Персональный сайт
Кузьмина Андрея Геннадьевича
краснодипломированного инженера-экономиста.

  ЭН-79-1

Оглавление

 


Концептуальная программа развития человеческого потенциала
Сахалинской области в 2007-2030 годах

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.3 О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ ПРОФСОЮЗОВ
И ОРГАНОВ ВЛАСТИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

    
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к законопроекту Сахалинской области «О социальном партнерстве профсоюзов и органов власти Сахалинской области»


     Желаемые взаимоотношения государства и гражданского общества предполагаются в виде некоего партнерства. Одна из важнейших форм этого партнерства осуществляется путем общественных экспертиз готовящихся и уже принятых решений органов власти. Со времен Гражданского форума без слов «эксперт», «экспертиза», «экспертное сообщество» не обходится ни один серьезный разговор о путях становления гражданского общества в Россию. Президент В.В.Путин, на недавней встрече с членами Комиссии по правам человека, попросил у Комиссии «помощи, поддержки в организации общественной экспертизы всех законопроектов, которые так или иначе, касаются прав российских граждан…этот аспект разработчиками законопроектов учитывается далеко не всегда».
     Настоящим законопроектом предлагается в качестве основы социального партнерства органов власти и общества установить социальное партнерство органов власти и профсоюзов. Правовая возможность установления партнерских отношений определена статьей 7 Конституции РФ (Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека) и пунктом 2 статьи 22 ФЗ «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» (Профсоюзы вправе участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, а также вправе осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере). Кроме того, частью правовой системы России являются общепризнанные международные принципы и нормы.
     Законопроект «О социальном партнерстве профсоюзов и органов власти Сахалинской области»» создает условия для правовой реализации принципов социального государства и укрепления структур гражданского общества на территории Сахалинской области.


ТЕКСТ ЗАКОНОПРОЕКТА

     Настоящий закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением права профсоюзов на участие в формировании программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
     Настоящий закон устанавливает основные сферы социального партнерства профсоюзов и органов власти Сахалинской области по реализации положений ст.7 Конституции РФ, ст.22 ФЗ "О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности", общепризнанных принципов и норм международного права, а так же особенности социального партнерства в части гражданской экспертизы и профсоюзного контроля за решениями органов власти, которые влияют на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека

     Статья 1. Основные понятия и термины

     В настоящем Законе используются понятия и термины в следующих значениях:
Решение органа власти – нормативно-правовой акт органов государственной власти и органов местного самоуправления, затрагивающий права и интересы определенных социальных групп гражданского населения Сахалинской области;
Достойная жизнь – физическое, психическое, социальное и материальное благополучие личности при обеспечении ее гражданской, общественной и государственной защищенности.
Свободное развитие – физическое, психическое, культурное и морально-нравственное совершенствование личности.
Гражданская экспертиза – вид деятельности, проводимый экспертной комиссией в целях реализации норм федеральных законов, предусматривающих гражданскую экспертизу, а так же для анализа и оценки влияния решения органа власти на физическое, психическое, социальное и материальное благополучие человека, его гражданскую, общественную и государственную защищенность, на условия физического, психического, культурного и морально-нравственного совершенствования личности в соответствии с процедурами, установленными настоящим Законом.
Профсоюзный контроль – вид деятельности, осуществляемый объединением профсоюзов в соответствии со ст.22 ФЗ «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности».
Инициатива профсоюзного контроля – обращение со стороны граждан, коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений и политических партий по осуществлению профсоюзного контроля;
Экспертная комиссия – экспертная комиссия при областном объединении профсоюзов, создаваемая для проведения гражданских экспертиз и состоящая из общественных гражданских экспертов, квалификация и компетенция которых признается органами власти.

Статья 2. Принципы организации и проведения гражданской экспертизы

     Организация и проведение гражданской экспертизы осуществляется на следующих принципах:
     1.равенство прав членов профсоюза на участие в экспертной деятельности;
     2.обязательность учета специальных требований общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, федеральных и областных законов при проведении экспертизы, в том числе по градостроительной деятельности, земельным отношениям, недропользованию, экологии, об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об охране атмосферного воздуха, о водных отношениях, о континентальном шельфе и внутренним морским водам, об охране окружающей среды, о растительном и животном мире, об особо охраняемых территориях;
     3.обязательность учета результатов общественных обсуждений решений органов власти, проводимых в установленном порядке;
     4.достоверность и полнота информации, используемой при проведении экспертизы;
     5.системность организации экспертной работы и ее нормативно-методологического и процедурного обеспечения;
     6.научная обоснованность, объективность и комплексность экспертных оценок;
     7.гласность, публичность и открытость деятельности экспертной комиссии, свобода доступа ко всем материалам экспертизы;
     8.формирование и конкретизация сфер экспертизы, определение специализации и аттестация общественных гражданских экспертов, публикование реестра общественных гражданских экспертов Сахалинской области;
     9.личная ответственность общественных гражданских экспертов за предоставление и оценку необходимых материалов, за выводы и заключения экспертизы.


     Статья 3. Заключение гражданской экспертизы

     1.Заключение гражданской экспертизы оформляется в установленном порядке и подписывается не менее чем тремя общественными гражданскими экспертами.
     2.Заключение гражданской экспертизы направляется в соответствующий орган власти.
     3.Органы власти обязаны рассмотреть заключение гражданской экспертизы и учитывать соответствующие выводы и рекомендации в своей деятельности.
     4.Заключение гражданской экспертизы и соответствующее решение органа власти по учету выводов и рекомендаций заключения гражданской экспертизы подлежат официальному опубликованию за счет органа власти в течение двух месяцев после получения заключения гражданской экспертизы органом власти.
     5.Неурегулированные спорные вопросы между органом власти и экспертной комиссией по заключению гражданской экспертизы по истечении двух месяцев со дня начала согласительной процедуры могут разрешаться в судебном порядке.


     Статья 4. Принципы и организация осуществления профсоюзного контроля

     Профсоюзный контроль организуется и осуществляется на следующих принципах:
     1.невмешательства в деятельность органов власти и организаций Сахалинской области;
     2.открытости, уважения и доверия к инициативам гражданского контроля;
     3.системности, объективности и комплексности обработки, изучения и подготовки обращений в органы власти, органы прокуратуры и суда по инициативам профсоюзного контроля;

     Статья 5. Общественно-гражданский эксперт

     1.Аттестация на должность общественно-гражданского эксперта проводится аттестационной общественно-гражданской комиссией при объединении профсоюзов на основе анкеты общественно-гражданского эксперта.
     2.Анкета общественно-гражданского эксперта разрабатывается объединением профсоюзов при учете основных положений анкеты общественно-гражданского эксперта (приложение №1 к настоящему Закону).
     3.Аттестационная общественно-гражданская комиссия формируется объединением профсоюзов из граждан, проживающих на территории Сахалинской области, представителей органов власти, коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений и политических партий численностью не менее 12 человек. Персональный состав комиссии согласуется решением областной Думы по представлению областного объединения профсоюзов с учетом требования представительства различных социальных групп населения, проживающего на территории Сахалинской области.
     4.Администрация области формирует областной реестр общественно-гражданских экспертов Сахалинской области на основе решений областной Думы .
     5.В областной реестр общественно-гражданских экспертов включаются анкетные данные и средний аттестационный балл анкеты общественно-гражданского эксперта.
     6.Выписка из реестра с указанием реестрового номера является свидетельством признания общественно-гражданской экспертной компетенции общественно-гражданского эксперта органами власти Сахалинской области.

     Статья 6 Сферы социального партнерства по реализации общепризнанных принципов и норм международного права

     В рамках настоящего закона социальное партнерство осуществляется по направлениям:

6.1.привлечение организаций, предприятий и индивидуальных предпринимателей, извлекающих доходы на территории Сахалинской области из трудовых, природных, производственных, непроизводственных, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов, а так же муниципальных образований к присоединению к Глобальному договору ООН об общих ценностях и принципах.

3. привлечение вышеуказанных организаций, предприятий и индивидуальных предпринимателей к реализации принципа социальной ответственности предпринимательства с обязанностью за счет собственных средств:
а) содержать здравпункты и пункты экстренной медицинской помощи;
б) выделять льготные путевки в профилактории и на базы отдыха, в том числе ветеранам труда и многодетным матерям;
в) создавать некоммерческие лечебные учреждения при наличии в организации опасных производственных объектов;
г) заниматься подготовкой кадров, повышением их квалификации, уровня профессиональных и научно-технических знаний, аттестацией, социальным обеспечением через собственные службы управления персоналом;
д) повышать уровень социального благополучия персонала;
е) обеспечивать профессиональную и техническую безопасность;
ж) снижать социально-психологические факторы риска труда;
з) повышать комфортность среды обитания и проживания.

4. учет природной ренты в данных природно-климатических, горно-геологических и географических условиях месторождений природных ресурсов Сахалинской области как невыплачиваемой заработной платы трудящихся и ее направление на социальные нужды трудящихся и населения через внебюджетные фонды при непосредственном участии профсоюзов.

5.практическая реализация системы корпоративного сдерживания, в том числе в части:

     5.1.трансформации бюджетно-экономической системы мирового рынка в региональную социально-ориентированную при смене оценочных приоритетов на индекс развития человеческого потенциала и индекс человеческого развития.
     5.2.введения ставок возмещения для местного персонала вертикально-интегрированных компанией с иностранным участием, уплаты единого социального налога со ставки возмещения и использования части ставки возмещения для поддержания социальной сферы.
     5.3.проведения объединительной экономической политики с целью создания региональных горизонтально-интегрированных компаний для повышения доли участия российских предприятий в шельфовых нефтегазовых проектах, а так же созданию и поддержке деятельности народных предприятий Сахалина в секторах импортозамещающем и жизнеобеспечения.
     5.4.введения систем стратегического управления, индикативного планирования и программно-целевой организации экономического пространства по целям «достойная жизнь» и «свободное развитие человека».
     5.5.введения системной социальной ответственности органов государственной и органов власти местного самоуправления перед гражданами и общественными объединениями путем внесения соответствующих изменений в уставы муниципальных образований по ответственности за соблюдение международных и конституционных положений по правам и свободам человека и государственных органов за повышение индекса человеческого развития и индекса развития человеческого потенциала.
     5.6.инициации в установленном порядке создания института уголовной ответственности юридических лиц (корпораций).



     Статья 7. Заключительные положения

     1.Нормы настоящего Закона не должны толковаться как отрицание или умаление возможности граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
     2.Настоящий Закон вступает в силу с даты его официального опубликования.


Губернатор



 
 

Оглавление