Уважаемый Сергей Алексеевич!
Как известно, Сахалинская нефтяная компания на
100% принадлежит администрации области.
ОГУП «СНК» осваивает Анивское газовое месторождение (Луговские
и Петропавловская площади) – с запасами газа в 3-4 млрд.кубов. Для
сравнения запасы одного Лунского морского месторождения по проекту
«Сахалин-2» - 531 млрд.куб., Чайво по проекту «Сахалин-1» - 308
млрд.куб., пока не задействованого в освоении Киринского – более 800
млрд.куб.
Работая начальником планово-экономического отдела ДМУРБ
в 1986-87 гг. я по роду службы знакомился с рядом документов в спецчасти
по перспективам финансирования морских геологоразведочных работ.
Централизованные капвложения заканчивались 1989 годом и далее шло
довольно туманное пояснение о переходе к самофинансированию за счет
платы или отчислений нефтегазодобывающих предприятий. Причем объединение
под руководством Черного А.В. никаких разъяснений не только не давало,
но и пыталось взять под контроль наши инициативы по валютным контрактам
самообеспечения на внешнем рынке.
ДМУРБ было авторитетной конторой и мне доводилось
участвовать в переговорах с представителями обкома и облисполкома по
стратегиям развития области. Не вдаваясь в историю создания
нефтеперерабатывающего Петросаха В.Хабаровым, определенные вопросы
прорабатывались и по анивскому газу. Непромышленные запасы анивских
площадей не позволяли ставить вопрос даже о сельско-промышленном
обеспечении Анивского района. Но оптимальным посчитали вариант
втягивания областных средств в строительство трубопровода до Южного для
перспективной врезки в морской газопровод и обеспечения
аграрно-промышленного комплекса Анивского района крупными поставками
морского газа. Что же касается газа анивских площадей, то был проведены
предварительные переговоры с южно-корейской Голдстар по созданию
совместного предприятия по заправке бытовых баллонов и закупке
газонагревательных приборов и кухонных печей: для обеспечения не столько
городов, сколько поселков всего Сахалина.
Абсолютно субъективные трансформации в системе ВПО «Сахалинморнефтегаз»
в стремлении к частному обогащению привели к развалу ДМУРБ и закрытию
многих перспективных стратегий развития юга Сахалина. Главная стратегия
– трубопровод до Пригородного – все же остается реализуемой. В силу
определенных обстоятельств не удалось значительно сократить затраты на
освоение группы морских месторождений в плане предупреждения
субъективного решения о строительстве комплекса в Де-Кастри и участия в
Дальтрансгазе: Сахалину это не нужно, а Хабаровский край, в случае
какой-либо целесообразности, нашел бы правительственные источники
финансирования отгрузочных терминалов. Эксон молчал, так как отдельные
наши посредники пообещали лицензию на Киринское месторождение.
Вышеизложенное я написал по следующему мотиву. Поставки
газа СНК для большой энергетики сомнительны и администрация области
предпримет шаги по бюджетной поддержке ОГУП до момента получения доступа
к морскому газу: мысль о перспективах чиновничьей кормушки с морского
газа подпитывает многих. Я считаю, что администрация должна заняться
стратегией использования анивского газа по обеспечению не
корпоративно-промышленных интересов в извлечении прибыли, а бытовых нужд
населения с учетом реальной платежеспособности. Под газозаправочные
станции и поставку газовых печей южнокорейские инвестиции появятся –
компании не откажутся от долговременного рынка сбыта оборудования.
По отбору морского газа желательно инициировать Залпина
на создание региональной газораспределительной и газоснабжающей компании
совместно с рядом муниципалитетов – это создаст определенную конкуренцию
корпоративно-административным структурам и дополнительные предпосылки
бытового газообеспечения населения без значительного частного отвлечения
разницы в цене и себестоимости морского газа.
С уважением |
А.Кузьмин
14.09.2006 |
|
|