Персональный сайт
Кузьмина Андрея Геннадьевича
краснодипломированного инженера-экономиста.

  ЭН-79-1

Оглавление

 


Концептуальная программа развития человеческого потенциала
Сахалинской области в 2007-2030 годах

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.4 О ПОДДЕРЖКЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ГРАЖДАНСКОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ И ГРАЖДАНСКОГО КОНТРОЛЯ

    
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к законопроекту Сахалинской области «О поддержке общественных объединений гражданской экспертизы и гражданского контроля»


     Президент В.В.Путин, на недавней встрече с членами Комиссии по правам человека, попросил у Комиссии «помощи, поддержки в организации общественной экспертизы всех законопроектов, которые так или иначе, касаются прав российских граждан…этот аспект разработчиками законопроектов учитывается далеко не всегда».
     Гражданская экспертиза и гражданский контроль предусмотрены нормами следующих федеральных законов: Градостроительный Кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Об экологической экспертизе, Об отходах производства и потребления, О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, Об охране атмосферного воздуха, Об охране окружающей среды, О животном мире, Об использовании атомной энергии, О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности.
     Законопроект «О поддержке общественных объединений гражданской экспертизы и гражданского контроля» правоустанавливает направления взаимодействия органов власти Сахалинской области и экспертных общественных объединений, в том числе путем введения признаваемого института общественно-гражданских экспертов Сахалинской области для проведения обязательных и коммерческих экспертиз.
     Законопроект «О поддержке общественных объединений гражданской экспертизы и гражданского контроля» создает условия для правового воздействия населения области на органы власти местного самоуправления по обеспечению конституционных прав граждан и по осуществлению социальных целей конституционной политики государства.

ТЕКСТ ЗАКОНОПРОЕКТА

     Настоящий закон определяет гарантии деятельности, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки общественно-гражданских экспертов общественных объединений гражданской экспертизы и гражданского контроля Сахалинской области при реализации конституционных прав граждан на осуществление власти через органы власти и органы местного самоуправления в сфере социальной политики государства, направленной на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека путем проведения публичных гражданских экспертиз и гражданского контроля за решениями органов власти.

         Статья 1. Основные понятия и термины
     В настоящем Законе используются понятия и термины в следующих значениях:
Решение органа власти – нормативно-правовой акт органов государственной власти и органов местного самоуправления, затрагивающий права и интересы определенных социальных групп гражданского населения Сахалинской области;
Достойная жизнь – физическое, психическое, социальное и материальное благополучие личности при обеспечении ее гражданской, общественной и государственной защищенности.
Свободное развитие – физическое, психическое, культурное и морально-нравственное совершенствование личности.
Гражданская экспертиза – вид деятельности, проводимый экспертной комиссией или экспертным общественным объединением в целях реализации требований федеральных законов об общественно-гражданской экспертизе, анализа и оценки воздействия решения органа власти на физическое, психическое, социальное и материальное благополучие человека, его гражданскую, общественную и государственную защищенность, на условия физического, психического, культурного и морально-нравственного совершенствования личности в соответствии с процедурами, установленными настоящим Законом.
Гражданский контроль – вид деятельности, осуществляемый экспертным общественным объединением, по контролю за реализацией государственной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а так же за соблюдением конституционных свобод и прав граждан.
Инициатива гражданского контроля – обращение со стороны граждан, коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений и политических партий по осуществлению гражданского контроля;
Экспертная комиссия – формируемая органом государственной власти или органом управления муниципального образования комиссия для проведения обязательных экспертиз, которая состоит из общественных гражданских экспертов и содержится за счет бюджетных средств и при технической и организационной поддержке соответствующего органа власти.
Экспертное общественное объединение – общественное объединение, создаваемое и регистрируемое в установленном порядке, участниками и членами которого являются граждане, общественные объединения, коммерческие и некоммерческие организации, политические партии, и осуществляющее свою деятельность за счет собственных средств, в том числе полученных за проведение заказных или коммерческих экспертиз.

Статья 2. Принципы организации и проведения гражданской экспертизы
      Организация и проведение гражданской экспертизы устанавливается на следующих принципах:
     1.равенство прав граждан на участие в экспертной деятельности экспертного общественного объединения;
     2.обязательность учета специальных требований общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, федеральных и областных законов при проведении экспертизы, в том числе по градостроительной деятельности, земельным отношениям, недропользованию, экологии, об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об охране атмосферного воздуха, о водных отношениях, о континентальном шельфе и внутренним морским водам, об охране окружающей среды, о растительном и животном мире, об особо охраняемых территориях;
     3.обязательность учета результатов общественных обсуждений решений органов власти, проводимых в установленном порядке;
     4.достоверность и полнота информации, используемой при проведении экспертизы;
     5.системность организации экспертной работы и ее нормативно-методологического и процедурного обеспечения;
     6.научная обоснованность, объективность и комплексность экспертных оценок;
     7.гласность, публичность и открытость участия в деятельности экспертного общественного объединения, учет общественного мнения, открытость и свобода доступа ко всем материалам экспертизы;
     8.формирование и конкретизация сфер экспертизы, определение специализации и аттестация общественных гражданских экспертов, опубликование экспертным общественным объединением реестра общественных гражданских экспертов Сахалинской области;
     9.личная ответственность общественных гражданских экспертов за предоставление и оценку необходимых материалов, за выводы и заключения экспертизы.
     10.равноценность заключения экспертной комиссии и заключения экспертного общественного объединения по одному вопросу или теме.
     11.недопустимость участия одного и того же общественного гражданского эксперта в проведении экспертизы по одному решению органа власти одновременно в экспертной комиссии и экспертном общественном объединении.


Статья 3. Заключение гражданской экспертизы
     1.Заключение гражданской экспертизы экспертной комиссии или экспертного общественного объединения оформляется в установленном порядке и подписывается не менее чем семью общественными гражданскими экспертами.
     2.Заключение гражданской экспертизы экспертного общественного объединения направляется в органы власти.
     3.Органы власти обязаны рассмотреть заключение гражданской экспертизы экспертного общественного объединения и учитывать соответствующие выводы и рекомендации в своей деятельности.
     4.Заключение гражданской экспертизы и соответствующее решение органа власти по учету выводов и рекомендаций заключения гражданской экспертизы экспертного общественного объединения подлежат официальному опубликованию за счет органа власти в течение двух месяцев после получения заключения гражданской экспертизы органом власти.
     5.Неурегулированные спорные вопросы между органом власти и экспертным общественным объединением по заключению гражданской экспертизы по истечении двух месяцев могут разрешаться в судебном порядке.

Статья 4. Принципы и организация осуществления гражданского контроля
         Гражданский контроль организуется и осуществляется на следующих принципах:
     1.наделения функциями гражданского контроля общественного объединения по гражданскому контролю, создаваемого и регистрируемого в установленном порядке, а так же экспертного общественного объединения, по решению учредителей общественного объединения;
     2.невмешательства в деятельность органов власти и организаций Сахалинской области;
     3.открытости, уважения и доверия к инициативам гражданского контроля;
     4.системности, объективности и комплексности обработки, изучения и подготовки обращения в органы власти, органы прокуратуры и суда по инициативам гражданского контроля;
     5.обращения в органы суда по истечении двух месяцев с даты обращения в органы власти по инициативам гражданского контроля.

Статья 5. Общественно-гражданский эксперт
     1.Аттестация на должность общественно-гражданского эксперта проводится аттестационной общественно-гражданской комиссией при экспертном общественном объединении на основе анкеты общественно-гражданского эксперта.
     2.Анкета общественно-гражданского эксперта разрабатывается экспертным общественным объединением при учете основных положений анкеты общественно-гражданского эксперта (приложение №1 к настоящему Закону).
     3.Аттестационная общественно-гражданская комиссия формируется экспертным общественным объединением из граждан, проживающих на территории Сахалинской области, представителей органов власти, коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений и политических партий численностью не менее 12 человек. Персональный состав комиссии согласуется решением областного органа представительной (законодательной) власти с учетом требования представительства различных социальных групп населения, проживающего на территории Сахалинской области.
     4.Администрация области формирует областной реестр общественно-гражданских экспертов Сахалинской области на основе представления аттестационной общественно-гражданской комиссии экспертного общественного объединения.
     5.В областной реестр общественно-гражданских экспертов включаются анкетные данные и средний аттестационный балл анкеты общественно-гражданского эксперта.
     6.Выписка из реестра с указанием реестрового номера является свидетельством признания экспертного статуса общественно-гражданского эксперта органами власти Сахалинской области.

     Статья 6. Целевое финансирование экспертного общественного объединения
Целевое финансирование общественных объединений гражданской экспертизы и гражданского контроля осуществляется в соответствии с законами Сахалинской области об областном бюджете.

     Статья 6. Заключительные положения
     1.Нормы настоящего Закона не должны толковаться как отрицание или умаление возможности граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
     2.Настоящий Закон вступает в силу с даты его официального опубликования.


Губернатор
 



        



Оглавление