Персональный сайт
Кузьмина Андрея Геннадьевича
краснодипломированного инженера-экономиста.

  ЭН-79-1

Для посетителей:
Главная
Сборник статей
Фотогалерея
Резюме



Обратная связь:
Гостевая
 
Новости:

















E-mail: kuzmin@sato.ru




 
В Южно-Сахалинске сейчас ночь 4:36

Многоукладная социально ориентированная экономика

     Разнообразие существующих политэкономических подходов не позволяет партийным структурам и общественности не только реально, но и даже конкретно определить различие между многоукладной и смешанной экономикой. Одни ученые рассуждают об укладах исходя из формы - производственных отношений, другие исходя из содержания - производительных сил. Третьи доказывают, что экономика является базисом, а первенство принадлежит политической надстройке, которая и должна регулировать распределение результатов общественного производства. Четвертые отдают предпочтение экономике стоимости с универсальным критерием эффективности в виде прибыли. Пятые доказывают приоритет экономики потребительной стоимости и роста валовых показателей. Бесконечные споры политиков и экономистов поддерживаются ссылками на частные и отдельные успехи в развитии тех или иных стран. Обычно без рассмотрения объективных, содержательных факторов этих успехов - доступность природных ресурсов, уровень развития человеческого потенциала и степень зависимости внутреннего развития от внешнего окружения.
     Российская федерация по Конституции РФ - социальное государство. Распространяется ли понятие "социальное" не только на политику, но и на экономику? Многие ученые и политические деятели ставят под сомнение конкретизацию этого понятия в сфере экономики. По общим и отвлеченным рассуждениям экономика не может быть иной, кроме как социальной. Однако конкретно-исторические примеры позволяют разделить общее понятие экономики на социальную (национально-ориентированную, национальных интересов, сбалансированную по критерию "ввоз-вывоз") и зависимую (колониальную, трофейную, субъектную).
     При рассмотрении конкретного государственно-общественного устройства необходимым условием объективности является метод исследования. Существуют сотни простых и десятки сложных методов, которые основываются на анализе, синтезе, дедукции и индукции, боковом и латеральном мышлении, позитивизме и метафизике, логике и теории познания. Философия за последние тысячелетия смогла выработать уникальный общий метод познания - материалистическую диалектику. Не вдаваясь в детали нисхождения от простого к всеобщему и абстрактному, восхождения от абстрактного к конкретному и нисхождения от конкретного к реальному применение метода материалистической диалектики для изучения развития человеческого общества дает два всеобщих: деньги как эквивалент материального обмена и нравственность как основу мира духовно-человеческого. Эти два всеобщих находятся в постоянном противоречии, в единстве и борьбе противоположностей на пути к абстрактному гуманному духу. Идеал которого проповедуется базовыми религиями человечества. Абстрактный дух восходит к конкретному в виде гуманной, творческой и созидающей личности как члена глобального гражданского сообщества. И после нисходит к реальному гражданскому активу определенной цивилизации с общим общественным сознанием в его теософской, философской, научной, культурной, морально-нравственной и правовой формах. Причем главным фактором формирования общественного сознания являются природно-климатические, горно-геологические и географические условия проживания (стечение объективных обстоятельств) и воля населения, сообщества людей(субъективный фактор) к жизни и развитию. Воля субъективна потому, что при существующем уровне индивидуального сознания она обеспечивается не столько внутренними потребностями индивидуума, сколько принуждением со стороны различных институтов государства и настоятельства со стороны церкви. Человеческое общество пока не сформировало других инструментов или катализаторов собственного развития, вынуждено терпеть и содержать государственные институты. Терпеть потому, что тысячелетняя история государства дает массу примеров, когда государственный аппарат утрачивал объективные цели, поднимался над обществом в виде отдельного присваивающего класса и использовал государственные институты для собственного обогащения при общем упадке нравственности.
     Объективная цель государства - создание малозатратной политэкономической формы для наполнения гуманным, творчески-созидающим социально-гражданским содержанием. Инструмент создания этой формы - монархия, анархия, демократия, самодержавие и т.п. устройства, формы собственности - вторичны. Первичны целеполагание власти, способность власти обеспечить с наименьшими собственными затратами целеосуществление гражданского развития и право общества на замену дискредитировавшей себя власти. В современном мире право на замену реализуется через выборные процедуры и определенные критерии оценки деятельности власти. Мировое сообщество через структуры ООН выработало критерии эффективности государства: индекс человеческого развития и индекс развития человеческого потенциала страны. Эти индексы ежегодно публикуются ООН, но, как правило, не получают широкого освещения в конкретной стране из-за стремления государственного аппарата избежать объяснений с собственным народом. В частности, в России народ может и спросить: почему за пятнадцать лет реформ Россия отказывается в шестом десятке стран мира по интегральному показателю человеческого развития (индекс человеческого развития - средняя продолжительность жизни, уровень образованности и ВВП на душу населения)?
     Общий ответ очевиден: в декларируемом правовом социальном государстве не создана система организации, планирования и управления многоукладной социально ориентированной экономики национальных интересов.
     Для создания национальной политэкономической системы в условиях открытого мирового рынка необходимо наполнить адекватным очевидной реальности, то есть здравым, смыслом понятие экономического уклада. Что такое Россия? Северная страна с суровыми природно-климатическими и сложными географическими условиями производства и проживания. В чем экономическая ценность России для остального мира? Наличие огромных запасов природных ресурсов. Почему со времен строительства Китайской стены никто не претендует на собственное участие в освоении этих ресурсов? Потому что из-за природно-климатических, горно-геологических и географических условий себестоимость освоения природных ресурсов имеет замыкающий или сверхзамыкающий характер при условии начисления среднемирового уровня зарплаты. Почему многонациональные русские веками живут в таких условиях и при нищенской зарплате умудряются обеспечивать окружающий мир сырьем? Потому что русские сформировались как уникальная русская цивилизация с волей к жизни и развитию. Эту цивилизацию отличает не просто борьба за выживание, как у многих северных народностей и этносов, которые сформировались несколько тысячелетий назад, но и стремление к развитию, которое дает всему миру образцы наивысших достижений в искусстве, науке, спорте, культуре. Многонациональные русские ничего не отбирают у других, они ассимилируют множество национальностей на принципах солидарности, взаимопомощи и взаимопонимания. И даже способны к сочувствию и помощи тем, кто живет в лучших условиях за пределами России. Многонациональных русских отличает иррациональная преданность своей суровой природе, необъяснимые терпеливость, юмор и стойкость к невзгодам, неистребимый дух коммунитарности (приоритет общих интересов над интересами индивидуальными), закаленная на генном уровне воля к сопротивлению и преодолению. 
     Имеют ли право русские на экономическую автономию в мировом рынке в силу природных условий проживания? Думается, что русские заслуживают особого отношения в мировой экономической системе. В России не может быть общего подхода к экономическим укладам. Объективные обстоятельства производства и проживания просто требуют выделения целевых укладов: жизнеобеспечение, импортозамещение и экспорт. Причем жизнеобеспечение должно пользоваться прямой поддержкой государства и быть его непосредственной обязанностью, а создание рабочих мест в объективно нерентабельном импортозамещении пользоваться протекционизмом со стороны государственных институтов в условиях открытого рынка. Поскольку развитие рыночных отношений невозможно без обеспеченного заработной платой спроса собственных граждан, государство обязано не просто заниматься налогообложением, но и регулировать уровень зарплат в экспортоориентированных отраслях и сырьевых корпоративных структурах для осуществления мер по экономической защите населения. Кроме исполнения функций гражданской, общественной и государственной защиты граждан, государственные институты правомочны и им надлежит обеспечивать функцию экономической защиты собственных граждан от сепарирующего влияния мировых финансовых и корпоративных структур. Государство национальных интересов не вправе допускать национального унижения русских, когда в корпоративных структурах на территории собственной страны многонациональные русские оказываются туземцами и получают зарплату на порядок меньше, чем наемные иностранцы.
     Экономическая география и социотопология объективных условий жизнедеятельности российских граждан определяют не национально-территориальное, а социально-экономическое районирование России с двумя главными целевыми функциями государственных институтов: стимулирование общественно-гражданского развития, поддержка самоуправления общества и организация жизнеобеспечения граждан. Другие функции государства в условиях России второстепенны и являются вспомогательными для исполнения главных целевых. Другими словами, первостепенны стратегические и тактические цели жизнедеятельности и развития, которые и определяют необходимость исполнения тех или иных функций. В России государственные институты не могут являться орудием насилия отдельных классов, слоев, групп, национальностей или народностей. В России справедливое государство будет концентрировать силы и средства для общего выравнивания уровня жизни многонациональных русских в различных социально-экономических округах или районах. При соблюдении культурных традиций обособленных национальностей и народностей в процессе их эволюционной ассимиляции в единого, многонационального русского человека.
     Представителями правительства РФ поддерживается убеждение, что социальная функция государства ограничивается системой социального обеспечения и установлением МРОТ для тарифной сетки госслужащих. Основным законом страны прямо не предписано, что в социальном государстве устанавливается социально ориентированная экономика и правительство страны обязано поддерживать критерии социальной направленности экономики. На практике это приводит к тому, что политическая декларация формы государства не наполняется реальным экономическим содержанием. Финансово-торговые потоки российского государства в условиях открытого рынка определяются надгосударственными мировыми финансовыми и корпоративными структурами. Противоречие между политикой и экономикой, несоответствие формы и содержания неизбежно будет приводить к ухудшению условий жизни российских граждан. Для сглаживания противоречий здравый смысл подсказывает, что государство обязано установить и жестко принуждать к достижению критериев социально ориентированной экономики. Мировой опыт и общепризнанные принципы ООН позволяют сформулировать следующие подходы к установлению параметров социально ориентированной экономики:
 - Опережающий рост зарплаты по отношению к росту ВВП (в отличие от обратной пропорции в социалистической экономике);
 - Соответствие уровня зарплаты уровню отпускных цен (для устранения государственного регулирования общественными фондами потребления);
 - Фиксированные цены товаров и услуг потребительской корзины (не менее 700 наименований по научным разработкам) сектора жизнеобеспечения с получением положительного финансового результата хозяйствующих субъектов от снижения себестоимости товаров и услуг;
 - Целевая структура бюджета и использование не менее 70% бюджетных средств на цели общественно-гражданского жизнеобеспечения и развития (физическое, психическое, социальное и материальное благополучие граждан, физическое, психическое, культурное и морально-нравственное развитие граждан, гражданская, общественная, экономическая и государственная защищенность граждан);
 - Государственный контроль ввоза и вывоза иностранных инвестиций или введение материального (уранового) обеспечения рубля;
 - Государственное принуждение к социальной ответственности предпринимательства.
     Социальная ответственность предпринимательства - это: охрана труда и здоровья, в том числе содержание здравпунктов и выделение льготных санаторных путевок, обеспечение профессиональной и технической безопасности труда, снижение социально-психологических факторов риска труда; гибкий режим работы, поддержка рабочих мест в домашних "электронных коттеджах"; удовлетворение социально-бытовых нужд персонала; участие в развитии внешней социальной инфраструктуры и экологических программах, повышение комфортности среды обитания и проживания; недопущение расовой (национальной) трудовой дискриминации на равносложных рабочих местах и трудовых операциях; поддержка контактов и открытость перед общественностью и СМИ; повышение степени понимания юридических и моральных обязательств организации. То есть все то, что способствует росту национального производительного человеческого потенциала.
     Возможно ли введение принципов социальной ориентированности экономики в сложившейся политико-экономической системе? Практически нет, так как система государственного управления не носит характер защиты национальных интересов, а многочисленные представители органов власти, корпоративных структур, политических партий и общественных объединений стремятся войти в мировое надгосударственное финансово-правовое сословие в рамках корпоративного переустройства мира.
     Необходима интеграция национально-ориентированных сил в российский гражданский союз при опережающем представительстве ЛДПР в основных органах государственного управления страной и органах местного самоуправления. Разумеется, в правовом поле: за счет поддержки избирателями на выборах вследствие усиления пропаганды программных положений и стратегий ЛДПР в сложившихся конкретно-исторических обстоятельствах.

Андрей Кузьмин
Южно-Сахалинск


  Оглавление