ПРИЛОЖЕНИЕ 5.2 О СОЦИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к законопроекту Сахалинской области «О социальном управлении»
Устав Сахалинской области относит к полномочиям Администрации
определение структуры и штатов исполнительных областных органов
власти. Однако институциальные основы реформирования, целеполагания
и совершенствования системы управления требуют законодательного
решения.
Социальная ориентированность экономики определяется ст.7 Конституции
РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права,
включая Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, Европейскую
конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Пакты
о правах человека, одобренных 16 декабря 1966 года Генеральной
Ассамблеей ООН, в том числе Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и
политических правах, а так же Декларации Всемирной организации
здравоохранения.
В Сахалинской области сфера реальной экономики по существующей
статотчетности подразделяется на отрасли промышленности:
электроэнергетика, топливная, нефтегазодобывающая,
нефтеперерабатывающая, угольная, машиностроение и металлообработка,
станкостроительная и инструментальная, лесная и лесозаготовительная,
деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, строительных материалов,
сборных железобетонных и бетонных конструкций и изделий, легкая,
швейная, кожевенная, меховая, обувная, пищевая, пищевкусовая, мясная
и молочная, рыбная, хлебопекарная, мукомольно-крупяная и
комбикормовая, полиграфическая, сельское хозяйство, лесное
хозяйство, железнодорожный транспорт, автомобильное хозяйство,
морской транспорт, авиационный транспорт, связь, научно-проектные и
научно-исследовательские организации, торговля и общественное
питание, геология и разведка недр, геодезия и гидрометеорология,
жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения,
здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение,
народное образование, культура и искусство, научные организации,
управление районов и городов. В современных рыночных условиях прямое
регулирование отраслей экономики органами государственной власти
невозможно, но управленческий аппарат органов власти постоянно
самовозрастает вследствие смены приоритетов с
производительно-социальной на бюджетно-налоговую сферу.
Монетарно-стоимостные методы управления без наличия собственной
валюты мирового значения определяют не социальную, а зависимую роль
внутреннего рынка. Увеличение ВВП объективно зависит от
образованного, здорового и трудоспособного населения, которое
определяет прирост финансовых, производственных, непроизводственных,
материальных и нематериальных активов. Именно платежеспособное
население образует сферу отечественного спроса в рыночных отношениях
и определяет развитие валового внутреннего производства.
Концепция законопроекта предполагает институциональное
реформирование управления отраслями экономики в целевое управление
секторами (уклады по политэкономической терминологии) –
жизнеобеспечение, импортозамещение и экспортоориентированность.
Устанавливается приоритет сектора жизнеобеспечения, протекционизм
импортозамещения и социально-экономическая защита работников
экспортоориентированного сектора под общей координацией
правительства Сахалинской области.
Настоящий законопроект является системообразующим нормативным
правовым актом, правоустанавливающим управленческо-организационные
условия, которые обеспечивают социальную ориентированность в сфере
экономики в условиях мирового и федерального рынка и снимают
противоречия между политикой социального государства и сохраняющейся
функциональной отраслевой структурой плановой социалистической
экономики.
ТЕКСТ ЗАКОНОПРОЕКТА
Настоящий Закон разработан на основе Конституции Российской
Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права.
Закон правоустанавливает управленческо-организационные основы
реформирования функционально-отраслевой структуры государственного
управления в социально ориентированную секторно-целевую для создания
условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие
человека на территории Сахалинской области.
Статья 1. Основные понятия и термины.
секторно-целевая структура управления – целевая структуризация
государственных органов власти Сахалинской области в сектора
жизнеобеспечения, импортозамещения и экспортоориентированный и
функциональные управления под координацией правительства Сахалинской
области.
институциональный процесс – совокупность системно-правовых действий,
обеспечивающих системные гибкость, непрерывность, ритмичность и
устойчивость введения системы социального управления Сахалинской
области
индикативные показатели – социальные индикаторы уровня жизни,
рекомендованные Программой развития ООН и включающие 12 основных
групп: 1.рождаемость, смертность и другие демографические
характеристики; 2.санитарно-гигиенические условия жизни;
3.потребление продовольственных товаров; 4.жилищные условия;
5.образование и культура; 6.условия труда и занятость; 7.доходы и
расходы населения; 8.стоимость жизни и потребительские цены;
9.транспортные средства; 10.организация отдыха; 11.социальное
обеспечение; 12.свобода человека.
достойная жизнь человека – физическое, психическое, социальное и
материальное благополучие личности при обеспечении ее гражданской,
общественной и государственной защищенности.
свободное развитие человека – физическое, психическое, культурное и
морально-нравственное совершенствование личности.
Статья 2.Общие положения.
1.Структура социального управления разрабатывается и принимается
администрацией Сахалинской области на основе институционального
процесса реформирования отраслевой структуры управления в
секторно-целевую.
2.Правительство Сахалинской области формируется из председателя
правительства, руководителей целевых секторов и функциональных
управлений.
3.Положение о правительстве Сахалинской области принимается законом
Сахалинской области.
Статья 3. Сектор жизнеобеспечения.
1.Департаменты сектора жизнеобеспечения осуществляют прямое
государственное регулирование рыночных отношений при бюджетной
поддержке предприятий и организаций любых форм собственности через
целевые социально-экономические программы.
2.Целевые социально-экономические программы жизнеобеспечения
разрабатываются на основе долгосрочных социальных программ
обеспечения достойной жизни и свободного развития человека.
3.Долгосрочные социальные программы разрабатываются по стратегиям:
1) физическое благополучие личности: массовая физическая культура,
спорт, коррекционно-реабилитационные центры, медицинская помощь,
лечение и профилактика, сфера отдыха, профессиональная и техническая
безопасность труда, снижение степени воздействия экологических
факторов, качество и сбалансированность питания
2) психическое личное благополучие личности: центры практических
психологов и социальных работников, медицинская психиатрическая
помощь, психиатрическая помощь детям.
3) психическое общественное благополучие личности: центры социальной
профилактики, профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, социальной помощи семье и детству,
патриотического и общественного воспитания.
4) социальное благополучие личности: социокультурная сфера
творчества, новаторства и самообразования, образование, воспитание,
наука, искусство, жилищные условия, социальная и транспортная
инфраструктура, привлекательность среды обитания, комфортность среды
проживания и отдыха.
5) материальное благополучие личности: создание рабочих мест в сфере
общественных работ, повышение квалификации и профессиональных знаний
работников, их социальное обеспечение, доступность жилья,
транспорта, объектов гражданского назначения и сферы отдыха.
6) гражданская защищенность личности: содействие предупреждению
вредных природно-климатических, экологических,
санитарно-эпидемиологических и техногенных воздействий.
7) общественная защищенность личности: содействие предупреждению
воздействия криминальной среды, посягательства на честь и
достоинство личности, социальную справедливость, равноправие,
негативного информационного воздействия, межнациональных конфликтов,
терроризма.
8) государственная защищенность личности: содействие предупреждению
военных угроз, посягательств на конституционный строй,
территориальных притязаний.
9) развитие государственного потенциала: территориальный
научно-образовательный комплекс и грантовые программы обучения.
6. Финансирование целевых социально-экономических программ сектора
жизнеобеспечения имеет приоритетное значение при формировании
областного бюджета.
Статья 4.Сектор импортозамещения.
1.Департаменты сектора импортозамещения осуществляют меры
государственной поддержки и протекционизма для создания рабочих мест
и производства конкуретноспособной на вутреннем рынке продукции и
услуг.
2.Целевые социально-экономические программы импортозамещения
обеспечиваются субсидиарным финансированием при наличии заключения о
необходимости принятия мер по социально-экономической и
потребительской безопасности населения области.
Статья 5.Сектор экспортоориентированный.
1.Департаменты сектора экспортоориентированного обеспечивают
государственное регулирование социальной ответственности
предпринимательства в сфере экспортра товаров и услуг в соответствии
с общепринятыми международными нормами и принципами.
2.Департаменты сектора экспортоориентированного осуществляют меры по
привлечению инвестиций для создания рабочих мест и сокращению вывоза
инвестиций за пределы Сахалинской области.
3.Отвлечение средств областного бюджета для поддержки
экспортоориентированных предприятий и организаций не осуществляется.
Статья 6. Оценка эффективности системы социального управления.
1. Социально-экономическая эффективность системы социального
управления оценивается с помощью государственных статистических
показателей, опросов общественного мнения, комплекса социальных
индикаторов и динамике доли расходов на управление в бюджете
Сахалинской области.
2. В комплекс социальных индикаторов включаются показатели Программы
развития ООН: индикативные показатели, индекс человеческого развития
и индекс развития человеческого потенциала.
Губернатор
|