Персональный сайт
Кузьмина Андрея Геннадьевича
краснодипломированного инженера-экономиста.

  ЭН-79-1

Оглавление

 


Концептуальная программа развития человеческого потенциала
Сахалинской области в 2007-2030 годах

3.2.Социально-культурное развитие

     Идеологические, культурные и социально-экономические трансформации российского общества наложили свой отпечаток на культурную политику. Пытаясь войти в мировое сообщество как открытое социальное и демократическое государство, одним из приоритетных направлений государственной политики Россия декларирует обеспечение равных возможностей доступа к ценностям культуры и культурной деятельности. Реформаторская деятельность в социально-правовой сфере культурной политики еще только начинает приносить первые, весьма скромные, результаты. Однако и они сталкиваются с целым рядом институциональных, социально-экономических, идеологических и культурных барьеров. Общая, системная картина социального государства пока еще не готова. Поэтому сегодня вопрос о национальной культурной политике как важном элементе этой системной картины особенно актуален и требует тщательной концептуальной проработки. В определении, предложенном известными французскими исследователями в области культурной политики Августином Жерар и Женевьевой Гентил, особо подчеркивается определение "культурной политики" с точки зрения не только поставленных целей, но и состояния институтов и ресурсов: "Политика представляет собой систему взаимосвязанных целей, практических задач и средств, выбранных экспертом и направленных на определенную группу в обществе. Культурная политика может осуществляться в рамках объединения, партии, образовательного движения, организации, предприятия, города, правительства. Но независимо от субъекта политики, она предполагает существование долгосрочных целей, среднесрочных и измеряемых задач и средств (человеческих ресурсов, финансов и законодательной базы), объединенных в чрезвычайно сложную систему".
     Соглашаясь с тем, что государство должно участвовать в формировании такой политики, исследователи выделяют шесть основных направлений, на которые собственно и должен быть направлен вектор культурной политики: 

 -

Сохранение наследия (музейные коллекции, исторические здания, живопись, музыкальную литературу, а также навыки ремесел и фольклор);
 - Распространение культурного продукта. Средства направляются на финансирование спектаклей, гастролей, субсидий билетов, трансляций, издательскую деятельность, сеть распространения или специальные акции, направленные на расширение аудитории;
 - Творчество (что включает как работу творца, так и любого вспомогательного персонала, участвующего в культурном производстве);
 - Исследование (а это предполагает проверку соответствия проводимой культурной политики поставленным целям и задачам);
 - Подготовка персонала (что предусматривает обучение творческих специалистов, администраторов и работников смежных областей);
 - Образование.

     В 1980-х годах политики и деятели искусства заинтересовались перспективами инвестиций в культуру. Оказалось, что оживление культурной деятельности способствует социальному и экономическому развитию и процветанию, в том числе и на местах. Это было признано в докладах ЮНЕСКО ("Наше творческое разнообразие", 1996 год) и Совета Европы ("Стремление к целостности", 1997 год) по результатам исследования целого ряда стран, в том числе Франции и Великобритании. Названные документы открыли новую эпоху и внесли свой вклад в появление концепции культуры как средства развития общества. В самом простом приближении под этим подразумевается применение культуры для достижения целей, напрямую с ней не связанных - например, использование театральных постановок и вечеров для взрослых для пропаганды здорового образа жизни. Но более тщательный анализ показывает, что любая культурная деятельность и, соответственно, любые инвестиции в культуру имеют неизбежный социально-экономический эффект и идут на благо общества в целом. На Стокгольмской конференции в 1998 году ЮНЕСКО предложила государствам-членам поставить культурную политику в центр стратегий развития, что нашло отражение в итоговой декларации конференции. А Мировой банк на встрече 1999 года во Флоренции провозгласил, что будет выделять займы развивающимся странам в том случае, если в их программах будут учитываться культурные факторы. Вопрос о роли государства важен не только концептуально. Именно государство помогает сформировать механизмы реализации культурной политики. Их освоение имеет особое значение для России, где культура признается национальным богатством, однако это признание не сопровождается разработкой соответствующего инструментария и остается на уровне деклараций. Различается три типа финансирования культуры: романский, германский и англо-американский. В странах романского типа субсидируемые организации более чем наполовину получают помощь от центральных государственных властей. В странах с германским типом субсидирования ассигнования на 80-84% поступают от местных властей. И, наконец, в странах с англо-американским типом субсидирования лишь 5% бюджета организаций исполнительских искусств пополняются за счет государства, а за счет частных вкладов от 35 до 40%. Весьма интересные модели финансирования государством сферы культуры предложили исследователи Совета по искусству Канады Гарри X. Шартран и Клэр Мак-Кафи. Они выделяют модели финансирования, получившие условные названия: государство-вдохновитель, государство-патрон, государство-архитектор и государство-инженер . В этой типологии находится место и для России. Весьма важно и то, что, как считают исследователи, одна и та же страна может использовать одновременно взаимодополняющие модели, поэтому предложенная классификация не является взаимоисключающей. Весьма показательно, что в различных аналитических материалах чаще используются такие термины, как "новое освоение", "гуманитарные технологии", "гуманитарные инфраструктуры" и т. д. Всё это можно рассматривать как свидетельство включения гуманитарных ресурсов (историко-культурных, образовательных, художественных, медиа, информационных) в контекст стратегического видения и планирования. Культурный или исторический план может оказаться той точкой развития, вокруг которой начнётся кристаллизация новых видов деятельности, возможностей, перспектив. Современные социально-культурные технологии - такие как туризм, информационные сети, образовательные комплексы - способны успешно использовать этот потенциал культуры и истории и превращать его в реальный ресурс развития, что доказано опытом ряда стран и регионов России. Само по себе это превращение не произрастает естественным порядком, оно зависит от активности возникающих профессиональных групп-корпораций. Местом рождения и реализации таких групп могут становиться как традиционные культурные институты - музеи, библиотеки, культурные центры, так и появившиеся в самое последнее время - интернет, медиа-культура, информационные центры и т. д. Ещё одна сторона активного включения культуры в экономику - это культурные индустрии. Их ещё называют творческими, или креативными. Это совершенно новая и крайне бурно развивающаяся сфера экономики, основанная на знаниях. Так, в Манчестере, согласно исследованиям Института народной культуры, в этой сфере занято до 6% всех трудовых ресурсов города. С другой стороны, согласно британским официальным источникам, до трети работающих в культурных индустриях трудятся на основе самозанятости. А это - качественно новая линия развития культуры. В отличие от официальной культуры на местах всегда сохранялись традиции, которые опирались на особенности жизни в данном месте, на опыт адаптации и выживания в изменяющемся мире, на переживание общей судьбы. Эмоциональная память детства объединяет людей, несмотря на административные границы и социальные барьеры, помогает строить позитивные жизненные стратегии, изменяет отношение к качеству социальной среды, повышает жизнестойкость местных сообществ. Сегодня, когда экономика развития территорий ставит во главу угла амбициозные инвестиционные проекты, расширяется экспансия крупных корпораций в регионы, возникает реальная угроза потери внутренних источников культурного роста, нарушения согласованного и устойчивого образа жизни, потери привычных способов адаптации, снижение жизнеспособности, повышается зависимость от внешних ресурсов. 
     Сахалинской области необходим закон "Культурно-экологическое наследие". Для разработки законопроекта целесообразно предложить муниципальным образованиям обсудить следующие вопросы:

 1.

Инвестиционные проекты в муниципальных образованиях: принципы и механизмы культурно-экологической экспертизы.
2. Культурное наследие и социальная реабилитация муниципальных образований.
 3. Новые технологии работы с культурным наследием и механизмы поддержки современных гуманитарных проектов в муниципальных образованиях.
4. Муниципальный культурный проект как основа консолидации местного сообщества.
 5. Проблема эффективности кросс-культурных коммуникаций в бизнесе.

     Комплекс исследовательских работ, предложения муниципальных образований, общественно-политических структур и учреждений культуры, разработка законопроекта о культурном наследии позволят создать информационно-методическую базу для обоснования главного преобразования - создания комитета социально-культурного развития по руководством первого вице-губернатора ввиду приоритетности данной сферы. Основными целями деятельности комитета СКР определяются:

·

Организация перспективного планирования социально-культурного развития, разработка системы показателей и методов оценки уровня социально-культурного развития региона;
 · Внедрение через целевые программы регионального и федерального субсидиарного бюджетного финансирования социально-культурных технологий: туризм, информационные сети, образовательные комплексы;
 · Организация и координация целей (включая потребности в молодых специалистах социально-экономической сферы) и финансирования научно-образовательного комплекса Сахалина (НОКС), грантовых программ обучения;
 · Сохранение и развитие региональных социально-культурных ресурсов (историко-культурных, образовательных, художественных, медиа, информационных), обеспечение деятельности социально-культурных центров в каждом населенном пункте;
 · Поддержка и развитие музеев, библиотек, культурных центров, интернет-студий, центров медиа-культуры, социального народного творчества и новаторства, социальной рекреации и реабилитации детей и подростков, патриотического воспитания молодежи, информационных центров;
 · Поддержка развития культурных индустрий, основанных на знаниях (творческих или креативных);
 · Поддержка и координация деятельности некоммерческих организаций-творческие сообщества, писательские и журналистские организации, разнообразные творческие коллективы и ассоциации;
 · Программное финансирование размещения целевых идеологических материалов в СМИ, издательствах, киностудиях, музеях;
 · Разработка комплекса мер по снижению степени дезинтеграции информационного пространства коммерческой рекламой и повышения морально-нравственной ответственности СМИ.

Оглавление