Персональный сайт
Кузьмина Андрея Геннадьевича
краснодипломированного инженера-экономиста.

  ЭН-79-1

Главная


НА ПУТИ К 2030 ГОДУ:     МИР   РОССИЯ    САХАЛИН
Глава III. Россия сосредотачивается

ВОЗВРАЩАЯСЬ К ИДЕОЛОГИИ

     За последние пятнадцать лет понятия идеологии, пропаганды и агитации стали чем-то далеким и нарицательным. Общество не стало разбираться в определениях и понятиях, их смысле и содержании, а просто выплеснуло грязную воду вместе с ребенком. В действующей Конституции установлено идеологическое многообразие. Так и может быть у партий, слоев, классов и групп. Но государство то одно и оно имеет возможность изучить, проанализировать, синтезировать и сформулировать направление равнодействующей всех сил общества на длительный период. И системой «сдержек-противовесов» регулировать поступательное развитие. Идейное бесплодие обрекает государство на топтание на месте, консервативную унификацию. Иными словами – на застой. В то время как планетарное сообщество идет вперед.
     Можно ли рассматривать ежегодное послание президента в качестве краткосрочного идеологического документа? Оно им и является, если только условно-уклончивые намеки можно отнести к тактическим задачам, а рыночные механизмы – к вершине человеческой социально-экономической мысли. Являются ли концепции принимаемых законов определенными идеологиями? Естественно, так как концепция, идея, цель являются в данном случае синонимами. Воспринимают ли органы власти, общество и граждане многообразие идеологий? Воспринимают, как мне кажется, так же по раздельности, в меру соответствия собственным интересам. Может ли быть в такой ситуации позитивное, синергетическое, коммунитарное или даже субсидиарное государственно-гражданское развитие? Разумеется нет, так как общественное сознание и потенциал общества не концентрируются на достижении общих реальных задач и просто транжирятся на текущую сутолоку и суету «тришкиного кафтана» бюджетных отношений. Есть тысячи простых целей, сотни отдельных, десятки сложных. А общих – нет. Два всеобщих – мировые деньги как эквивалент обмена материального мира и нравственность как планетарное предназначение человека – выступают в России в качестве непримиримых противоречий. Наверное потому, что отсутствует цель в праве, не носят конкретного содержания статьи 2 и 7 основного закона прямого действия, имеющего высшую юридическую силу, то есть Конституции РФ.
     А вот мировое сообщество ставит цели на 50-100 лет вперед. Постиндустриальное общество, постглобализация, мегаэкономика – это не только формулируется научными кругами. Все это уже сегодня внедряется в общественное сознание через научно-фантастические фильмы. Обычно, для привлечения обывательского внимания, через фильмы действия, боевики. И места для России в них не находится. За исключением, пожалуй, одичавших и темных русских в «Роллерболе». Без собственных перспектив развития и политической воли к их достижению Россия становиться пешкой или средством в чужой игре, утрачивает роль субъекта общепланетарной истории.
     Государственная идеология представляет собой систему нравственных устоев, моральных ценностей и юридического права, задающую цели и ориентиры развития общества. Входя в систему государственности, она легитимизирует деятельность ее властных структур. Государственная идеология, давая представление о лучшем устройстве будущего общества, к которому должны стремиться граждане, организует и регулирует поведение личности в обществе, формирует общественное сознание через пропаганду и агитацию. Поэтому идеология, с одной стороны, направляет целевую деятельность государственной власти, а с другой — управляет поведением индивидов. Государственную идеологию можно определить как конкретно-историческую интегральную систему философских, теософских, культурных, научных, эстетических, этических, правовых, политических, экономических, социологических знаний и ценностей о Вселенной, обществе, человеке, о месте и роли индивида в мироздании, о смысле жизни. Идеологические организации разрабатывают и внедряют в массовое сознание идеологическое учение, контролируют деятельность социальных структур и различных ветвей власти в обществе.
     В России на начало 21 века не определились с теорией развития человечества. Формационный подход (первобытнообщинное общество-рабовладельческое-феодализм-капитализм-коммунизм) рассматривает каждую предыдущую формацию, как необходимую ступень в развитии человечества, подготавливающую становление новой, более высокой ступени, вплоть до коммунизма - ступени, заглянуть за которую наука не решается и которая будет то ли завершением истории, то ли подготовкой к еще более высокой ступени исторического развития, характеристики которой пока не просматриваются. Но как бы то ни было, все человечество, все народы последовательно проходят эти ступени (иногда минуя некоторые с помощью соседей), развиваясь по одной и той же пятичленной схеме.
     Стадийная теория развития также рассматривает последовательность стадий, ведущих от традиционного общества к современному (модернити). За основу взят уровень развития производительных сил (примитивные охота и собирательство-аграрные-мануфактурные-промышленные-индустриальные-постиндустриальные сервисно-информационные). На этом история, без рассмотрения социальной и космической сущности человека, пожалуй, и кончается (см. Ф. Фукуяма 'Конец истории').
     Для цивилизационного подхода, напротив, каждая цивилизация представляет самостоятельную ценность. По Тойнби (он развивает идеи Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера) одновременно существуют равноценные локальные цивилизации с механизмом развития, проходящем через так называемые точки бифуркации. Суть подхода в том, что каждая цивилизация имеет определенное поле возможностей развития, определяемое потенциалом ее системы ценностей, человеческим материалом, географическим положением и природными условиями, ресурсным потенциалом, запасом знаний и технологий. В ходе роста и развития цивилизация приближается к пределам своего потенциала. Вместе с тем идет поступательный процесс развития производительных сил и нарастания объема знаний. Достигая предела своего потенциала, цивилизация подходит к определенной развилке: либо осуществить прорыв в новую область возможностей и получить «второе дыхание», или пойти по пути приспособления к сокращающемуся потенциалу, постепенного свертывания и деградации, приводящим либо к коллапсу, либо к длительному застою. Но для прорыва в новую область возможностей цивилизация должна накопить и сохранить потенциал прорыва, прежде всего потенциал многообразия. Сохранившие гибкость и многообразие цивилизации могут приспособиться к новому этапу развития производительных сил в новом поле возможностей. Те же цивилизации, которые пошли по пути оптимизации развития применительно к старому полю возможностей, достигают временного максимума доминирования, но растрачивают при этом потенциал многообразия или не в силах его мобилизовать, обречены на упадок и гибель. Вместе с тем, в точках бифуркации (ветвления) траекторий образуется зона неопределенности и неустойчивости, когда нет жесткой детерминированности. Траектории истории и сравнительно малые воздействия могут способствовать мобилизации потенциала прорыва и перевести цивилизацию (государство, нацию) на восходящую траекторию или, наоборот, создать условия для растраты потенциала и сбросить ее на нисходящую траекторию.
     Наряду с моделью исторически продолжительного североцентричного порядка (во главе с Соединенными Штатами) сейчас с пристальным вниманием рассматривается пока еще смутный облик следующего поколения сценариев грядущего миропорядка. Среди них: вероятность контрнаступления мобилизационных проектов; господство постхристианских и восточных цивилизационных схем; перспективы развития глобального финансово-экономического кризиса с последующим кардинальным изменением основ социального строя; будущая универсальная децентрализация либо геоэкономическая реструктуризация международного сообщества. Существуют и гораздо менее распространенные в общественном сознании ориенталистские схемы обустройства мира эпохи постмодерна - от исламских, фундаменталистских проектов до конфуцианских концептов, связанных с темой приближения “века Китая”. Зримо проявилась также вероятность глобальной альтернативы цивилизационному процессу: возможность распечатывания запретных кодов мира антиистории, освобождения социального хаоса, выхода на поверхность и легитимации мирового андеграунда.
     Кардинальное воздействие на судьбы современной экономики и цивилизации оказывает энергичная и призрачная неоэкономика финансов. Ее генезис теснейшим образом связан с реализацией транснациональных схем координации и управления мировым хозяйством; лавинообразной глобализацией деятельности банковского сообщества; появлением феномена оффшорных зон и огромных массивов “беспризорных денег” (или на профессиональном языке “евродолларов”)… И, наконец, - рождением нового поколения экономических игр: масштабных финансовых технологий, ставших возможными во многом благодаря революции в области информатики. Новое информационное пространство позволило эффективно объединить географически разноликий мир в единое целое, осуществлять глобальный мониторинг экономической деятельности, контроль над нею. При этом интенсивно развивавшаяся отрасль информационно-коммуникационных услуг быстро превратилась в самостоятельный сегмент мирового хозяйства, часть постиндустриальной сферы, растущую едва ли не самыми бурными темпами. Действительно, если привычные виды промышленного производства, имеющие дело с материальными объектами, оказались в тисках “пределов роста”, то горизонты виртуальной реальности стали своего рода дальним рубежом цивилизации, вполне свободным от подобных ограничений. Становление финансовой неоэкономики тесно связано также с проявившимся в начале 70-х годов фатальным кризисом бреттон-вудской системы, вполне совпавшим с логикой развития информационной революции и приведшим к стремительной виртуализации денег, прогрессирующему росту всего семейства финансовых инструментов. В результате мир финансов стал практически самостоятельным, автономным космосом, утратив прямую зависимость от физической реальности (что нашло свое выражение в отказе от рудиментов золотого стандарта, то есть самого принципа материального обеспечения совокупной денежной массы). Пороговым событием здесь явилось изменение статуса и состояния фактической мировой резервной валюты – доллара. В августе 1971 года США отказались от золотого обеспечения своей валюты (на уровне 35 долл. за унцию). Таким образом, перестал действовать, хотя уже и усеченный - после 1934 года существовавший только для других стран - принцип обмена американских бумажных денег на золото. После устранения формальной связи доллара с золотом рыночная цена последнего поднялась за короткий срок на порядок и произошло это в условиях роста добычи желтого металла с применением современных технических средств. В целом же обесценивание доллара за последние сто–сто пятьдесят лет составляет почти три порядка, причем приблизительно двух порядковое падение его реальной покупательной способности приходится на вторую половину этого срока. Новая финансовая реальность оказалась необычайно эффективной и жизнеспособной именно в условиях технологизации, компьютеризации и либерализации валютно-финансовой деятельности, раскрепощенной как в национальных границах, так и на обозначившихся просторах транснационального мира. Быстрое развитие микропроцессорной техники, цифровых технологий, телекоммуникаций создавало необходимую информационную среду, способную координировать события и действия в масштабе планеты, а также в режиме реального времени, оперативно производить многообразные платежи и расчеты и мгновенно перемещать их результаты в форме “электронных денег”, стимулируя, таким образом, интенсивный рост новой глобальной субкультуры - финансовой цивилизации (июнь 1991 года, встреча Бильдербергской группы, Дэвид Рокфеллер: « Сверхнациональная власть интеллектуальной элиты и мировых банкиров более предпочтительна, нежели право народов на самоопределение»).
     Летом 1997 года базирующийся в Базеле влиятельнейший Банк международных расчетов (BIS) опубликовал свой ежегодный отчет, в котором впервые констатировал реальный характер угрозы срыва мировой банковской системы, ее постепенного выхода за пределы действенного контроля и профессионального прогноза. Аналогичные опасения высказал затем весной 1998 года председатель федеральной резервной системы США Алан Гринспен, допустивший вероятность “системных нарушений финансовой системы, превосходящих нашу способность понимания или возможности эффективного ответа”. В настоящее время ежегодный объем мировых финансовых трансакций оценивается астрономической суммой порядка полуквадраллиона долларов, что создает ситуацию кредитного риска в глобальном масштабе, чреватую общесистемным кризисом. Происходит также бурный рост рынка вторичных ценных бумаг, суммарный объем которых стремительно пересек отметку в 100 трлн. долларов.
     Началась масштабная оптимизация совокупной промышленной деятельности в рамках планеты. Соответственно ускорился рост прямых иностранных инвестиций. Стала быстрыми темпами формироваться глобальная экономика - метаэкономика, не сводимая к простой сумме торгово-финансовых операций, но реально озабоченная изменением географии промышленного производства, трансформацией всей прежней социоэкономической картины. Именно в этот период складывается институт современных ТНК, диверсифицирующих процесс производства и сбыта на обширных просторах планеты. Они используют удобные условия в том или ином регионе: состояние социальной и промышленной инфраструктуры, производственные стандарты и местное законодательство, квалификацию рабочей силы, уровень ее социальной защиты и оплаты, устойчивую и солидную разницу между паритетом покупательной способности мягких валют и их обменным курсом по отношению к валютам твердым, близость к источникам сырьевых ресурсов. И даже такой фактор, позволяющий снижать в определенных ситуациях издержки производства, как благоприятный климат.
     Оптимизация экономической деятельности, таким образом, плавно перерастает в социотопологию - целенаправленное обустройство планеты в соответствии с желаемой формой. При этом все явственнее просматривается тенденция разделения фактического суверенитета государств на разные классы, то есть, по существу, в мире выстраивается некая “неодемократическая иерархия”. Novus Ordo переводится ведь не только как “новый порядок”, но и как “новое сословие”. Проблема эта столь глубока и многомерна, что осознавалась и осмысливалась уже в период великого перелома первых веков II тысячелетия, иначе говоря, у самых истоков современной фазы западной цивилизации. Мы хорошо знакомы со стереотипом трех сословий, но гораздо хуже осведомлены о полемике вокруг сословия четвертого. А такая полемика велась не один век. В концепции четвертого сословия проявилась сама квинтэссенция нового, динамичного состояния мира, смены мировоззрения человека Средневековья. Контур нового класса проступал в нетрадиционных торговых схемах, в пересечении всех и всяческих норм и границ (как географических, так и нравственных). Диапазон его представителей - от ростовщиков и купцов до фокусников и алхимиков. Так, в немецкой поэме XII века утверждалось, что “четвертое сословие” - это класс ростовщиков (Wuocher), который управляет тремя остальными. А в английской проповеди XIV века провозглашалось, что Бог создал клириков, дворян и крестьян, дьявол же - бюргеров и ростовщиков. Ростовщичество и ссудный процент запрещены в Библии, осуждались также исламом, а вне религиозного круга производство денег ради денег подвергалось необычайно резкой критике еще Аристотелем, который прямо сравнивал людей, занимающихся подобными делами, с “содержателями публичных домов”. За последние десятилетия ХХ века было разыграно несколько стратегических валютных и финансовых комбинаций, последовательно поднимавших ставки в глобальном казино. Что, в частности, позволило отодвинуть далеко в будущее сценарий резкого скачка цен на природные ресурсы. В результате вместо взлета стоимости полезных ископаемых в восьмидесятые годы на планете разразился настоящий сырьевой бум. На практике технология масштабной экономической игры выглядела следующим образом. Сначала произошло радикальное изменение цены на нефть. Это привело к настоящему взрыву на рынке кредита за счет “нефтедолларов”. Кредит стал общедоступным, даже избыточным. Началась яростная конкурентная борьба за клиентуру, процентные ставки серьезно понизились (и даже, в условиях инфляции, порой становились “отрицательными”), т.е. финансовые ресурсы на глазах превращались в “скоропортящийся товар”. В результате возник своего рода финансовый Клондайк. И в числе основных потребителей избыточных средств оказались развивающиеся страны. При этом проценты по вкладам, как правило, погашались за счет новых займов, банки имели устойчивый доход, а экономика процветала в условиях низких учетных ставок и массированных капиталовложений. Однако подобное благополучие зиждилось на весьма непрочном фундаменте. Именно тогда в результате коллективных усилий различных сторон в мире сформировалась основа перманентного “глобального долга”.
     Создается впечатление, что в мире происходит постепенное, но неумолимое и последовательное вытеснение идеологии честного труда альтернативной ей идеологией финансового успеха. Деморализация экономических отношений - явление весьма тревожное, влекущее за собой массу самых серьезных следствий. Еще Аристотель рассматривал экономику как часть этики. Она по самой своей сути не есть некая универсальная технология, действенная на все времена и для всех народов, но (хотя это далеко не всегда очевидно) весьма и весьма специфичный феномен культуры. Не исключено, что тотально аморальная экономика попросту невозможна (в длительной перспективе). Так, разрушение привычного контекста экономических операций, кризис самой атмосферы доверия, вытеснение морали правом, утверждение сугубо формальных, а то и прямо формализованных условий экономической деятельности приводит в конечном итоге к постоянной необходимости их периодической формально-юридической фиксации. Это скачкообразно увеличивает количество конфликтных ситуаций на различных уровнях экономического процесса. Иными словами, ведет к резкому, порой неприемлемому возрастанию затрат и подрывает всю сложившуюся систему взаимоотношений. ( См., в частности, F.Fukuyama. Trust. The Social Virtues and the Creation of Prosperity. N.Y., 1996; A.Etzioni. The Golden Rule. Community and Morality in a Democratic Society. N.Y., 1996).
     Утрата же доверия в стабильность самого контекста экономических операций (зачастую связанная не столько с реальной хозяйственной ситуацией, сколько с ее конъюнктурной интерпретацией, то есть общественной психологией) в условиях финансовой цивилизации достаточно быстро проявляется как в экономических, так и в социальных потрясениях, с весьма далеко идущими последствиями. Глобализация финансовой деятельности позволяет успешно преодолевать законодательные ограничения и нормы, существующие в пределах национальных границ. На карте мира появляются как бы условные государства: терминалы транснациональных организмов, наподобие оффшорных зон, чье истинное предназначение, нередко - реализация разнообразных схем лукавой экономической практики, включая асоциальные комбинации. В наметившемся расщеплении социальных и финансово-экономических целей общества, кстати, просматривается определенная историческая преемственность между сегодняшним днем и временами Великой депрессии, когда имело место уничтожение продуктов хозяйственной деятельности человека ради достижения финансовой выгоды. Тем самым, в частности, прокладывался путь для еще более внушительной экономической деструкции - индустрии высокотехнологичных, промышленно - и ресурсоемких войн ХХ века.
     Все это, вместе взятое, постепенно лишает деньги их прежнего содержания (и в каком-то смысле реального наполнения), превращая в род особой, энергичной и агрессивной финансовой информации. Поток операций на валютно-финансовых рынках в настоящее время в десятки раз превосходит реальные потребности финансирования международной торговли, их ежедневный объем примерно соответствует совокупным валютным резервам всех национальных банков (которые теоретически могли бы быть использованы в целях стабилизации при развитии глобального кризиса). (Internationale Politik. Bonn, 1997, №12, S.9). А рынок вторичных ценных бумаг (производных финансовых инструментов) и вовсе в несколько раз превышает совокупный валовой продукт всех стран, что чревато уже в ближайшем будущем поистине тектоническими сдвигами в глобальной финансовой системе и мировой экономике в целом.
     Деградация модели расширенного воспроизводства Нового времени прошла несколько нисходящих ступеней. Вначале она “поддалась” соблазну сверхдоходов, получаемых за счет эксплуатации иных геоэкономических регионов и видов деятельности, искусно поставленных в подчиненное положение. Данный процесс, в свою очередь, стал источником дополнительных ресурсов, питательной средой для различного рода финансовых операторов и развития соответствующих технологий, которые привели к утверждению достаточно неожиданной “постиндустриальной” надстройки над привычной хозяйственной деятельностью - финансово-правовой системы. Превращение денежной сферы в необъятный виртуальный континент, в свою очередь, способствовало развитию в ее недрах целого семейства изощренных финансовых практик. По форме - более-менее легальных операций и инициатив, однако, по сути - все отчетливее расходящихся с нуждами реальной экономики, разрушающих ее смысловое поле, паразитирующих на результатах конструктивной деятельности человека. Затем дошло и до откровенных спекулятивных атак и подрывных акций, имеющих целью получение дополнительной прибыли без производства реальной стоимости. Как не создают ее, к примеру, кражи или азартные игры, хотя и они способны приносить доход и перераспределять материальные ценности. А ведь здесь речь идет об “играх”, основанных не на слепой случайности, а методично организуемых и управляемых, то есть в определенном смысле - “шулерских”. Последние годы наблюдаются явное умножение сфер человеческой практики и рост числа территорий, прямо пораженных “трофейной” и криминальной активностью, сливающихся в единый феномен деструктивной квазиэкономики - более чем специфической хозяйственной сферы, подчиняющейся качественно иным, нежели легальная экономика, фундаментальным законам, фактически производя ущерб, то есть своего рода отрицательную стоимость. Введение категории «квазиэкономика ложных ценностей и ложного труда (как правило, достаточно сложного по форме)» представляется вполне оправданным для данного типа человеческой деятельности, соответствующей производству вреда, причинению ущерба окружающей среде, техносфере и людям. Отчасти отрицательная “ценность” подобного рода активности уже учитывается в современных экономических отношениях, например, в виде наложения штрафов, повышенном налогообложении, судебных издержках, иных финансовых санкциях и т.п. Квазиэкономика уже сейчас ворочает сотнями миллиардов долларов. Распечатываются и интенсивно эксплуатируются (в глобальном масштабе, с применением самых современных технических средств) запретные виды псевдоэкономической практики: производство и распространение наркотиков, крупномасштабные хищения, рэкет, контрабанда, коррупция, казнокрадство, компьютерные аферы, торговля людьми, “дешевое” захоронение токсичных отходов, отмывание грязных и производство фальшивых денег, коммерческий терроризм и т.п.
     Способна ли российская правящая элита выступить в роли генератора или проводника идей, теорий, концепций и стратегий будущего развития России в различных подходах мирового развития (формационный, стадийный, цивилизационный и т.п.), в реальных обстоятельствах финансово-правовой цивилизации и квазиэкономики? К сожалению, текущая практика регрессивной утилизации накоплений прошлых поколений и утечки интеллектуального потенциала, административно-налогового или коррупционного участия власти в квазиэкономике, отсутствие не только реального, но даже конкретного ее целеполагания не дает надежд на сколько бы то ни было значимую роль России в любом планетарном будущем. Эта элита использует нашу страну для обособленно-группового вхождения в финансовую цивилизацию, живя уже сегодня в «коммунизме» финансово-правовой цивилизации.. Этой элите не нужно поддерживать практику высших мировых достижений многонациональных русских в искусстве, культуре, науке, спорте – этого векового предназначения, этой загадки уникального народа, который выживал в суровейших природно-климатических, горно-геологических и географических условиях, созидал и нес потенциал творческого, гуманного развития для десятков народностей и национальностей.
     Исследовался ли вопрос финансово-правового сословия в классической политэкономии? Как мне представляется по переписке Маркса, критически исследуя существующие в тех конкретно-исторических обстоятельствах политэкономические учения, он вплотную подошел от вертикального промышленно-производственного (эксплуататоры-эксплуатируемые) классового деления к слоисто-сословному: классы присваивающие, классы производительные, асоциальный люмпен. Есть класс присваивающий по отношению к классам производительным, неокупечество (т.3 «Капитал», купеческий капитал в товарно-денежной и денежно-торговой формах). Есть единый политико-финансовый присваивающий правящий паразит, а так же многочисленные люмпен-низы, которые не входят в систему общественного производства, но находятся под постоянным полицейско-налоговым прессом государственно-финансовой элиты. В работе «Гражданская война во Франции» Маркс характеризовал имперский парламентаризм следующим: «Весь мир приветствовал империю как спасительницу общества. Под ее господством буржуазное общество, освобожденное от политических забот, достигло такой высокой степени развития, о которой оно не могло и мечтать. Промышленность и торговля разрослись в необъятных размерах , биржевая спекуляция праздновала свои космополитические оргии, нищета масс резко выступала рядом с нахальным блеском беспутной роскоши, нажитой надувательством и преступлением. Государственная власть, которая казалось, высоко парит над обществом, была в действительности самым вопиющим скандалом этого общества, рассадником всяческой мерзости". Остановившись на диктатуре пролетариата, Маркс увлекся естественными науками и просто не успел обобщить все накопленное. Логика его исследования государственного аппарата и купеческого капитала неизбежно привела бы к государственно-общественной формуле С-Ф-Д (статусное право-функция-деньги). Именно то, против чего выступали анархисты, а Троцкий определил как термидор. Учитывая современные реалии, государственно-аппаратное и финансово-правовое сословие сферы квазиэкономики можно было бы определить единым классом: классом функционеров. Но Маркс оставил метод познания для будущих поколений - материалистическую диалектику. И, по опросу Би-Би-Си 1999 года, этими поколениями признан человеком второго тысячелетия. Теоретическая же база у новых анархо-троцкистов в лице современных антиглобалистов существует во многом благодаря анархо-индивидуалисту Штирнеру и русским анархо-общественникам Бакунину и Кропоткину.
     Именно российский народ, входя в советскую общность, смог воплотить в реальность тысячелетние мечты всего человечества - полет в космос. И этот общепланетарный день многонационального русского не сможет оспорить никто не при каких условиях. Это истинный день триумфа России. В этот день можно объявлять, что на территории России за тысячелетнюю историю сформировалась многонациональная русская цивилизация, которая исходит из православного славянства и смогла солидарно ассимилировать более ста наций и народностей на идее и духовности в единого, многонационального русского человека. Россия всегда признавала право наций на самоопределение в составе россиян, но высшие результаты человеческой деятельности достигались русским сплавом. И окружающий мир нам не помощник – многовековая история российских войн дает массу примеров политического и силового рэкета с одной целью: превратить Россию в сырьевой квартал на окраине цивилизации и заставить русских делиться труднодостигаемым и труднодобываемым сырьем.
     Численность населения России находится на седьмом месте среди стран мира. По числу лауреатов Нобелевской премии мы так же на седьмом месте. Пока на седьмом, так как потенциал лауреатов создавался в послевоенный сталинский период. Тяжелейшее для всего народа время, а цены снижались и СССР лидировал по удельному весу расходов на фундаментальную науку, прикладные научные исследования, опытно-конструкторские разработки. У «железного занавеса» были не только недостатки. Не истощи себя страна неадекватными расходами на оборону и имперские устремления искусственного создания социалистического лагеря, СССР не повторил бы конец православной Византийской империи. Которая, как писал В.Соловьев, забыла про внутреннее усовершенствование, подчинила все интересам отражения внешних угроз и сама распалась самым печальным образом. История ничему не учит. И Россия продолжает тот же самый путь перемалывания общественных ресурсов на создание и устранение силовых угроз, увеличивает расходы бюджета на ВПК, выплату внешних долгов, мифическую для России, но выгодную для внешнего мира стабилизацию. В ущерб культуре, здравоохранению, науке, системному жизнеобеспечению.
     Мировое сообщество в лице ООН все более склоняется к рентной основе мирового рынка. И вполне вероятно, русским еще будут доплачивать за исполнение роли вагонетки по доставке сырья к границам. Себестоимость нефти в Ираке-0,9 долл/баррель, Аргентине-2,0, сибирской России-10-12. Рента, или разница в себестоимости по объективным природным условиям, существенная. Рациональный внешний мир не будет уничтожать тех, кто умудряется выживать в замороженном пространстве и вносить существенный вклад в мировое развитие. Кроме фактически сырьевой роли, России нужно закрепить и проводить свой подход развития - идеологию гуманизма, творчески-созидающего и интеллектуального развития уникальной русской цивилизации. Для стабилизации будущего России просто необходимо использовать миллиардные средства Стабилизационного фонда не на участие в глобальных финансовых играх, бездонное текущее потребление, а вкладывать их в фундаментальные исследования и прикладные разработки по генной инженерии, производству новых материалов в условиях невесомости космоса, ресурсосберегающей электронике, освоению ресурсной базы океанских глубин, воспроизводству биоресурсов, аквакультуре. Вне всякого сомнения, Россию будут принуждать, как это было столетиями, к исполнению роли дешевой сырьевой вагонетки для индустриального мира. При наличии устойчиво сформировавшейся национальной финансово-правовой элиты (компрадорской, космополитичной, сверхнациональной, международной и т.п.) армия, которая поглощает огромные ресурсы, помощником гражданского общества не будет. Методы подкупа высшего офицерства отработаны. Но Россия через 10-20 лет запасы углеводородов в предельных зонах замыкающих затрат выберет и станет ненужной обузой для всех западных союзников. Правда, останется ценнейший триллионный резерв прошлых поколений – ядерные материалы. Этими материалами в виде боеголовок распоряжаются военные. Пока распоряжаются. Так или иначе, в системе президентской колониальной администрации на народную шею элитный паразит найдется.
     Стоит только задать параметры будущего социально-экономического развития, найти средства на два-три фантастических фильма о разновариантном будущем России, которое основано на реальных тенденциях, дать картинки будущей жизни внуков и правнуков, пробудить массовое сознание от всяких мыльных сериалов – и процессы трансформации надстройки начнутся неизбежно. Дорогостоящие павильоны для этого не нужны - показать несколько элитных тусовок в Москве и элитном подмосковье, десяток умирающих деревень и городов в том же подмосковье – и «светлое» будущее нескольких закрытых мегаполисов и провинциально-выживающей России уже просматривается сегодня.
     Интернетовские поисковые системы дают отрывочные сведения о функционировании штаба финансовой цивилизации – Бильдербергской группы. Место нахождения – Карнеги-холл, Нью-Йорк. Русское представительство – Горбачев (фонд Горбачева, международная организация «Зеленый крест»), Чубайс (РАО «ЕЭС» - экономическое энергорайонирование, вывоз из России более 15 млрд. электродолларов в год), Явлинский (ядерные материалы, интеллектуальные ресурсы), Караганов (аналитик, который заметен покупкой костюмов за 20 тыс. долларов). Представляется, что есть и другие. На политическом и интеллектуально-научном направлении.
     Вообще, стране бы было полезно узнать полный список «героев» нашего времени. И тех, кто потерял нравственную общность с народом российской Евразии, чья нравственная ущербность определяется иезуитским мировоззрением: «цель(естественно, лично-групповая) оправдывает средства». С условно-уклончивыми доводами о приоритете общечеловеческих ценностей общего рынка. Но разве общие ценности могут создаваться и поддерживаться за счет многомиллионного народа, который ассимилирует слабых, выживает в неблагоприятных природных условиях, поставляет миру сырье и способен вносить существенный вклад в мировую культуру и науку? Знать хотелось бы и тех, кто во время общего грехопадения 90-ых годов сумел получить значительные средства и хотя бы частично расходует их на возврат культурно-исторических ценностей для общего пользования в России. Есть ли надежда на появление новых Третьяковых и Морозовых? Или многонациональные русские обречены только на вывоз ценностей? Тогда надо принимать закон об оружии и лишить государство обязанности защищать честь, права и достоинство личности. Пусть защищает элитных граждан, а личности разберутся с чувством справедливости сами. И сами же защитят свои семьи на своей территории от любого чужестранца, ступившего на нашу землю. Опыт у русских историческо-проверенный.
     Любое действие против многонациональных русских должно вызывать противодействие. Пока не поздно, пока мы прикрыты ядерным щитом. Теоретикам и практикам системного управления достаточно провести одну ситуационную игру, смоделировать сценарий: Россия вводит сверхвысокий налог на добычу полезных ископаемых корпоративными структурами для развития постиндустриальной сервисной экономики гуманистического направления и сектора жизнеобеспечения (включая ЖКХ), направляет углеводороды в собственную нефтегазохимию (коммунальные трубы, отделочные и облицовочные строительные материалы, минеральные удобрения, легкие топлива) для мультипликативного национального социально-экономического эффекта, концентрирует средства на производстве и установке блочных электротеплогенераторов для децентрализованного круглогодичного тепловодоснабжения, на воспроизводстве биоресурсов, аквакультуре, грантовых программах бесплатного высшего образования в территориальных научно-образовательных комплексах. Только попробуйте перекрыть на время внешнюю нефтегазовую трубу, ввести урановое обеспечение рубля, заикнуться о реальном интеллектуальном собственном развитии России и отодвинуть сепарирующий колпак финасово-правовой цивилизации – и весь цивилизованный мир со всеми общечеловеческими ценностями и демократией зачислит нас в новую «империю зла». Что, может, и хорошо – пару лет передышки от глобальных объятий сепарирующего мирового рынка не помешают. Индекс человеческого развития и индекс развития человеческого потенциала многонациональных русских должен расти, мы это заслужили исторически. Кроме вековой враждебности Запада, Россия получила еще одну напасть – монетарное воздействие финансово-правовой цивилизации. Которая, с помощью Римского аналитического клуба, определила предельную численность России для исполнения сырьевой функции в 40 млн. человек. Мне, как экономисту, было бы интересно тем прагматичным разработчикам задать вопрос: А скольким русским вы даете право на жизнь за каждого Нобелевского лауреата, за открытие космоса, за сохранение малых народностей и национальностей, за вклад в мировую науку, культуру, искусство, литературу, спорт и, вообще, в гуманистическую составляющую развития человечества? Неужели вам мало того, что в погоне за желтым металлом и прочими временными ценностями католическая Европа уничтожала крестовыми походами самобытные цивилизации, добралась до ацтеков и майя, захватывала православную Москву в Смутное время, поддерживала потом наполеоновские и гитлеровские армии? А протестантская Европа просто не смогла переварить Китай и Индию, Ближний Восток? Все ищете корни мирового терроризма в финансовых интересах? По себе судите, а они в той области, которая выше рационально-рассудочного понимания и объяснения. В борьбе рационального и духовного зло изначально обречено, ибо планетарная миссия человечества имеет духовные цели. Но отстраненное созерцание всемирного зла только его поощряет. Хотя и толстовщина имеет свой диалектический смысл. Обобщая вышесказанное в тезисах, свои убеждения в том, что необходимо России, хотелось бы выразить следующим:
     • латино-евразийская политико-социальная дуга - Россия-Китай-Индия-Бразилия;
     • признание права России на геополитическую и геоэкономическую автономию в мировом рынке вследствие
       объективных природных и географических (рентных) условий;
     • осознание того, что без целевых политических, экономических и гуманистических систем управления будущими
       состояниями в национальном секторе жизнеобеспечения общественное развитие и удовлетворение индивидуальных
       потребностей в развитии невозможно, страна обречена на стагнацию и распад;
     • не просто демократия причастности к общим ценностям глобального рынка победителей в конкурентной борьбе, а
       демократия стратегического развития России, цивилизации многонациональных русских с умеренным альтруизмом
       к ближним и дальним соседям, с отказом от панславянских и прочих имперских идей ввиду новых реальностей
       мирового развития;
     • осознание того, что в силу диалектического развития общества от коллективизма к коммунитаризму не гражданское
       общество является элементом государства, а государство служит структурой гражданского общества и,
       следовательно, правительство должно определяться парламентским большинством и нести вместе с ним
       солидарную ответственность за рост индекса человеческого развития и индекса развития человеческого
       потенциала, а всенародно избираемый президент должен служить гражданам в качестве высшего представителя
       интересов народа, верховного главнокомандующего, главного народного контролера и единовластного кризисного
       управляющего;
     • создание новой политической партии гражданского общества в будущем – Российского гражданского союза;
     • политическая и духовная воля творить и бороться за общее будущее.
 

Главная