Персональный сайт
Кузьмина Андрея Геннадьевича
краснодипломированного инженера-экономиста.

  ЭН-79-1

Для посетителей:
Главная
Сборник статей
Фотогалерея
Резюме



Обратная связь:
Гостевая
 
Новости:








E-mail: kuzmin@sato.ru




 
В Южно-Сахалинске сейчас ночь 3:30

Марксист о марксизме.

     За последние два года в "Экономической газете" газете было опубликовано около десяти моих статей с подписью экономист-марксист. Это совсем не значит мое догматическое, слепое следование марксовым постулатам.. Основу марксизма составляет метод исследования - материалистическая диалектика. Углубление от простого, отдельного, сложного, всеобщего к абстрактному, а затем восхождение от абстрактного к конкретному с помощью логики и теории познания - мощный инструмент объективности, оружие против авторитарности позитивизма и "вечно истинной" метафизики. Марксу удалось объединить вульгарный материализм Фейербаха и идеалистическую диалектику Гегеля. Создатель материалистической диалектики неизменно подчеркивал, что она по самому своему существу критична, ни перед чем не пасует и позитивное понимание существующего включает его отрицание. Применительно к предшествующим достижениям науки это означает творческое освоение наследия, движение все вперед и все выше по ступеням бесконечной дороги знания. Человеческое общество Маркс воспринимал не как застывший кристалл, а как живой, растущий и развивающийся организм. Поэтому и в общественных науках не может быть раз навсегда данных пределов знания, вечных и неизменных, аксиоматических формул. Маркс дал базовый фундамент для реализации мечты о человеческом счастье, о всестороннем, гармоничном развитии и свободе человека труда. Его гениальность явилась причиной его же трагедии, так как в практических, конкретных выводах он сам пренебрегал собственным методом, собственной теорией. В первом томе "Капитала" исследован капитал производственный на примере отдельного промышленного производства Англии. На основе теоретических разработок Рикардо и Смита Маркс вывел всеобщий закон капиталистического накопления и ряд общих законов. Однако однобокое выпячивание единичного превращает сложное и всеобщее в субъективную фикцию. Тем не менее, не завершив фундаментальной работы, Маркс почти целиком уходит в практическую деятельность по организации Международного товарищества рабочих. В 1852 году, в письме от 5 марта к Иосифу Вейдемейеру, Маркс пишет, что новизной его творчества, его открытием является форма власти в виде диктатуры пролетариата в социалистический переходный период от капитализма к коммунизму. Деятельность Маркса совпала с событиями Парижской Коммуны 1871 года, авторитет достиг апогея, начались притеснения со стороны полицейских режимов Европы. Кровавое поражение Коммуны поставило ряд вопросов среди единомышленников. Теоретические разработки Маркса становятся объектом критики коллег по 1-му Интернационалу. Основной удар нанесли анархисты - Бакунин, Платон, Лассаль и пр. - из России, Италии, Франции, Испании. Подключились и европейские социал-демократы из Бельгии, Англии, Германии, Нидерландов. "Цюрихское трио" - Хехберг, Бернштейн, Шрамм - в 1879 году издают статью "Ретроспективный обзор социалистического движения в Германии", которую Маркс назвал манифестом всех правых элементов. "Цюрихское трио" осуждало борьбу партии с буржуазией, заявив о необходимости вовлекать буржуа в партийные ряды, предоставлять руководящие посты буржуазной интеллигенции ввиду недостаточной образованности рабочих - тот самый меньшевизм. В Рабочей партии Франции сложилась группа "интегральных социалистов" из бывших анархистов бакунинского Альянса социалистической демократии - коллективисты Поль Бусс, Бенуа Малон. В итоге произошел раскол левого движения Франции на революционных пролетариев и мелкобуржуазных реформистов. Группа реформистов взяла за основу теорию "муниципального социализма", предполагая способность буржуазного государства осуществлять социальные функции. Социально-правовая концепция особой социальной миссии государства обосновывается теоретиком "государственного социализма" К.Робертусом, а так же А.Шеффле, А.Вагнером. В тоже время даже в Германии появляются носители секстанско-анархических настроений - Иоганн Мост, Гассельман. Для Англии Маркс усмотрел возможность мирного развития социалистической революции. Генри Гайндман, состоятельный адвокат и биржевый маклер, воспользовавшись "оговоркой" Маркса, развил теорию "социальной реорганизации" и "социальной реконструкции", пытался сочетать марксизм с теориями "государственного социализма", ставя Маркса на одну доску с Робертусом и Лассалем. В общем итоге европейские социалисты выносят вердикт: "Маркс хочет все и сразу", он мешает легальной работе с трудящимися массами по разъяснению возможностей для их сегодняшнего улучшения жизни. В протестантских и православных странах претензии к Марксу убийственны по своим последствиям влияния на умы интеллигенции: учение о диктатуре пролетариата есть ничто иное, как переложение католической идеи насильственного единения мира на политэкономическую почву. 1-ый Интернационал распался и при жизни Маркса, на международном конгрессе социалистов в 1881 году в швейцарском городе Хуаре, вопрос об образовании нового международного социалистического объединения даже не обсуждался. Тем не менее, марксистские направления существовали во всех организациях рабочего движения. Маркс пытается переместить деятельность Международного товарищества рабочих в США, усиленно занимается изучением накопления акционерного капитала на земельных спекуляциях, следит за ходом и последствиями войны между Севером и Югом, английским и французским влиянием, противоборству религиозных воззрений: католическая Франция и протестантская Англия, унификация личности перед церковью и государством или либерализм. Условия США отличались от европейских - была возможность приобретать земельные участки, рабочий класс отличался разнородностью. Узко-тредюнионистская идеология, мелкобуржуазный социализм привели к тому, что в рабочем движении победили анархо-лассальянские взгляды, которые ориентировали рабочее движение, главным образом, на участие в избирательной борьбе. Генри Джорж, американский экономист, направил революционный протест масс по пути требования национализации земли, а не подрыва основ капиталистического строя. Потерпев неудачу в организационной деятельности, Маркс уходит в теорию - биологию, химию, физику, электрику, высшую математику и историю. В истории особое сочувствие у Маркса вызывал Людовик Х1, "который ладил с горожанами и крестьянами и был жесток и вероломен только по отношению к высшей аристократии", а так же "великий макиавеллист" Иван111. Маркс дописывает третий том "Капитала". Когда над теоретиком не довлеют практические текущие соображения, используется логика и теория познания - материалистическая диалектика, исходные данные достоверны, то результаты и выводы могут вполне и не укладываться в собственные, в недавнем прошлом, соображения. Авангард пролетариата - не какие-то партийно-сознательные пролетарские элементы, а пролетариат всеобщего труда - труда онаученного, творческого, кооперирующего технологические процессы производства товара и его сбыт - высший менеджмент, управленцы, олигархи. Всеобщий труд относится к труду купеческому. Маркс в третьем томе "Капитала" показал превалирование, приоритет капитала купеческого (в товарно-торговой и денежно-торговой форме) над капиталом производственным. Причем последний, по выводам Маркса, превращается лишь в посредника между собственными наемными рабочими и капиталом купеческим. Собственно капиталистом становится купец, который кладет себе в карман большую часть прибавочной стоимости. Купец сравнивает цены производства не только в своей стране, но и с мировыми ценами. Мировой рынок дает процветание купеческому капиталу, поскольку основа его накопления и господства - варварство производящих народов. И что сам способ производства, его развитие, становление и смена обуславливаются не столько собственными противоречиями между производственными отношениями и производительными силами, а сколько общемировой диалектикой капитала купеческого по накоплению всеобщего и общих эквивалентов обмена: зерна, скота, рабов, меди, железа, соли, шелка, пряностей, пушнины, серебра, золота, углеводородов, бумажных денег и ценных бумаг. Из философской категории всеобщего вытекает и будущий всеобщий эквивалент обмена - уран, ядерные материалы. Разработки Маркса сегодня входят в учебные программы высших школ в виде современных монетаристских теорий и всяческих экономиксов. Когда в Англии в 1999 году компания Би-би-си провела интернетовский опрос о человеке второго тысячелетия, то им был признан Карл Маркс. Мир развивается почти по Марксу. Идеологи Мирового правительства (Римский клуб и Бельдербергская группа) сумели объединить марксову идею диктатуры пролетариата всеобщего труда и эволюционно-дарвиновскую идею главенства политической аристократии по теории политической антропологии. Таким образом, в мире существует теория и идеология, выходящая за рамки религиозных мировоззрений, но включающая в себя религиозную философию. Маркс, теософия, Дарвин (МТД) - получается некий матадор по укрощению строптивых поползновений стадных масс. Интегральная теория со стойким внутренним противоречием между гуманностью для всех и справедливостью для пролетариата высших форм труда, между классами присваивающими и классами производительными, между человеком духовным, человеком разумным, человеком рассудочным, человеком животным. Как и почему марксизм появился в России? Как говорил товарищ Сталин, события определяют не столько намерения людей, сколько стечение обстоятельств. В 1881 году Григорий Плеханов берется за русский перевод "Манифеста Коммунистической партии". Плеханов - один из руководителей революционной организации "Черный передел", которая выделилась из "Народной воли" под влиянием русских анархистов. Свой перевод и соображения к нему Плеханов переправляет в Лондон с сотоварищем Морозовым. Маркс высоко ценил работы Чернышевского, испытывал теоретический интерес к развитию Россию и изучал русский язык. С неким Лавровым Маркс отправляет свой ответ Плеханову, в котором, помимо всяческих любезностей, содержалось заключение о возможности перехода общинной России к социализму минуя капиталистическую стадию. Этого было достаточно Плеханову, Засулич, Аксельроду для образования в 1883 году первой марксистской группы "Освобождения труда" в России. Зерно католической идеологии насилия, унифицированного завистливого равенства среди единоверцев, политического ожесточения к иноверцам было брошено на российскую землю. Его прорастанию среди русской интеллигенции очень поспособствовали Достоевский со своими "бесами" и легендами о "Великом инквизиторе", а так же бездуховный мистик Гоголь. Словами выдающегося просветителя-западника Горбачева - "процесс пошел". Стечение обстоятельств обеспечило позорные военные поражения России в 1903-1916 годах и, может быть главное, ненасытный грабеж собственного народа царской семьей Николая второго (вывоз только ценностей на сумму нынешних 1,5 трлн. долларов в любезную царскому сердцу Англию). Идею диктатуры пролетариата (простого и сложного труда) "обкатали" в СССР. Но Россия избегает корпоративного передела, так как Ленин завещал руководство страной лидеру бывшего российского бюро РСДРП - Сталину с его соратниками: Орджоникидзе, Киров, Куйбышев, Молотов, Микоян, Ворошилов. До революции в РСДРП существовало два направления: зарубежное бюро и российское бюро. И всю историю партийно-государственных чисток и репрессий нужно рассматривать с позиции внутренней борьбы центральных группировок: просветители-западники и народники-почвенники. Группа Сталина не только провела Россию от сохи до ядерного оружия сдерживания, но и сумела экспериментально апробировать экономическую модель всемирной ассоциации народов. Модель достойной жизни всех народов при определяющем требовании снижения себестоимости продукции и устранении "ложных стоимостей", которые создаются, как и источник существования, так и для обеспечения потребительской жизни части классов присваивающих. Сталинской экономической модели противопоставляется зарубежный противовес. Созданная в 1952 году Бельдербергская группа политической аристократии и высшего менеджмента уже в 1959 году издает свой манифест о диктатуре ТНК, через советских "космополитов" - просветителей-западников - добивается того, чтобы коренное положение марксизма о диктатуре пролетариата было исключено на 22 съезде из программных положений КПСС. В СССР устанавливается период коллегиального почвеннизма, накопления запасов для корпоративных структур за счет трудящегося народа. Идейно подкованным, но политэкономически малограмотным, из-за изучения под видом марксизма теории трудовой стоимости Рикардо, членам политбюро ЦК КПСС сложно было понять что: производство является лишь одной из сфер обращения купеческого капитала, а ни как наоборот; связь между количеством стали на душу населения и продолжительностью жизни, уровнем образованности и всем ВВП на эту душу (ООН-вский индекс человеческого развития) настолько опосредствована, что ею можно пренебречь; нужно использовать ресурсы страны не на всякую мифологию и мифотворчество, не на укрепление "формы", а на улучшение "содержания", то есть производительных сил, в которые входит человек труда со своими жизненными потребностями; в марксизме существует основной постулат о главенстве развития производительных сил и вторичности формы - производственных отношений; основой планирования должна быть потребительская корзина и ее доступность для уровня доходов всех; что классовая борьба национальна по форме, а интернациональна по содержанию; развитой социализм начинается тогда, когда больше 75% бюджета расходуется на общественно-личностное развитие. Поверхностное изучение марксизма на основе авторитетных суждений ( удобный для жизни позитивизм) привело к тому, что в общественном мнении сложилось своеобразное обывательское понятие: капитализм - частная собственность, социализм - государственная собственность и партия превыше всего. Но так ли ставили вопрос классики? По Марксу капитал (-изм) - юридическое оформление социально-экономических отношений, позволяющее частное присвоение результатов чужого труда. А социализм по Ленину - юридическое оформление социально-экономических отношений (в форме диктатуры пролетариата на тот период), обеспечивающее планомерную организацию общественно-производительного процесса в целях общественного потребления. И отношения собственности вторичны, так как главное - поступательное развитие производительных сил. И форма государственного устройства - только лишь форма. Вопрос только в пределе платы, которое общество может заплатить государству за исполнение своих функций. Так как государство со своим аппаратом, армией, полицией - лишь дорогостоящая защита, регулятор и контролер общественных процессов. Что при капитализме, что при социализме. Передача контрольных функций одной партии, базирующейся на одном классе и имеющей рычаги принуждения для всех - все это очень напоминает постулаты католичества о насильственном единении. Партия должна базироваться не на определенном классе, а на ряде различных общественных объединений, отражающих интересы широкого спектра населения страны. Пожалуй, к концу жизни это понял сталинский нарком Молотов - в 1981 году он высказал Феликсу Чуеву предположение, что коммунизм скорее всего наступит в США. Нынешние патриоты-почвенники все чаще приводят пример успехов компартии Китая. С очевидной ссылкой на партийную форму государства, оставляя без внимания ту очевидную объективность, что за достижениями коммунистов Китая нужно видеть природно-климатические условия, которые позволяют собирать от двух до четырех урожаев зерновых и до шести урожаев овощных культур в год. Соответственно, всякая прочая себестоимость обеспечивает десятки миллиардов иностранных инвестиций в легкую промышленность. Форма партийной организации здесь не причем, как и форма собственности. Буддизм тем и отличается от православия, что игнорирует форму по сравнению с содержанием. А вот единственной силой, способной сдерживать экспансию сотен миллионов китайцев по всему миру, является компартия. И эту ее роль ценят самые отъявленные империалисты. В России все усиленно ищут национальную идею, которая, вроде скатерти-самобранки, накормит всех, причем, не сходя с печки. В этом отношении самая лучшая идея - сместить земную ось, да так, что бы Россия оказалась в субтропиках. Вот тогда, как в привлекательной для отдельных телезрителей Бразилии, можно целый день вести многозначительно-умные разговоры, согреваться не надо, фрукты с веток сами падают - мечта. А если еще учесть запасы нефти, газа и прочего сырья, то туземцы Катара будут бледно выглядеть - к восемнадцатилетию своего гражданина ему можно будет открывать личный счет не на тамошних 500 тыс. долларов США национально-сырьевой гражданской доли, а на миллион. Народники-почвенники хотят как лучше, но не знают, чем смягчить воздействие на россиян абсолютно-объективного процесса корпоративного переустройства мира. Конечно, в интересах большинства можно отнять все, включая мифическую ренту (она есть в Катаре и других теплых странах, так как там добыча сырья дешевле, чем предельная в России), и не торопится со справедливым делением. Установить фактически равную оплату главному инженеру и подсобному рабочему промышленного предприятия по производству средств производства для производства средств производства. Стимулировать творческую активность страхом репрессий, либо улучшенными условиями содержания в гулаговских лагерях. Банкиров и прочих финансистов-купцов собрать вместе, превратить в клерков-счетоводов, а присматривать за ними поставить омоновца с пулеметом. Но это надо сильно недооценивать свой народ, чтобы думать, что он стадом войдет в одну и туже реку дважды.
    Какую же роль занимает марксизм в России сегодня? Он соответствует сталинскому сравнению с редиской: сверху красный, внутри белый. Фундаментальный марксизм перебрался на правый фланг: просветители-западники Чубайс, Гайдар, Немцов и прочие правые осуществляют на практике цели купеческой денежно-торговой формы капитала при корпоративном разделе России. Левому флангу, на марксистской теоретической базе, необходима и возможна разработка теории корпоративного сдерживания. Теории рыночной адаптации, сглаживания, которая определила бы пути синергетического развития многонациональной России с существующей численностью в условиях мирового рынка при учете конкретных природно-климатических, горно-геологических и географических условий. Очевидно объективных условий, которые для возможности достойной жизни всех требуют двух-трехкратного превосходства в производительности общественного труда. В целом, данная статья написана с искренней надеждой, что удастся пробудить от спячки творческие умы социалистического склада. Не заниматься эмпирической подборкой цитат классиков для обоснования метафизических истин, а выполнять главное их наставление: если хотите осознанно двигаться вперед, то прежде дайте оценку текущего момента при помощи материалистической диалектики. Выявите тенденции развития ситуации в мире, в стране, в регионе. Установите действующие в обществе силы и разработайте направления воздействия на них таким образом, чтобы равнодействующая этих сил имела нужное направление. Не надо бояться компромиссов в тактике и даже стратегии практических действий при движении вперед. Не бойтесь объединения при движении вперед, отстающие отпадут сами. Это дискутировать при определении целей движения можно на одном месте и порознь. Недопустимы компромиссы в теории, они обрекают движение на эмпирическое блуждание. Либо интересы классов производительных, либо интересы классов присваивающих. Между этими классами нужно распознавать подкласс класса присваивающего - отряд функционеров - то есть тех, которые создают "ложные стоимости", растрачивая общественные ресурсы под видом активно-полезной деятельности. Главной подпиткой этого отряда являются государственно-бюджетные и общественные деньги. Главной отличительной особенностью его является отсутствие рациональных целей, он присутствует и паразитирует на любом общественном процессе, движении. Своего рода бесполезный наполнитель, потребляющий полезную энергию. Это подкласс мещан-эгоцентриков, любое действие которых начинается от собственного "я" и "мне". Деление на "правых" и "левых", "единый центр" достаточно условно. Есть просветители-западники, действующие в интересах аристократического политического, социального и производственного меньшинства. Есть народники-почвенники, выражающие интересы большинства населения. Есть функционерский центр, не несущий ничьих интересов, кроме своих собственных. Просветители-западники тоже желают добра, хотят как лучше. Но это лучшее относится к предельной численности в 40 млн. человек. Запад был, есть и будет враждебен к остальным россиянам, так как, по определению аналитиков Римского Клуба, эти россияне проедают как бы обще планетарные природно-сырьевые ресурсы. А эти ресурсы предназначены для "избранной", "золотой" части человечества. Частично "излишняя" численность уравновешивается туземной зарплатой, которая ниже пособия по безработице в развитых странах, и жесткой политикой урезания социальных расходов. Урезания в нашем социальном государстве, которое превращают в донора мировых финансовых структур. Усмирить цинично-рациональный Запад можно. Вместо содержания бесполезной, в условиях открытого рынка, армии, легиона функцинерствующих госчиновников, материалоемкого низкорентабельного производства показать миру источник интеллектуального потенциала - искусство, спорт, наука. Веками нажитый творческий потенциал российского народа все еще может дать такой вклад в мировое развитие, что с ним будут вынуждены считаться самые горячие западные парни. И успокоиться по поводу лишних россиян. Творческий вклад сложно считается в валовых показателях, а признают его все. Пожалуй, это самый реальный путь возрождения России. Что же касается марксизма, то просто неразумно отказываться от теории, волюнтаризм при использовании которой привел к утрате миллионов жизней. Нужно найти и осваивать рациональные пути прикладного использования этой теории в нынешних условиях, зная то, что ее основу составляет вера (не верование) в гуманное и творческое человечество. Но при этом всегда помнить, что марксизм - обоюдоострое оружие, предназначенное не для рук верующих догматиков.

  Оглавление 



 

Copyright © 2004 SWS

 

Государственная телерадиокомпания 'Сахалин'- видеоновости Сахалинской области. Sakhalin Online - Сахалинские ресурсы в Сети