Персональный сайт
Кузьмина Андрея Геннадьевича
краснодипломированного инженера-экономиста.

  ЭН-79-1

Для посетителей:
Главная
Сборник статей
Фотогалерея
Резюме



Обратная связь:
Гостевая
 
Новости:








E-mail: kuzmin@sato.ru




 
В Южно-Сахалинске сейчас ночь 2:41

К программно-целевой организации 
экономического пространства Сахалинской области

     Уставом Сахалинской области в п.5 ст.13 предусмотрено принятие областных программ в сфере экономического, социального, культурного развития и охраны окружающей среды. Однако Устав и Закон Сахалинской области №53 от 03.02.1998 года "Об областных и межрегиональных целевых программах" не содержит положений, определяющих объективную, не зависящую от остатков бюджетных средств, обоснованность целей (целеполагание), индикативность этапов фактического выполнения программных задач.
     Законопроект является системообразующим нормативным правовым актом, направленным на создание организационных условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека на территории Сахалинской области посредством генеральных социальных, базовых социальных, целевых социальных и генеральных экономических, базовых экономических, целевых экономических региональных программ.
     Необходимость создания организационных условий обусловлена современным требованиям о реформировании. В Сахалинской области до 28 тыс. человек (данные областных СМИ в период выборов губернатора Области) заняты в органах и структурах государственного федерального, государственного регионального и местного управления. Содержание армии чиновников в условиях рыночной экономики, когда отсутствуют директивные планирование, управление и контроль, приводит к неэффективному и бесцельному расходованию бюджетных средств, сокращает национальное богатство территории области, угнетает производителей материальных благ налоговым бременем и мелочным регламентированием частных вопросов, не позволяет развивать материальную базу гражданского общества. Под прикрытием общих фраз о реформировании, реструктуризации, инвестировании и т.п. декларативных заявлениях совершенно размылись объективные цели органов власти. Все чаще в документах исполнительной власти встречается новомодное слово "мониторинг", которое переводится как наблюдение. Но разве созерцательное наблюдение за бюджетные деньги служит предназначением многочисленных чиновников? Задача исполнительной власти заключается в наполнении адекватным содержание той формы, которую создает власть законодательная. Всевозможные методы борьбы за сокращение чиновничьего аппарата показывают свою мало эффективность, так как они, в первую очередь, касаются полноправных членов общества, стремящихся к благополучию своему и своих семей. Значительная часть аппаратных служащих является высококвалифицированными и грамотными работниками. По специальной классификации труд аппаратных служащих относится к категории сложного и всеобщего труда, причем работодателем выступает общество в целом, выбирая первых руководителей власти исполнительной и коллективное представительство во власть законодательную.
     Целевая организация деятельности многочисленных служащих может повысить уровень благосостояния всего населения без особых внешних заимствований или макроэкономических регуляторов. Целевая организация призвана совместить общественные интересы с индивидуальной обособленностью отдельных членов общества. 
     Статья 8 Конституции Российской Федерации гарантирует единство экономического пространства. Статья 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Единое экономическое пространство определяется как средство достижения политических целей России - достойной жизни и свободного развития человека. В рамках Конституции, Федеральных Конституционных Законов и Федеральных Законов Российской Федерации не содержится положений, определяющих категории "достойная жизнь" и "свободное развитие", а так же "единое экономическое пространство". Закон субъекта федерации может применить указанные категории исходя из общепризнанных принципов и норм международного права Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Пактами о правах человека, одобренных 16 декабря 1966 года Генеральной Ассамблеей ООН, включая Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, Декларациями ВОЗ. Достойная жизнь определяется достойными уровнем жизни, защищенностью личности, охраной здоровья и соблюдением прав и свобод человека. Уровень жизни - это уровень материального благополучия, оцениваемый как отношение среднедушевых доходов населения к величине прожиточного минимума при базовой обеспеченности средствами жизни и при удовлетворяющем человека здоровье. Здоровье понимается как физическое, психическое (общественное и индивидуальное) и социальное благополучие личности. Защищенность личности подразделяется на гражданскую (природно-климатические, экологические, санитарно-эпидемиологические и вредные техногенные воздействия), общественную (воздействие криминальной среды, посягательства на честь и достоинство личности, социальную справедливость и равноправие, негативное информационное воздействие, межнациональные конфликты, терроризм) и государственную (военные угрозы, посягательства на конституционный строй) безопасность. Права и свободы личности приведены непосредственно в Конституции РФ.
     Генеральная социальная региональная программа Сахалинской области является средством реализации государственной политики Российской Федерации на территории Сахалинской области по созданию условий, обеспечивающих достойную жизни и свободное развитие человека, защиту его конституционных прав и свобод. Генеральная социальная региональная программа состоит из базовых социальных региональных программ. Правомерно дать следующее определение категории "достойная жизнь", "свободное развитие человека" и соответствующих базовых социальных региональных программ:
достойная жизнь - это физическое, психическое, социальное и материальное благополучие личности при соблюдении конституционных прав и свобод и обеспечении гражданской, общественной и государственной ее защищенности.
свободное развитие человека - это условия достойной жизни, при которых в полной мере появляется возможность и осознанная необходимость для отдельной личности в социальном творчестве, социальном новаторстве, самообразовании, самоорганизации, культурности, гуманности, духовности, нравственности, моральности, этичности и эстетичности.
Базовые социальные региональные программы подразделяются на целевые социальные региональные и целевые социальные муниципальные программы, которые разрабатываются по отдельным (вышеуказанным) составляющим элементам категории "достойная жизнь" и "свободное развитие человека", конституционным правам и свободам человека.
     Экономическое пространство - это совокупность институциональных, функциональных, собственнических, трудовых, финансовых, социальных и других экономических институтов, определяющих экономическую систему на определенном территориальном пространстве. В свою очередь, основой социально-экономической системы являются природные ресурсы, финансовые, производственные, материальные и нематериальные активы и, главное, качественно образованные, здоровые и трудоспособные люди. Основа системы увязана в системе при помощи методов распределения ресурсов, взаимосвязи производства и потребления, механизма хозяйствования и управления, мотивов поведения, хозяйственного права. Основа системы является национальным богатством данной территории. 
     Критерий эффективности организации, планирования и управления территорией заключается в минимуме потери национального богатства территории при оптимальном сочетании денежной массы, реального оборота товаров и услуг и соблюдения хода социальных и экологических процессов. Рост национального богатства территории обуславливается снижением материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, производимых на ней материальных благ при повышении профессионального и научно-технического уровня знаний трудящихся. Уровень знаний трудящихся должен определять возможность появления интеллектуальной ренты.
     Генеральная экономическая региональная программа организации экономического пространства Сахалинской области направлена на обеспечение роста национального богатства территории на основе базовых экономических региональных программ:
     1. природные ресурсы;
     2. реальная экономика;
     3. виртуальная экономика;
     4. трудовые ресурсы.
     Реструктуризация предполагает разделение реальной экономики на три сектора и разработку соответствующих базовых экономических региональных программ:
     1. экспортоориентированного сектора;
     2. сектора жизнеобеспечения;
     3. импортозамещающего сектора.
Реальная экономика неразрывно связана с виртуальной экономикой - финансово-банковской, финансово-акционерной, информационной. Виртуальная экономика базируется на достижениях научно-технического прогресса в области электронных средств коммуникаций и получает законодательную поддержку в виде признания системы электронных финансовых расчетов, торговли, документооборота и т.п. вплоть до электронных подписей. Виртуальная экономика позволяет реформировать, интегрировать региональное экономическое пространство в федеральное и мировое. Развитие сектора виртуальной экономики предполагает его отдельную базовую экономическую программно-целевую организацию, особенно в части инфраструктуры деловых услуг (банковские, информационные, страховые, аудиторские, консультационные, юридические, депозитарные и т.п.) 
     Реструктуризация регионального экономического пространства не исключает необходимости разработки интегрированных региональных программ - выделенных и объединенных из всех секторов - трудовых, социально-приоритетных, здравоохранительных, природоохранных и т.д. в соответствие с определением "достойная жизнь". Базовые экономические региональные программы подразделяются на целевые экономические региональные и муниципальные программы по отдельным отраслям и направлениям.
     Организация импортозамещающего и экспортоориентированного секторов требует разработки для условий Сахалинской области и внедрения ряда целевых экономических региональных программ на основе общемировых программ: Международных Стандартов Бухгалтерского Учета (ISA), Общепринятых Бухгалтерских Процедур (GAAP), по навыкам международного управления бизнесом, этике ведения международного бизнеса и т.п. При разработке целевых экономических региональных программ сектора импортозамещения необходимо учитывать тот факт, что сахалинские природно-климатические и географические условия заведомо хуже среднемировых, что объективно определяет повышенную себестоимость производимой продукции и услуг и необходимость протекционистских мер для отечественных производителей. Устойчивое функционирование сектора импортозамещения требует инновационной модели развития с выделением научно-производственных комплексов,опытно-промышленных хозяйств, наукоградов - с целевыми программами их развития и мер господдержки. Для экспортоориентированного сектора, наоборот, требуется политическая воля для утверждения принципа социальной ответственности предпринимательства - требования учета в своей деятельности общегосударственных и региональных интересов, выполнение обязательных требований по поддержке социальной инфраструктуры, повышения занятости за счет создания новых рабочих мест.
     Для сектора жизнеобеспечения целесообразна выработка конкретных направлений доступности и полного обеспечения потребностей населения в услугах жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли, бытового обслуживания, здравоохранения, физической культуры, услуг психологического характера, социального обеспечения, общественного питания, дорожно-транспортной инфраструктуры,связи. Для данного сектора, при текущем положении России и с учетом конкретно-исторических обстоятельств, целесообразно адаптировать опыт Нового курса Рузвельта в США 30-ых годов. Проекты администрации общественных работ (АОР) осуществили электрификацию сельской Америки, строительство каналов, туннелей, мостов, шоссе, жилья, системы очистных сооружений, а так же больниц, школ, университетов. АОР потребляла около половины бетона и треть произведенной стали. Впервые в американской истории начала реализовываться концепция минимума заработной платы. Сейчас она составляет 6 долл\час. Привлеченными кредитами Ф.Д.Рузвельт финансировал общественные работы и масштабные проекты инфраструктуры (примерно 50 тыс. проектов). Конкретно Рузвельт решал проблему на двух уровнях: социальные программы поддержки и программы создания рабочих мест. Практический интерес представляет также программа поддержки акционерных обществ работников - так называемых народных предприятий. Федеральный Закон о народных предприятиях был инициирован офтальмологом Святославом Федоровым и вступил в силу в России с 1 октября 1998 года. По аналогичным законам в США в рамках специальной программы ЭСОП 1974 года сейчас свыше 11 миллионов американцев (12 процентов работающих) уже стали совладельцами-собственниками своих предприятий, а в Китае с 1992 года значительная часть заводов и фабрик передана в полное владение производственным коллективам.
     Программно-целевая организация экономического пространства невозможна без точного определения экономических понятий. Заявления типа: "подлинно рыночные системы управления не используют директивное управление, а управляют только по обратным связям" или что "рынок- сам себе регулятор и не нуждается ни в каком управлении извне" - с профессиональной точки безграмотны, так как любая система управления с обратной связью всегда содержит канал директивного управления, по которому извне задается цель управления, без которой само управление теряет смысл. Обратная связь в состоянии лишь уточнить цель, но не в состоянии ее назначить.
     В рамках данного законопроекта программирование означает распределение ограниченных ресурсов наилучшим образом для достижения поставленных целей. Программирование носит не обязательный, а рекомендательный, или индикативный, характер. То есть, целью конкретной программы является достижение установленного индикативного показателя. Совокупность индикативных показателей и должна определять содержание категории "достойная жизнь". По мировой практике средний срок таких базовых программ составляет 15-20 лет. То есть, программирование предполагает длительный нелинейный процесс. При достижении заданного уровня достойной жизни, в полной мере появляется возможность начать стабильный этап свободного развития человека. Свободного развития при оптимальной экономической конструкции по совокупности критериев устойчивости, расширенного воспроизводства, технологического развития, системы механизмов создания и поддержания экономического равновесия. 
     Индикативность показателя заключается в том, что сравнение сложившихся (фактических) уровней достижения программных целей в определенном временном отрезке с индикативным (базовым, достойным, научно-обоснованном) уровнем позволяет сделать вывод о качестве системы управления общественными процессами и, при необходимости, применять процедуры управления по отклонениям. Отклонения целесообразно фиксировать через организации общественного (народного) контроля. Многочисленные обращения избирателей к депутатам не должны превращать последних в своеобразный придаток исполнительной власти. Такие обращения являются свидетельством о пробелах в законодательном поле, либо о неэффективности исполнительной власти в части сектора управления по отклонениям.
     Инструментами программно-целевой организации являются широко известные мировому научному сообществу составляющие комплекса экономико-математических научных дисциплин, введенных в России академиком В.С.Немчиновым в начале 60-ых годов: принципы экономико-математических методов, математическая статистика, математическая экономия и эконометрия, методы принятия оптимальных решений, экономическая кибернетика, методы экспериментального изучения экономических явлений, а так же многошаговые процессы принятия решений, модели леонтьевского типа (динамические модели межотраслевого баланса), модели фон Неймана, принцип оптимальности по Парето - если предлагаемое изменение в социально-экономической системе улучшает состояние отдельного элемента системы при условии, что состояние остальных элементов не ухудшается, то такое изменение системы является улучшением. Подобные инструменты являются обязательным элементом деятельности крупнейших корпораций мира.
     Среди законодателей сложилось мнение, что законы в сфере экономики должны быть написаны общедоступным языком. Однако разработчик твердо уверен в том, что законодатель не должен опускаться на обывательско-обыденный или абстрактно-отвлеченный понятийный уровень, который является тормозом для развития общественных процессов. Законодательное поле должно устанавливаться на таком уровне, который потенциально был бы доступен большинству избирателей и побуждал бы их на более вдумчивое осознание применяемых категорий, норм, определений и связи их с реальной жизнью. Законопроект базируется на двух основополагающих принципах:
     - реформы сверху лучше революций снизу;
     - сильные обязаны помогать обществу, а общество должно заботиться о слабых.
Принятие закона Сахалинской области "О программно-целевой организации экономического пространства" позволит создать организационные условия для роста регионального национального богатства, приближения жизнеобеспечения населения к уровню достойной жизни, укрепления социально-экономической базы для свободного развития человека.


  Оглавление 




 

Copyright © 2004 SWS

 

Государственная телерадиокомпания 'Сахалин'- видеоновости Сахалинской области. Sakhalin Online - Сахалинские ресурсы в Сети