 человек плавсостава и 1100 морских буровиков с разваливающейся социально-коммунальной сферой Невельска, Холмска, Корсакова.
     Примите к сведению мое личное мнение по интервью (в котором молодой инженер Кацев с 1977 года в братском окружении специалистов Сахалинморнефтегаза и с отеческой помощью иностранных компаний дошел до генерального директора Сахалиншельфсервис в 1997 году): Ваша позиция по отношению к нашим высококлассным трудягам, которых вы причисляете к «ура-патриотам» (очевидно, в отличие от близких вашему менталитету серых, мутных и скользких патриотов-прагматиков, у которых одна родина – там, где тепло и сытно самому), есть ничто иное как предательство памяти бывшего многотысячного коллектива морского глубокого бурения, его трудовых заслуг перед Сахалином и страной.
     И помните, что долгая дорога искупления без покаяния не бывает.

А.Г.Кузьмин
28.01.2007



Главная

   стр. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16