Персональный сайт
Кузьмина Андрея Геннадьевича
краснодипломированного инженера-экономиста.

  ЭН-79-1

Оглавление

 


Концептуальная программа развития человеческого потенциала
Сахалинской области в 2007-2030 годах

2.4.2.Общее понятие социально-культурной сферы

     Культура есть выражение специфически человеческого единства с природой и обществом, характеристика развития творческих сил и способностей личности. Культура включает в себя не только предметные результаты деятельности людей (одежда, украшения, вооружение, постройки, храмы, театры, защитные сооружения, утварь, посуда, мебель, музыкальные инструменты, сельскохозяйственные орудия труда, богослужебные сооружения, машины, технические сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы права и морали и т. д.), но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания и умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества). Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства - материального и духовного.
     Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и её результаты (орудия труда, здания и сооружения, жилища, инфраструктура, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и т.п.). 
     Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию).
     Каждой цивилизации присущ свой тип культуры как исторической целостности. В связи со сменой государственно-общественного строя происходит изменение типов культур, однако это не означает разрыва в развитии культуры, уничтожения старой культуры, отказа от культурного наследия и традиций, ибо каждая новая ступень развития общества с необходимостью наследует культурные достижения предшествующей, включая их в новую систему общественных отношений. Многообразие форм культуры различных народов и обществ отвергает абсолютизацию любой культуры, но и с развитием интернетовской ноосферы постепенно снимаются ограничения теории культурного диффузионизма, культурный релятивизм, делящий мир на множество изначально изолированных, лишённых тесных отношений культур. 
     Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности: отражающая определенный уровень исторического развития общества и человека; воплощенная в предметных, материальных носителях; и передаваемая последующим поколениям. 
     На настоящем этапе развития глобального общества сохраняется стихийность и неравномерность культурно-исторического процесса, усиление культурной дифференциации общества. Элитарная культура оттесняет на задний план духовную деятельность масс, однако именно эта деятельность и определяет объективное общечеловеческое содержание многих важнейших достижений каждой нации. Начинающийся ещё на ранних стадиях развития общества процесс культурной поляризации особенно усиливается в эпоху современной глобализации, в условиях которой противоречия социального и культурного развития становятся особенно острыми. Новый мировой порядок финансово-правового сословия стремится навязать массам примитивную культуру - "массовую культуру". 
     Массовая культура - вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей: рассчитанных на массовое потребление и на усредненный массовый вкус; стандартизованных по форме и содержанию; предполагающих коммерческий успех; распространяемых средствами массовой информации.
     Массовая культура вызывает отход от коллективных видов творчества. Если мы посмотрим на данные социологических исследований доперестроечного периода, то центральное место в культурном творчестве молодежи занимали коллективы. Это была основная форма развития человека, формирования его интересов, культурных потребностей, жизненных ценностных ориентаций. Сегодня это уходит, но и нет оснований полагать, что наше будущее в чрезмерном развитии Интернета и других виртуальных средств. Увлечение виртуальными средствами досуга, компьютерными технологиями сужает внутренний мир человека, делает его более изолированным, более ограниченным. И, наконец, соблазны виртуального пространства определяют слабое знание классического наследия, в том числе музыкального, литературного. 
     Структурная модель культуры переходного периода, описанная Н.Бердяевым, удивительно точно воспроизводит сегодняшнюю социокультурную ситуацию, когда культ высоких образцов упраздняется, и, соответственно, упраздняется "классическая" модель культуры. Принцип иерархичности культуры как наличия шкалы культурных ценностей, о котором писал Н.Бердяев, замещается демократическим принципом равенства всех культур. Более того, в концепции мультикультурализма эта иерархия культурных ценностей представлена как политическая, как некая структура "имперского" свойства, как "культурный империализм" с преобладанием в его парадигме "универсальных" ценностей. Новые культурологи прозападной ориентации утверждают лишь один критерий для всех культурных образцов - качество жизни, степень ее комфортности и технологического совершенства. Эти трансформации фиксируются как ценностный "синдром постмодернизма", который документирован исследованиями по 40 странам за 1970-1995гг. Сюда входят трансформации "картин мира": от изменения политических целей до изменения культурных, религиозных, семейных норм, а также изменения мировоззрений на макро- и микроуровнях: социальном и личностном. Социальная стратификация приобрела уродливые формы, обозначив лишь крайние полюса очень богатых и очень бедных. Поэтому прогрессивный, на первый взгляд, принцип свободных социокультурных реалий, привнесенный на нашу почву, может обернуться непредсказуемыми социальными проблемами: в экономически неблагополучном обществе будут преобладать банальные материальные ценности, вследствие чего возможен "рефлекс авторитаризма". Из призывов к созданию "новой" культуры, базисом которой явятся ценности постмодерна, и формируется культурная политика в сфере образования и воспитания, ориентированная на сознательную маргинализацию ценностей русской культуры. Непрофессионализм и политический авантюризм начали активно вторгаться в отечественную историческую науку, попирая на своем пути традиции, авторитеты, идеалы, сакральные ценности и, зачастую, принципы научной достоверности социально-культурного поля. Представляется, что наиболее опасны политиканство, социальный эгоизм, нигилизм, разрыв культурной традиции, абсолютная коммерциализация.

     


Оглавление