Персональный сайт
Кузьмина Андрея Геннадьевича
краснодипломированного инженера-экономиста.

  ЭН-79-1

Оглавление

 


Концептуальная программа развития человеческого потенциала
Сахалинской области в 2007-2030 годах

3.5.Индустриально-промышленное развитие

     По перспективам развития промышленно-производственной сферы и, соответственно, о возможностях развития человеческого потенциала можно судить по нормативным документам областной администрации: РАСПОРЯЖЕНИЕ от 26 июня 2003 г. N 347-ра «О КОРРЕКТИРОВКЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2010 ГОДА» и Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 21 апреля 2005 г. № 173-ра «Об итогах социально-экономического развития и исполнении бюджета области за 2004 год и Плане действий администрации области по реализации в 2005 году Концепции социально-экономического развития Сахалинской области до 2010». Ниже приводятся характеристика положения области в некоторых направлениях:
     - высокий износ оборудования, в том числе средств радио- и телевещания является сдерживающим фактором развития современной связи;
     - неудовлетворенный спрос на услуги местной телефонной связи;
     - слабое развитие сетей сотовой связи;
     - недостаточный охват населения средствами областного телерадиовещания;
          - ведомственная разобщенность использования технических средств телерадиовещания;
          - потребности пользователей обеспечены дорогами необходимых технических параметров менее чем на 40%, а прогнозные потребности 2005 года будут обеспечивать существующей сетью лишь на 30%;
     - крайне неравномерное распределение сети автодорог общего пользования па территории области способствует изолированности районов друг от друга. Лишь 2 из 18 административных образований области обеспечены надежным автотранспортным сообщением со всеми соседними районам;
     - неэффективная работа автотранспорта ввиду несоответствия 60% дорог нормативам технических категорий;
     - крайне низка доля дорог с капитальными покрытиями в общей протяженности дорог: на начало 2002 года - 23% (в том числе по федеральным - 100%, территориальным - 18,8%), на протяжении 354 км (16%) дороги вообще не имеют покрытия;
     - существующие мосты (каждый шестой мост - деревянный) не обеспечивают пропуска современных нормативных нагрузок;
     - в условиях возросших транспортных потоков дороги не позволяют обеспечить круглогодичного движения транспорта с требуемыми скоростями и нагрузками;
          - к категории опасных и очень опасных относится без малого пятая часть автодорог;
          - существующая длина магистрального нефтепровода (в пределах области 291,6 км) не соответствует прогнозируемым потребностям экономики;
          - после бурного роста малых предприятий, начиная с 1998 года, количество малых предприятий стало сокращаться. В то же время наблюдается рост объемов производства, малый бизнес обеспечивает до 14,5% объема валового регионального продукта. Сегодня малый бизнес количественно доминирует в промышленности - 33,8% от общего количества малых предприятий области (в 1998 году - 24,3%), торговле - 28,7% (в 1998 году - 45,8%). В то же время развитие малого бизнеса в сфере услуг не отвечает требованиям современного потребителя как по объемам, так и по качеству.
     - ограниченная пропускная способность искусственных сооружений (тоннелей, мостов), высокие эксплуатационные расходы (издержки в 8 - 10 раз превышают среднесетевые), высокие железнодорожные тарифы;
     - парк грузовых автомобилей и пассажирских автобусов ни по количественному составу, ни по техническому уровню (износ более 60%) не соответствует возрастающим потребностям экономики в грузоперевозках;
     - крайне неудовлетворительное состояние автодорог не позволяет эксплуатировать автомобили большой грузоподъемности, увеличивает издержки;
     - отсутствие глубоководного причала под погрузку судов грузоподъемностью до 20 тыс. тонн резко снижает эффективность экспорта;
     - высокий (свыше 20 лет) износ флота основного перевозчика ОАО "Сахалинское морское пароходство", высокий (свыше 50%) износ гидротехнических сооружений практически всех портов ограничивает наращивание грузооборота;
     - необходимость обновления паромов и реконструкции причалов паромной переправы Ванино – Холмск;
     - обеспеченность предприятий сельскохозяйственной техникой снизилась на 60%. По этой причине сельхозпредприятия области теряют до 20% урожая;
     - износ техники достиг 75%, темпы ее ежегодного выбытия в 3 - 4 раза опережают темпы обновления. При сохранении такой тенденции через 4 года выполнять механизированные работы будет нечем;
     - снижение плодородия и деградация земель. К настоящему времени не используется более 1/4 сельскохозяйственных угодий. Баланс питательных веществ в почве с 1992 года отрицательный по трем элементам питания и составляет минус более 200 кг/га;
     - разрушение мелиоративных систем: 15,2 тыс. га находится в крайне неудовлетворительном состоянии и требует немедленной реконструкции;
     - увеличение площади закисленных почв (75% сельхозугодий) снижает эффективность использования минеральных удобрений, приводит к потерям урожая до 30%;

-

область все острее ощущает несоответствие пропускной способности морских портов, железной дороги, существующих возможностей воздушного сообщения структуре и объемам грузопотоков. Неразвитость транспортной инфраструктуры является сдерживающим фактором для максимально эффективного использования преимуществ геополитического положения области, выхода сахалинских производителей на региональные и внешний рынки с конкурентоспособной продукцией, обеспечения транспортной доступности регионов России для всего населения области.
     Достаточно мрачная картина и никаких перспектив или системных мер, хотя бы в виде пересмотра структуры управления и сокращения затрат на содержание бесцельного аппарата. Светлые моменты все же есть:
          - совместно с Консорциумом японских компаний подготовить бизнес-план по использованию российской доли газа на территории Сахалинской области
     - в ходе реформирования экономики области удалось не только сохранить производственные мощности в строительстве, но и создать новые дееспособные структуры различных форм собственности. В 1998 - 2002 годах отрасль характеризуется устойчивой положительной динамикой;
     - открытие пунктов пропуска, в том числе специализированных морских портов, в связи со строительством ряда крупных производственных объектов;
     - содействовать проведению геологоразведочных работ на участках:
     - Лопуховский (проект «Сахалин-5» - ООО «ТНК–Сахалин»);
     - Кайгано-Васюковский (проект «Сахалин-5» - ОАО «Элваринефтегаз»).
     - обеспечить по проекту «Сахалин-1»:
     - установку на точку бурения платформы «Орлан»;
     - ввод в эксплуатацию временного технологического комплекса и начать раннюю добычу углеводородов;
     - завершить строительство миниГЭС на реке Матросской в Северо-Курильском районе;
     - проработать вопрос, связанный с реконструкцией Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 с переводом оборудования на газовое топливо;
     - осуществлять строительство Менделеевского энергетического комплекса (ГеОТЭС «Менделеевская») о. Кунашир;
     - осуществлять строительство Океанского энергетического комплекса (ГеОТЭС «Океанская») о. Итуруп;
     - создать единую энергоснабжающую организацию по энергоснабжению г. Южно-Курильска и близлежащих поселков на основе Менделеевской ГеоТЭС и МУП «Южно-Курильские электрические сети»;
     - осуществить передачу сбытовой деятельности по электроэнергетике от предприятий ЖКХ ОАО «Сахалинэнерго» в Углегорском районе (населенные пункты Бошняково, Прудное);
     - произвести работы по ремонту и восстановлению бесхозных и муниципальных распределительных сетей и подстанций в муниципальных образованиях области: «Углегорский район», «Александровск-Сахалинский район», «Долинский район», «Смирныховский район», «Корсаковский район», «Макаровский район»;
     - разработать и утвердить программу энергоресурсосбережения области;
     - обеспечить внутриобластные потребности в твердом топливе и рост поставок угля за пределы области, в том числе на экспорт в объеме не менее 500 тыс. тонн;
     - использовать производственные мощности Александровск-Сахалинского морского порта для поставок на экспорт высококачественных углей ООО «Мангидайуголь»;
          -совершенствование методологии управления биоресурсами российского шельфа; - - - проводить научно-исследовательские работы в прибрежной зоне Сахалинской области с целью воспроизводства биоресурсов;
          - поддержание отраслевой информационной аналитической системы.
     - осуществить реализацию первого этапа Концепции развития воспроизводства и товарного выращивания ВБР в Сахалинской области;
     - провести закрепление водных объектов за хозяйствующими субъектами с целью охраны естественных нерестилищ, их мелиорации и расширения;
     - продолжить создание хозяйств по воспроизводству ВБР;
     - создание условий для увеличения производственных мощностей рыбодобывающего флота. Оказывать содействие ГУП «Сахалинлизингфлот» по привлечению инвестиций в строительство малотоннажных судов типа МРС-150»;
     - обеспечение продовольственной безопасности области и повышение конкурентоспособности продукции сахалинских производителей. Оказывать содействие руководителям предприятий пищевой промышленности (Охинский, Тымовский, Макаровский районы и г. Южно-Сахалинск) в вопросах, связанных с приобретением ими (собственные средства предприятий) оборудования, новых технологических линий с использованием механизмов лизинга и возмещения процентных ставок по кредитам;
     - стабилизация и развитие молочного скотоводства в целях обеспечения продовольственной безопасности области. В рамках Комплексных мероприятий по стабилизации и развитию молочного скотоводства в Сахалинской области, утвержденных распоряжением администрации области от 17 сентября 2004 г. № 522-ра;
     - разработать проектно-сметную документацию на реконструкцию морского торгового порта Шахтерск в целях обеспечения погрузки судов грузоподъемностью до 20 тыс.тонн (средства областного бюджета). Строительство причала (средства федерального бюджета);
     - продолжить строительство вертодрома в г. Северо-Курильске (средства областного бюджета);
     - осуществить капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы аэропорта Буревестник, о. Итуруп (средства областного бюджета);
     - продолжить выполнение работ по переустройству Сахалинской железной дороги на общесетевую ширину колеи с учетом их завершения в 2007 году (средства ОАО «Российские железные дороги»);
     - продолжить работы на автодороге Южно-Сахалинск-Оха-Москальво: реконструкция и ремонт, замена 4-х мостов (привлеченные средства);
     - приступить к реконструкции автодороги Корсаков-Новиково на участке г. Корсаков - пос. Пригородное - карьер «Кварцитовый конус» (привлеченные средства);
     - обеспечить увеличение производства плитки тротуарной, выпускаемой предприятиями стройиндустрии по технологии естественного твердения (без использования теплонагрева) до 10 тыс. кв. м;
     - окончание строительства 2 очереди угольного терминала в Шахтерском морском порту и реконструкция Бошняковского морского порта;
     - создание в Углегорском районе комплекса по добыче, переработке и отгрузке угля производственной мощностью 4 - 4,5 млн. тонн в год;
     - реализация проектов реконструкции аэропортов в рамках действующих федеральных программ;
     - реализация проекта реконструкции железной дороги;
     - замена с расширением аналоговых телефонных станций на цифровые;
     - реализация проекта "Создание цифровой зоновой спутниковой связи с Курильскими островами";
     - организация новых услуг связи "КиберПочта" и "КиберПресс";
     - прокладка волоконно-оптических линий связи;
     - реализация проектов расширения зоны приема программ областною телевидения и радиовещания.
     Для более тысячи чиновников областных органов власти постановления администрации, надо полагать, обеспечивают непрерывную загрузку до 2010 года. Редко можно встретить такую бесцельную растрату бюджетных средств – ведь фактически чиновники указанные мероприятия сами не исполняют, а осуществляют сторонний мониторинг – за высокую зарплату.
     Но что целесообразно осуществлять областным органам власти в промышленно-производственной сфере? Разработка и сопровождение программ:
  - развитие индустриальной сферы обрабатывающей промышленности;
- газохимическое производство (диметилэфир, бензиновые фракции, пластики, пластмассы, химические удобрения, отделочные материалы и пр. химическая продукция), высокая рентабельность которого определяется нулевой себестоимостью газа, поступающего в собственность области по СРП;
- лесопереработка и деревообработка;
- рыбопереработка и рыбопромышленность;
- развитие транспортной и бытовой инфраструктуры через агентства общественных работ;
- создание системы поддержки гарантий Конституции РФ и принципов корпоративного сдерживания на территории области;
- используя положение о прямом действии и верховенстве Конституции РФ, сместить нормативно-правовую деятельность в структуры администрации, оставив представительному (законодательному) органу согласование тех вопросов, которые прямо предусмотрены действующим законодательством – бюджет, налоги, социальные и перспективные программы, кадровые назначения и т.п.;
- обеспечить трансформацию рыночно-отраслевой экономики в рыночно-целевую (стратегическую) экономику: индикативное планирование, программно-целевая организация и стратегическое (целевое) управление;
- трансформировать отраслевую структуру сырьевого производства в секторно-сервисную: сектора жизнеобеспечения, экспортоориентированный, импортозамещающий;
- провести ревизию положений об областных органах исполнительной власти для отражения целевых приоритетов государственной конституционной политики, соответствующих целевых функций и индикативных показателей оценки деятельности;
- разработать программу использования основных фондов инвесторов, переходящих в собственность области по СРП, включающую передачу жилых и офисных площадей научно-образовательному комплексу Сахалина (НОКС);
- разработать программу развития переработки рыбы и морепродуктов, согласовывать объемы квотирования и лицензирования с производственными мощностями переработки;
- разработать программу использования блочных электротеплогенераторов в коммунальной сфере для снижения расходов на поддержание централизованного теплоснабжения;
- обеспечить действие принципа социальной ответственности предпринимательства и социальной значимости банковско-финансового сектора через присоединение области к Глобальному договору ООН об общих ценностях и принципах, внедрить систему корпоративного сдерживания для поддержки социального развития Сахалина;
- разработать комплексную программу развития и закрепления кадрового потенциала Сахалина, включая поддержку высшего и профессионально-технического образования и создание научно-образовательного комплекса Сахалина (НОКС);
- использовать областную собственность в Сахалинской нефтяной компании как основу для создания финансово-промышленной группы «Сахалиннефтегазхимсервис», целью которой будет являться увеличение российского участия в нефтегазовых проектах, использование разделенной продукции, отнесенной в собственность области по СРП, использование имущества по проектам СРП, переходящих в собственность Сахалинской области, а так же исполнение функций областного внешнеторгового объединения;
- рост доходов населения для обеспечения платежеспособного спроса;
- развитие интеллектуального капитала, нематериальных активов;
- развитие сервисной сферы;
- централизованное производство электроэнергии для обеспечения муниципальных блочных круглогодичных электротеплогенераторов;
- сборка и установка ресурсосберегающей электроники;
- развитие транспортной и бытовой инфраструктуры через агентства общественных работ;
- строительство и содержание молодежного творческого центра, аквапарка, окружной спортивной базы;
- перепрофилирование северного ковша Невельска, бухты Морж, прибрежной полосы Горнозаводска, Щебунино, Кузнецово под стоянку маломерного флота любительской рыбалки и проката катеров;
- строительство кольцевых дорог (включая ж\д) по южным оконечностям острова;
- бюджетное строительство кредитно-ипотечных микрорайонов с блочными теплогенераторами круглогодичного горячего водоснабжения для переселения населения северных районов в южные оконечности Сахалина;
- придание статуса и поддержка обустройства и развития территорий традиционного природопользования в северных районах Сахалина;
- принуждение к социальной ответственности предпринимательства: охрана труда и здоровья, в том числе содержание здравпунктов и выделение льготных санаторных путевок, обеспечение профессиональной и технической безопасности труда, снижение социально-психологических факторов риска труда; гибкий режим работы, поддержка рабочих мест в домашних «электронных коттеджах»; удовлетворение социально-бытовых нужд персонала; участие в развитии внешней социальной инфраструктуры и экологических программах, повышение комфортности среды обитания и проживания; недопущение расовой (национальной) трудовой дискриминации на равносложных рабочих местах и трудовых операциях; поддержка контактов и открытость перед общественностью и СМИ; повышение степени понимания юридических обязательств организации;
- поддержка Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании «Честь выше прибыли» (принят на 8-ом Всемирном Русском Народном Соборе 4 февраля 2004 года);
- использование положения о прямом действии и верховенстве Конституции РФ в нормативной деятельности аппарата;
- трансформация рыночно-отраслевой экономики в рыночно-целевую (стратегическую) экономику: индикативное планирование, программно-целевая организация и стратегическое (целевое) управление;
- резкое сокращение управленческих расходов органов исполнительной власти и местного самоуправления за счет введения целевых систем управления и трудоустройства управленцев в хозрасчетных ассоциациях, холдингах, некоммерческих организациях, финансово-промышленных группах;
- расширение субсидиарного финансирования социальных программ;
- использование областной собственности в Сахалинской нефтяной компании как основы для создания финансово-промышленной группы «Сахалиннефтегазхимсервис», целью которой будет являться увеличение российского участия в нефтегазовых проектах, использование разделенной продукции, отнесенной в собственность области по СРП, использование имущества по проектам СРП, переходящих в собственность Сахалинской области, а так же исполнение функций областного внешнеторгового объединения;
- реализация комплексной программы развития и закрепления кадрового потенциала Сахалина, включая поддержку высшего и профессионально-технического образования и создание научно-образовательного комплекса Сахалина (НОКС);
- социальное партнерство органов власти и профсоюзов Сахалинской области в рамках 7-ой статьи Конституции РФ и 22-ой статьи ФЗ «О профсоюзах…».

        


Оглавление