Персональный сайт
Кузьмина Андрея Геннадьевича
краснодипломированного инженера-экономиста.

  ЭН-79-1

Для посетителей:
Главная
Сборник статей
Фотогалерея
Резюме



Обратная связь:
Гостевая
 
Новости:








E-mail: kuzmin@sato.ru




 
В Южно-Сахалинске сейчас день 11:02

Реформенный застой


     Если в 1993 году федеральный центр забирал 35% общего бюджета, то в прошлом году, в среднем по России, - 71%. Одновременно сформировалось определяющее единое партийное большинство в органах власти. Этап рыночных реформ закончился тем, чем реформы обычно заканчиваются в России - уверенной победой аппаратного чиновника, фискала и силовика в форме и последующей эйфорией функционерского застоя. Еще не прошли воспоминания о периоде брежневского застоя, а страна ускоренно въехала в новый, теперь уже путинский застой.
     Любой избиратель скажет, что у нас сейчас правовое социальное государство, демократия, самоуправление, независимый (от граждан) суд. Это все так, но права человека не могут быть выше его экономических возможностей. Иначе это уже не права, а обманная декларация. В современной России закон - это средство дележа бюджетного пирога управляющим сословием. И это финансово-правовое сословие поставило механическую норму закона выше морали и нравов народа, православной нравственности: иудейский прагматизм и католическая идеология насилия фискального аппарата торжествуют. Мы это уже проходили в 30-ых, когда не лично Сталин, а околовластное термидорское сословие выжимало из народа все жизненные соки в благих целях светлого будущего. Брежневский застой сложился на экспорте нефти и газа, но строилось жилье и инфраструктура, перепадали средства науке и образованию, здравоохранению и культуре. Сегодня же создаются основы сервисной социальной экономики скорее не благодаря, а вопреки устремлениям армии функционеров к спокойной статусной жизни над обществом и человеком. Де-юре у нас социальное государство. А де-факто отражают параметры бюджета на следующий год: 14%-социальные расходы, в том числе 3% на здравоохранение, культуру и искусство, 20%-стабилизационный фонд в валюте и иностранных ценных бумагах, 35%-оборона и правоохранительная деятельность, почти столько же идет на содержание государственного аппарата.
     Границы между современным предпринимателем и цеховиком 70-ых достаточно призрачны, а вероятность попадания в места, не столь отдаленные и даже очень отдаленные, так же велика. А что касается выборов - так и раньше народ избирал, давал наказы. Хоть и номинально, но существовали органы народного и партийного контроля. Народного или какого-либо другого контроля со стороны налогоплательщиков сейчас нет. Народных заседателей в судах уже нет. А в остальном, те же формальные признаки демократии. В некоторых регионах даже названия законодательного органа власти не стали менять - те же советы народных депутатов представляют абстрактный электорат. Местное самоуправление - да те же исполкомы без реальных средств, но с избираемым главой. Власть самоизолировалась от гражданского общества и возвысилась над ним. И эта бесконтрольность и элитарность представителей власти является главной причиной экстремистских проявлений. А безропотное российское гражданское общество стало тем лакомым куском, за который ведут борьбу различные силы внутри и вне границ отечества. Вернее не куском, а одураченным стадом, которое стригут и пользуют. Как в известном альбоме "Животные" западной группы "Пинк Флойд": все мы овцы, которыми правят свиньи с помощью сторожевых собак. Но все же, что это за силы? Неокрепшее гражданское общество и местное самоуправление России стало объектом государственного финансового террора как бюджетно-налогового инструмента международных финансовых структур, вооруженного экстремизма неофициальных международных структур, националистических группировок, обычной преступности. Всего того, что научными кругами определяется как квазиэкономика по извлечению денежного эквивалента обмена без создания материальных и духовных ценностей. Верхушка государственного аппарата всех ветвей власти, высший менеджмент корпоративных индустриальных и банковско-финансовых структур, средств массовой информации, политических партий, множество ученых в современной России сформировались в национального посредника мировой финансово-правовой цивилизации. И это сословие не интересуют проблемы нашего жизнеобеспечения и развития. Нам отведена одна роль - сырьевое батрачество по доставке труднодоступных природных ресурсов за смешную зарплату, которая напоминает паек в лагерной экономике выживания. Но мы и это переживем: древние славяне за 1500 лет сумели ассимилировать на принципах взаимопомощи и взаимопонимания более ста народностей и национальностей в многонационального русского человека. Который стал основой уникальной русской цивилизации. Новой цивилизации, которая в сложнейших природно-климатических и географических условиях сумела не только выжить и защитить свою независимость, но состояться и войти в планетарную историю человечества полетом в космос 12 апреля 1961 года.
     Стала ли сегодня жизнь лучше? Несомненно, на несколько порядков насытился разнообразием потребительский рынок, появилась относительная свобода у тех, кто смог активно поучаствовать в утилизации накоплений советской промышленности и присвоении прав на природные ресурсы. Относительная свобода потому, что любой олигарх является лишь посредником между национальным достоянием России, правовым сословием и мировой финансовой системой. Главным источником финансовых средств рынка в 90-ых годах явилось сокращение расходов на вооружение и разгон партийно-государственного аппарата. Что было объективно оправданно и получено через стволы танковых орудий. Ведь дарованные права не реализуются, право должно быть заработано волей к лучшей жизни. А вот далее пошла монетаризация здравоохранения, образования, ЖКХ. И все это без так необходимого для рынка внутреннего спроса, который создается заработком в производительных сферах общества. Функционерский фронт временно распался для одиночного кормления, собрал сливки и сейчас сомкнул ряды в новом едином ряду. Набирали силы через Наш дом, Отечество, добрались до Единой России. Можно сказать, что возродилась новая КПСС как ум, честь и совесть начала 21 века. И зачем ей реформы? Аппарат не смог обеспечить интенсификацию промышленности и переход к регулируемому рынку (нецентрализованная система обмена между производителем и потребителем) в середине 80-ых годов. Ему это было не нужно, так как в сферу рынка проще было втащить природные ресурсы и прочее общенациональное достояние. И устроить обмен, то есть общий рынок с западным денежным потребителем. А своим гражданам дать очередной декларативный символ - право на достойную жизнь и свободное развитие. И ваучер в утешение. Очередной "юрьев день": крепостное право отменили, а земля осталась у помещиков и покупать ее не на что. Еще и разденут до нитки - стоит только цене на нефть упасть до 15 долларов за баррель. Но так это еще впереди. А пока численность населения и средняя продолжительность жизни и так уменьшается, можно поиграть на смену ГКО стабилизационным фондом в глобальном казино международного финансового интернационала: если проиграет, то население, а если выиграет, то рафинированная элита. Ведь биржевые игры бюджетными деньгами - очень азартное, интересное и практически безопасное занятие. 
     Что же касается стабилизации, то очевиден простой подход. Если даже по Конституции человек является высшей ценностью, а экономика создается трудом, то для стабилизации страны нужно вкладывать деньги в физическое, психическое и социальное здоровье человека, его совершенствование и развитие, в его среду обитания. Во все то, что способствует росту человеческого потенциала российских граждан. Как бы не рассуждали, а главным инвестором России всегда был собственный гражданин. Он и выручал государство в разные трудные времена.
     Не случайно сегодня представители власти так и не хотят видеть или замечать примерно тридцатилетнее отставание нынешней отраслевой системы государственного управления от производительных систем управления развитых постиндустриальных стран: стратегическое и творческое управление, индикативное планирование и программно-целевая организация благополучия собственных граждан. Мы все еще остаемся с менталитетом экстенсивного рыночного расширения и валовой стагнации в пользу чужих. Тех, кто не имеет нравственной общности с народом, проживающим на территории российской Евразии, то есть - с многонациональными русскими, с их мировым вкладом в науку, искусство, культуру, спорт.
     С одной стороны, просто не вызрела управленческое желание и воля к переходу на секторный принцип государственного управления: жизнеобеспечение, импортозамещение и экспортоориентированность. Секторный принцип и целевое стратегическое управление влечет не менее чем половинное сокращение отраслевого и функционального аппарата управления и переход его в самоуправляемые и самофинансируемые организации. А кому это надо? Да и зачем менять содержание, если можно подкрасить форму в любые символьные цвета. И цвет денег роли не играет: зеленый, как утверждают медики, даже полезней для зрения. Естественно, для утомленных присвоением функционеров - в первую очередь. Остальным же МРОТ для исчисления поборов и штрафов. Бесцельная деловитость и таинственная многозначительность удвоения ВВП без отечественного рыночного спроса - хорошее прикрытие для присваивающего обмана.
     С другой стороны, гражданское общество пока не может осознать, что демократия не исчерпывается только выборами - она есть, когда гражданин чувствует себя субъектом права бороться за свои интересы и принципы, когда свобода - внутреннее состояние независимости и воли к борьбе, что власть - это всегда готовность подчиняться.

Андрей Кузьмин

 


  Оглавление 
 

Copyright © 2004 SWS