3.5.Индустриально-промышленное
развитие По перспективам развития
промышленно-производственной сферы и, соответственно, о возможностях
развития человеческого потенциала можно судить по нормативным
документам областной администрации: РАСПОРЯЖЕНИЕ от 26 июня 2003 г.
N 347-ра «О КОРРЕКТИРОВКЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2010 ГОДА» и Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
от 21 апреля 2005 г. № 173-ра «Об итогах социально-экономического
развития и исполнении бюджета области за 2004 год и Плане действий
администрации области по реализации в 2005 году Концепции
социально-экономического развития Сахалинской области до 2010». Ниже
приводятся характеристика положения области в некоторых
направлениях:
- высокий износ оборудования, в том числе средств
радио- и телевещания является сдерживающим фактором развития
современной связи;
- неудовлетворенный спрос на услуги местной телефонной
связи;
- слабое развитие сетей сотовой связи;
- недостаточный охват населения средствами областного
телерадиовещания;
- ведомственная
разобщенность использования технических средств телерадиовещания;
- потребности
пользователей обеспечены дорогами необходимых технических параметров
менее чем на 40%, а прогнозные потребности 2005 года будут
обеспечивать существующей сетью лишь на 30%;
- крайне неравномерное распределение сети автодорог
общего пользования па территории области способствует
изолированности районов друг от друга. Лишь 2 из 18 административных
образований области обеспечены надежным автотранспортным сообщением
со всеми соседними районам;
- неэффективная работа автотранспорта ввиду
несоответствия 60% дорог нормативам технических категорий;
- крайне низка доля дорог с капитальными покрытиями в
общей протяженности дорог: на начало 2002 года - 23% (в том числе по
федеральным - 100%, территориальным - 18,8%), на протяжении 354 км
(16%) дороги вообще не имеют покрытия;
- существующие мосты (каждый шестой мост - деревянный)
не обеспечивают пропуска современных нормативных нагрузок;
- в условиях возросших транспортных потоков дороги не
позволяют обеспечить круглогодичного движения транспорта с
требуемыми скоростями и нагрузками;
- к категории опасных и
очень опасных относится без малого пятая часть автодорог;
- существующая длина
магистрального нефтепровода (в пределах области 291,6 км) не
соответствует прогнозируемым потребностям экономики;
- после бурного роста
малых предприятий, начиная с 1998 года, количество малых предприятий
стало сокращаться. В то же время наблюдается рост объемов
производства, малый бизнес обеспечивает до 14,5% объема валового
регионального продукта. Сегодня малый бизнес количественно
доминирует в промышленности - 33,8% от общего количества малых
предприятий области (в 1998 году - 24,3%), торговле - 28,7% (в 1998
году - 45,8%). В то же время развитие малого бизнеса в сфере услуг
не отвечает требованиям современного потребителя как по объемам, так
и по качеству.
- ограниченная пропускная способность искусственных
сооружений (тоннелей, мостов), высокие эксплуатационные расходы
(издержки в 8 - 10 раз превышают среднесетевые), высокие
железнодорожные тарифы;
- парк грузовых автомобилей и пассажирских автобусов ни
по количественному составу, ни по техническому уровню (износ более
60%) не соответствует возрастающим потребностям экономики в
грузоперевозках;
- крайне неудовлетворительное состояние автодорог не
позволяет эксплуатировать автомобили большой грузоподъемности,
увеличивает издержки;
- отсутствие глубоководного причала под погрузку судов
грузоподъемностью до 20 тыс. тонн резко снижает эффективность
экспорта;
- высокий (свыше 20 лет) износ флота основного
перевозчика ОАО "Сахалинское морское пароходство", высокий (свыше
50%) износ гидротехнических сооружений практически всех портов
ограничивает наращивание грузооборота;
- необходимость обновления паромов и реконструкции
причалов паромной переправы Ванино – Холмск;
- обеспеченность предприятий сельскохозяйственной
техникой снизилась на 60%. По этой причине сельхозпредприятия
области теряют до 20% урожая;
- износ техники достиг 75%, темпы ее ежегодного выбытия
в 3 - 4 раза опережают темпы обновления. При сохранении такой
тенденции через 4 года выполнять механизированные работы будет
нечем;
- снижение плодородия и деградация земель. К настоящему
времени не используется более 1/4 сельскохозяйственных угодий.
Баланс питательных веществ в почве с 1992 года отрицательный по трем
элементам питания и составляет минус более 200 кг/га;
- разрушение мелиоративных систем: 15,2 тыс. га
находится в крайне неудовлетворительном состоянии и требует
немедленной реконструкции;
- увеличение площади закисленных почв (75%
сельхозугодий) снижает эффективность использования минеральных
удобрений, приводит к потерям урожая до 30%;
- |
область все острее ощущает несоответствие
пропускной способности морских портов, железной дороги,
существующих возможностей воздушного сообщения структуре и
объемам грузопотоков. Неразвитость транспортной
инфраструктуры является сдерживающим фактором для
максимально эффективного использования преимуществ
геополитического положения области, выхода сахалинских
производителей на региональные и внешний рынки с
конкурентоспособной продукцией, обеспечения транспортной
доступности регионов России для всего населения области. |
Достаточно мрачная картина и никаких перспектив или системных мер,
хотя бы в виде пересмотра структуры управления и сокращения затрат
на содержание бесцельного аппарата. Светлые моменты все же есть:
- совместно с Консорциумом японских компаний подготовить бизнес-план
по использованию российской доли газа на территории Сахалинской
области
- в ходе реформирования экономики области удалось не только
сохранить производственные мощности в строительстве, но и создать
новые дееспособные структуры различных форм собственности. В 1998 -
2002 годах отрасль характеризуется устойчивой положительной
динамикой;
- открытие пунктов пропуска, в том числе специализированных морских
портов, в связи со строительством ряда крупных производственных
объектов;
- содействовать проведению геологоразведочных работ на участках:
- Лопуховский (проект «Сахалин-5» - ООО «ТНК–Сахалин»);
- Кайгано-Васюковский (проект «Сахалин-5» - ОАО «Элваринефтегаз»).
- обеспечить по проекту «Сахалин-1»:
- установку на точку бурения платформы «Орлан»;
- ввод в эксплуатацию временного технологического комплекса и начать
раннюю добычу углеводородов;
- завершить строительство миниГЭС на реке Матросской в
Северо-Курильском районе;
- проработать вопрос, связанный с реконструкцией Южно-Сахалинской
ТЭЦ-1 с переводом оборудования на газовое топливо;
- осуществлять строительство Менделеевского энергетического
комплекса (ГеОТЭС «Менделеевская») о. Кунашир;
- осуществлять строительство Океанского энергетического комплекса (ГеОТЭС
«Океанская») о. Итуруп;
- создать единую энергоснабжающую организацию по энергоснабжению г.
Южно-Курильска и близлежащих поселков на основе Менделеевской ГеоТЭС
и МУП «Южно-Курильские электрические сети»;
- осуществить передачу сбытовой деятельности по электроэнергетике от
предприятий ЖКХ ОАО «Сахалинэнерго» в Углегорском районе (населенные
пункты Бошняково, Прудное);
- произвести работы по ремонту и восстановлению бесхозных и
муниципальных распределительных сетей и подстанций в муниципальных
образованиях области: «Углегорский район», «Александровск-Сахалинский
район», «Долинский район», «Смирныховский район», «Корсаковский
район», «Макаровский район»;
- разработать и утвердить программу энергоресурсосбережения области;
- обеспечить внутриобластные потребности в твердом топливе и рост
поставок угля за пределы области, в том числе на экспорт в объеме не
менее 500 тыс. тонн;
- использовать производственные мощности Александровск-Сахалинского
морского порта для поставок на экспорт высококачественных углей ООО
«Мангидайуголь»;
-совершенствование методологии управления биоресурсами российского
шельфа; - - - проводить научно-исследовательские работы в прибрежной
зоне Сахалинской области с целью воспроизводства биоресурсов;
- поддержание отраслевой информационной аналитической системы.
- осуществить реализацию первого этапа Концепции развития
воспроизводства и товарного выращивания ВБР в Сахалинской области;
- провести закрепление водных объектов за хозяйствующими субъектами
с целью охраны естественных нерестилищ, их мелиорации и расширения;
- продолжить создание хозяйств по воспроизводству ВБР;
- создание условий для увеличения производственных мощностей
рыбодобывающего флота. Оказывать содействие ГУП «Сахалинлизингфлот»
по привлечению инвестиций в строительство малотоннажных судов типа
МРС-150»;
- обеспечение продовольственной безопасности области и повышение
конкурентоспособности продукции сахалинских производителей.
Оказывать содействие руководителям предприятий пищевой
промышленности (Охинский, Тымовский, Макаровский районы и г.
Южно-Сахалинск) в вопросах, связанных с приобретением ими
(собственные средства предприятий) оборудования, новых
технологических линий с использованием механизмов лизинга и
возмещения процентных ставок по кредитам;
- стабилизация и развитие молочного скотоводства в целях обеспечения
продовольственной безопасности области. В рамках Комплексных
мероприятий по стабилизации и развитию молочного скотоводства в
Сахалинской области, утвержденных распоряжением администрации
области от 17 сентября 2004 г. № 522-ра;
- разработать проектно-сметную документацию на реконструкцию
морского торгового порта Шахтерск в целях обеспечения погрузки судов
грузоподъемностью до 20 тыс.тонн (средства областного бюджета).
Строительство причала (средства федерального бюджета);
- продолжить строительство вертодрома в г. Северо-Курильске
(средства областного бюджета);
- осуществить капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы аэропорта
Буревестник, о. Итуруп (средства областного бюджета);
- продолжить выполнение работ по переустройству Сахалинской железной
дороги на общесетевую ширину колеи с учетом их завершения в 2007
году (средства ОАО «Российские железные дороги»);
- продолжить работы на автодороге Южно-Сахалинск-Оха-Москальво:
реконструкция и ремонт, замена 4-х мостов (привлеченные средства);
- приступить к реконструкции автодороги Корсаков-Новиково на участке
г. Корсаков - пос. Пригородное - карьер «Кварцитовый конус»
(привлеченные средства);
- обеспечить увеличение производства плитки тротуарной, выпускаемой
предприятиями стройиндустрии по технологии естественного твердения
(без использования теплонагрева) до 10 тыс. кв. м;
- окончание строительства 2 очереди угольного терминала в Шахтерском
морском порту и реконструкция Бошняковского морского порта;
- создание в Углегорском районе комплекса по добыче, переработке и
отгрузке угля производственной мощностью 4 - 4,5 млн. тонн в год;
- реализация проектов реконструкции аэропортов в рамках действующих
федеральных программ;
- реализация проекта реконструкции железной дороги;
- замена с расширением аналоговых телефонных станций на цифровые;
- реализация проекта "Создание цифровой зоновой спутниковой связи с
Курильскими островами";
- организация новых услуг связи "КиберПочта" и "КиберПресс";
- прокладка волоконно-оптических линий связи;
- реализация проектов расширения зоны приема программ областною
телевидения и радиовещания.
Для более тысячи чиновников областных органов власти постановления
администрации, надо полагать, обеспечивают непрерывную загрузку до
2010 года. Редко можно встретить такую бесцельную растрату бюджетных
средств – ведь фактически чиновники указанные мероприятия сами не
исполняют, а осуществляют сторонний мониторинг – за высокую
зарплату.
Но что целесообразно осуществлять областным органам власти в
промышленно-производственной сфере? Разработка и сопровождение
программ:
|
- развитие индустриальной сферы обрабатывающей промышленности;
- газохимическое производство (диметилэфир, бензиновые фракции,
пластики, пластмассы, химические удобрения, отделочные материалы и
пр. химическая продукция), высокая рентабельность которого
определяется нулевой себестоимостью газа, поступающего в
собственность области по СРП;
- лесопереработка и деревообработка;
- рыбопереработка и рыбопромышленность;
- развитие транспортной и бытовой инфраструктуры через агентства
общественных работ;
- создание системы поддержки гарантий Конституции РФ и принципов
корпоративного сдерживания на территории области;
- используя положение о прямом действии и верховенстве Конституции
РФ, сместить нормативно-правовую деятельность в структуры
администрации, оставив представительному (законодательному) органу
согласование тех вопросов, которые прямо предусмотрены действующим
законодательством – бюджет, налоги, социальные и перспективные
программы, кадровые назначения и т.п.;
- обеспечить трансформацию рыночно-отраслевой экономики в
рыночно-целевую (стратегическую) экономику: индикативное
планирование, программно-целевая организация и стратегическое
(целевое) управление;
- трансформировать отраслевую структуру сырьевого производства в
секторно-сервисную: сектора жизнеобеспечения,
экспортоориентированный, импортозамещающий;
- провести ревизию положений об областных органах исполнительной
власти для отражения целевых приоритетов государственной
конституционной политики, соответствующих целевых функций и
индикативных показателей оценки деятельности;
- разработать программу использования основных фондов инвесторов,
переходящих в собственность области по СРП, включающую передачу
жилых и офисных площадей научно-образовательному комплексу Сахалина
(НОКС);
- разработать программу развития переработки рыбы и морепродуктов,
согласовывать объемы квотирования и лицензирования с
производственными мощностями переработки;
- разработать программу использования блочных
электротеплогенераторов в коммунальной сфере для снижения расходов
на поддержание централизованного теплоснабжения;
- обеспечить действие принципа социальной ответственности
предпринимательства и социальной значимости банковско-финансового
сектора через присоединение области к Глобальному договору ООН об
общих ценностях и принципах, внедрить систему корпоративного
сдерживания для поддержки социального развития Сахалина;
- разработать комплексную программу развития и закрепления кадрового
потенциала Сахалина, включая поддержку высшего и
профессионально-технического образования и создание
научно-образовательного комплекса Сахалина (НОКС);
- использовать областную собственность в Сахалинской нефтяной
компании как основу для создания финансово-промышленной группы «Сахалиннефтегазхимсервис»,
целью которой будет являться увеличение российского участия в
нефтегазовых проектах, использование разделенной продукции,
отнесенной в собственность области по СРП, использование имущества
по проектам СРП, переходящих в собственность Сахалинской области, а
так же исполнение функций областного внешнеторгового объединения;
- рост доходов населения для обеспечения платежеспособного спроса;
- развитие интеллектуального капитала, нематериальных активов;
- развитие сервисной сферы;
- централизованное производство электроэнергии для обеспечения
муниципальных блочных круглогодичных электротеплогенераторов;
- сборка и установка ресурсосберегающей электроники;
- развитие транспортной и бытовой инфраструктуры через агентства
общественных работ;
- строительство и содержание молодежного творческого центра,
аквапарка, окружной спортивной базы;
- перепрофилирование северного ковша Невельска, бухты Морж,
прибрежной полосы Горнозаводска, Щебунино, Кузнецово под стоянку
маломерного флота любительской рыбалки и проката катеров;
- строительство кольцевых дорог (включая ж\д) по южным оконечностям
острова;
- бюджетное строительство кредитно-ипотечных микрорайонов с блочными
теплогенераторами круглогодичного горячего водоснабжения для
переселения населения северных районов в южные оконечности Сахалина;
- придание статуса и поддержка обустройства и развития территорий
традиционного природопользования в северных районах Сахалина;
- принуждение к социальной ответственности предпринимательства:
охрана труда и здоровья, в том числе содержание здравпунктов и
выделение льготных санаторных путевок, обеспечение профессиональной
и технической безопасности труда, снижение социально-психологических
факторов риска труда; гибкий режим работы, поддержка рабочих мест в
домашних «электронных коттеджах»; удовлетворение социально-бытовых
нужд персонала; участие в развитии внешней социальной инфраструктуры
и экологических программах, повышение комфортности среды обитания и
проживания; недопущение расовой (национальной) трудовой
дискриминации на равносложных рабочих местах и трудовых операциях;
поддержка контактов и открытость перед общественностью и СМИ;
повышение степени понимания юридических обязательств организации;
- поддержка Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании
«Честь выше прибыли» (принят на 8-ом Всемирном Русском Народном
Соборе 4 февраля 2004 года);
- использование положения о прямом действии и верховенстве
Конституции РФ в нормативной деятельности аппарата;
- трансформация рыночно-отраслевой экономики в рыночно-целевую
(стратегическую) экономику: индикативное планирование,
программно-целевая организация и стратегическое (целевое)
управление;
- резкое сокращение управленческих расходов органов исполнительной
власти и местного самоуправления за счет введения целевых систем
управления и трудоустройства управленцев в хозрасчетных ассоциациях,
холдингах, некоммерческих организациях, финансово-промышленных
группах;
- расширение субсидиарного финансирования социальных программ;
- использование областной собственности в Сахалинской нефтяной
компании как основы для создания финансово-промышленной группы «Сахалиннефтегазхимсервис»,
целью которой будет являться увеличение российского участия в
нефтегазовых проектах, использование разделенной продукции,
отнесенной в собственность области по СРП, использование имущества
по проектам СРП, переходящих в собственность Сахалинской области, а
так же исполнение функций областного внешнеторгового объединения;
- реализация комплексной программы развития и закрепления кадрового
потенциала Сахалина, включая поддержку высшего и
профессионально-технического образования и создание
научно-образовательного комплекса Сахалина (НОКС);
- социальное партнерство органов власти и профсоюзов Сахалинской
области в рамках 7-ой статьи Конституции РФ и 22-ой статьи ФЗ «О
профсоюзах…». |
|