Персональный сайт
Кузьмина Андрея Геннадьевича
краснодипломированного инженера-экономиста.

  ЭН-79-1

Для посетителей:
Главная
Сборник статей
Фотогалерея
Резюме



Обратная связь:
Гостевая
 
Новости:








E-mail: kuzmin@sato.ru




 
В Южно-Сахалинске сейчас день 11:59

Прописная мораль и чувственно-осознанная нравственность


     Обыденный житейский опыт дает множество примеров употребления понятий морали и нравственности к оценке деятельности общества и личности. С общим значением благопристойности и надлежащего поведения. Словарно-энциклопедические источники - Большая Советская Энциклопедия 1952 г., Энциклопедический словарь 1953-55 гг., Советский Энциклопедический Словарь 1987 г., Большой Энциклопедический Словарь 1997 г., словарь Брокгауза и Эфрона и др. - страдают изъятием отдельных принципов морали или их искажением в угоду конкретно-исторических предпочтений государства. Разделение понятий морали и нравственности осуществляется формально-условно, по латинообразующей основе (БЭС 1952). Но, в целом, полное смешение этих понятий как одной формы общественного сознания. Есть ли причина такой идентификации? Полагаю, причин несколько, в том числе политическая целесообразность, воинствующий атеизм, разделение церквей, отрицание духовности, вульгарный материализм, приоритетность норм права. Обобщение множества источников позволяет предложить собственные определения, которые, надеюсь, будут способствовать своду общепринятых понятий.
     Общественное сознание - совокупность представлений, идей, идеалов, убеждений, теорий, традиций, нравов, мотивов и предпочтений в религиозной, философской, научной, социальной, правовой, культурной, моральной, нравственной, этической и эстетической формах. Общественное сознание является объективной силой, катализатором деятельности личности, общества и государства.
     Мораль - моральная форма общественного сознания, вносимая государством и общественно-политическими структурами с целью влияния на индивидуальное сознание через формализованные, прописные понятия, нормы, определения, принципы, категории и критерии чести, долга, обязанности, ответственности, достоинства, репутации, гражданских ценностей и целей, культуры, этики и эстетики.
     Нравственность - нравственная форма общественного сознания, вносимая церквями и общественными структурами подсознательными ощущениями и чувствами с целью влияния на индивидуальное сознание через религиозные учения, искусство, обычаи, нравы, традиции, предания, сказания, привычки, приличия для мотивации творческого, созидательного и гуманного развития человека. Так, к примеру, христианские моральные каноны "знать, соблюдать и творить истину" соответствуют нравственным чувствам благоощущения, благочестия и благотворчества. В то же время, аморальное зло может являться нравственным благом: уничтожение убийц государством аморально, но нравственно излечивает общество. С формальной стороны, моральная заповедь "не убий" для реального человека как-то мало сочетается с нравственным подтекстом "око за око, зуб за зуб". Высшая форма нравственности (благоощущения, благочестие, благотворчество) - это любовь: к индивидуму, семье, отечеству и вообще человечеству. Воинские подвиги Матросова, Гастелло, защитников Брестской крепости, панфиловцев под Москвой, ленинградцев, сталинградцев и сотен тысяч советских людей в годы войны в тылу и на фронте - высшее проявление нравственности, то есть любви к своему отечеству и народу. И государство со своими тривиальными нормами, уставами, указами и приказами ни причем, оно только может приписать самопожертвование личностей и групп к собственным заслугам. Отечественные войны выигрывал народ, а не государство с чиновником и регулярной армией. Наполеон совершил роковую ошибку - начал клеймить русского крестьянина в свое подданство. И армия, сдавшая Москву, не смогла потом его догнать до Парижа. Гитлер разгромил регулярную красную армию в два месяца и получил больше двух миллионов военнопленных. Но осуществление идеи славянского рабства на оккупированных территориях инициировало такую самоотдачу и самоотверженность мобилизованного советского народа на фронте и, в первую очередь, в тылу, что верховный жрец арийской идеологии вместе с самой мощной военной машиной того времени не прошел к Китаю (поддержка Японии) и Индии (поддержка Италии) через Россию, а бесславно закончил в берлинском логове. Нравственные устои российского народа, закаленного в тысячелетней борьбе за выживание с суровой природой и окружающей опричнинно-чиновничей присваивающей действительностью, невозможно сломить ни каким внешним силовым воздействием. Можно воспользоваться его не человечески наивной доверчивостью, но только лишь временно - возмездие гарантировано стойкостью внутренних убеждений, способностью ассимилировать слабых и стальной волей к терпению и преодолению. Кто сможет покорить или уничтожить народ, который даже смертельную дозу радиации и современную биотропную отраву в импортных продуктах нейтрализует водкой, душевно преодолевает расслабляющее действие алкоголя при активной деятельности и на генном уровне со-общается с космической музыкой мироздания? Цивилизованно-рациональный мир со своей рассудочно-разумной суетой вокруг материального достатка - мещанский муравейник под благодушным созерцанием русского духа на пути российского народа к истине.
     Исследование понятий морали и нравственности приводит к глубокому убеждению, что единение творческо-созидательного и гуманного человечества только лишь политико-силовыми и экономическими методами бесперспективно, так как, в конечном итоге, отражает интересы лишь определенной группы или сообщества. Истинный путь, как и идея бесконечности бога, тернист и длителен: общность культурная, единая мораль, новая общая религия и единая церковь как идеологический аппарат, распространение солидарной общепланетарной морали индивидуальной нравственности. Прохождение истинного пути невозможно и утопично без средства - сервисной постиндустриальной мировой экономики с ресурсосберегающей и интеллектуальной электроникой, освоением ресурсной базы морских глубин, производством новых материалов в условиях невесомости космоса, генной инженерией. С переходом к диалектической противоположности стандартизации, специализации, синхронизации, концентрации, централизации и максимизации, которые сегодня характеризуют систему управления индустриальной эпохи. Однако жизненный цикл конкретного человека короток. Как его оценить, насколько он соответствует истине? Существующие институты церкви и государства, научные и творческие сообщества дают лишь частные оценки, которые только подразумевают общественное признание отдельных личностей через представление группы. Общепризнанный мировой оценочный институт под эгидой структур ООН пока лишь формируется. Интернетовские опросы ограничены возможностями выборки. Отдельные функции по линии научного сообщества исполняет Нобелевский комитет. Церковь объединятся не желает. В исторической практике возникали отдельные морально-нравственные кристаллообразования: инки, египтяне, тибетцы, греки, византийцы, православная Русь, СССР, Индия, Китай и, в настоящее время, США и отдельные страны Европы и Азии. США, в своем стремлении к глобальному политическому, идеологическому, информационному, военному и экономическому господству находятся в двойственном положении: внутренний приоритет морально-нравственных оценок, обман и сила для внешнего мира. Благие намерения сеять добро через принуждение и страх - не та ли самая дорога в ад?
     В отношении России можно обосновать, что постреформенные достойные времена наступят только лишь тогда, когда социально-экономическая элита будет отчетливо осознавать разницу между правовой обязанностью, моральным долгом и нравственной ответственностью и действовать с нравственным вдохновением. После такого осознания правовые нормы начнут уступать прописной морали. А прописная мораль, выполняя свое назначение, будет постепенно вытесняться чувственно-ощущаемой нравственностью. Что и станет решающим фактором становления творческого, созидающего и гуманного, то есть духовного, человечества. Богочеловечества по православным канонам, коммунизма, либерализма - форма не имеет значения, по содержанию - воплощением истины наяву. Историческая миссия России, как примера возможности духовного развития русского (многонационального) человека, в сложнейших природно-климатических, горно-геологических и географических условиях, будет выполнена. Разумеется, при трансформации индустриальной экономики в постиндустриальную: сервисную, социальную, моральную, нравственную. Это позволит России занять очень достойное место в будущей Латино-Евразийской Дуге: Россия, Китай, Индия, страны латиноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР - Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай; Андское соглашение - Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор, Венесуэла). С единой валютой под урановым материальным обеспечением. С множеством ассоциированных стран и возможным включением в Дугу Германии и Франции.
     В теоретической деятельности пришел к довольно неожиданному выводу о том, что выборную перспективу имеет тот, кто заявит о приоритете нравственных начал и моральных принципов над политикой и экономикой, включая общее право как инструмент присвоения отдельных слоев со времен Римской империи. Эффективность морально-нравственного аспекта имеет множество подтверждений, в том числе следующие отдельные:
- Ф.Рузвельт в период депрессии 30-ых годов ввел "Кодекс честной конкуренции";
- в Китае опубликованы "178 недостойных поступков члена компартии" и морально-нравственный подход является основой стабильности положения КПК;
- переведена на многие языки книга президента Туркменистана Сапармурата
Ниязова "Рухнама" (сказание о духе) - моральный кодекс туркменского народа;
- переведена на многие языки, включая русский, "Зелена книга" лидера ливийской
джамахерии Муамара Кадафи;
- на 8 Всемирном Русском Народном Соборе 4 февраля 2004 года принят свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании " ЧЕСТЬ ВЫШЕ ПРИБЫЛИ";
- в 2004 году 70 страховых компаний РФ подписали этический кодекс профессиональной деятельности (10 принципов российского страхового бизнеса).

     В 1878 году присяжные заседатели Санкт-Петербургского окружного суда под председательством А.Ф.Кони, руководствуясь требованием судебной присяги о нравственной ответственности, вынесли оправдательный приговор Вере Засулич, которая стреляла и ранила петербургского градоначальника. В России вопросы морали и нравственности являются вековой основой русского, то есть многонационального человека, имеющего нравственную общность с народом, проживающим на территории российской Евразии. Так же, как и китайца, индуса, современных американца и австралийца. Следующие мирно-демократические революции в России будут носить не политико-экономический, а морально-нравственный характер.


     Село Охотское Корсаковского района
     Сахалинской области
     Март 2004 года


  Оглавление 




 

Copyright © 2004 SWS

 

Государственная телерадиокомпания 'Сахалин'- видеоновости Сахалинской области. Sakhalin Online - Сахалинские ресурсы в Сети