ПРИЛОЖЕНИЕ 5.3 О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ ПРОФСОЮЗОВ И ОРГАНОВ ВЛАСТИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к законопроекту Сахалинской области «О социальном партнерстве
профсоюзов и органов власти Сахалинской области»
Желаемые взаимоотношения государства и гражданского общества
предполагаются в виде некоего партнерства. Одна из важнейших форм
этого партнерства осуществляется путем общественных экспертиз
готовящихся и уже принятых решений органов власти. Со времен
Гражданского форума без слов «эксперт», «экспертиза», «экспертное
сообщество» не обходится ни один серьезный разговор о путях
становления гражданского общества в Россию. Президент В.В.Путин, на
недавней встрече с членами Комиссии по правам человека, попросил у
Комиссии «помощи, поддержки в организации общественной экспертизы
всех законопроектов, которые так или иначе, касаются прав российских
граждан…этот аспект разработчиками законопроектов учитывается далеко
не всегда».
Настоящим законопроектом предлагается в качестве основы социального
партнерства органов власти и общества установить социальное
партнерство органов власти и профсоюзов. Правовая возможность
установления партнерских отношений определена статьей 7 Конституции
РФ (Российская Федерация – социальное государство, политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и
свободное развитие человека) и пунктом 2 статьи 22 ФЗ «О профсоюзах,
их правах и гарантиях деятельности» (Профсоюзы вправе участвовать в
формировании социальных программ, направленных на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в
разработке мер по социальной защите работников, определении основных
критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы,
пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения
индекса цен, а также вправе осуществлять профсоюзный контроль за
соблюдением законодательства в указанной сфере). Кроме того, частью
правовой системы России являются общепризнанные международные
принципы и нормы.
Законопроект «О социальном партнерстве профсоюзов и органов власти
Сахалинской области»» создает условия для правовой реализации
принципов социального государства и укрепления структур гражданского
общества на территории Сахалинской области.
ТЕКСТ ЗАКОНОПРОЕКТА
Настоящий закон регулирует общественные отношения, возникающие в
связи с осуществлением права профсоюзов на участие в формировании
программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека.
Настоящий закон устанавливает основные сферы социального партнерства
профсоюзов и органов власти Сахалинской области по реализации
положений ст.7 Конституции РФ, ст.22 ФЗ "О профсоюзах, их правах и
гарантиях деятельности", общепризнанных принципов и норм
международного права, а так же особенности социального партнерства в
части гражданской экспертизы и профсоюзного контроля за решениями
органов власти, которые влияют на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие человека
Статья 1. Основные понятия и термины
В настоящем Законе используются понятия и термины в следующих
значениях:
Решение органа власти – нормативно-правовой акт органов
государственной власти и органов местного самоуправления,
затрагивающий права и интересы определенных социальных групп
гражданского населения Сахалинской области;
Достойная жизнь – физическое, психическое, социальное и материальное
благополучие личности при обеспечении ее гражданской, общественной и
государственной защищенности.
Свободное развитие – физическое, психическое, культурное и
морально-нравственное совершенствование личности.
Гражданская экспертиза – вид деятельности, проводимый экспертной
комиссией в целях реализации норм федеральных законов,
предусматривающих гражданскую экспертизу, а так же для анализа и
оценки влияния решения органа власти на физическое, психическое,
социальное и материальное благополучие человека, его гражданскую,
общественную и государственную защищенность, на условия физического,
психического, культурного и морально-нравственного совершенствования
личности в соответствии с процедурами, установленными настоящим
Законом.
Профсоюзный контроль – вид деятельности, осуществляемый объединением
профсоюзов в соответствии со ст.22 ФЗ «О профсоюзах, их правах и
гарантиях деятельности».
Инициатива профсоюзного контроля – обращение со стороны граждан,
коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений
и политических партий по осуществлению профсоюзного контроля;
Экспертная комиссия – экспертная комиссия при областном объединении
профсоюзов, создаваемая для проведения гражданских экспертиз и
состоящая из общественных гражданских экспертов, квалификация и
компетенция которых признается органами власти.
Статья 2. Принципы организации и проведения гражданской экспертизы
Организация и проведение гражданской экспертизы осуществляется на
следующих принципах:
1.равенство прав членов профсоюза на участие в экспертной
деятельности;
2.обязательность учета специальных требований общепризнанных
принципов и норм международного права и международных договоров
Российской Федерации, федеральных и областных законов при проведении
экспертизы, в том числе по градостроительной деятельности, земельным
отношениям, недропользованию, экологии, об отходах производства и
потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,
об охране атмосферного воздуха, о водных отношениях, о
континентальном шельфе и внутренним морским водам, об охране
окружающей среды, о растительном и животном мире, об особо
охраняемых территориях;
3.обязательность учета результатов общественных обсуждений решений
органов власти, проводимых в установленном порядке;
4.достоверность и полнота информации, используемой при проведении
экспертизы;
5.системность организации экспертной работы и ее
нормативно-методологического и процедурного обеспечения;
6.научная обоснованность, объективность и комплексность экспертных
оценок;
7.гласность, публичность и открытость деятельности экспертной
комиссии, свобода доступа ко всем материалам экспертизы;
8.формирование и конкретизация сфер экспертизы, определение
специализации и аттестация общественных гражданских экспертов,
публикование реестра общественных гражданских экспертов Сахалинской
области;
9.личная ответственность общественных гражданских экспертов за
предоставление и оценку необходимых материалов, за выводы и
заключения экспертизы.
Статья 3. Заключение гражданской экспертизы
1.Заключение гражданской экспертизы оформляется в установленном
порядке и подписывается не менее чем тремя общественными
гражданскими экспертами.
2.Заключение гражданской экспертизы направляется в соответствующий
орган власти.
3.Органы власти обязаны рассмотреть заключение гражданской
экспертизы и учитывать соответствующие выводы и рекомендации в своей
деятельности.
4.Заключение гражданской экспертизы и соответствующее решение органа
власти по учету выводов и рекомендаций заключения гражданской
экспертизы подлежат официальному опубликованию за счет органа власти
в течение двух месяцев после получения заключения гражданской
экспертизы органом власти.
5.Неурегулированные спорные вопросы между органом власти и
экспертной комиссией по заключению гражданской экспертизы по
истечении двух месяцев со дня начала согласительной процедуры могут
разрешаться в судебном порядке.
Статья 4. Принципы и организация осуществления профсоюзного контроля
Профсоюзный контроль организуется и осуществляется на следующих
принципах:
1.невмешательства в деятельность органов власти и организаций
Сахалинской области;
2.открытости, уважения и доверия к инициативам гражданского
контроля;
3.системности, объективности и комплексности обработки, изучения и
подготовки обращений в органы власти, органы прокуратуры и суда по
инициативам профсоюзного контроля;
Статья 5. Общественно-гражданский эксперт
1.Аттестация на должность общественно-гражданского эксперта
проводится аттестационной общественно-гражданской комиссией при
объединении профсоюзов на основе анкеты общественно-гражданского
эксперта.
2.Анкета общественно-гражданского эксперта разрабатывается
объединением профсоюзов при учете основных положений анкеты
общественно-гражданского эксперта (приложение №1 к настоящему
Закону).
3.Аттестационная общественно-гражданская комиссия формируется
объединением профсоюзов из граждан, проживающих на территории
Сахалинской области, представителей органов власти, коммерческих и
некоммерческих организаций, общественных объединений и политических
партий численностью не менее 12 человек. Персональный состав
комиссии согласуется решением областной Думы по представлению
областного объединения профсоюзов с учетом требования
представительства различных социальных групп населения, проживающего
на территории Сахалинской области.
4.Администрация области формирует областной реестр
общественно-гражданских экспертов Сахалинской области на основе
решений областной Думы .
5.В областной реестр общественно-гражданских экспертов включаются
анкетные данные и средний аттестационный балл анкеты
общественно-гражданского эксперта.
6.Выписка из реестра с указанием реестрового номера является
свидетельством признания общественно-гражданской экспертной
компетенции общественно-гражданского эксперта органами власти
Сахалинской области.
Статья 6 Сферы социального партнерства по реализации общепризнанных
принципов и норм международного права
В рамках настоящего закона социальное партнерство осуществляется по
направлениям:
6.1.привлечение организаций, предприятий и индивидуальных
предпринимателей, извлекающих доходы на территории Сахалинской
области из трудовых, природных, производственных,
непроизводственных, материальных, нематериальных и финансовых
ресурсов, а так же муниципальных образований к присоединению к
Глобальному договору ООН об общих ценностях и принципах.
3. привлечение вышеуказанных организаций, предприятий и
индивидуальных предпринимателей к реализации принципа социальной
ответственности предпринимательства с обязанностью за счет
собственных средств:
а) содержать здравпункты и пункты экстренной медицинской помощи;
б) выделять льготные путевки в профилактории и на базы отдыха, в том
числе ветеранам труда и многодетным матерям;
в) создавать некоммерческие лечебные учреждения при наличии в
организации опасных производственных объектов;
г) заниматься подготовкой кадров, повышением их квалификации, уровня
профессиональных и научно-технических знаний, аттестацией,
социальным обеспечением через собственные службы управления
персоналом;
д) повышать уровень социального благополучия персонала;
е) обеспечивать профессиональную и техническую безопасность;
ж) снижать социально-психологические факторы риска труда;
з) повышать комфортность среды обитания и проживания.
4. учет природной ренты в данных природно-климатических,
горно-геологических и географических условиях месторождений
природных ресурсов Сахалинской области как невыплачиваемой
заработной платы трудящихся и ее направление на социальные нужды
трудящихся и населения через внебюджетные фонды при непосредственном
участии профсоюзов.
5.практическая реализация системы корпоративного сдерживания, в том
числе в части:
5.1.трансформации бюджетно-экономической системы мирового рынка в
региональную социально-ориентированную при смене оценочных
приоритетов на индекс развития человеческого потенциала и индекс
человеческого развития.
5.2.введения ставок возмещения для местного персонала
вертикально-интегрированных компанией с иностранным участием, уплаты
единого социального налога со ставки возмещения и использования
части ставки возмещения для поддержания социальной сферы.
5.3.проведения объединительной экономической политики с целью
создания региональных горизонтально-интегрированных компаний для
повышения доли участия российских предприятий в шельфовых
нефтегазовых проектах, а так же созданию и поддержке деятельности
народных предприятий Сахалина в секторах импортозамещающем и
жизнеобеспечения.
5.4.введения систем стратегического управления, индикативного
планирования и программно-целевой организации экономического
пространства по целям «достойная жизнь» и «свободное развитие
человека».
5.5.введения системной социальной ответственности органов
государственной и органов власти местного самоуправления перед
гражданами и общественными объединениями путем внесения
соответствующих изменений в уставы муниципальных образований по
ответственности за соблюдение международных и конституционных
положений по правам и свободам человека и государственных органов за
повышение индекса человеческого развития и индекса развития
человеческого потенциала.
5.6.инициации в установленном порядке создания института уголовной
ответственности юридических лиц (корпораций).
Статья 7. Заключительные положения
1.Нормы настоящего Закона не должны толковаться как отрицание или
умаление возможности граждан обращаться лично, а также направлять
индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и
органы местного самоуправления, как отрицание или умаление других
общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
2.Настоящий Закон вступает в силу с даты его официального
опубликования.
Губернатор
|