Персональный сайт
Кузьмина Андрея Геннадьевича
краснодипломированного инженера-экономиста.

  ЭН-79-1

Для посетителей:
Главная
Сборник статей
Фотогалерея
Резюме



Обратная связь:
Гостевая
 
Новости:








E-mail: kuzmin@sato.ru




 
В Южно-Сахалинске сейчас ночь 2:06

К стратегическому управлению 
экономическим пространством Сахалинской области

     Уставом Сахалинской области в п.5 ст.13 предусмотрено принятие областных программ в сфере экономического, социального, культурного развития и охраны окружающей среды. Однако Устав и Закон Сахалинской области №53 от 03.02.1998 года "Об областных и межрегиональных целевых программах" не содержит положений, определяющих объективную, не зависящую от остатков бюджетных средств, обоснованность целей (целеполагание), индикативность этапов фактического выполнения программных задач, а так же схемы управления реализацией целевых программ. Существующие целевые программы являются инструментом рационального использования бюджетных средств, то есть являются лишь частью финансового механизма использования расходной части бюджета. Стратегическое управление, в отличие от производственного и рыночного, посредством программно-целевых методов направлено на создание условий для требуемого роста бюджета при соблюдении баланса благоприятных социальных и природных условий.
     Устав Сахалинской области относит к полномочиям Администрации определение структуры и штатов исполнительных областных органов власти. Однако вопрос разработки и утверждения схемы управления экономическим пространством Сахалинской области остался вне рамок законодательного поля региона. Отсутствие объективных принципов институциональности действующей структуры управления не позволяет повышать эффективность функционирования экономического пространства Сахалинской области. Отсутствие единого центра исполнения и координации региональных программ приводит к потере эффективности управления по сохранению и увеличению регионального национального богатства, к несистемному расходованию бюджетных средств на государственное, региональное и местное управление.
     Расходы на все структуры управления достигают 60 процентов бюджета. Если по мировым социологическим разработкам порог положительной эффективности государственного управления определяется в 25 процентов от расходной части бюджета, то в России сложилась ситуация, при которой чиновничий аппарат расходует средства в ущерб общественным и личным интересам. В системе "государство - общество - личность" наметился перекос в пользу государства, что противоречит статье 7 действующей Конституции, определяющей Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности.
     Настоящий законопроект является системообразующим нормативным правовым актом, направленным на создание управленческо-организационных условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека на территории Сахалинской области, посредством разработки и реализации схемы управления экономическим пространством для применения региональных генеральных социальных, базовых социальных, целевых социальных и генеральных экономических, базовых экономических, целевых экономических программ.
     Необходимость создания эффективных управленческих условий обусловлена современным требованиям о реформировании и реструктуризации. В Сахалинской области до 28 тыс. человек (данные областных СМИ в период выборов губернатора Области) заняты в органах и структурах государственного федерального, государственного регионального и местного управления. Содержание армии чиновников в условиях рыночной экономики, когда отсутствуют директивные планирование, управление и контроль, приводит к неэффективному и бесцельному расходованию бюджетных средств, сокращает национальное богатство территории области, угнетает производителей материальных благ налоговым бременем и мелочным регламентированием частных вопросов, не позволяет развивать материальную базу гражданского общества. Под прикрытием общих фраз о реформировании, реструктуризации, инвестировании и т.п. декларативных заявлениях совершенно размылись объективные цели управления органов власти. Все чаще в документах исполнительной власти встречается новомодное слово "мониторинг", которое переводится как наблюдение. Но разве созерцательное наблюдение за бюджетные деньги служит предназначением многочисленных чиновников? Однако всевозможные методы борьбы за сокращение чиновничьего аппарата показывают свою мало эффективность, так как они, в первую очередь, касаются полноправных членов общества, стремящихся к благополучию своему и своих семей. Значительная часть аппаратных служащих является высококвалифицированными и грамотными работниками. По специальной классификации труд аппаратных служащих относится к категории сложного и всеобщего труда, причем работодателем выступает общество в целом, выбирая первых руководителей власти исполнительной и коллективное представительство во власть законодательную.
     Целевое управление при осуществлении деятельности многочисленных служащих может повысить уровень благосостояния всего населения. Целевая организация управления призвана совместить общественные интересы с государственными и личными.
     Статья 8 Конституции Российской Федерации гарантирует единство экономического пространства. Статья 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Единое экономическое пространство определяется как средство достижения политических целей России - достойной жизни и свободного развития человека. В рамках Конституции, Федеральных Конституционных Законов и Федеральных Законов Российской Федерации не содержится положений, определяющих категории "достойная жизнь" и "свободное развитие", а так же "единое экономическое пространство". Закон субъекта федерации может применить указанные категории исходя из общепризнанных принципов и норм международного права Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Пактами о правах человека, одобренных 16 декабря 1966 года Генеральной Ассамблеей ООН, включая Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, а так же Декларациями ВОЗ. Достойная жизнь определяется достойными уровнем жизни, защищенностью личности, охраной здоровья и соблюдением прав и свобод человека. Уровень жизни - это уровень материального благополучия, оцениваемый как отношение среднедушевых доходов населения к величине прожиточного минимума при базовой обеспеченности средствами жизни и при удовлетворяющем человека здоровье. К примеру, согласно документам ООН, среднедушевой доход должен составлять 40 тыс. долларов в год. Здоровье понимается как физическое, психическое (общественное и индивидуальное) и социальное благополучие личности. Согласно нормам ООН, средняя продолжительность жизни должна составлять 85 лет. Защищенность личности подразделяется на гражданскую (природно-климатические, экологические, санитарно-эпидемиологические и вредные техногенные воздействия), общественную (воздействие криминальной среды, посягательства на честь и достоинство личности, социальную справедливость и равноправие, негативное информационное воздействие, межнациональные конфликты, терроризм) и государственную (военные угрозы, посягательства на конституционный строй) безопасность. Права и свободы личности приведены непосредственно в Конституции РФ. Правомерно дать следующее определение категории "достойная жизнь", "свободное развитие человека" и соответствующих блоков схемы управления:
достойная жизнь - это физическое, психическое, социальное и материальное благополучие личности при соблюдении конституционных прав и свобод и обеспечении гражданской, общественной и государственной ее защищенности.
свободное развитие человека - это условия достойной жизни, при которых в полной мере появляется возможность и осознанная необходимость для отдельной личности в социальном творчестве, социальном новаторстве, самообразовании, самоорганизации, культурности, гуманности, духовности, нравственности, моральности, этичности и эстетичности.
     Экономическое пространство - это совокупность институциональных, функциональных, собственнических, трудовых, финансовых, социальных и других экономических институтов, определяющих экономическую систему на определенном территориальном пространстве. В свою очередь, основой социально-экономической системы являются природные ресурсы, финансовые, производственные, материальные и нематериальные активы и, главное, качественно образованные, здоровые и трудоспособные люди. Основа системы увязана в системе при помощи методов распределения ресурсов, взаимосвязи производства и потребления, механизма хозяйствования и управления, мотивов поведения, хозяйственного права. Основа системы является национальным богатством данной территории. Таким образом, правомерно определение: национальное богатство территории - образованное, здоровое и трудоспособное население, природные ресурсы, финансовые, производственные, непроизводственные, материальные и нематериальные активы.
     Критерий эффективности организации, индикативного планирования и управления территорией заключается в минимуме потери национального богатства территории при оптимальном сочетании денежной массы, реального оборота товаров и услуг и соблюдения хода социальных и экологических процессов. Рост национального богатства территории обуславливается снижением материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, производимых на ней материальных благ при повышении профессионального и научно-технического уровня знаний трудящихся. Уровень знаний граждан, занятых производительным трудом, должен определять возможность появления интеллектуальной ренты.
     Управление экономическим пространством Сахалинской области направлено на обеспечение роста национального богатства территории по направлениям:
     1. природные ресурсы;
     2. реальная экономика;
     3. виртуальная экономика;
     4. трудовые ресурсы.
     В Сахалинской области сфера реальной экономики, по принятой классификации, подразделяется на отрасли промышленности: электроэнергетика, топливная, нефтегазодобывающая, нефтеперерабатывающая, угольная, машиностроение и металлообработка, станкостроительная и инструментальная, лесная и лесозаготовительная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, строительных материалов, сборных железобетонных и бетонных конструкций и изделий, легкая, швейная, кожевенная, меховая, обувная, пищевая, пищевкусовая, мясная и молочная, рыбная, хлебопекарная, мукомольно-крупяная и комбикормовая, полиграфическая, сельское хозяйство, лесное хозяйство, железнодорожный транспорт, автомобильное хозяйство, морской транспорт, авиационный транспорт, связь, научно-проектные и научно-исследовательские организации, торговля и общественное питание, геология и разведка недр, геодезия и гидрометеорология, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение, народное образование, культура и искусство, научные организации, управления районов и городов.
     Столь обширное поле реальной экономики перешло в наследство из советских времен и требует реструктуризации с учетом положения в мировой экономике России в целом и области в частности. Реструктуризация предполагает разделение реальной экономики на три сектора и создание блоков управления соответствующими секторами:
     1. экспортоориентированного сектора;
     2. сектора жизнеобеспечения;
     3. импортозамещающего сектора.
     Реальная экономика неразрывно связана с виртуальной экономикой - финансово-банковской, финансово-акционерной, информационной. Виртуальная экономика базируется на достижениях научно-технического прогресса в области электронных средств коммуникаций и получает законодательную поддержку в виде признания системы электронных финансовых расчетов, торговли, документооборота и т.п. вплоть до электронных подписей. Виртуальная экономика позволяет реформировать, интегрировать региональное экономическое пространство в федеральное и мировое. Развитие сектора виртуальной экономики предполагает отдельный блок его управления, особенно в части инфраструктуры деловых услуг (банковские, информационные, страховые, аудиторские, консультационные, юридические, депозитарные и т.п.) 
     Реструктуризация регионального экономического пространства не исключает необходимости разработки функциональных региональных блоков управления - интегрированных, выделенных и объединенных из всех секторов - трудовых, социально-приоритетных, здравоохранительных, природоохранных и т.д. в соответствие с определением "достойная жизнь". Базовые экономические региональные блоки управления подразделяются на целевые экономические региональные и муниципальные блоки управления по отдельным отраслям и направлениям.
     Управление импортозамещающим и экспортоориентированным секторами определяет необходимость наличия целевых экономических региональных блоков управления общемировыми программами: Международных Стандартов Бухгалтерского Учета (ISA), Общепринятых Бухгалтерских Процедур (GAAP), по навыкам международного управления бизнесом, этике ведения международного бизнеса и т.п. 
     Программно-целевое управление экономическим пространством невозможно без точного определения экономических понятий. Заявления типа: "подлинно рыночные системы управления не используют директивное управление, а управляют только по обратным связям" или что "рынок- сам себе регулятор и не нуждается ни в каком управлении извне" - с профессиональной точки безграмотны, так как любая система управления с обратной связью всегда содержит канал директивного управления, по которому извне задается цель управления, без которой само управление теряет смысл. Обратная связь в состоянии лишь уточнить цель, но не в состоянии ее назначить.
     В рамках данного законопроекта управление означает подход, при котором органы власти ориентируются на достижение конечного результата в логике поэтапного действия: формирование дерева целей, разработка адекватной исполняющей программы, реализация управляющей программы, распределение ограниченных ресурсов наилучшим образом для достижения поставленных целей. Законодательное установление схемы управления носит не обязательный, а рекомендательный, или индикативный, характер. Губернатор области самостоятелен при определении структуры и штатов исполнительных органов власти. Однако законодательный орган, при нарушениях хода социально-экономического процесса в Сахалинской области и серьезных отклонениях фактических показателей от индикативных социальных показателей региональных программ, может настаивать на приведении структуры управления в соответствие со схемой управления. То есть, программное управление предполагает длительный нелинейный процесс изменения системы управления. При достижении заданного уровня достойной жизни, в полной мере появляется возможность начать стабильный этап свободного развития человека. Свободного развития при оптимальной экономической конструкции по совокупности критериев устойчивости, расширенного воспроизводства, технологического развития, системы механизмов создания и поддержания экономического равновесия, развитых формах общественного самоуправления. 
В текущей действительности многочисленные обращения избирателей к депутатам превращают последних в своеобразный придаток исполнительной власти. Такие обращения являются свидетельством о пробелах в законодательном поле, либо о неэффективности исполнительной власти в части сектора управления по отклонениям. 
  Далее>>>

Оглавление Далее>>> 




 

Copyright © 2004 SWS

 

Государственная телерадиокомпания 'Сахалин'- видеоновости Сахалинской области. Sakhalin Online - Сахалинские ресурсы в Сети