Уважаемый Сергей Алексеевич!
По данным МПР разведанная ресурсная база
морских месторождений под акваторией территориального моря и на шельфе
Сахалина запасов категорий С1 и С2 составляет 335 млн.т. нефти, 67
млн.т. конденсата и 930 млрд.куб.метров газа.
Поисково-разведочное бурение морских месторождений осуществляла
Дальневосточная морская нефтегазоразведочная экспедиция глубокого
бурения: с 1976 года в системе Мингео, с 1978 г. в Мингазпроме, с 1985
г. в Миннефтепроме. В 1988 при моем непосредственном участии в качестве
главного экономиста на базе ДВМНГРЭгб было образовано Дальневосточное
морское управление разведочного бурения с правами юридического лица. При
акционировании ВПО «Сахалинморнефтегаз» выделить ДМУРБ в отдельное
предприятие не удалось, а в системе Роснефти морским геологоразведочным
бурением пренебрегли и к 1998 году ДМУРБ (пять ПБУ и 25 крупнотоннажных
морских судов вспомогательного назначения с соответствующими береговыми
службами) распродали и береговую морскую базу геологоразведочного
бурения ликвидировали.
Сегодня осуществляется эксплуатация месторождений проектов «Сахалин – 1
и 2». Кроме периодических платежей появился постоянный источник доходов
российской стороны в виде 15% продукции по проекту «Сахалин-1» и
надежный кредитный ресурс по проекту «Сахалин-2». Введение аукционов МПР
на право пользования недрами морских и шельфовых месторождений открывает
дополнительные источники поступлений в виде государственного заказа на
обоснование запасов месторождений. По сведениям МПР сегодня лицензия на
одно Киринское месторождение проекта «Сахалин-3» (шестое из открытых
крупных морских месторождений Сахалина) оценивается в миллиард долларов.
По данным лицензионных раундов МПР прогнозные извлекаемые ресурсы
проекта «Сахалин-3» - 2189 млн. тонн, «Сахалин-4» - 1480, «Сахалин-5» -
1820, «Сахалин-6» - 1369, «Сахалин-7» - 563, «Сахалин-8» - 642,
«Сахалин-9» - 289 млн.тонн. Разработка месторождений проектов тормозится
не столько финансово-правовыми причинами, сколько из-за слабой
изученности недр. Риск инвесторов при наличии только геофизической
информации чрезвычайно велик – нужна разведочная скважина с испытанием
пластов на приток. Другими словами, без разведочного бурения невозможно
утверждение запасов в Госкомитете по запасам – что откладывает освоение
месторождений на десятки лет.
Поисково-разведочное бурение как подотрасль строительства по
информационному обеспечению изученности недр позволяет переводить
прогнозные ресурсы С3 и Д в более высокую и достоверную категорию
извлекаемых запасов С1 и С2, что повышает аукционную цену права
недропользования до сотен рублей за тонну запасов и сокращает сроки
разработки месторождений. ДМУРБ ликвидировано, однако
высококвалифицированный кадровый состав моряков-геологоразведчиков в
трудоспособном возрасте для непосредственной работы и наставничества еще
остался и может быть организован для доразведки месторождений проектов
«Сахалин», поиска перспективных структур и разведки месторождений под
морской акваторией Сахалинской области и в других районах Охотского
моря, подрядного бурения эксплутационных скважин с оборудованием
подводно-устьевых комплексов на глубоководных месторождениях (например,
Аркутун-Даги по действующему проекту «Сахалин-1» или крупное Киринское
проекта «Сахалин-3» с запасами 453 млн.тонн нефти и 720 млрд.куб. газа
при глубине моря 150 метров – мы осуществляли поисковое бурение на
примагаданском шельфе с бурового судна «М.Мирчинк» при глубине моря 180
метров).
Пункт 3 статьи 20 ФЗ-155 «О внутренних морских водах, территориальном
море и прилегающей зоне РФ» открывает области финансово-правовую
возможность в рамках соглашения с МПР организовать ОГУП «Сахалинская
морская нефтегазоразведка» (Sakhalin oil&gas sea exploration state
regional company – SOGSESco) с восстановлением производственной базы для
разведочного бурения в акватории территориального моря и на
континентальном шельфе РФ в целях увеличения информативной
обеспеченности и достоверности лицензионных раундов МПР, выполнения
госзаказов на поиск и разведку морских месторождений, получения областью
соответствующей доли доходов от аукционов недропользования,
непосредственного недропользования и отчислений на компенсацию
геологоразведочных затрат при эксплуатации морских месторождений.
Я уже раньше предоставлял свои пояснения, что получить долгосрочный
кредит до двух-пяти миллиардов долларов (порт и база обеспечения в
Холмске, Невельске, Корсакове, Озерске либо Морже с соответствующей
транспортной инфраструктурой при привлечении японской СОДЕКО для
гидростроительства и дорожных стройбатов Северной Кореи, наших шахтеров
и высвобождаемого строительно-монтажного персонала по проекту
«Сахалин-2», три ПБУ – СПБУ, ППБУ и БС, около десяти специализированных
судов обеспечения, офис и жилье в Южно-Сахалинске) в счет доходов
области от раздела продукции по действующим СРП не представляется
сложным (прогнозная прибыль озвучена компанией «СЭ», по Налоговому
кодексу 65% от налога на прибыль идет субъекту, финансовый агент и
банк-консультант компании «СЭ» известен, рекомендацию «Шелл» можно
получить). Кредитный рейтинг проекта «Сахалин-2» очень высок сегодня, а
после первой отгрузки сжиженного газа в Пригородном он достигнет
мирового пика.
Кроме того, складываются обстоятельства значительного превышения спроса
на углеводороды стран Юго-Восточной Азии – очень многие
корпоративно-банковские и иностранные государственные структуры будут
заинтересованы в получении достоверных сведений об экспортных
возможностях Сахалина в перспективе 21 века. Сегодня одна Индия
предлагает 25 миллиардов для вложения в нефтегазовые проекты, но пока не
может прорвать «опеку» углеводородных ресурсов России со стороны Китая.
Свободных долларов на внешнем рынке сегодня с избытком – сама Россия со
стабилизационным фондом там позиционирует. А четверть перспективных
запасов Юго-Восточной Азии находится у Сахалина.
Привлечение текущих областных средств будет незначительным – на первом
году кадрово-организационных и проектно-кредитных мероприятий. С началом
отгрузки СПГ откроется кредитная линия.
Сроки возврата долгосрочного кредитного ресурса при наличии явных
источников самоокупаемой деятельности ОГУП «СМНГР» я оцениваю в 5-7 лет
с дальнейшим выходом на высокую прибыльность. Финансово-бухгалтерских
разрывов от привлечения кредита не возникнет: в установленном порядке
введенные основные фонды будут передаваться в фонд имущества области.
Кроме того, в период капитального строительства за счет внешних
кредитных ресурсов базы морской геологоразведки область получит
соответствующие налоги, сборы и платежи. Вышеупомянутое соглашение с МПР
поможет более оптимально и оперативно решать вопросы на федеральном
уровне: я встречал в открытой прессе информацию о намерениях МПР по
инициативе президента создать ФГУП по поисково-разведочным работам на
шельфе РФ. Сахалин может выступить первопроходцем с почти 100%-м
успехом. Если его не опередят Газпром с Лукойлом, которые недавно
заключили соглашение о стратегическом партнерстве в разведке и
разработке месторождений до 2014 года.
Коллектив ДМУРБ своей прошлой деятельностью по подготовке к разработке
морских месторождений проектов «Сахалин – 1 и 2», я убежден, заработал
моральное право на продолжение поисково-разведочных работ в
территориальном море и на континентальном шельфе. Ключевой и системный
костяк кадров пока еще остался в достаточном числе и его можно убедить
вернуться в морскую геологоразведку. Кроме того, создание мощного ОГУП
поможет несколько разгрузить штаты областных органов власти: в структуру
морской геологоразведки входит управленческая,
информационно-геологическая, снабженческая, социально-культурная,
промышленная и непромышленная строительная деятельность, эксплуатация
зданий и сооружений, все виды транспорта, связь, гидромет, морской
специализированный флот, водолазное обеспечение, общественное питание,
медицина, сфера отдыха, подготовка и переподготовка кадров. Морская
геологоразведка – это не периодические услуги, а целая долговременная
высокотехнологичная отрасль информационно-строительного характера.
Я считаю, что надеяться исключительно на недавно подписанное соглашение
с Газпромом особо не следует: социально-экономическая стратегия компании
не определена. Кроме того, тревожат некоторые исторические
обстоятельства: в середине восьмидесятых Газпром отказался от Сахалина,
как только закончился кредит СОДЕКО. Сегодня Газпром интересует
государственная доля углеводородов по проектам СРП или сами проекты. В
любом случае, региональная альтернатива не окажется бесплодной – само
наличие самостоятельной областной структуры с определенной стратегией в
рамках соглашения с МПР вызовет гораздо более уважительное и
признаваемое, в плане конструктивности, отношение со стороны Газпрома.
Руководство газовой корпорации будет предметно знать, что хочет Сахалин
от использования ресурсов морской акватории – территориального моря и
прилегающей зоны. Миллер использует в своих выступлениях термин
«синергия»: надо ему показать, какой синергетической кооперации ждет
Сахалин и что пассивно наблюдать за вывозом территориального достояния
даже российской корпоративной структурой область не намерена.
Прошу Вас использовать депутатские полномочия для мотивации
администрации области восстановления сахалинской базы морской
геологоразведки в форме ОГУП. Позитивное и комплексное решение данного
вопроса позволило бы нынешним представителям органов власти надолго
оставить предметно-очевидный след в истории Сахалинской области.
Я полагаю, что область в состоянии затратить бюджетные средства на
содержание примерно семи человек проектно-системной группы сахалинской
морской геологоразведки. Общую координацию и проработку
финансово-экономических вопросов я бы мог взять на себя – других
специалистов надлежащего уровня в области планирования, организации и
управления морской геологоразведкой в настоящее время на Сахалине я не
знаю и предложить не могу, надежные судоводители, геологи и технологи
буровых работ остались. Нет строителей службы заказчика объектов
производственного и непроизводственного назначения и юриста по
проработке нормативных документов.
С уважением |
А.Кузьмин, 15.09.2006 |
|
|