3.3.3.Система социальной
экономики Сахалина Система
социальной экономики складывается из управляющей надстройки:
• |
социального управления - индикативного
планирования, программно-целевой организации и
стратегического(целевого) управления секторов развития:
жизнеобеспечение, импортозамещение и экспортоориентированный; |
• |
деятельности общественных объединений
гражданской экспертизы и гражданского контроля; |
• |
социального партнерства профсоюзов и
органов власти; |
• |
социальной ответственности
предпринимательства; |
материальных и нематериальных активов: |
• |
сервисно-постиндустриальных (включая
воспроизводство биоресурсов); |
• |
индустриально-промышленных; |
• |
промышленно-мануфактурных; |
природно-сырьевых ресурсов и, главное, из человеческого
потенциала. |
В Сахалинской области сфера реальной экономики
по существующей статотчетности подразделяется на отрасли
промышленности: электроэнергетика, топливная, нефтегазодобывающая,
нефтеперерабатывающая, угольная, машиностроение и металлообработка,
станкостроительная и инструментальная, лесная и лесозаготовительная,
деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, строительных материалов,
сборных железобетонных и бетонных конструкций и изделий, легкая,
швейная, кожевенная, меховая, обувная, пищевая, пищевкусовая, мясная
и молочная, рыбная, хлебопекарная, мукомольно-крупяная и
комбикормовая, полиграфическая, сельское хозяйство, лесное хозяйство,
железнодорожный транспорт, автомобильное хозяйство, морской
транспорт, авиационный транспорт, связь, научно-проектные и
научно-исследовательские организации, торговля и общественное
питание, геология и разведка недр, геодезия и гидрометеорология,
жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения,
здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение,
народное образование, культура и искусство, научные организации,
управление районов и городов.
В современных рыночных условиях прямое регулирование отраслей
экономики органами государственной власти невозможно, но
управленческий аппарат органов власти постоянно самовозрастает
вследствие смены приоритетов с производительно-социальной на
бюджетно-налоговую сферу. Монетарно-стоимостные методы управления
без наличия собственной валюты мирового значения определяют не
социальную, а зависимую роль внутреннего рынка. Соответственно, в
России сложилась не социальная экономика национальных интересов, а
монетарно зависимая - от международных финансовых центров и структур
ТНК. Увеличение ВВП объективно зависит от образованного, здорового и
трудоспособного населения, которое определяет прирост финансовых,
производственных, непроизводственных, материальных и нематериальных
активов. Именно платежеспособное население образует сферу
отечественного спроса в рыночных отношениях и определяет развитие
валового внутреннего производства. Один недостаток – только двадцать
процентов подоходного налога остается в регионе. Но он может быть
устранен за счет более активного привлечения адресных целевых
федеральных программ.
В правовом порядке можно осуществить институциональное
реформирование управления отраслями экономики в целевое управление
секторами (уклады по политэкономической терминологии) –
жизнеобеспечение, импортозамещение и экспортоориентированность.
Установить приоритет сектора жизнеобеспечения, протекционизм
импортозамещения и социально-экономическую защиту работников
экспортоориентированного сектора под общей координацией
правительства Сахалинской области, обеспечить социальную
ориентированность в сфере экономики в условиях мирового и
федерального рынка и снять противоречия между политикой социального
государства и сохраняющейся функциональной отраслевой структурой
плановой социалистической экономики.
|