Персональный сайт
Кузьмина Андрея Геннадьевича
краснодипломированного инженера-экономиста.

  ЭН-79-1

Главная


НА ПУТИ К 2030 ГОДУ:     МИР   РОССИЯ    САХАЛИН
Глава V. Сахалин цвета индиго.

ПОСЛЕДНИЙ СОЗЫВ?

     Закончились очередные выборы в областную Думу – региональный законодательный орган государственной власти. Как будут депутаты совмещать интересы государства и собственных избирателей, государства и местного самоуправления, государства и корпоративных структур – можно только гадать. Станет ли жизнь сахалинцев лучше? А вот для оптимизма оснований практически нет.
     Ни политические структуры, ни отдельные депутаты не предложили избирателям не то чтобы реальной, но и даже конкретной модели будущего состояния Сахалинской области. Политический моральный износ представительной демократии как инструмента гражданского развития становится все явственнее. Снижается избирательная активность и явка избирателей. Главная причина кроется в смене поколений и молодом нигилизме, который сродни анархизму. Остановите подряд сто человек 18-25 летнего возраста с вопросом о роли депутатов в их жизни – и обобщающий ответ девяносто процентов будет следующий: «да нам по барабану эти депутаты с их обманками, на себя работают: предпенсионный накопитель без фишки будущего». Для убедительности, можно подсчитать количество кандидатов в депутаты и собственно депутатов моложе сорока лет. Не идут. Не верят. Не имеют чувства причастности к представительной форме. Хотя и электоральная база есть, и средства у многих имеются. И так же относятся и будут относиться к принимаемым законам.
     Осознают ли это представители государственной власти высшего уровня? Судя по общей реакции на избрание губернатором Алтая артиста Евдокимова и предполагаемому назначению губернаторов из центра, президентские аналитические структуры выводы сделали: этап представительной формы себя исчерпал, она неэффективна по критерию «затраты-результат», наступило время жесткого регулирования для перехода к сервисно-информационной экономике, прямой демократии и электронному доступу к власти. И, скорее всего, разговоры об укреплении вертикали государственной власти закончатся компромиссом. Государственная власть откатится в федеральные округа, захватив с собою львиную долю доходов и оставив регионам самоуправление с бременем социальных расходов. Однопартийное большинство в Государственной Думе сумеет конституционно сократить число субъектов с 89 существующих до 7 окружных. И регионы поддержат, так как при назначаемом высшем должностном лице любая законодательная инициатива администрации обречена на принятие. Но после реформы ряды безработных существенно пополнятся строем областных госслужащих. Ведь слепая вера во всеобъемлимое и альтруистическое государство мало способствует переходу от рыночной к стратегической экономике. Отсутствие целенаправленной деятельности по созданию «запасных аэродромов развития» в виде самофинансируемых холдингов, ассоциаций, финансово-промышленных групп и других финансовых интегрированных структур, а так же пренебрежение к системам самоуправления, с высокой степенью вероятности может привести к тому, что сотни высокообразованных специалистов одномоментно окажутся невостребованными на собственном острове. Времена бюджетного иждивения аппарата заканчиваются, но вряд ли все захотят или смогут уехать в более обжитые места. Очередной социальный кризис, к которому, при наличии управленческой воли, можно и подготовиться.
     Если разморозить законопроект о стратегическом управлении, который был принят в первом чтении депутатами прошлого созыва, ввести целевую структуру управления и покончить с дореформенной отраслевой. Если вернуться к вопросу индикативного планирования человеческого развития, программно-целевой организации экономического пространства Сахалинской области. Разработать систему корпоративного сдерживания для роста зарплат, пути поддержки развития сервисной экономики и увеличения регионального национального интеллектуального богатства. Повысить заработанный в производительных секторах платежеспособный спрос населения области. Принять решение о поддержке научно-образовательного комплекса Сахалина и сделать ставку на развитие интеллектуального капитала, нематериальных активов. Производить пластиковые тепловодоснабжающие трубы и облицовочные строительные материалы в собственном газохимическом коплексе. В обмен на потребительскую продукцию завалить Китай минеральными удобрениями и пластмассами, синтезированными из шельфового газа. Резко повысить централизованное производство электроэнергии для обеспечения муниципальных блочных круглогодичных электротеплогенераторов. Реализовать принцип социальной ответственности предпринимательства хотя бы в части поддержания благоприятной среды обитания и недопущения трудовой дискриминации корпоративными структурами. И, в целом, сформировать производительную систему по обеспечению физического, психического, социального и материального благополучия сахалинцев для надежного воспроизводства высшей конституционной ценности – человека, его прав и свобод.
     Мы отстаем в системных подходах в экономике от развитых стран мира на 25-30 лет (эти страны отдали рынок нам и уже переходят от стратегических к творческим системам управления), но пока время терпит и есть хоть капля доверия граждан, господа депутаты и чиновники – формализуйте в праве цели общественно-гражданского развития и хотя бы попытайтесь смоделировать будущие состояния Сахалина через 10-15 лет. Ведь жизненная цель разумного человека не может измеряться размером собственного содержания и пенсии за счет налогоплательщика. Дайте обществу и, особенно, молодежи какой-либо просвет в социальном будущем.
     Ведь очевидно, что треть избирателей можно консолидировать под незамысловатым лозунгом: «грантовая учеба на Сахалине, гарантированная работа, кредитное жилье, сервисный отдых». Причем без всяких абстракций и обмана. Учебный комплекс может и должен пополняться объектами непроизводственного назначения, которые будут переходить в собственность области по шельфовым проектам. По ФЗ «О СРП» использование областной доли углеводородов и переходящего области имущества инвесторов регулируется областным законом – так разрабатывайте и принимайте такой закон сегодня, дайте перспективу на 7-10 лет вперед.
     Газохимический комплекс, муниципальная круглогодичная электротеплогенерация, ресурсосбережение, сервисная сфера, аквакультура, воспроизводство рыбных ресурсов – это реальное доходное будущее молодежи как интеллектуального пролетариата сферы жизнеобеспечения. И под сервисно-информационную и муниципальную экономику можно организовывать учебный процесс. Образование и работа заставят банковские структуры ориентироваться на жилищное кредитование и развитие инфраструктуры.
     Природно-климатические условия южных оконечностей Сахалина создают предпосылки целому ряду будущих поколений для проживания миллионов жителей, работы в сырьевой индустрии на севере только вахтовыми бригадами. Японцы семьдесят лет назад строили порты и причалы, железные дороги с туннелями, с маломерным флотом жили ресурсами незамерзающего моря. А мы то еще раньше выращивали на юге даже пшеницу.
     Наверное, сейчас слишком много ресурсов растрачивается на все устаревшее отраслевое и необъятное рыночно-текущее – времени на выработку стратегий развития не остается. И соответственно, финансовые вложения для достойной жизни будущих поколений не находятся и не концентрируются. А ведь правовые предпосылки были – фонд развития, фонд поколений, фонд 21-го века. Все рушиться из-за непреодолимой тяги к сиюминутному бездонному потреблению, в том числе и к бюджетному. Обычная психология временщиков, умственная леность и безответственность перед будущим.
 

Главная