ПРИЛОЖЕНИЕ 5.4 О ПОДДЕРЖКЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ГРАЖДАНСКОГО КОНТРОЛЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к законопроекту Сахалинской области «О поддержке общественных
объединений гражданской экспертизы и гражданского контроля»
Президент В.В.Путин, на недавней встрече с членами Комиссии по
правам человека, попросил у Комиссии «помощи, поддержки в
организации общественной экспертизы всех законопроектов, которые так
или иначе, касаются прав российских граждан…этот аспект
разработчиками законопроектов учитывается далеко не всегда».
Гражданская экспертиза и гражданский контроль предусмотрены нормами
следующих федеральных законов: Градостроительный Кодекс РФ,
Земельный кодекс РФ, Об экологической экспертизе, Об отходах
производства и потребления, О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения, Об охране атмосферного воздуха, Об охране
окружающей среды, О животном мире, Об использовании атомной энергии,
О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности.
Законопроект «О поддержке общественных объединений гражданской
экспертизы и гражданского контроля» правоустанавливает направления
взаимодействия органов власти Сахалинской области и экспертных
общественных объединений, в том числе путем введения признаваемого
института общественно-гражданских экспертов Сахалинской области для
проведения обязательных и коммерческих экспертиз.
Законопроект «О поддержке общественных объединений гражданской
экспертизы и гражданского контроля» создает условия для правового
воздействия населения области на органы власти местного
самоуправления по обеспечению конституционных прав граждан и по
осуществлению социальных целей конституционной политики государства.
ТЕКСТ ЗАКОНОПРОЕКТА
Настоящий закон определяет гарантии деятельности, общие принципы,
содержание и меры государственной поддержки общественно-гражданских
экспертов общественных объединений гражданской экспертизы и
гражданского контроля Сахалинской области при реализации
конституционных прав граждан на осуществление власти через органы
власти и органы местного самоуправления в сфере социальной политики
государства, направленной на создание условий для достойной жизни и
свободного развития человека путем проведения публичных гражданских
экспертиз и гражданского контроля за решениями органов власти.
Статья 1. Основные понятия и термины
В настоящем Законе используются понятия и термины в следующих
значениях:
Решение органа власти – нормативно-правовой акт органов
государственной власти и органов местного самоуправления,
затрагивающий права и интересы определенных социальных групп
гражданского населения Сахалинской области;
Достойная жизнь – физическое, психическое, социальное и материальное
благополучие личности при обеспечении ее гражданской, общественной и
государственной защищенности.
Свободное развитие – физическое, психическое, культурное и
морально-нравственное совершенствование личности.
Гражданская экспертиза – вид деятельности, проводимый экспертной
комиссией или экспертным общественным объединением в целях
реализации требований федеральных законов об общественно-гражданской
экспертизе, анализа и оценки воздействия решения органа власти на
физическое, психическое, социальное и материальное благополучие
человека, его гражданскую, общественную и государственную
защищенность, на условия физического, психического, культурного и
морально-нравственного совершенствования личности в соответствии с
процедурами, установленными настоящим Законом.
Гражданский контроль – вид деятельности, осуществляемый экспертным
общественным объединением, по контролю за реализацией
государственной политики, направленной на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а так
же за соблюдением конституционных свобод и прав граждан.
Инициатива гражданского контроля – обращение со стороны граждан,
коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений
и политических партий по осуществлению гражданского контроля;
Экспертная комиссия – формируемая органом государственной власти или
органом управления муниципального образования комиссия для
проведения обязательных экспертиз, которая состоит из общественных
гражданских экспертов и содержится за счет бюджетных средств и при
технической и организационной поддержке соответствующего органа
власти.
Экспертное общественное объединение – общественное объединение,
создаваемое и регистрируемое в установленном порядке, участниками и
членами которого являются граждане, общественные объединения,
коммерческие и некоммерческие организации, политические партии, и
осуществляющее свою деятельность за счет собственных средств, в том
числе полученных за проведение заказных или коммерческих экспертиз.
Статья 2. Принципы организации и проведения гражданской экспертизы
Организация и проведение гражданской экспертизы устанавливается на
следующих принципах:
1.равенство прав граждан на участие в экспертной деятельности
экспертного общественного объединения;
2.обязательность учета специальных требований общепризнанных
принципов и норм международного права и международных договоров
Российской Федерации, федеральных и областных законов при проведении
экспертизы, в том числе по градостроительной деятельности, земельным
отношениям, недропользованию, экологии, об отходах производства и
потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,
об охране атмосферного воздуха, о водных отношениях, о
континентальном шельфе и внутренним морским водам, об охране
окружающей среды, о растительном и животном мире, об особо
охраняемых территориях;
3.обязательность учета результатов общественных обсуждений решений
органов власти, проводимых в установленном порядке;
4.достоверность и полнота информации, используемой при проведении
экспертизы;
5.системность организации экспертной работы и ее
нормативно-методологического и процедурного обеспечения;
6.научная обоснованность, объективность и комплексность экспертных
оценок;
7.гласность, публичность и открытость участия в деятельности
экспертного общественного объединения, учет общественного мнения,
открытость и свобода доступа ко всем материалам экспертизы;
8.формирование и конкретизация сфер экспертизы, определение
специализации и аттестация общественных гражданских экспертов,
опубликование экспертным общественным объединением реестра
общественных гражданских экспертов Сахалинской области;
9.личная ответственность общественных гражданских экспертов за
предоставление и оценку необходимых материалов, за выводы и
заключения экспертизы.
10.равноценность заключения экспертной комиссии и заключения
экспертного общественного объединения по одному вопросу или теме.
11.недопустимость участия одного и того же общественного
гражданского эксперта в проведении экспертизы по одному решению
органа власти одновременно в экспертной комиссии и экспертном
общественном объединении.
Статья 3. Заключение гражданской экспертизы
1.Заключение гражданской экспертизы экспертной комиссии или
экспертного общественного объединения оформляется в установленном
порядке и подписывается не менее чем семью общественными
гражданскими экспертами.
2.Заключение гражданской экспертизы экспертного общественного
объединения направляется в органы власти.
3.Органы власти обязаны рассмотреть заключение гражданской
экспертизы экспертного общественного объединения и учитывать
соответствующие выводы и рекомендации в своей деятельности.
4.Заключение гражданской экспертизы и соответствующее решение органа
власти по учету выводов и рекомендаций заключения гражданской
экспертизы экспертного общественного объединения подлежат
официальному опубликованию за счет органа власти в течение двух
месяцев после получения заключения гражданской экспертизы органом
власти.
5.Неурегулированные спорные вопросы между органом власти и
экспертным общественным объединением по заключению гражданской
экспертизы по истечении двух месяцев могут разрешаться в судебном
порядке.
Статья 4. Принципы и организация осуществления гражданского контроля
Гражданский контроль организуется и осуществляется на следующих
принципах:
1.наделения функциями гражданского контроля общественного
объединения по гражданскому контролю, создаваемого и регистрируемого
в установленном порядке, а так же экспертного общественного
объединения, по решению учредителей общественного объединения;
2.невмешательства в деятельность органов власти и организаций
Сахалинской области;
3.открытости, уважения и доверия к инициативам гражданского
контроля;
4.системности, объективности и комплексности обработки, изучения и
подготовки обращения в органы власти, органы прокуратуры и суда по
инициативам гражданского контроля;
5.обращения в органы суда по истечении двух месяцев с даты обращения
в органы власти по инициативам гражданского контроля.
Статья 5. Общественно-гражданский эксперт
1.Аттестация на должность общественно-гражданского эксперта
проводится аттестационной общественно-гражданской комиссией при
экспертном общественном объединении на основе анкеты
общественно-гражданского эксперта.
2.Анкета общественно-гражданского эксперта разрабатывается
экспертным общественным объединением при учете основных положений
анкеты общественно-гражданского эксперта (приложение №1 к настоящему
Закону).
3.Аттестационная общественно-гражданская комиссия формируется
экспертным общественным объединением из граждан, проживающих на
территории Сахалинской области, представителей органов власти,
коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений
и политических партий численностью не менее 12 человек. Персональный
состав комиссии согласуется решением областного органа
представительной (законодательной) власти с учетом требования
представительства различных социальных групп населения, проживающего
на территории Сахалинской области.
4.Администрация области формирует областной реестр
общественно-гражданских экспертов Сахалинской области на основе
представления аттестационной общественно-гражданской комиссии
экспертного общественного объединения.
5.В областной реестр общественно-гражданских экспертов включаются
анкетные данные и средний аттестационный балл анкеты
общественно-гражданского эксперта.
6.Выписка из реестра с указанием реестрового номера является
свидетельством признания экспертного статуса
общественно-гражданского эксперта органами власти Сахалинской
области.
Статья 6. Целевое финансирование экспертного общественного
объединения
Целевое финансирование общественных объединений гражданской
экспертизы и гражданского контроля осуществляется в соответствии с
законами Сахалинской области об областном бюджете.
Статья 6. Заключительные положения
1.Нормы настоящего Закона не должны толковаться как отрицание или
умаление возможности граждан обращаться лично, а также направлять
индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и
органы местного самоуправления, как отрицание или умаление других
общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
2.Настоящий Закон вступает в силу с даты его официального
опубликования.
Губернатор
|