Персональный сайт
Кузьмина Андрея Геннадьевича
краснодипломированного инженера-экономиста.

  ЭН-79-1

Оглавление

 


Концептуальная программа развития человеческого потенциала
Сахалинской области в 2007-2030 годах

2.4.1.Текущее положение

     В 90-ые годы в качестве важнейшей цели политики государства в сфере культуры было определено сохранение накопленного культурного потенциала и системы государственных институтов, обеспечивающих культурную деятельность. На достижение этой цели была направлена федеральная целевая программа "Сохранение и развитие культуры и искусства (1993-1995 годы)" (продлена на 1996 год постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996г. N 541 "О продлении сроков реализации федеральных целевых программ на 1996 год"). Сфера культуры оказалась первой среди отраслей социальной сферы, для которой была разработана и принята специальная федеральная программа. Это программа была по своей сути программой охранительной. Важно было защитить культуру и искусство, защитить организации и работников отрасли в период, когда ведущие политики многим готовы были пожертвовать ради чисто экономических реформ. Тем не менее, в конечном итоге прагматичные интересы сиюминутной материально-финансовой выгоды преобладали. 
     Каждая страна имеет свои административные структуры, призванные содействовать культурному развитию. В 60-70-е гг. во многих странах появились министерства культуры, сфера деятельности которых большей частью ограничивалась лишь некоторыми направлениями. Так, в Индии управление культурой распределено между министерством образования (имеющим бюро культуры), министерствами информации и радиовещания, туризма, общественных работ, жилищного строительства, сельского хозяйства (с отделом коммунального развития), торговли и ремесел. Широкое понимание культуры, принятое многими правительствами, включает образование, средства массовой коммуникации, туризм, социальное обслуживание, воспитание молодежи. Очевидно, что управление столь различными и широкими сферами производится разными ведомствами. Поэтому для координации их деятельности создаются комитеты по связи между правительственными ведомствами или парламентские комиссии. Наряду с общегосударственными учреждениями значительное место в культурной жизни занимают неправительственные организации - как национальные, так и международные. Различного рода сообщества, писательские и журналистские организации, разнообразные творческие коллективы и ассоциации, частные издательства, киностудии, музеи и т.д. создают широкую сеть, обеспечивающую культурную деятельность страны. Культурное планирование обычно включается в общее планирование социального развития или связано с планированием образования и средств массовой коммуникации. Серьезным препятствием в его организации является отсутствие обоснованных показателей культурного развития и неполнота статистических данных. Статистика в области культуры, как правило, ограничивается только некоторым количеством показателей (число библиотек, музеев, газет и т.д.), отсутствует информация о культурных потребностях и запросах разных групп населения, анализ различных видов культурной активности, культурных расходов и бюджетов. Методы финансирования культуры различны. Определить фактические расходы на культуру и образование весьма затруднительно. Только богатые страны могут себе позволить значительные расходы на официально субсидируемое образование, создание сети культурных центров и т.д. Страны, лишенные больших доходов, чаще полагаются на участие общественных организаций, иностранную помощь, содействие культурных агентств и различных миссий из других стран. Тем не менее этих источников явно недостаточно.
     Развитие потенциала нового поколения осуществляется следующими федеральными программами: Программа "Молодежь России (2001-2005 годы)", Федеральная программа развития образования, Программа "Русский язык" на 2002-2005 годы, Программа "Дети России" на 2003-2006 годы, Программа "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года", Программа "Поддержка Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств" (2004-2005 годы).
     В Сахалинской области на 1 января 1975 работали: 315 массовых библиотек (4955 тыс. экземпляров книг и журналов), областной краеведческий музей (в Южно-Сахалинске), областной драматический театр (в Южно-Сахалинске), 316 клубных учреждений, 444 стационарные киноустановки, 37 внешкольных учреждений. Выходили областные газеты: "Советский Сахалин" (с 1925), "Ленины гилло" ("По ленинскому пути", на корейском языке, с 1949), комсомольская газета "Молодая гвардия" (с 1947). Областное. радиовещание велось в объёме 4 ч в сут, передачи по УКВ-ЧМ 7 ч. Телевидение по системе "Орбита" занимало 10,4 ч в сут, областные телепередачи - 3ч.
     Сегодня в области более 400 учреждений культуры. Свыше тысячи клубных формирований объединяет 18 тыс. человек. Это большой отряд самодеятельных артистов. Ежегодно проводится конкурс на лучший Дом культуры. В последнее время в областном центре созданы Сахалинский детский симфонический оркестр, ансамбль народных инструментов "Братчина", камерный оркестр.
     Островитяне имеют три областных библиотеки. Это Сахалинская универсальная научная библиотека, детская библиотека и специальная библиотека для слепых. Всего на Сахалине и Курилах 208 библиотек. 
     Сейчас к читателям области выходит 55 наименований печатных средств информации различных направлений. Крупные издания сконцентрированы в областном центре. Это "Губернские ведомости", "Советский Сахалин", "Рыбак Сахалина". В каждом районе издаются собственные газеты - всего 25 наименований. Большинство из них перешагнуло 50-летнюю отметку, а Охинская районная газета "Сахалинский нефтяник" отметила 70-летие. Из центральных изданий на острове печатаются "Аргументы и факты" и "Московский комсомолец".
     ГТРК "Сахалин", частные телерадиокомпании "АСТВ", "Европа плюс Сахалин", "2x2" - это студии в Южно-Сахалинске. В Охинском, Холмском, Поронайском и Углегорском районах работают муниципальные телестудии, а в Анивском, Корсаковском и Макаровском - кабельного телевидения. Практически везде есть муниципальные радиостудии. 
     Область обладает значительными культурными возможностями, имея творческие союзы художников, писателей, театральных деятелей, журналистов; фонд культуры, международный театральный центр им. А. П. Чехова, театр кукол, филармонию, училище искусств, театральный колледж, более 40 детских музыкальных, художественных школ и школ искусств.
     В области - 16 музеев, в первую очередь - это краеведческий с его семью филиалами, художественный, семь муниципальных.
     Около 58 тысяч сахалинцев и курильчан вовлечены в регулярные занятия физической культурой и спортом. Для них работают четыре спортивных общества, 22 детские спортивные школы. Область имеет 582 спортивных сооружения.
     Все шире развивается туристический бизнес, которым занимаются в настоящее время более 50 фирм.
     На этом перечислении информация о социально-культурном развитии на сайте областной администрации исчерпывается. В каком состоянии находятся детские спортивные школы, каких успехов добиваются юные сахалинцы на соревнованиях за пределами области, что обобщено в понятии спортивных сооружений - не ясно. Так же не понятно, существуют ли и сохраняются за счет усилий органов власти памятники архитектуры, исторические сооружения, богослужебные заведения, уникальные природные объекты и т.п., которое относится к социально-культурной сфере. Нет оценки текущего состояния и не раскрыты перспективы области в развитии этого направления, не определены приоритеты социально-культурной сферы в расходовании областного бюджета.
     Муниципальные образования в условиях бюджетных ограничений в основном делают ставку на сохранение образования и здравоохранения. Подходы к образованию игнорируют вопросы культурного наследия области или муниципального образования. Социально-культурный подход в целом остается за рамками муниципальных бюджетов. Ниже приводится информация из сектора образования областного центра:
     "17 мая 2005 года в областном центре прошла коллегия департамента образования г. Южно-Сахалинска, главной целью которой являлось рассмотрение и принятие Концепции развития системы образования города до 2010 г. На коллегии было отмечено, что основная цель развития образования г. Южно-Сахалинска - приведение его в соответствие с современными требованиями, создание механизмов, обеспечивающих доступность, высокое качество, эффективность образования, его постоянное обновление с учетом социальных и экономических потребностей, запросов личности, общества и государства. Были определены механизмы реализации поставленной цели. А именно: разработка и реализация нескольких комплексно-целевых программ. 
     Первая программа - "Педагогические кадры системы образования г. Южно-Сахалинска", которая включает в себя сохранение и развитие кадрового потенциала и совершенствование системы управления. Вторая - "Безопасность ребенка в большом городе", касающаяся следующих проблем: здоровья, профилактики злоупотребления психоактивных веществ, профилактики правонарушений несовершеннолетних, а также социальной защиты детей, их занятости и летнего отдыха. Третья комплексно-целевая программа - "Обеспечение нового качества образования". Сюда входят такие подпрограммы, как информатизация образовательного процесса, предпрофильное и профильное обучение, обновление дошкольного и школьного общего образования. Четвертая программа - "Воспитание гражданина и патриота" - направлена на создание общественных организаций и объединений школьников, музейную и краеведческую работу, гражданское и патриотическое воспитание молодежи". За исключением патриотизма, никаких акцентов на культурном развитии школьников.
     В настоящее время в Сахалинской области одиннадцать высших учебных заведений готовят специалистов по 61 специальности.
     В распоряжении администрации области от 26.06.2003 N 347-ра "КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА" говорится: "В то же время, заботясь о развитии экономическом, инвестиционном, инновационном, мы недостаточно уделяли внимания, имея в виду высокую экономическую отдачу в перспективе, вложению инвестиций в развитие человеческого капитала: инвестиций в образование, здравоохранение и т.д. Несмотря на динамичный рост экономических показателей в области накапливается все больше проблем в социальной сфере, по-прежнему финансируемой по остаточному принципу. Финансирование в рамках федеральных целевых социальных программ в последние годы несколько увеличилось, но оставалось на уровне 20 - 25% от заявленной потребности". Тем не менее, в Концепции нет только основного раздела социально-культурного развития, но и даже такой концептуальной цели. Все подчинено отраслевому развитию.
     В распоряжении администрации Сахалинской области от 21 апреля 2005 года №173-ра "Об итогах социально-экономического развития и исполнении бюджета области за 2004 год и Плане действий администрации области по реализации в 2005 году Концепции социально-экономического развития Сахалинской области до 2010 года" раздел по социально-культурному развитию так же не появился. Хотя на современном этапе развития цивилизации главным приоритетом является социально-культурное развитие. Все остальное является лишь средством достижения этой главной цели: социально-экономическая сфера, индустриально-промышленный потенциал, постиндустриальные сектора, кредитно-финансовая и налогово-бюджетные сферы.

Оглавление