Персональный сайт
Кузьмина Андрея Геннадьевича
краснодипломированного инженера-экономиста.

  ЭН-79-1

Оглавление

 


Концептуальная программа развития человеческого потенциала
Сахалинской области в 2007-2030 годах

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.2 О СОЦИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ

    
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к законопроекту Сахалинской области «О социальном управлении»

     Устав Сахалинской области относит к полномочиям Администрации определение структуры и штатов исполнительных областных органов власти. Однако институциальные основы реформирования, целеполагания и совершенствования системы управления требуют законодательного решения.
     Социальная ориентированность экономики определяется ст.7 Конституции РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, включая Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Пакты о правах человека, одобренных 16 декабря 1966 года Генеральной Ассамблеей ООН, в том числе Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, а так же Декларации Всемирной организации здравоохранения.
     В Сахалинской области сфера реальной экономики по существующей статотчетности подразделяется на отрасли промышленности: электроэнергетика, топливная, нефтегазодобывающая, нефтеперерабатывающая, угольная, машиностроение и металлообработка, станкостроительная и инструментальная, лесная и лесозаготовительная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, строительных материалов, сборных железобетонных и бетонных конструкций и изделий, легкая, швейная, кожевенная, меховая, обувная, пищевая, пищевкусовая, мясная и молочная, рыбная, хлебопекарная, мукомольно-крупяная и комбикормовая, полиграфическая, сельское хозяйство, лесное хозяйство, железнодорожный транспорт, автомобильное хозяйство, морской транспорт, авиационный транспорт, связь, научно-проектные и научно-исследовательские организации, торговля и общественное питание, геология и разведка недр, геодезия и гидрометеорология, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение, народное образование, культура и искусство, научные организации, управление районов и городов. В современных рыночных условиях прямое регулирование отраслей экономики органами государственной власти невозможно, но управленческий аппарат органов власти постоянно самовозрастает вследствие смены приоритетов с производительно-социальной на бюджетно-налоговую сферу. Монетарно-стоимостные методы управления без наличия собственной валюты мирового значения определяют не социальную, а зависимую роль внутреннего рынка. Увеличение ВВП объективно зависит от образованного, здорового и трудоспособного населения, которое определяет прирост финансовых, производственных, непроизводственных, материальных и нематериальных активов. Именно платежеспособное население образует сферу отечественного спроса в рыночных отношениях и определяет развитие валового внутреннего производства.
     Концепция законопроекта предполагает институциональное реформирование управления отраслями экономики в целевое управление секторами (уклады по политэкономической терминологии) – жизнеобеспечение, импортозамещение и экспортоориентированность. Устанавливается приоритет сектора жизнеобеспечения, протекционизм импортозамещения и социально-экономическая защита работников экспортоориентированного сектора под общей координацией правительства Сахалинской области.
     Настоящий законопроект является системообразующим нормативным правовым актом, правоустанавливающим управленческо-организационные условия, которые обеспечивают социальную ориентированность в сфере экономики в условиях мирового и федерального рынка и снимают противоречия между политикой социального государства и сохраняющейся функциональной отраслевой структурой плановой социалистической экономики.

ТЕКСТ ЗАКОНОПРОЕКТА

     Настоящий Закон разработан на основе Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права. Закон правоустанавливает управленческо-организационные основы реформирования функционально-отраслевой структуры государственного управления в социально ориентированную секторно-целевую для создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека на территории Сахалинской области.

     Статья 1. Основные понятия и термины.
секторно-целевая структура управления – целевая структуризация государственных органов власти Сахалинской области в сектора жизнеобеспечения, импортозамещения и экспортоориентированный и функциональные управления под координацией правительства Сахалинской области.
     институциональный процесс – совокупность системно-правовых действий, обеспечивающих системные гибкость, непрерывность, ритмичность и устойчивость введения системы социального управления Сахалинской области
     индикативные показатели – социальные индикаторы уровня жизни, рекомендованные Программой развития ООН и включающие 12 основных групп: 1.рождаемость, смертность и другие демографические характеристики; 2.санитарно-гигиенические условия жизни; 3.потребление продовольственных товаров; 4.жилищные условия; 5.образование и культура; 6.условия труда и занятость; 7.доходы и расходы населения; 8.стоимость жизни и потребительские цены; 9.транспортные средства; 10.организация отдыха; 11.социальное обеспечение; 12.свобода человека.
     достойная жизнь человека – физическое, психическое, социальное и материальное благополучие личности при обеспечении ее гражданской, общественной и государственной защищенности.
     свободное развитие человека – физическое, психическое, культурное и морально-нравственное совершенствование личности.

     Статья 2.Общие положения.
     1.Структура социального управления разрабатывается и принимается администрацией Сахалинской области на основе институционального процесса реформирования отраслевой структуры управления в секторно-целевую.
     2.Правительство Сахалинской области формируется из председателя правительства, руководителей целевых секторов и функциональных управлений.
     3.Положение о правительстве Сахалинской области принимается законом Сахалинской области.

     Статья 3. Сектор жизнеобеспечения.
    1.Департаменты сектора жизнеобеспечения осуществляют прямое государственное регулирование рыночных отношений при бюджетной поддержке предприятий и организаций любых форм собственности через целевые социально-экономические программы.
     2.Целевые социально-экономические программы жизнеобеспечения разрабатываются на основе долгосрочных социальных программ обеспечения достойной жизни и свободного развития человека.
     3.Долгосрочные социальные программы разрабатываются по стратегиям:
     1) физическое благополучие личности: массовая физическая культура, спорт, коррекционно-реабилитационные центры, медицинская помощь, лечение и профилактика, сфера отдыха, профессиональная и техническая безопасность труда, снижение степени воздействия экологических факторов, качество и сбалансированность питания
     2) психическое личное благополучие личности: центры практических психологов и социальных работников, медицинская психиатрическая помощь, психиатрическая помощь детям.
     3) психическое общественное благополучие личности: центры социальной профилактики, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальной помощи семье и детству, патриотического и общественного воспитания.
     4) социальное благополучие личности: социокультурная сфера творчества, новаторства и самообразования, образование, воспитание, наука, искусство, жилищные условия, социальная и транспортная инфраструктура, привлекательность среды обитания, комфортность среды проживания и отдыха.
     5) материальное благополучие личности: создание рабочих мест в сфере общественных работ, повышение квалификации и профессиональных знаний работников, их социальное обеспечение, доступность жилья, транспорта, объектов гражданского назначения и сферы отдыха.
     6) гражданская защищенность личности: содействие предупреждению вредных природно-климатических, экологических, санитарно-эпидемиологических и техногенных воздействий.
     7) общественная защищенность личности: содействие предупреждению воздействия криминальной среды, посягательства на честь и достоинство личности, социальную справедливость, равноправие, негативного информационного воздействия, межнациональных конфликтов, терроризма.
     8) государственная защищенность личности: содействие предупреждению военных угроз, посягательств на конституционный строй, территориальных притязаний.
     9) развитие государственного потенциала: территориальный научно-образовательный комплекс и грантовые программы обучения.
     6. Финансирование целевых социально-экономических программ сектора жизнеобеспечения имеет приоритетное значение при формировании областного бюджета.

     Статья 4.Сектор импортозамещения.
     1.Департаменты сектора импортозамещения осуществляют меры государственной поддержки и протекционизма для создания рабочих мест и производства конкуретноспособной на вутреннем рынке продукции и услуг.
     2.Целевые социально-экономические программы импортозамещения обеспечиваются субсидиарным финансированием при наличии заключения о необходимости принятия мер по социально-экономической и потребительской безопасности населения области.

     Статья 5.Сектор экспортоориентированный.
     1.Департаменты сектора экспортоориентированного обеспечивают государственное регулирование социальной ответственности предпринимательства в сфере экспортра товаров и услуг в соответствии с общепринятыми международными нормами и принципами.
     2.Департаменты сектора экспортоориентированного осуществляют меры по привлечению инвестиций для создания рабочих мест и сокращению вывоза инвестиций за пределы Сахалинской области.
     3.Отвлечение средств областного бюджета для поддержки экспортоориентированных предприятий и организаций не осуществляется.




     Статья 6. Оценка эффективности системы социального управления.

     1. Социально-экономическая эффективность системы социального управления оценивается с помощью государственных статистических показателей, опросов общественного мнения, комплекса социальных индикаторов и динамике доли расходов на управление в бюджете Сахалинской области.
     2. В комплекс социальных индикаторов включаются показатели Программы развития ООН: индикативные показатели, индекс человеческого развития и индекс развития человеческого потенциала.


Губернатор
 

 

Оглавление