Персональный сайт
Кузьмина Андрея Геннадьевича
краснодипломированного инженера-экономиста.

  ЭН-79-1

Оглавление

 


Концептуальная программа развития человеческого потенциала
Сахалинской области в 2007-2030 годах

3.4.Сервисно-постиндустриальный сектор

     Приступая к изложению замысла и основного содержания проекта, необходимо отметить, что речь идет о выборе модели развития, определении стратегии, ставших сегодня предметом оживленной (и ожесточенной) дискуссии, которая приобрела альтернативный характер, разделив общество на противостоящие друг другу партии, блоки, движения. Стремясь обойти сугубо партийные, узкополитические разногласия нужно выделить лишь центральный, узловой, общестратегический пункт, в котором достижение желаемого общественного согласия наиболее вероятно. Видимо, все (или очень многие) хотят, чтобы Сахалинская область превратилась в дальневосточный регион современной России, цивилизованного демократическое и в тоже время самобытного государства с историческими традициями, достаточно богатое и сильное, чтобы обеспечить своим гражданам высокое качество жизни, основные права и свободы. Сахалин как регион России обладает всем необходимым для того, чтобы в кратчайшие исторические сроки осуществить эту цель и задачу. Мировой опыт последних десятилетий, на примере многих стран, наглядно демонстрирует как возможности, впечатляющие перспективы, так и риски такого ускоренного развития. Разумеется, Россия не Япония, не Южная Корея и не Сингапур, но и ей не заказан путь к экономическому развитию, процветанию и общественному благосостоянию. Ведь речь идет о процессах общемирового, общецивилизационного характера, суть которых заключается в кардинальном преобразовании ныне господствующего общественно-технологического уклада. Сахалину есть смысл обратить внимание на Новгородскую область, которая стечением разных обстоятельств выработала системной подход к постиндустриальному развитию на уровне региона.
     С середины 70-ых годов прошлого столетия так называемые цивилизованные страны переходят на новый постиндустриальный уровень развития. Финансово-правовая цивилизация или новая метрополия переносит индустриально-промышленное производство со всеми опасностями для экологии в развитые и слаборазвитые страны с относительно дешевой рабочей силой. Социально-экономической основой этого процесса является переход от высокоразвитого техногенного (техноцентрированного) производства к "чистому" производству наукоемкой продукции. Главный постиндустриальный продукт - знания и информация, а техника и технология ее получения и передачи - главное мерило развития производства, получившего наименование "информационного". Ведущей отраслью постиндустриальной экономики становятся банки данных и центры обработки потоков знания (научно-технического, социально-экономического, гуманитарного). Меняются образ жизни и требования к квалификации и образованию работников - знания социологии, психологии и основ маркетинга сегодня столь же необходимы инженеру, как финансисту необходимо умение быстро схватить суть инженерной или свежей научной идеи. Широкое распространение получает идеология "непрерывного образования" и "человеческого капитала". Ставка на длительную и глубокую общеобразовательную подготовку молодого поколения становится важнейшей частью социально-экономической политики государства и общества.
     Контуры постиндустриального общества на Западе еще только вырисовываются. Идут дискуссии о характере и типе будущего общества, которое многие интеллектуалы обозначили как "цивилизацию постматериалистических ценностей". По существу происходит смена самой парадигмы цивилизационного развития: от "техноцентризма", свойственного индустриальному обществу, к "культуроцентризму", на котором зиждется постиндустриальный уклад и образ жизни. Это, в свою очередь, означает, что не только развивающимся странам, но и лидерам постиндустриализма -развитым странам Запада - также предстоит еще совершить серьезную реформацию в области духа, в системе общественных ориентиров и ценностей, некогда сформированных протестантской религией и этикой и закрепленных тейлоровской "научной организацией труда".
     Важно отметить, что в сознании самого западного общества широко распространены весьма поверхностные, облегченные представления о характере и смысле постиндустриальной революции, и о тех проблемах, которые в ходе ее придется решать. Это в полной мере относится и к России., где одни считают, что постиндустриальная революция для нее дело далекого будущего, а другие настаивают на том, что России с Западом вообще не по пути. Так ли это, и кто тут прав?
     Российская ситуация весьма парадоксальна. Если по многим параметрам индустриального производства посткоммунистическая Россия заметно отстает от Запада, то по параметрам постиндустриального развития она находится, как ни странно, в весьма необычном положении - своеобразной исторической нише. Обладая устойчивыми (хотя и труднодоступными) сырьевыми и энергетическими ресурсами, Россия, вместе с тем, имеет солидную научно-техническую базу, не уступающие мировым стандартам разработки "высоких технологий" (по целому ряду перспективных направлений), эффективную систему среднего и высшего образования (хотя и требующую существенной реконструкции), высококвалифицированную рабочую силу (это отмечают все иностранные наблюдатели и партнеры, сотрудничающие с нашими фирмами и предпринимателями).
     Для реализации подобной стратегии требуется переосмысление идеи "региона" и "регионализации". Необходим решительный отказ от концепции линейного движения, реформации как догоняющей модернизации; в самой регионализации следует видеть важное условие и ресурс постиндустриальной политики. Объектами анализа в этом случае должны стать не предприятия, не производственные центры и даже не города, а региональное пространство, его культурная и информационная (коммуникационная) плотность, его насыщенность сетями коммуникации, его пронизанность культурными нормами и ценностями, позволяющими преодолевать моноцелевой подход.
     Мобилизация гражданских, общественных инициатив для целей регионального развития потребует не только мудрой политики и внимания со стороны местных властей, но и выработки соответствующей идеологии и методологии действий. В идеологическом плане речь идет о демонстрации готовности общества на всех уровнях сохранить свою национальную идентичность и историческую преемственность. В методологическом плане потребуется раскрыть действенность принципа социальной самодеятельности и взаимоподдержки. Необходимо признать, что наличие доминантных культурных типов в каждом регионе и вытекающий отсюда полиформизм - продуктивная особенность современного общества. Учитывая это, отношения между центром и регионами, с одной стороны, и между различными регионами, с другой, должны строиться на партнерской основе.
     В процессе развертывания региональной политики потребуется преодолеть наивную концепцию, отстаивающую перманентную модернизаторскую миссию центра по отношению к "периферии". Следует учесть, что для России эта концепция и ее воспроизводство опирается на естественно-исторический опыт территориальной экспансии, когда именно в центрах традиционно был сосредоточен промышленный, интеллектуальный и научный потенциал страны. Здесь возникали наиболее перспективные социальные и технико-организационные новации, которые провинции надлежало перенять и усвоить. Однако со временем (к настоящему моменту очевидно) обнаружилось, что реальная динамика мирового развития порождает не равенство, а патологическую гипертрофию центров. Все более ощутимым, как уже подчеркивалось выше, становится разрыв между полюсами роста и полюсами отсталости - как внутри отдельных стран, так и в мировом пространстве. Не имея ограничений извне, сами центры роста индуцируют нестабильность и не успевают быстро реагировать на внешние вызовы. Полная "победа" техногенной цивилизации (если спроецировать дальнейший ход событий) могла бы стать "пирровой"; она привела бы не только к искоренению местной самобытности, но и к фактической депопуляции провинций, покинутых молодежью (судьба "деревенской России" - тому наглядное подтверждение).
     Признавая историческое значение региональной идеологии и практики, регионального развития в долгосрочном плане, важно также отметить следующую социальную особенность мышления и поведения защитников местной, региональной "специфики" (значимую в среднесрочной и краткосрочной перспективе): для них демократия выступает в своем новом ракурсе и обличьи - как узаконенное право на хозяйственную самостоятельность отдельных сообществ, на самобытный уклад и образ жизни. В этом контексте нормы правового государства уже не кажутся "формальными": без них нельзя защитить местные природные и культурные богатства от посягательств различных "центров" и транснациональных корпораций (ТНК), не ориентированных на построение регионально востребованного хозяйства.
     Предполагается, что при постиндустриальной трансформации опорная сеть будет строиться на основе многоуровневой, многопротокольной архитектуры, с использованием уже имеющихся каналов связи (телефонных, ридиорелейных, коаксиальных, оптоволоконных), а также новых (одномодовых оптоволоконных, радиоканалов, спутниковых и др.). Системообразующими элементами сети станут информационно-коммуникационные узлы, которые объединят все вычислительные и информационные ресурсы, локальные сети учреждений и отдельные рабочие станции в общую региональную систему (сеть), обеспечивая взаимодействие информационных средств и служб на региональном уровне и интеграцию последних в федеральную и зарубежные глобальные сети. Благодаря этому станут возможными: регулярный и систематический обмен информацией, совместная, согласованная работа над общими проектами, оперативное использование региональных, федеральных и мировых информационных ресурсов.
     Важно преодолеть логику сугубо техноцентричного развития общественного производства: культурно-образовательная сфера однозначно рассматривается как ведущее направление развития и возможный "локомотив" для всех остальных сфер социально-экономической деятельности. Вместе с тем, в проектах и программах в несколько модернизированном виде оживают установки и лозунги времен индустриализации - "техника решает все", "деньги решают все" и т.п. Техническая оснащенность информационной сферы региона, действительно, нуждается в наполнении и обновлении. Но столь же верно и то, что многократное увеличение парка и мощности компьютеров проблемы выхода информационной деятельности на современный уровень все-таки не решает.
     Вопрос (а вместе с тем - проблема) состоит в том, чтобы общая региональная и, в частности, техническая политика в области информатизации и стратегического развития телекоммуникаций была приведена в соответствие с новыми технологическими открытиями и достижениями, предполагающими и требующими перехода деятельности с техноцентристской орбиты развития на социокультурную. Таков кратчайший и наиболее перспективный путь к радикальному преобразованию информационного пространства и культурной инфраструктуры региона, который подскажет и определит стратегию собственно технического перевооружения всей "отрасли". Именно он может в долговременной перспективе обеспечить конкурентоспособность и совместимость отечественных разработок с мировыми информационными и коммуникационными сетями. Настаивая на органической связи информационной деятельности с общей программой социально- экономического перевооружения и финансового обеспечения, руководители и эксперты - специалисты выдвигают на первый план следующие проблемы и задачи:
     а) массового обучения (подготовки и переподготовки) деятелей информационной сферы - учителей, библиотечных и музейных работников, специалистов - управленцев, теле и радиожурналистов и т.д. - применению новых информационных технологий;
     б) гуманитаризации образования всех ступеней (основного и дополнительного) как важнейшего условия и фактора повышения общей культуры и самодеятельного творчества граждан, преодоления однобокости, "частичности", развития личности;
     в) повышение культуры управления во всех звеньях общественного производства, функциональной грамотности в выработке и принятии решений, соответствующих потребностям и требованиям постиндустриального развития;
     г) создание современной исследовательской базы информационной деятельности - лабораторий и центров, связанных с соответствующими федеральными и международными организациями, обеспечивающих мировой уровень регионального информационного развития.
     Поэтому региону необходимо уже сегодня иметь программу подготовки и использования молодых специалистов, предоставления льгот, кредитов и преференций предпринимательским и государственным структурам, которые считают своей первостепенной задачей обеспечение постоянного роста численности научно-исследовательских центров, подразделений, кадров информационного обеспечения и т.п. Современные технологии и практики общественного производства потребуют радикального повышения качества обучения в средней школе, осуществляющей переход от созерцательно-заучивающего к деятельному способу обучения.
     Поскольку главным постиндустриальным ресурсом региона является образованная молодежь, потребуется создание особой инфраструктуры, задачей которой будет исследование качества подготовки специалистов и их использование в соответствии с профилем и уровнем их образования. Эта задача - органически разворачивается в комплекс работ по поддержке и стимулированию молодых специалистов, созданию систем внутрифирменной подготовки и переподготовки кадров, региональной сферы кадровой политики.
     Существующая рабочая сила не должна и не может оставаться в стороне от этого процесса. Потому необходимо создать структуры, которые будут обеспечивать подготовку и переподготовку рабочих и служащих старших поколений с целью их эффективного включения в этот переходный процесс. Путь в индустриальное общество должен быть открыт не только для молодежи, но и для всего населения. Это является важной политической и гуманитарной задачей.
     Важным ресурсом постиндустриального развития региона является формирование новой культурно-бытовой нормы, на базе которой складывается (и "держится") вся система общего образования и специального обучения; чтобы повысить престиж образованности и социальный статус квалифицированного труда, потребуется систематическая материальная и моральная поддержка людей, занятых в "духовном производстве", участвующих во всевозможных формах и структурах неформального самодеятельного творчества.
     Не менее важным ресурсом является инновационная организация деятельности в различных сферах (не только в промышленном производстве), способствующая развитию научных исследований и разработок, стимулированию их прикладного характера, подготовке и переподготовке организационно-управленческих кадров на всех уровнях, постоянному совершенствованию систем управления и руководства, контролю за качеством продукции и самой деятельности. Реализация этих принципов потребует преодоления отраслевого изоляционизма, насаждавшегося прежней практикой планирования и руководства, активного развития межотраслевой кооперации и сотрудничества местных элит, горизонтальных и вертикальных связей внутри этих структур и сообществ. Решающая роль здесь принадлежит налаживанию связей и кооперации гуманитарной элиты с носителями ресурсов и технологий. Одной из форм такого деятельного сотрудничества может быть разработка проектов и программ территориального развития, учитывающих объективную сложность любого региона (как предмета преобразований), требующая межпрофессиональной (межпозиционной) коммуникации и взаимодействия совершенно различных специалистов и носителей знания.
     Повышение качества жизни населения - мощный импульс развития постиндустриального уклада и образа жизни. Ценнейший постиндустриальный ресурс региона и гарантия его процветания - качество окружающей среды. В экологически загрязненных регионах трудно и порой невыносимо жить, и потому нельзя рассчитывать на приток образованной (следовательно, притязательной) рабочей силы и капиталов - отечественных и зарубежных. Поддержка местных движений в защиту среды обитания и распространение экологического образования выступает в качестве важного фактора консолидации гражданского общества и постиндустриальной перестройки энергоемких производств. Помимо экологии, качество жизни зависит от решения проблемы безопасности - защиты граждан от посягательств на их жизнь и достоинство, качества обслуживания - медицинского, информационного, социального страхования, пенсионного обеспечения и т.д. Качество жизни определяется не только экологическими, физическими и биологическими характеристиками бытия людей. Это и идейно-психологическая атмосфера, настроение и общая тональность окружающей человека среды.
     Огромных и комплексных усилий потребует решение инфраструктурных задач, изменение телекоммуникационной политики, формирование новых рамочных технических и сетевых стандартов с целью создания открытого информационного пространства (программа-максимум). Вместе с тем, на этой основе может быть произведена подлинная информационно-коммуникационная революция, которая обеспечит не только внедрение новых интерактивных технологий, но и новое качество культурной деятельности и человеческого развития. Можно предположить, что информационная революция есть только первый шаг и предпосылка антропологической революции - процессов многовекторного и многогранного развития человеческого потенциала, под знаком которой мы войдем в XXI век.
     Безусловно, особого внимания в этом контексте будет заслуживать деятельность традиционных культурных институтов - музеев, библиотек, заповедников, архивов и пр. Эти формы социокультурной коммуникации, оснащенные современными техническими средствами и технологиями, способны сыграть уникальную роль в общей стратегии духовного возрождения и обновления российской провинции, а также стать достойными элементами международного культурного взаимодействия и сотрудничества. Включение этих культурных институтов в программы развития городской среды, международные исследовательские мастерские и транснациональные сети может помочь находящимся на дотации видам искусства вновь вернуть себе ключевые позиции и обрести новую публику (аудиторию), вызвать к жизни новые художественные таланты и творческую энергию.
     Концепция перехода от индустриального-промышленного общества к обществу постиндустриальному для Сахалинской области основывается на следующих изменениях:
1. Развитие культурной политики, культурных индустрий и социокультурных технологий (раздел 3.2);
2. Развитие воспроизводства и товарного выращивания водных биологических ресурсов: за основу можно взять постановление администрации области от 11.08.2004 №448-ра(приложение), которое весьма удачно накладывается на положения гражданского обустройства в разделе 3.3.4, что позволяет использовать уже сегодня возможности целого департамента областной администрации;
3. Воспроизводство лесных ресурсов;
4. Организация ресурсосберегающих технологий в промышленной и коммунальной сферах;
5. Воздействие на общественное сознание для переосмысления и ухода от основных характеристик системы управления индустриального периода: стандартизации, специализации, синхронизации, централизации, концентрации и максимизации;
6. С целью развития региональной телекоммуникационной политики и создания механизмов, способствующих инвестиционному процессу, на первой стадии возможно создание консорциума "Администрация города и области - Сахалинский Государственный Университет - Сахалинская телерадиокомпания, во главе с Советом директоров, определяющим ключевые направления деятельности. Консорциум мог бы взять на себя разработку пакета стержневых (комплексных) проектов и технологий, а также решение исследовательских задач и создание системы мониторинга за реализацией проекта;
7. При необходимости организационная перестройка уже действующих учреждений и структур может быть дополнена созданием некоего "центра" (полицентра) - Бюро или Агентства информационных ресурсов и технологий, который взял бы на себя подготовку и обработку всего комплекса (набора) программных продуктов, расширенного использования наследия (графические слайды, видео, CD-диски, компьютерные архивы с возможностью сетевого доступа, образовательные программы и т.д.), а также предоставление на некоммерческой и коммерческой основе необходимых услуг, поддерживающих различные группы пользователей и новых участников проекта;
8. Вовлечение материальных и технических условий деятельности (технических средств, памятников культуры, фондов) в современные системы деятельности и воспроизводства жизни - информационный, культурный и образовательный оборот. Этот комплекс работ может быть назван реактивизацией - оживлением среды, реинтеграцией культурных единиц в живую деятельность местного сообщества, восстановлением духа памятных мест, культуры города и области.
9. Исследование состояния, охраны и реставрации памятников истории и культуры Сахалинской области в связь с общими программами реабилитации городской и региональной культурной среды, а также развитием методов и техник отечественного пространственного планирования и девелопинга территорий. К этому процессу могут быть привлечены работники городской и областной администрации, специалисты, работающие в рамках "городских программ", преподаватели и студенты архитектурного факультета СахГУ, представители общественности;
10. Вовлечение историко-культурного наследия Сахалинской области в образовательные программы, как в вузах, так и в школе - создание новых учебных материалов, учебных курсов (в том числе - интегрированных), изменение содержания образования и т.д; развитие некоммерческого сектора, а также развитие новых социо-культурных технологий и индустрии культуры, предъявляющих запросы на использование современных информационных систем;
11. Обеспечение конкретных точечных потребностей существующих культурных институтов и организаций: реконструкция комплекса "Областная научная библиотека - библиотека СахГУ" с целью формирования новой технологии библиотечного обслуживания научно-исследовательской, образовательной и управленческой деятельности; целенаправленная существенная помощь в переоснащении парка технических средств обучения в школах;
12. Модернизация существующей сферы туризма и использование ее как мощного ресурса развития Сахалинской области.
     Тезис о постиндустриальном обществе, "цивилизации постматериалистических ценностей" как будущем человечества, повиснет в воздухе и превратится в еще один утопический проект, если он останется всего лишь благим пожеланием, красивым лозунгом и не превратится в программу конкретных созидательных действий и поступков. За перспективу войти в новом тысячелетии в число высокоразвитых, демократических и цивилизованных стран придется побороться и хорошо поработать. Сахалин, при всех своих трудностях, недостатках и упущениях, обладает мощной "прорывной" силой, которая заключена в его культуре, творческом наследии и потенциале народа, умеющего, когда надо, мобилизовать все свои материальные и духовные силы ради достижения большой цели.

        



Оглавление