2.1.Развитие человеческого
потенциала в соответствии с 7-ой статьей Конституции РФ и
общепризнанными принципами и нормами международного права.
В современном обществе действительное богатство страны определяется
состоянием социосферы, обеспечивающей развитие человека. Поэтому в
структуре национального богатства все более значительная доля
приходится на вложения в человеческий капитал. Вложения в человека
включают затраты на образование и профессиональное обучение, охрану
здоровья и поддержку физиологической (трудовой и социальной)
активности людей, другие социальные расходы на основе системы
социальной (национально-ориентированной) экономики. Вложения в
человеческий капитал или политика социального государства,
обеспечивающая достойную жизнь и свободное развитие личности,
формируют, таким образом, здоровье нации, её потенциал в широком,
объемном понимании: это физическое, психическое, социальное и
материальное благополучие личности, гражданская, общественная и
государственная защищенность граждан, физическое, психическое,
культурное и морально-нравственное развитие личности. Развитие
человеческого потенциала подразумевает целевое развитие следующих
направлений:
Физическое благополучие личности
массовая физическая культура, спорт, коррекционно-реабилитационные
центры, медицинская помощь, лечение и профилактика, сфера отдыха,
профессиональная и техническая безопасность труда, снижение степени
воздействия экологических факторов, качество и сбалансированность
питания
Психическое личное благополучие личности
Центры практических психологов и социальных работников, медицинская
психиатрическая помощь, психиатрическая помощь детям
Психическое общественное благополучие личности
Центры социальной профилактики, профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, социальной помощи семье и
детству, патриотического и общественного воспитания
Социальное благополучие личности
Социокультурная сфера, образование, воспитание, наука, искусство,
жилищные условия, социальная и транспортная инфраструктура,
привлекательность среды обитания, социальное творчество, социальное
новаторство, условия для самообразования, культурности, гуманности,
духовности, нравственности, моральности, этичности, эстетичности,
комфортность среды проживания и отдыха
Материальное благополучие личности
Создание рабочих мест, повышение квалификации и профессиональных
знаний работников, их социальное обеспечение, доступность жилья и
обьектов гражданского назначения, приращение регионального
национального богатства
Гражданская защищенность личности
Вредные природно-климатические, экологические,
санитарно-эпидемиологические и техногенные воздействия
Общественная защищенность личности
Воздействие криминальной среды, посягательства на честь и
достоинство личности, ее конституционные права и свободы, социальную
справедливость, равноправие, негативное информационное воздействие,
межнациональные конфликты, терроризм
Государственная защищенность личности
Военные угрозы, посягательства на конституционный строй,
территориальные притязания
Правовой основой создания системы повышения человеческого потенциала
в соответствии с 15-ой статьей Конституции РФ являются:
общепризнанные принципы и нормы международного права Всеобщей
декларации прав человека 1948 года, Европейской конвенции о защите
прав человека и основных свобод 1950 года, Пактов о правах человека,
одобренных 16 декабря 1966года Генеральной Ассамблеей ООН, включая
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
и Международный пакт о гражданских и политических правах, Деклараций
Всемирной Организации Здравоохранения, Глобального договора ООН 2001
года.
Динамика человеческого потенциала выступает важной характеристикой
социально-экономического развития. Отслеживание этой динамики
требует фиксации наиболее значимых показателей человеческого
потенциала. Их необходимо выбрать в качестве индикаторов из большого
и четко не определенного числа качеств и признаков, характеризующих
людей. Из стоимостных показателей представляет соотношение динами
роста среднедушевых доходов населения с динамикой роста ВВП.
Социальный характер экономики определяется общими показателями:
• |
Индекс среднедушевых доходов и ВВП( в
социальной или национально-ориентированной экономике рост
среднедушевых доходов опережает рост ВВП); |
• |
Доля бюджетных расходов на
функционирование государственных институтов в общебюджетных расходах. |
Система социальных показателей, принятых органами статистики в
настоящее время, представляет определенный интерес для анализа
социально-экономической ситуации. На основе индикативных социальных
показателей - системы показателей уровня жизни, рекомендованных ООН,
которая включает 12 основных групп: 1.рождаемость, смертность и
другие демографические характеристики; 2.санитарно-гигиенические
условия жизни; 3.потребление продовольственных товаров; 4.жилищные
условия; 5.образование и культура; 6.условия труда и занятость;
7.доходы и расходы населения; 8.стоимость жизни и потребительские
цены; 9.транспортные средства; 10.организация отдыха; 11.социальное
обеспечение; 12.свобода человека, - объективно возможно построение
дерева социальных целей для индикативного планирования человеческого
развития.
Система социальной экономики невозможна без общепризнанных
социальных принципов. Первый – принцип приоритета социальных целей
над целями бюджетно-экономическим, что вытекает из Конституции РФ.
Второй – принцип социальной ответственности предпринимательства, то
есть всех тех, кто использует природные, производственные,
непроизводственные, материальные, нематериальные, трудовые,
информационные и финансовые ресурсы Сахалинской области для
извлечения доходов. Третий – принцип социального улучшения, который
означает, что улучшение социально-экономического положения по
отдельному направлению не может приводить к ухудшению состояния
других секторов социальной экономики.
Наиболее важным и конкретным является принцип социальной
ответственности предпринимательства. Согласно Глобальному договору
ООН об общих ценностях и принципах социальная ответственность
раскрывается следующими положениями:
• |
охрана труда и здоровья, в том числе
содержание здравпунктов и выделение льготных санаторных
путевок; |
• |
обеспечение профессиональной и
технической безопасности труда; |
• |
снижение социально-психологических
факторов риска труда; |
• |
гибкий режим работы, поддержка рабочих
мест в домашних «электронных коттеджах»; |
• |
удовлетворение социально-бытовых нужд
персонала; |
• |
участие в развитии внешней социальной
инфраструктуры и экологических программах, |
• |
повышение комфортности среды обитания и
проживания; |
• |
недопущение расовой (национальной)
трудовой дискриминации на равносложных рабочих местах и
трудовых операциях; |
• |
поддержка контактов и открытость перед
общественностью и СМИ; |
• |
повышение степени понимания юридических
обязательств организации. |
Представляют практическую ценность положения Конвенции ООН от 23
апреля 1964 года «Об основных целях и нормах социальной политики»:
• |
пункт 1 статьи 1 - «Всякая политика должна прежде всего
направляться на достижение благосостояния и развития населения, а
так же на поощрение его стремления к социальному прогрессу»; |
• |
статья 2 – «Повышение жизненного уровня
рассматривается в качестве основной цели при планировании
экономического развития»; |
• |
пункт 1 статьи 3 – «При планировании
экономического развития принимаются все практически
осуществимые меры в целях сочетания такого развития со
здоровой эволюцией соответствующих групп населения». |
Выводы:
1. |
общепризнанные нормы и принципы
международного права позволяют создать и внедрить систему
социальной или национально-ориентированной экономики; |
2. |
опора на 15-ю статью Конституции РФ и
международные общепризнанные правила и ценности создает
правовую основу для системных изменений в
социально-экономическом и социально-культурном развитии. |
|