Персональный сайт
Кузьмина Андрея Геннадьевича
краснодипломированного инженера-экономиста.

  ЭН-79-1

Оглавление

 


Концептуальная программа развития человеческого потенциала
Сахалинской области в 2007-2030 годах

2.4.3.Мировоззренческие трансформации глобальном мироустройстве

     Распад имперских и колониальных режимов, глобализация мирового хозяйства и мировой торговли, усиление диспропорций между регионами, изменение роли государства, усиление сепаратизма и национализма, рост числа и опасности локальных конфликтов создают новую ситуацию, которую нельзя разрешить без применения социокультурного и культуротехнического подходов. Не случайным выглядит решение Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1992 году о создании Всемирной комиссии по культуре и развитию. В этой связи обращение к наиболее существенным вопросам культурных и исторических традиций, этнического, национального и регионального менталитета (сознания), языка и искусства, образования и права необходимо постольку, поскольку речь идет о важном ресурсе формирования политики нового типа. Главным итогом этого опыта является то, что культура начинает осмысляться не как ограничитель процессов развития (в рамках традиционных противопоставлений традиции и инновации, культуры и цивилизации), а как один из (возможно, ключевой) ресурс развития в условиях растущей неопределенности и высокой мирохозяйственной конкуренции. Сегодня сфера культурной политики, за счет широких культурологических, гуманитарных исследований и прикладных проектов, начинает стягивать на себя "ответственность" за тот комплекс изменений, который происходит во всем мире. Идея культуры расширяет свой объем далеко за границы музейных образцов, памятных мест и идеальных представлений, становится деятельной и активной по своему содержанию. Тенденция постмодерна, напротив, выдвигает принцип адаптации технической среды запросам личности и меняющейся социокультурной стратификации человечества. Речь идет о следующих сдвигах:

-  

от апологетики крупно-масштабных форм к эстетике малых форм ("малое - прекрасно") и в этой связи стоит ожидать появления технологий, учитывающих возможности и потребности малых социальных групп (производственных, досуговых и др.);

 -  

от униформизма к индивидуализации; в этой связи будет формироваться среда гибких самонастраивающихся технологий со свободными программами;

 -  

от жесткого разделения к новому сближению труда и быта (электронное "надомничество" и т.п.).
     Вместе с тем, развитие информационного общества и коммуникационных технологий вводит в состав и понимание культуры феномены имитации, виртуальных реальностей и подражания. Формируются новые модели культурного поведения (потребления), с ориентацией на смешение жанров и культурных кодов, новые формы участия человека в культурных событиях. Опасение, что информационные технологии приведут к тотальному распространению культурной деятельности и досуга, ограниченного "семейным очагом", т.е. спутниковым и кабельным телевидением, оказались преждевременными. Развитие новых интерактивных технологий и электронной техники предлагает (пока еще только наиболее обеспеченным потребителям) все более высокие возможности выбора, все более изощренные формы досуга. Интенсивно развивается конвергенция культурных языков телевидения, музеев, памятников и памятных мест, тематических парков и торговых центров. Традиционная культурная деятельность (например, опера) вновь становится доступной огромной аудитории благодаря производству событий грандиозного масштаба (фестивалей, зрелищных мероприятий, шоу-программ). Культурная аудитория становится все более мобильной, активно совмещая возможности предельной индивидуализации с ресурсами коллективного. Однако, на уровне внедрения конкретных технических средств существует неэффективная коммерческая конкуренция, приводящая к фрагментации информационного пространства. Между социокультурными факторами и предпосылками технологического развития и технологическими факторами и предпосылками социокультурного развития в современном обществе существует внутренняя связь и взаимозависимость. Обе эти стороны, ипостаси цивилизационного развития нельзя видеть и брать в отдельности, независимо друг от друга. Умение мыслить и действовать в соответствии с логикой взаимодействия культуры и технологии в современных условиях - такова основная задача и наиболее трудная проблема, которую предстоит решать всем субъектам общественного производства.

    


Оглавление